Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 16:23, курсовая работа
Актуальность данной темы состоит в том, что конфликты являются вечными спутниками нашей жизни. И потому даже самая последовательная политика гуманизации на предприятиях и в учреждениях и лучшие методы управления не защитят от необходимости жить в условиях конфликтов.
Слово "конфликт" - латинского корня и в буквальном переводе означает "столкновение". В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно к конструктивным (например, к усилению групповой динамики, развитию коллектива) или к деструктивным (например, к развалу коллектива) последствиям. Таким образом, конфликты в самом общем виде могут квалифицироваться как конструктивные - с позитивным знаком и деструктивные - с негативным знаком. Конфликты подразделяются на функциональные (ведущие к оптимизации внутригрупповых отношений, более глубокому взаимопониманию людей), и на дисфункциональные (имеющие следствием ухудшение, ожесточение внутригрупповых отношений).
Введение
Глава 1. Конфликты в деловом общении
1.1 Понятие «конфликт», типы и уровни конфликтов
1.2 Причины конфликтов
Глава 2. Причины конфликтов в организации
2.1 Стратегия поведения в конфликте
2.2 Способы разрешения конфликтов
2.3 Анализ поведения конфликтующих сторон и посредника
Заключение
Список используемой литературы
4. Посредник может быть более всего полезен, если он выслушивает соответствующие взгляды каждой из сторон в отдельности.
5. Основная задача посредника - сбор информации и уяснение проблемы, но не принятие решения.
6. Если в силу своего служебного положения посредник подчиняется одной или обеим конфликтующим сторонам, необходимо иметь гарантии, что это обстоятельство в данный момент или в будущем не отразится на его действиях по разрешению конфликта.
7. Посредник должен стремиться поддерживать каждую сторону в выражении его соответствующих взглядов и чувств, способствовать интеграции высказываемых сторонами точек зрения по обсуждаемой проблеме.
8. Посреднику следует помочь конфликтующим сторонам решить, в чем они могут уступить друг другу. Например: в коллективе одной фирмы прослеживается конфликт рядовых сотрудников (продавцов) и их участившееся опоздание на работу. Менеджер выяснил, что это связано с тем, что недалеко от организации располагается парковочная площадка. Она принадлежит фирме, и поэтому на ней могут оставлять машины только ее сотрудники. Единственная проблема заключалась в том, что фактических мест для парковки было очень мало, и припарковаться могли не все сотрудники. Каждое утро по поводу того, кто будет ставить машину, возникал спор, его последствиями и были частые опоздания сотрудников и их недоброжелание друг к другу. В совокупности это привело к снижению эффективности трудовой деятельности. Менеджер принял решение, что теперь оставлять свою машину на данной стоянке могут только сотрудники - лидеры по объему личных продаж. Свое решение он довел до сотрудников на общем собрании. В результате конфликт был исчерпан, а объемы продаж фирмы значительно выросли.16
В интересах эффективного функционирования коллектива руководителю не следует втягиваться во всевозможные внутриколлективные конфликты, принимая точку зрения той или другой стороны.
Разумнее всего ему находиться как бы "над схваткой". Однако не в позиции стороннего наблюдателя, что делает организационный процесс неуправляемым, а в качестве лица, заинтересованного в нормализации возникших межличностных осложнений, пытающегося влиять на происходящие процессы.
Для этого весьма подходящей является роль посредника. Кроме того, успешная реализация посреднической функции повысит его психологический авторитет, что немаловажно в повседневной управленческой деятельности.17
Благодаря существующим установкам на конфликт как отрицательное явление, большинство людей считает, что они не могут ими управлять и стараются их избежать, когда это возможно. Но конфликт плохо поддается коррекции, когда он уже приобрел разрушительную силу. Это нужно знать, и менеджеры, и служащие должны понимать, что конфликт обогащает жизнь, если им правильно управлять.
Конфликт помогает отдельному рабочему коллективу и организации в целом быть в русле происходящих событий, он позволяет определить, что нужно для развития и усовершенствования всех сфер. Умение управлять конфликтом может стать решающим для выживания коллектива в целом.
Конфликт также ставит служащих перед необходимостью постоянно общаться друг с другом и знать друг о друге чуть больше. Члены коллектива начинают лучше понимать своих коллег, становятся более чувствительными к проблемам других людей. Люди, наконец, оценивают необходимость понимания норм и желаний другого и невозможность быть свободным от общества, живя в нем.
Жить и работать вместе - непросто, и этому нужно специально учиться. Конфликт, порождая споры, проверяет и весь коллектив, и каждого служащего в отдельности, и может существенно помочь и в процессе разбора проблемы, и выработке решения.
Сам по себе конфликт не усиливает и не ослабляет организацию. И служащие, и менеджеры должны управлять им, делая максимально полезным. Если же они избегают обсуждения своих трудностей и опасений, они не могут понять ни реального состояния, ни путей развития, ни извлечь уроков для себя и для других.
Если же умело управлять конфликтом, он укрепляет и коллектив, и организацию в целом.
В результате изучения конфликта были сделаны следующие выводы:
- при конфликте роли участников могут меняться. На одном этапе человек или группа выступают инициаторами конфликта, а к концу становятся жертвами.
- объект конфликта
устраняется, а предмет
- варианты конфликтов
зависят от положения
- и так далее.
Список используемой литературы
1. Выханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарики, 1996. -467с.
2. Гончаров В.Д. Руководство для высшего управленческого персонала.
- М.,2001. -593с.
3. Зигер В.Н. Ланг Л.А. Руководить без конфликтов.- М., 2004. -351с.
4. Карпов А.В. Психология менеджмента. - М.:Гардарики,2006. -584с.
5. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2006. -469с.
6. Кошелев А. Н., Иванникова Н. Н., Конфликты в организации: виды, назначение, способы управления, Альфа-Пресс, М., 2007. -512с.
7. Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель. - М.: Дело, 2003. -486с.
8. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и практический аспект. - М., 2001. -419с.
9. Лавриненко В. Н. - Психология и этика делового общения. - М., 2000. -420c.
10. Локутов С.П. Конфликты в коллективе: причины, управление, минимизация.- М.: Вентана-Граф, 2001. -314c.
11. Мелибруда Е. Я - ты - мы. Психологические возможности улучшения общения. - М, 2006. -801с.
12. Петровская Л. А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта. - Л., 1977. -538с.
13. Разрешение конфликта. - М. Кентавр.,2004. -537с.
14. Сомова Л.К. Разрешение конфликтов //Менеджер.- 2000.- № 11.
15. Скотт Дж. Сила ума. Способы разрешения конфликтов. - М. СПб., 2003.- 611с.
16. Фролов С.С. Социология организаций. - М., 2000. -387c.
17. Фэйр М. Выиграть может каждый.- М., 2002. -654с.
18. Чередниченко И.П. Тельных Н.В. Психология управления - Ростов Н/Д: Феникс,2004.-608с.
19. Чумиков А.Н. Управление конфликтом. - М., 2000. -433с.
20. Яккока Л. Карьера менеджера.- М., 2000. -428с.
1 Карпов А.В. Психология менеджмента: учебное пособие. - М.: Гардарики,2006.-С.554.
2 Череднеченко И.П. Тельных Н.В.Психология управления. - Ростов Н/Д: Феникс, 2004.-С.534.
3 Череднеченко И.П. Тельных Н.В. психология управления. - Ростов Н/Д: Феникс,2004.-С.428.
4 Гончаров В. Д. Руководство высшего управленческого персонала – М., 2001. – с. 432.
5 Зигер В. Н. Ланг Л. А. Руководитель без конфликтов. – М., 2004. С.176.
6 Петровская Л.А. О понятийной схеме социально – психологического анализа конфликта.- Л., 1997.- С. 322.
7Чередниченко И. П. Тельных Н.В. Психология управления - Ростов Н/Д: Феникс,2004.- С.581
8Череднеченко И.П. Тельных Н.В.Психология управления - Ростов Н/Д: Феникс, 2004. С.-569.
9 Яккока Л. Карьера менеджера. – М., 2000. – С.211.
10 Разрешение конфликта. – М. Кентавр., 2004. С. 190.
11 Скотт Дж. Сила ума. Способы разрешения конфликтов. – М. СПб., 2003. – С. 512.
12 Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2006. С. 211.
13 Кошелев А. Н., Иванникова Н. Н., Конфликты в организации: виды, назначение, способы управления, Альфа-Пресс, М., 2007. – С. 223.
14 Фэйр М. Выиграть может каждый. – М., 2002.- С. 511.
15 Сомова Л.К. Разрешение конфликтов //Менеджер.- 2000.- № 11. С. 21.
16 Выханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарики, 1996. – С. 187.
17 Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и практический аспект. – М., 2001. – С. 239.