Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 07:47, контрольная работа
Карьера- это последовательность должностей, которые работник занимает на протяжении жизни. Понятие «карьера» в основном связывается с трудовой и профессиональной деятельностью человека. Оно существует в широком и узком смысле.
В широком понимании карьера – это последовательность профессиональных ролей, статусов и видов деятельности в жизни человека. В данном случае результатом карьеры является высокий профессионализм, достижение признанного профессионального статуса.
Критериями для зачисления работника в резерв являются также:
а) мобильность (принципиальное согласие и готовность к перемене места работы и жительства и т.д.);
б) способность переносить большие физические и психологические нагрузки;
в) возможность освобождения от ранее выполняемых функций.
При отсутствии хотя бы одного из требуемых основных качеств у работника его не включают в число кандидатов на руководящую должность.
Второй этап - это подготовка плана освобождения ключевых должностей. Для этого руководство организации должно тщательно проанализировать сложившуюся ситуацию с учетом возраста, перспектив продвижения, личных интересов, состояния здоровья каждого из работников, занимающих ключевые должности, и определить сроки освобождения каждой из них. Подготовленный план является основой для управления подготовкой преемников.
Третий этап - определение требований к будущим руководителям. Этот этап играет важную роль в процессе подготовки резерва. Без понимания того, какими качествами (компетенциями) должны обладать занимающие ключевые должности руководители, организация не может эффективно выбрать потенциальных преемников, подготовить планы их развития и оценить готовность занять планируемую должность.
Те организации, которые научились управлять этим процессом, получают колоссальную отдачу от времени и средств, вложенных в работу с резервом, в виде безболезненной смены поколении, сохранения традиций и привнесения свежих взглядов, что материализует в продолжающемся десятилетиями успехе организаций.
Многие организации ведут отбор в вузах, а для принятых на работу «хай-по» создаются специальные программы развития продолжительностью в несколько лет, которые включают работу в различных должностях и подразделениях.
Периодическую оценку развития молодых работников проводит высшее руководство, при этом основной акцент делается на то, как работник демонстрирует и развивает свой потенциал, а не на конкретные результаты работы.
Формирование кадрового резерва на примере фирмы «Газпром трансгаз Екатеринбург» Цех опытного производства
Резерв руководящих кадров филиала «Газпром трансгаз Екатеринбург» подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний кадровый резерв формируется из числа работников Общества и подразделяется на:
- оперативный - резерв из числа работников, которым не требуется значительная дополнительная подготовка и которые способны занять должность в настоящее время в ближайшем будущем;
- перспективный - резерв из числа работников, потенциально способных занять более высокую должность после прохождения ими соответствующей подготовки (срок нахождения в кадровом резерве до 5 лет);
- молодые специалисты-это работники со стажем работы в Обществе не более 3 лет после окончания высших учебных заведений (средних специальных учебных заведений).
Внешний кадровый резерв - это работники, работающие в других организациях и претендующие на различные должности в подразделениях Общества. Студенты высших учебных заведений (средних специальных учебных заведений) с которыми имеется письменное соглашение о приёме на работу после окончания обучения.
Формирование кадрового резерва осуществляется в следующей последовательности:
- создание базы кадрового резерва;
- оценка и отбор кандидатов и состав кадрового резерва;
- формирование и согласование
кадрового резерва с
Генерального директора,
заместителями директора
- утверждение списков кадрового резерва Генеральным директором, директором филиала Общества;
- определение сроков, форм
и методов подготовки
- оценка готовности работника, состоящего в кадровом резерве к замещению должности
Целевая подготовка работников, включённых в списки резерва для замещения руководящей должности;
Реализация резерва:
- обеспечение планового замещения должности резерва и утверждение в ней нового работника;
- систематическое (не реже 1 раз в год) обновление списков резерва с целью пополнения;
- корректировка списков
по результатам анализа
Ответственность за организацию формирования и работу с резервом возлагается на руководителя кадровой службы.
Основные принципы и порядок формирования резерва:
а) работе по формированию резерва должно предшествовать определение кадровой службы подразделения оптимальной численности резерва руководящих кадров на основе:
- прогноза изменения структуры руководящего аппарата;
- потребности в руководящих кадрах на ближайшую (год) и длительную (до 5 лет) перспективу;
- фактической численности
подготовленного резерва
- количества кандидатов,
выбывших из резерва
- числа руководителей, высвобождаемых
в ходе организационно-штатных
мероприятий, которые могут замещать
имеющиеся вакансии
В целях обеспечения эффективности резерва его численность должна составлять не менее 3 кандидатов на место по каждой категории руководящих должностей.
Отбор работников для зачисления в кадровый резерв основан на следующих основных принципах:
- объективности – использование
одной и той же системы
- коллегиальности, предусматривающий
выдвижение, рассмотрение и согласование
кадрового резерва
- реальности – назначение
работников на планируемые
б) Основные критерии при отборе работников в кадровый резерв:
- наличие соответствующего
образования с учётом
- стаж и опыт работы, в том числе в Обществе;
- уровень профессиональной подготовки;
- результаты последней аттестации, отзыв(характеристика) непосредственно руководителя;
- состояние здоровья;
- готовность к переводу
в другие филиалы Общества(
Вышеперечисленные критерии к работникам, включаемым в состав кадрового резерва, не являются исчерпывающими и могут быть дополнены отбор кандидатов и оформление документов для включения в список резерва производятся непосредственными руководителями кандидатов и линейными руководителями совместно с кадровой службой и специалистами по экономической безопасности.
Непосредственный руководитель работника в соответствии с рекомендуемыми критериями осуществляет первичную оценку деловых и личных качеств кандидата и представляет в кадровое подразделение письменную рекомендацию о включении работника в резерв на соответствующую категорию. Ответственность за своевременность и качество отбора возлагается на руководителя. Специалистами кадрового подразделения на основании полученной рекомендации, с учётом потребности в резерве, данных предварительного изучения и отбора, мнения специалистов по экономической безопасности выносится заключение о возможности и целесообразности включения кандидата в список резерва.
в) В обществе формируются два уровня кадрового резерва.
К первому уровню относятся:
Номенклатура должностей исполнительного аппарата Общества:
- заместитель Генерального
директора по направлению
- главный бухгалтер;
- начальник департамента;
- начальник отдела.
Номенклатура должностей филиалов Общества:
- директор
- главный инженер;
- заместитель директора по направлению деятельности;
- главный бухгалтер.
Ко второму уровню относятся:
Номенклатура должностей филиалов Общества:
- заместитель главного инженера;
- начальник структурного подразделения (отдела, цеха, службы, управления и т. п);
- заместитель начальника структурного подразделения;
- начальник смены
- начальник смены цеха;
- старший мастер;
- ведущий инженер (инженер).
Для современного назначения на должности специалистов исполнительного аппарата Общества формируется база кадрового резерва из числа работников филиалов Общества, кандидатуры которых, в случае возникновения вакансии, будут рассматриваться наряду с кандидатурами из числа работников исполнительного аппарата Общества.
Работники, состоящие в кадровом резерве могут быть переведены из перспективного кадрового резерва в оперативный, из второго уровня кадрового резерва осуществляется в соответствии с Планом индивидуальной подготовки, в котором предусматриваются мероприятия по теоритической и практической подготовке, развитию необходимых деловых и личных качеств, умений и навыков для замещения должностей руководителей и специалистов.
Используются следующие виды подготовки кадрового резерва:
- переподготовка (обучение, связанное с получением дополнительного профессионального образования);
- повышение квалификации (совершенствование профессиональных и квалификационных знаний);
- стажировка (практическое
выполнение обязанностей по
- ротация;
- выполнение отдельных организационных, управленческих и производственных заданий;
- самоподготовка.
Выбор видов, форм, сроков, тематики, обучения, образовательных программ и учреждений осуществляется с учётом квалификационных требований по предлагаемой к замещению должности и степени подготовленности работника.
Для работников, состоящих в перспективном кадровом резерве, руководитель подготовки разрабатывает План индивидуальной подготовки, рассчитанный на 5 лет с разбивкой по годам. В нём предусматривается составление карьерного Плана – это перечень должностей, по которым необходимо пройти подготовку (стажировку и ротацию) работнику для того, чтобы знать руководящую должность. Ежегодно при проведении оценки готовности работника план индивидуальной подготовки может быть скорректирован и дополнен в соответствии с уровнем подготовленности кандидата.
План индивидуальной подготовки составляется в 3-х экземплярах
- первый находится у работника;
- второй в Службе управления персоналом филиала Общества для контроля за ходом выполнения плана;
- третий у руководителя подготовки.
Качество выполнения отдельных поручений руководства Общества работником, состоящие в кадровом резерве, оценивается руководителем подготовки с отметкой в Плане индивидуальной подготовки.
На каждого работника Общества, зачисленного в кадровый резерв, в Службе управления персоналом филиала заполняется карточка учёта резерва на выдвижение. В карточке фиксируются сведения о теоритическом обучении, прохождение стажировки работника. Основной формой практической подготовки работника, включённого в кадровый резерв, является стажировка, которая организуется и приводится в целях:
- формирования и закрепления
на практике профессиональных
знаний, умений и навыков, полученных
в результате теоритической
- приобретения профессиональных
и организаторских навыков
- проверки подготовленности
работника к исполнению
Стажировка, как временное исполнение обязанностей работником, состоящим в кадровом резерве, на время отпуска, командировки, болезни руководителя и при других обстоятельствах, предполагает, что этот период работник возглавляет структурное подразделение, выполняет отдельные поручения руководства, принимает самостоятельные решения по текущим вопросам, разрабатывает и вносит предложения по улучшению работы структурного подразделения. По окончании стажировки руководитель подготовки составляет отзыв, знакомит с ним работника и представляет отзыв в Службу управления персоналом филиала Общества.
Ротация-это перевод руководителей и специалистов, состоящих в кадровом резерве, на вакантную должность с исполнением соответствующих обязанностей по этой должности, определённых должностной инструкцией и Положением о структурном подразделении, с письменного согласия работника. По результатам ротации проводится оценка деятельности работника с отметкой в Плане индивидуальной подготовки.
Подготовка кадрового резерва осуществляется в пределах установленной для исполнительного аппарата и филиала Общества сметы затрат на обучение персонала. В 2012 году затраты на подготовку кадрового резерва составили 895,2 тыс. рублей.
Оценка готовности работников, состоящих в кадровом резерве, к замещению должностей проводится два раза в год (или в случае образовавшейся вакансии):
- до 15 февраля за прошедший год;
- до 1 октября для первого
уровня и до 1 сентября для второго
уровня кадрового резерва при
промежуточном подведении
Служба управления персоналом филиала совместно с руководителем подготовки работника, состоящего в кадровом резерве, подводят итоги выполнения Планов индивидуальной подготовки, а также оценивают другие документы, подтверждающие результаты прохождения стажировки и ротации, проведения аттестации, тестирования, интервьюирования.