Управление конфликтами в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 07:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: совершенствование системы управления конфликтными ситуациями в ООО «Автолига».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - исследовать теоретические аспекты конфликта; - рассмотреть общую характеристику деятельности ООО «Автолига»; - проанализировать количественно-качественный состав работников ООО «Автолига»; - осуществить анализ причин возникновения организационных конфликтов в ООО «Автолига» - предложить способы и методы управления конфликтными ситуациями и минимизации их негативных последствий для ООО «Автолига».

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты конфликтов в организации 5
1.1. Сущность и природа конфликтов 5
1.2. Классификация конфликтов и причины их возникновения 7
Глава 2. Анализ конфликтных ситуаций и организационного климата ООО «Автолига» 16
2.1. Общая характеристика деятельности ООО «Автолига» и количественно-качественный состав рабочих кадров 16
2.2. Анализ причин возникновения организационных конфликтов в ООО «Автолига» и работа по их устранению. 24
Глава 3. Разработка мероприятий по снижению уровня организационных конфликтов в ООО «Автолига». 31
Заключение 36
Библиографический список 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 40

Файлы: 1 файл

upravlenie_konfliktami.doc

— 731.00 Кб (Скачать файл)

 

Негосударственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

Центросоюза Российской  Федерации


СИБИРСКИЙ УНИВЕРИТЕТ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

Кафедра менеджмента

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Менеджмент»

на тему «Управление конфликтами в организации»

 

Студентки 4  курса

    Рей Марии Александровны

                               группы  Э-83; Э-08-074

 

Руководитель ____________________

Оценка после защиты______________

Состав комиссии:

_________________________________

_________________________________

_________________________________

Дата защиты:_____________________

 

Новосибирск 2012

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

Основой любой организации являются люди (коллектив), и без них функционирование организации невозможно. Совокупность условий, в которых оказываются люди в процессе совместной деятельности, предопределяет и ограничивает способы их взаимодействия. Количество потребностей, которые могут быть удовлетворены в общении, также оказывается ограниченным сложившимися обстоятельствами. В этой связи в коллективах часто возникают ситуации, в ходе которых между людьми обнаруживаются противоречия по широкому кругу вопросов. Сами по себе эти разногласия и противоречия могут выступать в качестве положительного фактора движения творческой мысли. Однако, становясь острыми, они могут препятствовать успешной совместной работе и вести к конфликтам. Необходимо соответствующее управление этими процессами, задачей которого должно быть предупреждение возникновения нежелательных, негативного плана конфликтов, придание неизбежным конфликтным ситуациям конструктивного характера. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя.

 Данная тема является актуальной, так как в настоящее время исследование конфликтов относится к наиболее динамично развивающейся области психологии. Конфликт представляет собой явление, которое играет особую роль в психической жизни людей, их развитии, самореализации, отношениях с другими людьми, наконец, в жизни общества в целом. И сегодня невозможно обойтись без наработанных методов управления конфликтами.

Цель исследования: совершенствование системы управления конфликтными ситуациями в ООО «Автолига».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- исследовать теоретические аспекты  конфликта;

- рассмотреть общую характеристику деятельности ООО «Автолига»;

- проанализировать количественно-качественный состав работников ООО «Автолига»;

- осуществить анализ  причин возникновения организационных конфликтов в ООО «Автолига»

- предложить способы и методы  управления конфликтными ситуациями  и минимизации их негативных последствий для ООО «Автолига».

Объект изучения: система управления конфликтными ситуациями

Предмет изучения: процессы, протекающие в рамках организации и воздействующие на формирование организационного климата и порождающие конфликтные ситуации.

Объект наблюдения: Общество с ограниченной ответственностью «Автолига».

В отечественной экономической литературе данными вопросами занимались Э.Э. Линчевский, А. И. Шипилов, А. И. Кочеткова, В. П. Шейнов и др., в зарубежной экономической литературе – К. Томас, Э. Берн, Якокка Ли и др.

 

Глава 1. Теоретические  аспекты конфликтов в организации

    1. Сущность и природа конфликтов

 

Конфликт - это  важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия.

Самое общее определение  конфликта (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение противоречивых или несовместимых сил. Более полное определение — противоречие, возникающее между людьми или коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствия согласия между двумя или более сторонами. [9 с 25]

Конфликт — это факт человеческого существования. Многие люди воспринимают историю человечества как бесконечную повесть конфликтов и борьбы. Нигде конфликты не проявляются так очевидно, как в мире бизнеса. Существуют конфликты между фирмами, компаниями, ассоциациями, в пределах одной организации и т.п. Конфликт, возникающий в организации, называют организационным. Это, в частности, конфронтации, противоречия и т.п.

Организационный конфликт может принимать множество  форм. Какой бы ни была природа организационного конфликта, менеджеры должны уметь анализировать его, понимать и управлять им. Некоторые фирмы вводят в штатное расписание должность менеджера по отношениям с сотрудниками (конфликтолог). [20]

Когда конфликт в организации неуправляем, это  может привести к конфронтации (структурные подразделения организации или члены микро- или макроколлектива перестают сотрудничать и общаться друг с другом). В конечном итоге подобная ситуация разобщения приведет к деградации коллектива и организации в целом.

Большинство ассоциируют конфликт с агрессией, спорами, враждебностью, войной и т.п. Бытует мнение, что конфликта по возможности необходимо избегать или немедленно разрешать его, как только он возникнет. Однако следует иметь в виду, что конфликт наряду с проблемами может приносить организации и пользу. В связи с этим менеджеры часто сознательно стимулируют конфликт, чтобы оживить организацию, которая «загнивает». Считается, что если в организации, трудовом коллективе нет конфликтов, то там что-то не в порядке. В жизни не бывает бесконфликтных организаций: важно, чтобы конфликт не был разрушительным. Задача менеджера — спроектировать конструктивный, разрешаемый конфликт. Чтобы извлечь выгоду из него, нужна открытая, невраждебная, полная поддержки окружающая среда. Если такая среда есть, то организация от наличия конфликтов становится только лучше, поскольку разнообразие точек зрения дает дополнительную информацию, помогает выявить больше альтернатив или проблем.

Однако не следует сбрасывать со счетов и тот факт, что отдельные, чаще всего межличностные конфликты носят разрушительный характер. Об этом также должен знать менеджер, так как в совместной деятельности участвуют люди, различные по своей профессиональной подготовленности, жизненному опыту, индивидуальным чертам характера и темперамента и т.п. Эти различия неизбежно накладывают свой отпечаток на оценки и мнения по значимым для личности и организации вопросам, порой порождают противоборство, которое, как правило, сопровождается эмоциональным возбуждением и часто перерастает в конфликт. В некоторых случаях столкновения оценок и мнений заходят так далеко, что интересы дела отходят на задний план: все мысли конфликтующих направлены на борьбу, которая становится самоцелью, что отрицательно сказывается на развитии организации.[1 с 216]

Какова же природа конфликта? В  основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоположные позиции  сторон по какому-то вопросу, либо противоположные  цели или средства их достижения в  данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. Конфликтная ситуация, таким образом, обязательно включает в себя объекты и субъекты конфликта. Это и есть база конфликта.

Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать так, что ущемляет интересы другой. Инцидент может возникнуть как по инициативе субъектов конфликта (оппонентов), так и независимо от их воли и желания — вследствие объективных обстоятельств или случайности.

Конфликтные ситуации также могут  возникнуть по инициативе оппонентов либо объективно. Кроме того, конфликтная ситуация может передаваться «по наследству», переходить к новым оппонентам. Она может создаваться оппонентами намеренно — ради достижения определенных целей в будущем, но может быть порождена хотя и намеренно, но без определенной цели, а иногда и во вред себе. То же самое относится и к инциденту. [7 с 156]

В развитии каждого конфликта можно  фиксировать возникновение новой  конфликтной ситуации, ее исчезновение и прекращение инцидента. Любое  изменение конфликтной ситуации приводит к прекращению данного конфликта, а, возможно, и к началу нового.

Последствия конфликта зависят  в основном от того, насколько эффективно управляет им менеджер. В связи  с этим нужно знать не только природу, но типы конфликтов. [14 с 117]

    1. Классификация конфликтов и причины их возникновения

 

Наличие огромного количества общих  и частных классификаций конфликта, данных психологами, говорит о том, что их возможно столько, сколько  различных сторон выявляет в нем  психология. Существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу.

Большинство конфликтов назревает  постепенно, конфликтующие стороны  лишь в узком кругу выражают свои претензии. Предпринимаются попытки  решить вопрос мирно, путем удовлетворения просьбы или отмены приказа. Если такой способ не вызывает позитивной реакции или наталкивается на отказ, конфликт выходит из скрытого периода в открытую форму, при этом каждая из сторон стремится не только оправдать свои действия, но и привлечь к себе сторонников. Тогда конфликт приобретает затяжной характер.

Таким образом, по масштабам и продолжительности конфликты разделяются на:

    • общие и локальные;
    • глобальные (охватывают весь коллектив или большую его часть) и парциальные (происходят между работниками или между работником и руководителем);
    • кратковременные и затяжные;
    • скоротечные и долгосрочные.

По целям, которые отстаивают стороны, конфликты делятся на:

    • преследующие личные цели;
    • преследующие групповые цели;
    • преследующие общественные цели.

Цели также делятся по их нравственному  содержанию (ради чего затевается конфликт), по времени (близкие или отдаленные), по публичности (открытые или скрытые).

По источникам и причинам возникновения выделяют:

    • объективные и субъективные;
    • организационные, эмоциональные и социально-трудовые;
    • деловые и личностные.

По коммуникативной направленности различают:

    • вертикальные;
    • горизонтальные;
    • смешанные.

Горизонтальные - взаимоотношения равных по своему должностному статусу оппонентов, а вертикальные - столкновение разных по должности людей или групп.

По функциональной значимости конфликты делятся на:

    • позитивные (конструктивные) и негативные (деструктивные);
    • созидательные и разрушительные. [20 с 65]

Позитивная роль конфликтов состоит  в том, что они необходимы и даже неизбежны для развития трудового коллектива. Конструктивная сторона ярче проявляется, когда конфликт по уровню достаточен для мотивации людей.

По формам и степени столкновения различают конфликты:

    • открытые и скрытые;
    • спонтанные, инициированные и спровоцированные;
    • неизбежные, вынужденные, лишенные целесообразности.

По способам урегулирования:

    • антагонистические и компромиссные;
    • полностью или частично разрешаемые, приводящие к согласию и сотрудничеству.[25 с 98]

Существуют классификации и  другого типа (табл.1).

В зависимости от субъектов конфликта  и от природы его возникновения  различают пять основных уровней  конфликтов, которые тесно связаны  между собой: межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой, межгрупповой конфликт, внутригрупповой и внутриличностный конфликт.

  • Межличностный конфликт. Этот тип конфликта, возможно, самый распространенный. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них считает, что поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее начальство выделить эти ресурсы именно ему, а не другому руководителю. Аналогичным, только более тонким и длительным, может быть конфликт между двумя кандидатами на повышение при наличии одной вакансии.

Межличностный конфликт может также  проявляться и как столкновение личностей. Люди с различными чертами  характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды, и цели таких людей различаются в корне.

  • Конфликт между личностью и группой. Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. Например, обсуждая на собрании возможности увеличения объема продаж, большинство будет считать, что этого можно добиться путем снижения цены. А кто-то один, однако, будет твердо убежден, что такая тактика приведет к уменьшению прибыли и создаст мнение, что их продукция по качеству ниже, чем продукция конкурентов. Хотя этот человек, мнение которого отличается от мнения группы, может принимать к сердцу интересы компании, его или ее все равно можно рассматривать, как источник конфликта, потому что он или она идет против мнения группы.

Аналогичный конфликт может возникнуть на почве должностных обязанностей руководителя: между необходимостью обеспечивать соответствующую производительность и соблюдать правила и процедуры  организации. Руководитель может быть вынужден предпринимать дисциплинарные меры, которые могут оказаться непопулярными в глазах подчиненных. Тогда группа может нанести ответный удар — изменить отношение к руководителю и, возможно, снизить производительность труда.

Информация о работе Управление конфликтами в организации