Управление конфликтами на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 22:27, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: выявить причины конфликта, проанализировать типы возникающих конфликтов и выработать рекомендации по выходу из них.
На основе поставленной цели выделим следующие задачи:
выявить и обобщить причины возникновения конфликтов;
рассмотреть существующие конфликты и найти наиболее эффективные решения выхода из них;
выработать рекомендации по управлению конфликтной ситуацией и созданию благоприятной атмосферы в коллективе организации;
выработать рекомендации по выявлению социально-психологического напряжения в коллективе;
овладеть эффективными средствами предотвращения и разрешения конфликтов.

Содержание работы

Введение 5
1. Методология управления конфликтами 7
1.1 Структура и типы конфликтов 7
1.2 Причины конфликтов 11
1.3 Управление конфликтными ситуациями 12
1.4 Динамика конфликта 16
2. Анализ конфликтных ситуации в ООО «Атлант» 19
2.1 Общая характеристика предприятия 19
2.2 Характеристика персонала 23
2.3 Разрешение конфликтных ситуаций 26
Заключение 33
Глоссарий ключевых слов 35
Список используемой литературы 36

Файлы: 1 файл

курсовая менеджмент.doc

— 200.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

«УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ  НА ПРЕДПРИЯТИИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

5

1. Методология управления  конфликтами

7

1.1 Структура и типы  конфликтов

7

1.2 Причины конфликтов

11

1.3 Управление конфликтными  ситуациями

12

1.4 Динамика конфликта

16

2. Анализ конфликтных  ситуации в ООО «Атлант»

19

2.1 Общая характеристика  предприятия

19

2.2 Характеристика персонала

23

2.3 Разрешение конфликтных  ситуаций

26

Заключение

33

Глоссарий ключевых слов

35

Список используемой литературы

36


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • ВВЕДЕНИЕ

  • Тема курсовой работы: Управление конфликтами на предприятии, (на примере ООО «Атлант»).

  • Актуальность темы обосновывается тем, что эффективная работа персонала, зависит от организационного и психологического климата в компании. Что в свою очередь зависит от проблем возникновения внутрифирменных конфликтов [10, с.103]. Наверное, именно в связи с этим информация по теме конфликта актуальна в нынешнее время, значима, всегда имеет для сравнения личный опыт конфликтного взаимодействия и может оказаться полезной каждому человеку независимо от его возраста и профессии.

     Цель курсовой работы: выявить причины конфликта, проанализировать типы возникающих конфликтов и выработать рекомендации по выходу из них.

    На основе поставленной цели выделим следующие задачи:

    • выявить и обобщить причины возникновения конфликтов;
    • рассмотреть существующие конфликты и найти наиболее эффективные решения выхода из них;
    • выработать рекомендации по управлению конфликтной ситуацией и созданию благоприятной атмосферы в коллективе организации;
    • выработать рекомендации по выявлению социально-психологического напряжения в коллективе;
    • овладеть эффективными средствами предотвращения и разрешения конфликтов.

    Предметом курсовой работы является конфликт, образовавшийся внутри предприятия.

    Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Атлант».

    В первой главе курсовой работы, представлена методология управления конфликтами, в которую войдут структурные  элементы, типы, причины, возникновения  конфликтных ситуаций.

    Во второй главе, анализируются  конфликтные ситуации в ООО «Атлант», представлена характеристика производственно-хозяйственной  деятельности, изложена организационная  структура управления предприятия, характеристика реализуемой продукции, проведен анализ причин и методов управления конфликтными ситуациями в ООО «Атлант».

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1. Методология управления  конфликтами

     

    1.1 Структура и типы  конфликтов

  • Конфликт - это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством. На основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или (мнений, взглядов, оценок) [11, с. 30].

  • Выделяется два признака, для уяснения сути конфликта:

    Первый, это конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов или суждений. Такие мотивы и суждения являются необходимым условием возникновения конфликта. Второй, это конфликт всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического).

    Исходя из выше сказанного, можно сформулировать необходимые  и достаточные условия возникновения (наступления) конфликта.

    Необходимым и достаточным  условием возникновения (наступления) конфликта являются наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений, а так же состояния противоборства между ними.

  • Структурные элементы конфликта
  • Стороны конфликта - это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих [1, с. 25].

    Предмет конфликта – это то, из-за чего возникает конфликт.

    Мотивы конфликта - это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, идей, идеалов, убеждений).

    Образ конфликтной ситуации - это отображение предмета конфликта  в сознание субъектов конфликтного взаимодействия.

    Позиции конфликтующих  сторон - это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или переговорном процессе.

    Итак, причиной конфликта  могут стать только те события (действия, решения, обстоятельства), которые затрагивают  интересы членов коллектива. А интересы членов коллектива (группы), как уже говорилось, выражаются в занимаемых членами группы психологических позициях. Так вот, какое- либо событие может стать предметом конфликта. То есть породить конфликтную ситуацию, если в результате этого события некоторые члены группы будут поставлены перед необходимостью. Изменить свои психологические позиции на менее выгодные, то есть пострадают, будут прямо или косвенно ущемлены интересы. Интересы бывают четырех типов: производственные, социальные, личностные, финансовые.

  • Типизация конфликтов

  • Конфликты, представляющие собой сложное социально- психологическое  явление, весьма многообразны и их можно  классифицировать по различны признакам. С практической точки зрения классификация  конфликтов важна, так как она  позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и, следовательно, помогает оценить пути их решения.

    В таблице 1.1 приведена  классификация конфликтов

    Таблица 1.1

    Классификация конфликтов

    Основные

    классификации

    Виды

    конфликтов

      • Общая характеристика

    1

    Сферы проявления конфликта

      • Экономические

    Идеологические

    Соц.- бытовые

    Семейно-бытовые

      • В основе лежат эконом. противоречия

    В основе лежат противоречия во взглядах

    В основе лежат социальной сферы

    В основе лежат противоречия семейных отношений

    2

      • Степень

    длительности и напряженности

    конфликта

      • Бурные

    быстротекущие

    конфликты

     

    Острые длительные конфликты

    Слабовыраженные и вялотекущие  конфликты

    Возникают на основе индивидуальных психологических особенностей личности, отличаются агрессивностью и крайней  враждебностью конфликтующих

    Возникают при наличие глубоких противоречий

     

    Связь с не очень острыми  противоречиями, либо пассивностью одной  из сторон

    3

    Субъекты конфликтного

    взаимодействия 

      • Внутриличностные

    конфликты

    Межличностные

    конфликты

    Конфликты

    «личность-группа»

    Межгрупповые

    конфликты

      • Связаны со столкновением противоположно

    Направленных мотивов  личности

    Субъектами конфликта  вступают 2 личности

     

    Субъекты конфликта: с  одной стороны личность, с другой группа

    Субъектами конфликта  вступают малые социальные группы или  микрогруппы

    4

    Социальные последствия

    Конструктивные конфликты

     

    Деструктивные конфликты

    В основе таких конфликтов лежат объективные противоречия. Способствуют развитию организации  или другой соц. системе.

    В основе таких конфликтов лежат субъективные причины. Они  создают соц. напряженность и разрушают ее.

    5

    Предмет конфликта

    Реалистичные

    (предметные)

    конфликты

    Нереалистичные

    (беспредметные)

    конфликты

    Имеют четкий предмет

     

     

    Не имеют предмета или имеют предмет, который является жизненно важным для одного или обоих  субъектов конфликта


     

    Существуют четыре основных типа конфликта: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой  и межгрупповой конфликт.

    Внутриличностный конфликт – это конфликт внутри психического мира личности, представляющий собой противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов). Одной из наиболее распространенных форм такого конфликта является ролевой конфликт, когда к одному сотруднику предъявляют противоречивые требования, даются противоречивые задания или требуют взаимоисключающих результатов.

    Межличностный конфликт является наиболее распространенным, но в различных организационных окружения проявляется по-разному. Это может быть столкновение личностей с разными чертами характера, взглядами, ценностями или борьба руководителя за ограниченные ресурсы или лидерство. Межличностные конфликты затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны либо служебными, либо межличностными отношениями.

    Межличностные конфликты, охватывают все сферы человеческих отношений. В таблице 1.2 представлены основные сферы межличностных конфликтов с выделением некоторых типов и причин.

    Таблица 1.2

    Сфера межличностных  отношений

    Сфера

    проявления

    Типы конфликтов

    Причина

    1

    Коллектив (организация)

      • Руководитель-

    Подчиненный:

    Между

    Сотрудниками одного ранга:

    Служебные;

    Неслужебные

    Организационно-технические: распределение ресурсов; неудовлетворительные коммуникации; различия в целях и  т. д.

    Психологические(социально-психологические): индивидуально-психологические особенности; социально-психологические явления (позиция, статус, роль, внутренняя установка и др.)

    2

    Семья

      • Супружеские

    Конфликты;

    Родители-дети;

    Супруги-родственники

    Ограничение свободы, активности и действий; девитантное поведение  одного или нескольких членов семьи; наличае противоположных интересов; сексуальная дисгармония; материальные проблемы; индивидуально-психологические особенности и уровень психолого-педагогической культуры членов семьи

    3

    Общество

    (учреждения соц. сферы;  гос. Учреждения;

    улица и т.д.)

      • Гражданин-

    Общество;

    Гражданин-

    Чиновник и т. д.

    Неразвитость технологий приема граждан в государственных  учреждениях и в сфере обслуживания; низкая правовая и психолого-педагогическая культура


     

    Управление межличностными конфликтами можно рассматривать в двух аспектах - внутреннем и внешнем. Внутренний аспект предлагает применение технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте. Внешний аспект отражает управленческую деятельность со стороны руководителя или другого субъекта управления по отношению к конкретному конфликту.

     

    1.2 Причины конфликтов

    Социально – психологические  причины отражают социально- психологические явления в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения.

    Социально - политические и экономические причины связаны с социально- политической ситуацией в стране.

    Социально – демографические  причины отражают различия в установках и мотивах людей, обусловленных их полом, возрастам, принадлежностью к этническим группам.

    Индивидуально – психологические  причины отражают индивидуальные психологические особенности личности (способности, темперамент, характер, мотивы) [4, с. 32].

    Вторую группу причин в данной классификации можно  назвать частными. В этой группе, я назову некоторые из них:

    • ограниченность ресурсов;
    • нарушение служебной этики;
    • нарушение трудового законодательства
    • неудовлетворенность условиями деятельности
    • неудовлетворенные коммуникации
    • различия в целях, ценностях, средствах достижения целей

    Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных ситуациях, устранение которых является необходимым условием решения конфликтов.

    Конфликтна ситуация - это накопившиеся противоречия, связанные  с деятельностью субъектов социального  взаимодействия и создающие почву  для реального противоборства между ними.

    1.3 Управление конфликтными  ситуациями

    В зависимости от эффективности  управления последствия конфликтов могут способствовать развитию взаимодействия в организационном окружении, но могут носить и дисфункциональный  характер, создавая условия для возобновления или возникновения новых конфликтных ситуаций. Дисфункциональными последствиями конфликта могут быть:

    • неудовлетворенность, нарушение морально- психологического климата, повышение текучести кадров; снижение производительности труда;
    • снижение уровня сотрудничества в будущем, развитие настороженности в коллективе;
    • повышение сплоченности группы и развитие непродуктивной конкуренции с другими группами в организации;
    • создание и укрепление «образа врага» в лице другой конфликтующей стороны и искажения представления о ее целях;
    • усиление враждебности между конфликтующими сторонами по мере взаимных контактов;
    • придание большого значения достигнутому успеху в разрешении конфликта, чем решению реальной проблемы конфликта.

    Информация о работе Управление конфликтами на предприятии