Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 19:24, курсовая работа
Конфликт - это всегда сложный и многоплановый социальный феномен. В нем участвуют самые различные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами. Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д. Но каждый из нас также знает, что сама личность внутренне противоречива и подвержена постоянным противоречиям и стрессам.
Сегодня в конфликтологической литературе существуют самые различные определения конфликта. Так, на Западе широко распространено понятие конфликта, сформулированное известным американским теоретиком Л. Козером. Под ним он понимает борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранения соперника.
1. Природа конфликта……………………………………………………………………………….3
1.1. Понятие конфликта…………………………………………………………………….3
1.2 Объект и предмет конфликта…………………………………………………………..6
1.3 Действующие лица конфликта…………………………………………………………7
1.4 Групповые конфликты. Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов...8
1.5 Межгрупповые конфликты в организациях………………………………………….10
1.6 Причины конфликтов, порожденные трудовым процессом………………………..12
1.7Трудовые конфликты и пути их разрешения…………………………………………14
2. Конфликты, необходимость управления ими и пути преодоления…………………………..18
2.1. Методы разрешения конфликтов…………………………………………………….18
2.2. Стратегии и тактики поведения участников конфликта……………………………19
2.3. Стратегия управления конфликтом со стороны руководителя…………………….25
3. Сущность и природа конфликта в организации……………………………………………….29
3.1. Характеристика деятельности ОАО “Быстробанк”………………………………...29
3.2.Организационная структура…………………………………………………………..30
3.3. Причины и виды конфликтов в организации………………………………………30
Заключение…………………………………………………………………………………………34
Список используемой литературы………………………………………………………………..35
Содержание.
1. Природа конфликта…………………………………
1.1. Понятие конфликта…………………………………
1.2 Объект и предмет
конфликта………………………………………………………
1.3 Действующие лица конфликта…………
1.4 Групповые конфликты. Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов...8
1.5 Межгрупповые конфликты
в организациях…………………………………………
1.6 Причины конфликтов, порожденные
трудовым процессом………………………..
1.7Трудовые конфликты
и пути их разрешения…………………………
2. Конфликты, необходимость управления ими и пути преодоления…………………………..18
2.1. Методы разрешения конфликтов……………………………………………………
2.2. Стратегии и тактики
поведения участников
2.3. Стратегия управления конфликтом со стороны руководителя…………………….25
3. Сущность и природа конфликта
в организации……………………………………………….
3.1. Характеристика деятельности ОАО “Быстробанк”………………………………...29
3.2.Организационная структура………………………………………………………
3.3. Причины и виды конфликтов в организации………………………………………30
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………………
1. Природа конфликта.
Конфликт - это всегда сложный и многоплановый социальный феномен. В нем участвуют самые различные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами. Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д. Но каждый из нас также знает, что сама личность внутренне противоречива и подвержена постоянным противоречиям и стрессам.
1.1 Понятие конфликта
Сегодня в конфликтологической литературе существуют самые различные определения конфликта. Так, на Западе широко распространено понятие конфликта, сформулированное известным американским теоретиком Л. Козером. Под ним он понимает борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранения соперника.
Это определение раскрывает конфликт в большей степени с социологической точки зрения, ибо его сущностью, по мнению автора, выступает столкновение ценностей и интересов различных социальных групп.
В отечественной литературе большинство определений конфликта носит также социологический характер. Их достоинство состоит в том, что авторы выделяют различные необходимые признаки социального конфликта, представленного многообразными формами противоборства между индивидуумами и социальными общностями, направленными на достижение определенных интересов и целей. Приведем для примера некоторые из определений конфликта:
А.Г. Здравомыслов: Конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.
Ю.Г. Запрудский: Социальный конфликт - это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству.
А.В. Дмитриев: Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны.
Можно привести и другие определения конфликта. Важнее сформулировать его общее понятие, имеющее методологическое значение.
В этом плане всякий конфликт есть качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей, основанное на отрицательных эмоциях.
Сущность конфликта - это межгрупповое или межличностное противоборство, основанное на осознанном каждой из сторон противоречии. Это столкновение принципов, мнений, оценок, характеров или эталонов поведения людей.
Термин «конфликт» может быть распространен на многие явления, вплоть до борьбы с неодушевленными предметами (например, в борьбе за существование). Но есть такое понятие как «социальный конфликт». В социальном конфликте все стороны представлены людьми, группами людей.
Социальный конфликт – это тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны.
Прежде всего следует отметить, что основой всех конфликтов являются противоречия, возникающие между людьми или внутри структуры самой личности. Именно противоречия и вызывают противоборство между сторонами конфликта. При этом выделяют:
- объективные (не зависящие от сознания людей) противоречия, играют ключевую роль в возникновении конфликтов в обществе;
- субъективные (обусловлены субъективными личностными факторами);
- мнимые (однако, если они имеют для человека существенное значение, то могут порождать конфликтную ситуацию).
В социально-экономической литературе понятия "конфликт" и "спор" часто отождествляются, более того, в Российском законодательстве понятие "конфликт" подменено словом "спор". Но, отождествление этих двух понятий с позиций конфликтологии недопустимы. Приведем пример. Допустим спорят двое школьников и представители двух государств. В случае, если спорят между собой два школьника, то это классический спор, который можно рассматривать как расхождение во мнениях, убеждениях, позициях. В случае, если спорящие – представители разных государств, то мы имеем дело не просто со спором, а спором, в котором затрагиваются интересы сторон (в отличие от первого). Такой спор является внешним отражением конфликта между государствами. Таким образом, спор не обязательно затрагивает интересы сторон, а если таковое происходит, то это и есть внешнее проявление конфликта.
Всякое соревнование изначально предполагает определенные условия его проведения и строгие временные рамки. Оно регулируется различного рода правилами. Его процесс и результат контролируем в рамках установленных правил, процедур и соглашений. И с этими, заранее установленными, правилами согласны все участники соревнования. В этом состоит существенное отличие последнего от конфликта.
Однако если правила соревнования нарушаются, оно может перерасти в конфликт, сопровождающийся негативными эмоциями. Но это (конфликтное) взаимодействие возникнет уже совсем по другому поводу.
Второй момент, который необходимо учитывать при разграничении конфликта и соревнования, состоит в том, что последнее или полностью представляет собой игру. Как видно, несмотря на некоторые сходные черты, по своей сущности соревнование и игра во многом противоположны конфликту. Конфликт - это не переживание удовольствия, а напротив, переживание отрицательных эмоций.
Существует 4 признака конфликта:
1. Конфликт - свойство человеческих взаимоотношений, его нельзя отождествлять с конфликтами у животных.
2. Конфликт - психическое
внутреннее состояние души
3. Конфликт - внешне выраженная форма человеческого поведения, действий на вербальном и невербальном уровне.
4. Конфликт - не просто
состояние психической
Формула конфликта:
Конфликт = участники + объект + конфликтная ситуация + инцидент
Под функцией конфликта понимают влияние конфликтов на отдельные элементы системы (личность, группы, общности) и на систему в целом, а также возможные последствия такого влияния.
Конфликт как общественное явление может выполнять как позитивные, так и негативные функции. Если конфликт способствует позитивным изменениям, стимулирует инновационную активность личности, можно считать, что конфликты выполняют позитивную функцию. Если происходит ухудшение психологического климата, усиление конфронтации, можно считать, что конфликты выполняют негативную функцию.
На основе работ классиков в современной конфликтологии выделяются следующие позитивные и негативные функции конфликта:
Ростовский исследователь Запрудский Ю. разделил все функции на две группы: «материальные» и «духовные», а затем, отметил три наиболее важные общие функции, присущие любым конфликтам: «сигнальную, дифференцирующую и динамическую».
В литературе встречаются и другие классификации функций.
Отметим прежде всего такую общую функцию, как информационно-познавательная. Конфликт стимулирует познание интересов, ценностей, позиций, сталкивающихся субъектов.
Другая всеобщая функция конфликта - интегративная. Конфликт способствует интеграции, объединению людей, установлению стабильности в обществе. Разрешение конфликта сплачивает группы, сообщества, способствует гармонизации общественных отношений.
Одна из общих функций конфликта - функция стимулирования адаптации субъектов конфликта к изменяющейся среде. Социальным группам, индивидам приходится постоянно сталкиваться с новыми условиями и новыми потребностями, порождаемыми происходящими изменениями. Отсюда необходимость адаптации, приспособления к новой ситуации путем переоценки ценностей, критики устаревших образцов поведения и мышления.
1.2 Объект и предмет конфликта
Всякий конфликт возникает только при наличии его объекта.
Та ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов противоборствующих сторон, называется объектом конфликта.
В отличие от субъекта предметом конфликта являются те противоречия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить посредством противоборства.
Предметом конфликта могут быть экономические и социальные блага, материальные и духовные ценности, политические режимы, юридические институты, политические и общественные лидеры, их программы, идеологические доктрины, религиозные верования, права и свободы человека, нравственные и эстетические идеалы, разнообразные традиции и многое другое, что составляет элементы цивилизованной социальной жизни.
Необходимо отметить, что конфликты возникают по поводу какого-либо объекта, но их сущность выражается в предмете конфликта. Поэтому и разрешение или урегулирование конфликта в первую очередь связано с устранением не его объекта, а его предмета. Важно также отметить, что объект конфликта может быть как истинным, реальным, так и потенциальным, ложным, иллюзорным. Люди вступают в борьбу не только за реальные материальные блага и ресурсы, но и утверждая и отстаивая призрачные идеалы и идеи. Но предмет конфликта всегда реален и всегда актуален.
1.3 Действующие лица конфликта
Важно различить действующих лиц в конфликте (участник, субъект, сторона конфликта).
Участником конфликта может быть любой человек, а также организация или группа лиц, которые принимают в нем участие, не обязательно отдавая себе отчет о целях и задачах конфликтного состояния.
Субъектом социального конфликта выступает та личность, организация или группа, которые способны создавать конфликтную ситуацию, то есть прочно и относительно самостоятельно влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами, оказывать влияние на поведение и положение других, вызывать важные изменения в социальных отношениях.
Субъект конфликта заинтересован вовлечь в конфликт как можно больше участников, для этого им применяется тактическое действие, в результате чего интересы этого участника также могут быть замешаны в данную конфликтную ситуацию, а впоследствии другая сторона для него станет противником.
Сторона конфликта - новое единство, объединенное из распавшихся частей прежнего единства вокруг вновь возникающих интересов, способное действовать в конфликте как самостоятельное целое.
Эпизодическая роль в конфликте может принадлежать подстрекателям, пособникам, организаторам (в основном данная терминология характеризирует криминальные конфликты, но тем не менее может относится и к международным и другим конфликтам).
Подстрекатель – это лицо, организация или государство, подталкивающее другого участника к конфликту. Сам подстрекатель может затем в этом конфликте и не участвовать, его задача в том, что спровоцировать, развязать конфликт между другими лицами.
Пособник – лицо, содействующее конфликту советами, технической помощью и другими способами. При групповых конфликтах, особенно если в них участвует толпа, многие присутствующие люди фактически выступают как пособники основных участников. Кто-то выкрикивает лозунги, бросает камни, палки.
Организатор – лицо, планирующее конфликт, намечающее его развитие, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников и др.