Управление конфликтами в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 07:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: совершенствование системы управления конфликтными ситуациями в ООО «Автолига».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - исследовать теоретические аспекты конфликта; - рассмотреть общую характеристику деятельности ООО «Автолига»; - проанализировать количественно-качественный состав работников ООО «Автолига»; - осуществить анализ причин возникновения организационных конфликтов в ООО «Автолига» - предложить способы и методы управления конфликтными ситуациями и минимизации их негативных последствий для ООО «Автолига».

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты конфликтов в организации 5
1.1. Сущность и природа конфликтов 5
1.2. Классификация конфликтов и причины их возникновения 7
Глава 2. Анализ конфликтных ситуаций и организационного климата ООО «Автолига» 16
2.1. Общая характеристика деятельности ООО «Автолига» и количественно-качественный состав рабочих кадров 16
2.2. Анализ причин возникновения организационных конфликтов в ООО «Автолига» и работа по их устранению. 24
Глава 3. Разработка мероприятий по снижению уровня организационных конфликтов в ООО «Автолига». 31
Заключение 36
Библиографический список 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 40

Файлы: 1 файл

upravlenie_konfliktami.doc

— 731.00 Кб (Скачать файл)
  • Межгрупповой конфликт. Организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты. Неформальные организации, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рассчитаться» с ним снижением производительности. Еще одним примером межгруппового конфликта может служить непрекращающийся конфликт между профсоюзом и администрацией.

К сожалению, частым примером межгруппового  конфликта служат разногласия между  линейным и штабным персоналом. Штабной персонал обычно более молодой и образованный, чем линейный, и при общении любит пользоваться техническим жаргоном. Эти отличия приводят к столкновению между людьми и затруднениям в общении.

  • Внутригрупповой конфликт является не просто суммой межличностных конфликтов, а столкновением между частями или всеми членами группы, влияющим на групповую динамику и результаты работы группы в целом. Производственные, социальные и эмоциональные процессы внутри группы влияют на появление причин и путей разрешения внутригрупповых конфликтов. Часто внутригрупповой конфликт возникает в результате изменения баланса сил в группе: смена руководства, появление неформального лидера.
  • Внутриличностный конфликт случается внутри индивида и часто является конфликтом целей или конфликтом взглядов. Конфликтом целей он становится тогда, когда индивид выбирает и пытается достигнуть взаимоисключающих целей. Внутриличностный конфликт становится конфликтом взглядов, когда индивид признает несостоятельность своих мыслей, расположений, ценностей или своего поведения в целом.

Вот несколько примеров возникновения  внутриличностных конфликтов:

А). Ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы (например, если бы руководителю производственного подразделения его непосредственный начальник дал указание наращивать выпуск продукции, а руководитель по качеству настаивал бы на повышении качества продукции путем замедления производственного процесса).

Б). Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями (например, женщина-руководитель давно планировала в субботу и воскресенье поехать отдохнуть с мужем, так как ее чрезмерное внимание работе стало плохо сказываться на семейных отношениях, но в пятницу к ней в кабинет врывается ее начальник с какой-то проблемой и настаивает, чтобы она занялась ее решением в выходные дни).  [10 с 103]

Вся совокупность конфликтов, пронизывающих те или иные организации, так или иначе, связана с методами управления ею. Ибо управление - не что иное, как деятельность по разрешению конфликтов ради тех целей и задач, которые определяет суть организации. Руководитель призван разрешать частные конфликты, возникающие между подразделениями организации, между управляющими и работниками, между производителями и потребителями продукции, производителями и поставщиками исходных материалов во имя более общих интересов организации, которые он рассматривает в качестве целей своей управленческой деятельности.

Существуют две противоположные точки зрения о причинах конфликта в организации:

  • конфликт является свойством человеческого характера, стремлением к первенству, доминированию, конфликтному поведению - субъективные причины;
  • конфликт вызывается объективными причинами, не зависящими от личности.

У.Ф. Линкольн классифицирует причины  конфликтов по пяти основаниям: информация, структура, ценности, отношения и  поведение, и выделяет пять основных факторов (причин) конфликтов:

  • Информационный фактор - это та информация, которая приемлема для одной стороны и неприемлема для другой. Это может быть: неполная, неточная информация одной из сторон; нежелательное обнародование; недооценка фактов при решении спорных проблем; дезинформация, слухи и т.д.
  • Структурный фактор - формальные и неформальные характеристики группы (специфика законной власти и законодательства, статуса, прав мужчины и женщины, их возраста, роли традиций, различных социальных норм и т.д.).
  • Ценностный фактор - те принципы, которые провозглашаются или отвергаются; которым будут следовать все члены группы. Они вносят в группу чувство порядка и цель существования. Это такие ценности как:

- личные системы верований и  поведения (предрассудки, предпочтения и т.д.);

- групповые системы верований  и поведения;

- системы верований и поведения  общества;

- ценности всего человечества;

- профессиональные ценности;

- религиозные, культурные, региональные, местные и политические ценности.

  • Фактор отношения - удовлетворение от взаимодействия двух или более сторон или его отсутствие. Внимание на аспектах:

- основа отношений (добровольные  или принудительные);

- сущность отношений (независимые,  зависимые, взаимозависимые);

- ожидания от взаимоотношений;

- важность взаимоотношений;

- ценность взаимоотношений;

- длительность взаимоотношений;

- совместимость людей в процессе  взаимоотношений;

- вклад сторон во взаимоотношения  и т.д.

С точки зрения причин выделяется три типа конфликтов:

1. Конфликт целей. Ситуация характеризуется тем, что участвующие в ней стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем.

2. Конфликт взглядов, когда участвующие  стороны расходятся во взглядах, идеях и мыслях по решаемой  проблеме.

3. Конфликт чувств, когда у участников  различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Люди просто вызывают друг у друга раздражение стилем своего поведения, ведения дел, взаимодействия. [30]

Причины возникновения конфликтных  ситуаций в организации могут  быть весьма разнообразны. К ним относятся:

  • Недостатки в организации производственных процессов, неблагоприятные условия труда, несовершенство форм его стимуляции.
  • Неправильные действия руководителя из-за отсутствия у него опыта (неумение распределить задание, неправильное использование системы стимулирования труда, неумение понять психологию подчиненного).
  • Недостатки стиля работы и неправильное поведение руководителя, столкновение со стереотипами, утвердившимися в сознании подчиненных под влиянием стиля работы прежних руководителей.
  • Расхождение мнений работников в оценке явлений производственной жизни.
  • Нарушение внутригрупповых норм поведения, распад коллектива на различные группировки, возникновение разногласий между разными категориями работников (например, «старожилами» и «новичками», выделение «незаменимых»).
  • Противоречия интересов людей, их функций в трудовой деятельности.
  • Несовместимость в силу личностных, социально-демографических (пол, возраст, социальное происхождение) различий. Личностные конфликты учащаются в однородных по полу коллективах, они в итоге затрагивают деловую сферу отношений сотрудников и перерастают в деловые конфликты, не способствуя развитию трудового коллектива
  • Личностные характеристики отдельных людей - специфические особенности поведения, отношения к труду и коллективу, черты характера.

 

Глава 2. Анализ конфликтных ситуаций и организационного климата ООО «Автолига»

2.1. Общая характеристика деятельности ООО «Автолига» и количественно-качественный состав рабочих кадров

Новосибирское автотранспортное предприятие, осуществляющее перевозку пассажиров  по  следующим маршрутам: 1011, 1012, 1029, 1038, 1125, 1212, 1215, 1324.

Миссия предприятия - перевозка пассажиров на транспорте общего пользования по государственному или областному заказу, максимальное удовлетворение клиентов в транспортных услугах с высокой степенью надежности и комфорта, обеспечение своевременности и безопасности перевозки пассажиров.

Предприятие осуществляет деятельность, определенную Уставом, с целью получения  прибыли.

ООО «Автолига» осуществляет следующие основные виды деятельности:

- организация и выполнение в  соответствии с Администрацией  г. Новосибирска пассажирских перевозок;

- транспортные и транспортно-экспедиционные  услуги, в том числе международные  перевозки грузов и пассажиров и связанные с ними транспортно-экспедиционные услуги на автомобильном транспорте;

- перевозки товаров, находящихся  под таможенным контролем в  качестве таможенного перевозчика;

- оказание платных образовательных  услуг в сфере подготовки и переподготовки водителей автотранспортных средств, а также в сфере осуществления специальной профессиональной подготовки и повышения квалификации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности движения транспортных средств на автомобильном транспорте;

 

- оказание бытовых услуг населению;

- производство и реализация  строительных материалов;

- строительные, ремонтно-строительные, монтажные, пусконаладочные и  отделочные работы в области  промышленного и жилищного строительства;

- проведение технических, технико-экономических,  финансовых и иных экспертиз;

-информационная и рекламная  деятельности;

- продажа, ремонт и техническое  обслуживание автомобилей, реализация  запасных частей к ним;

- содержание и эксплуатация автозаправочных станций, в том числе передвижных;

- реализация нефтепродуктов, топлива  и горюче смазочных материалов  для автомототранспорта;

Руководителем предприятия является Генеральный директор – Смышляев Виктор Петрович.

Предприятие располагается на территории 3 га. Имеет открытую стоянку с твердым покрытием, более чем на 100 машиномест.

На предприятии созданы службы: производственно-техническая, технического контроля и безопасности движения. Службы укомплектованы квалифицированными специалистами.

Качество технического обслуживания и ремонта обеспечивается квалифицированными специалистами отдела технического контроля, работающими круглосуточно. Отдел имеет отдельную смотровую канаву для контроля состояния транспортных средств и укомплектован всем требуемым контрольно-диагностическим оборудованием.

Достижение целей организаций, предполагает совместную работу сотрудников  данной организации, которые нуждаются  в координации этого взаимодействия установление определенного внутреннего  порядка. Этот порядок проявляется в форме организационной структуры.

В ООО «Автолига» используется бюрократическая структура управления, а точнее такая ее разновидность, как линейно-функциональная система управления.

 Линейно-функциональная  структура управления, состоит из:

- линейных подразделений,  осуществляющих в организации  основную работу;

- специализированных  обслуживающих функциональных подразделений. 

Линейные звенья принимают  решения, а функциональные подразделения  информируют и помогают линейному руководителю в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов для принятия конкретных решений.

Функциональные службы доводят свои решения до исполнителей либо через высшего руководителя, либо (в пределах специальных полномочий) прямо.

Функциональные службы осуществляют всю техническую подготовку производства; готовят варианты решения  вопросов, связанных с руководством процессом производства; освобождают  линейных руководителей от планирования, финансовых расчетов, материально-технического обеспечения производства и т. д.

Линейно-функциональная структура управления обладает целым  рядом преимуществ: быстрое осуществление  действий по распоряжениям и указаниям, отдающимся вышестоящими руководителями нижестоящим, рациональное сочетание линейных и функциональных взаимосвязей; стабильность полномочий и ответственности за персоналом. единство и четкость распорядительства; оперативное принятие и выполнение решений;

Но также линейно-функциональная структура имеет и ряд недостатков: дублирование функций руководителя и функциональных специалистов в процессе управленческой деятельности; медленное принятие решений; нежелание руководителей брать на себя ответственность за принимаемые решения; возникновение внутрипроизводственных барьеров, ограничивающих рамки заинтересованности функциональных подразделений в эффективном развитии производства; разногласия между линейными и функциональными службами; противодействие линейных менеджеров работе функциональных специалистов; неправильное толкование информации, передаваемой линейным исполнителям функциональными менеджерами. [5 с 126]

Проведём анализ количественного  и качественного состава рабочих кадров на ООО «Автолига» и дадим оценку их соответствия потребностям предприятия.

Информация о работе Управление конфликтами в организации