Управление конфликтами в таможенных органах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:08, научная работа

Описание работы

Научная работа посвящена рассмотрению некоторых теоретических аспектов, которые характеризуют социально психологический климат, его понятие и структуру.
Данную тему можно отнести к актуальной, поскольку каждому человеку, независимо от места работы, службы или учебы приходится взаимодействовать с коллективом, решать общие задачи и добиваться поставленных целей, поэтому целью данной курсовой работы является выявить роль социально-психологического климата в таможенных органах и все связанные с ним аспекты влияющие на его благоприятность.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Основные понятия социально-психологического климата 4
1.1. Понятие коллектива 4
1.2. Роль руководителя в социально-психологическом климате 7
1.3. Понятие и структура социально-психологического климата 8
1.4. Стиль руководства коллективом 11
Глава 2. Анализ конфликтных ситуаций в таможенных органах 16
2.1. Виды конфликтов 16
2.2. Структура и динамика конфликтов 19
Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию социально-психологического климата в таможенных органах 23
Заключение 27
Список использованных источников 28

Файлы: 1 файл

Научная работа.Сереброва В..docx

— 97.56 Кб (Скачать файл)

НАУЧНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Общий менеджмент»

на тему «Управление конфликтами в таможенных органах»

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Основные понятия социально-психологического климата 4

1.1. Понятие  коллектива 4

1.2. Роль руководителя  в социально-психологическом климате 7

1.3. Понятие  и структура социально-психологического  климата 8

1.4. Стиль  руководства коллективом 11

Глава 2. Анализ конфликтных ситуаций в таможенных органах 16

2.1. Виды конфликтов 16

2.2. Структура  и динамика конфликтов 19

Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию  социально-психологического климата  в таможенных органах 23

Заключение 27

Список использованных источников 28

 

  

Введение

С ходом современного научно-технического и социального прогресса, с его  противоречащими, социальными и  социально-психологическими тенденциями  и последствиями неразрывно связаны  многие острые проблемы социально-психологического климата коллектива.

Однако, климат это не только проблема сегодняшних  социально-психологических сложностей социального и научно-технического прогресса, но одновременно и проблема решения завтрашних перспективных  задач, связанных с моделированием новых, более совершенных, чем прежде, человеческих отношений и человеческих общностей.

Формирование  благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива и  управление им является одним из важнейших  условий борьбы за рост производительности труда и качество работы.

Социально-психологический  климат может рассматриваться в  качестве показателя уровня психологической  включенности человека в деятельность, меры психологической эффективности  этой деятельности и уровня психического потенциала личности и коллектива, не только реализуемых, но и скрытых, а так же неиспользованных резервов и возможностей.

Научная работа посвящена рассмотрению некоторых теоретических аспектов, которые характеризуют социально психологический климат, его понятие и структуру.

Данную  тему можно отнести к актуальной, поскольку каждому человеку, независимо от места работы, службы или учебы приходится взаимодействовать с коллективом, решать общие задачи и добиваться поставленных целей, поэтому целью данной курсовой работы является выявить роль социально-психологического климата в таможенных органах и все связанные с ним аспекты влияющие на его благоприятность.

 

 

Глава 1. Основные понятия социально-психологического климата

1.1. Понятие коллектива

Коллектив является одним из видов малой  группы. Малые группы могут быть разными по величине, по характеру  и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному  составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых  участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности.

Рис.1 Виды малых групп

Среди высокоразвитых малых групп особо  выделяются коллективы. Психология развитого  коллектива характеризуется тем, что  деятельность, ради которой он создан и которой на практике занимается, имеет, несомненно, положительное значение для очень многих людей, не только для членов коллектива. В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении и т.п.

Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать  ряду весьма высоких требований: успешно  справляться с возложенными на нее  задачами; иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать  для каждого своего члена возможность  развития как личности, быть способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности.

Психологически  развитой как коллектив считается  такая малая группа, в которой  сложилась дифференцированная система  различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно  назвать коллективистскими.

Коллективистские  отношения определяются через понятия  нравственности, ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованности, эффективности и информативности. Под нравственностью имеется  в виду построение внутриколлективных и внеколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали. Ответственность трактуется как добровольное принятие коллективом на себя моральных и других обязательств перед обществом за судьбу каждого человека независимо от того, является он членом данного коллектива или нет. Ответственность также проявляется в том, что члены коллектива свои слова подтверждают делом, требовательны к себе и друг другу, объективно оценивают свои успехи и неудачи, никогда не бросают начатое дело на полпути, сознательно подчиняются дисциплине, интересы других людей ставят не ниже своих собственных, по-хозяйски относятся к общественному добру.

Под открытостью коллектива понимается способность устанавливать и  поддерживать хорошие, строящиеся на коллективистской основе взаимоотношения с другими  коллективами или их представителями, а также с новичками в своем  коллективе. На практике открытость коллектива проявляется в оказании разносторонней помощи другим коллективам, не членам коллектива. Открытость является одной  из важнейших характеристик, по которой  можно отличить коллектив от внешне похожих на него социальных объединений.

Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу членов коллектива о его успехах, стремление противостоять тому, что  разобщает, разрушает коллектив. Коллективизм - это также развитие добрых традиций, уверенности каждого в своем  коллективе. Чувство коллективизма  не позволяет его членам оставаться равнодушными, если задеты интересы коллектива. В таком коллективе все важные вопросы решаются сообща и, по возможности, при общем согласии.

Для подлинно коллективистских отношений  характерна контактность. Под ней  понимаются хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные  взаимоотношения членов коллектива, включающие внимание друг к другу, доброжелательность, уважение и тактичность. Такие взаимоотношения  обеспечивают в коллективе благоприятный  психологический климат, спокойную  и дружелюбную обстановку.

Организованность  проявляется в умелом взаимодействии членов коллектива, в бесконфликтном распределении обязанностей между  ними, в хорошей взаимозаменяемости. Организованность - это также способность  коллектива самостоятельно обнаруживать и исправлять недостатки, предупреждать  и оперативно решать возникающие  проблемы. От организованности непосредственно  зависят результаты деятельности коллектива.

Одним из условий успешной работы коллектива и установления доверительных взаимоотношений  является хорошее знание членами  коллектива друг друга и состояния  дел в коллективе. Это знание называется информированностью. Достаточная информированность  предполагает знание задач, стоящих  перед коллективом, содержания и  итогов его работы, положительных  и отрицательных сторон, норм и  правил поведения. Сюда же входит хорошее  знание членами коллектива друг друга.

Эффективность понимается как успешность решения  коллективом всех имеющихся у  него задач. Одним из важнейших показателей  эффективности высокоразвитого коллектива является сверх аддитивный эффект. Он представляет собой способность коллектива как целого добиваться результатов в работе гораздо более высоких, чем это может сделать такая же по численности группа людей, работающих независимо друг от друга, не объединенных системой описанных отношений.

Таких малых групп, которые полностью  бы отвечали всем перечисленным требованиям  коллектива, в действительности почти  нет. Большинство реально существующих малых групп занимает промежуточное  положение между слаборазвитой  группой и высокоразвитым коллективом. По отдельным своим социально-психологическим  параметрам эти группы вполне могут  претендовать на то, чтобы называться коллективами, однако по другим серьезно уступают.

Представленную  модель надо рассматривать скорее как  идеал, к которому должен стремиться коллектив в процессе своего развития, чем как то, что отражает реальность существования малых групп.

Коллектив - это высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали, обладает повышенной эффективностью в работе, проявляющейся в форме сверх аддитивного эффекта.

Эффективность работы коллектива во многом зависит  от его социально-психологического климата.

 

1.2. Роль руководителя в социально-психологическом  климате

Роль  непосредственного руководителя на производстве - инспектора, начальника отдела, начальника структурного подразделения  таможенного органа огромна в  создании благоприятного социально-психологического климата.

Именно  эти представители управления призваны самым активным образом участвовать  в постоянном, устойчивом воспроизводстве  таких психических состояний, как симпатия и притяжение, положительный эмоциональный фон общения, межличностная привлекательность, чувство сопереживания, соучастия, возможность в любой момент оставаться самим собой, быть понятым и положительно воспринятым (независимо от своих индивидуально-психологических особенностей). При этом особо нужно выделить чувство защищенности, когда каждый знает, что в случае неудачи (в сфере труда, быта, семьи) за его спиной «стоит» коллектив, что он обязательно придет ему на помощь.

Часто в коллективе появляются люди, которые  недовольны какими-либо аспектами деятельности коллектива или отдельных личностей. В этом случае личная неприязнь, излишняя принципиальность и т.п. могут послужить  причиной или поводом для возникновения  конфликта.

 

1.3. Понятие и структура социально-психологического  климата

Термин «социально-психологический климат», ныне широко употребляемый, часто принято ставить в один ряд с понятиями духовной атмосферы, духа коллектива и преобладающего настроения.

Социально-психологический  климат коллектива всегда характеризуется  специфической для совместной деятельности людей атмосферой психического и  эмоционального состояния каждого  его участника, индивида и, несомненно, зависит от общего состояния окружающих его людей. В свою очередь атмосфера  той или иной общности или группы проявляется через характер психической  настроенности людей, которая может  быть деятельной или созерцательной, жизнерадостной или пессимистичной, целеустремленной или анархичной, будничной  или праздничной и т.д.

Не  только в социологии, но и в психологии утвердилась точка зрения, согласно которой главной структурой образующей социально-психологического климата  является настроение. Сошлемся, в частности, на высказывание известного советского психолога К.К. Платонова, по мнению которого социально-психологический климат (как свойство группы) является одним (хотя и важнейшим) из компонентов внутренней структуры группы, определяется межличностными отношениями в ней, создающими стойкие настроения группы, от которых зависит степень активности в достижении целей.

Климат  коллектива представляет собой преобладающий  и относительно устойчивый психический  настрой коллектива, который находит  многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности.

Существенным  элементом в общей концепции  социально-психологического климата  является характеристика его структуры. Это предполагает вычисление основных компонентов в рамках рассматриваемого явления по некоему единому основанию, в частности по категории отношения. Тогда в структуре социально-психологического климата становится очевидным наличие  двух основных подразделений - отношения  людей к труду и их отношения  друг к другу.

Рис.2. Структура социально-психологического климата.

В свою очередь отношения друг к  другу дифференцируются на отношения  между товарищами по работе и отношения  в системе руководства и подчинения.

В конечном итоге всё многообразие отношений рассматривается через  призму двух основных параметров психического настроя - эмоционального и предметного.

Под предметным настроем подразумевается  направленность внимания и характер восприятия человеком тех или  иных сторон его деятельности. Под  эмоциональным - его эмоциональное отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами.

Психологический климат коллектива, обнаруживающий себя, прежде всего в отношениях людей  друг к другу и к общему делу, этим все же не исчерпывается. Он неизбежно  сказывается и на отношениях людей  к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии. Таким образом, климат проявляется определенным образом  и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе. Последнее  из отношений накладывается на определенную ситуацию - общественную форму самоотношения и самосознания личности.

В результате создается определенная структура ближайших и последующих, более непосредственных и более  опосредованных проявлений социально-психологического климата.

Отношения человека к миру формируются в  рамках его образа жизни в целом, который никогда не исчерпывается  предметами того или иного, даже самого значимого для него коллектива.

Аналогичным образом обстоит дело и с отношением к самому себе. Самосознание складывается в течение всей его жизни, а  самочувствие находится в существенной зависимости не только от его статуса  в трудовом коллективе, но нередко  в еще большей мере от семейно-бытового положения и физического здоровья индивида.

Это, разумеется, не снимает возможности  рассмотрения самооценки и самочувствия индивида в данном конкретном коллективе и в зависимости от него.

На  самочувствие личности в коллективе отражаются отношения личности к  определенной группе в целом, степень  удовлетворенности своей позицией и межличностными отношениями в  группе.

Информация о работе Управление конфликтами в таможенных органах