Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:08, научная работа
Научная работа посвящена рассмотрению некоторых теоретических аспектов, которые характеризуют социально психологический климат, его понятие и структуру.
Данную тему можно отнести к актуальной, поскольку каждому человеку, независимо от места работы, службы или учебы приходится взаимодействовать с коллективом, решать общие задачи и добиваться поставленных целей, поэтому целью данной курсовой работы является выявить роль социально-психологического климата в таможенных органах и все связанные с ним аспекты влияющие на его благоприятность.
Введение 3
Глава 1. Основные понятия социально-психологического климата 4
1.1. Понятие коллектива 4
1.2. Роль руководителя в социально-психологическом климате 7
1.3. Понятие и структура социально-психологического климата 8
1.4. Стиль руководства коллективом 11
Глава 2. Анализ конфликтных ситуаций в таможенных органах 16
2.1. Виды конфликтов 16
2.2. Структура и динамика конфликтов 19
Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию социально-психологического климата в таможенных органах 23
Заключение 27
Список использованных источников 28
Каждый из членов коллектива на основе всех других параметров психологического климата вырабатывает в себе соответствующее этому климату сознание, восприятие, оценку и ощущение своего «я» в рамках данной конкретной общности людей.
Самочувствие
личности в определенной мере может
служить и известным
С этой точки зрения само самочувствие личности может рассматриваться как один из наиболее общих показателей социально-психологического климата.
А
- отношение к делу; Б - самочувствие
личности
(отношение к самому себе); В - отношение
к другим людям.
1.4. Стиль руководства коллективом
Человеческий фактор в фирмах все больше и больше становится интеллектуальным дополнением к технологии и современной организации различной деятельности. Хорошее настроение сотрудников, прежде всего, зависит от общения в коллективе, в частности, общения с руководителем. И эффект от этого общения будет выше, если руководитель в зависимости от условий работы, обстоятельств применяет определенный стиль руководства.
Стиль
руководства в контексте
Исследование
типов руководителей и
В чистом виде в жизни, как правило, стили не проявляются. Да и практически проводить в жизнь один стиль невозможно.
Автократичный
лидер в управлении авторитарен.
Он “все знает сам” и не терпит возражений.
Своим подчиненным он представляет
лишь минимум информации. Он никому
не доверяет и может никого не ставить
в известность о своих
Авторитарный стиль руководства лежит в основе абсолютного большинства конфликтов и бед благодаря стремлению высшего управляющего к единовластию. Претензия автократа на компетенцию во всех вопросах порождает хаос и, в конечном счете, влияет эффективность работы. Автократ парализует работу аппарата, на который он опирается. Он не только теряет лучших работников, но и создает вокруг себя враждебную атмосферу, которая угрожает ему самому. Подчиненный зависит от него, но и он во многом зависит от них. Недовольные подчиненные могут его подвести и дезинформировать. А, кроме того, запуганные работники не только ненадежны, но и работают не с полной отдачей.
Авторитарный (автократический) |
Демократический |
Либеральный | |
Приемы принятия решений |
Единолично решает вопросы |
Перед принятием решения советуется с подчиненными |
Ждет указаний от руководства или решения совещаний |
Способ доведения решения до исполнителей |
Приказывает, распоряжается, командует |
Предлагает, просит |
Просит, упрашивает |
Распределение ответственности |
Берет на себя или перекладывает на подчиненных |
Распределяет ответственность в соответствии с переданными полномочиями |
Снимает с себя всякую ответственность |
Отношение к инициативе |
Подавляет полностью |
Поощряет, использует в интересах дела |
Отдает инициативу в руки подчиненных |
Отношение к подбору кадров |
Боится квалифицированных |
Подбирает деловых, грамотных работников |
Подбором кадров не занимается |
Отношение к недостаткам собственных знаний |
Все знает - все умеет |
Постоянно повышает свою квалификацию, учитывает критику |
Пополняет свои знания и поощряет эту черту у подчиненных |
Стиль общения |
Держит дистанцию, не общителен |
Дружески настроен, любит общение |
Боится общения, общается с подчиненными только по их инициативе |
Характер отношений с подчиненными |
Диктуется настроением |
Ровная манера поведения. Постоянный самоконтроль |
Мягок, покладист |
Отношение к дисциплине |
Приверженец формальной жесткой дисциплины |
Сторонник разумной дисциплины, осуществляет дифференцированный подход к людям |
Требует формальной дисциплины |
Отношение к моральному воздействию |
Считает наказание основным методом стимулирования, поощряет избранных только по праздникам |
Использует различные виды стимулов постоянно |
Действует таким же образом |
Таблица 1. Характеристика стилей руководства
Демократический
стиль руководства предполагает
взаимодействия на уровне "взрослый"
- "взрослый". У руководителя и
подчиненного в этом случае возникает
чувство доверия и
Хорошо
знающий дело и обстановку в группе
подчиненных, он старается использовать
рефлексивные методы управления, а
при осуществлении контроля обращает
особое внимание на конечный результат,
не дергая по мелочам. Такая обстановка
создает условия для
Либеральный
стиль руководства
Во взаимоотношениях с подчиненными либерал корректен и вежлив. Положительно реагирует на критику, не требователен к подчиненным и не любит контролировать их работу.
В стремлении приобрести и укрепить авторитет он способен предоставлять подчиненным различного рода льготы, выплачивать незаслуженные премии, посылать в командировки без видимой необходимости.
Таким образом, либерал старается поддерживать свой авторитет. Может за нерадивого подчиненного сам выполнить работу. Независимо от используемого стиля руководства, мотивация сотрудников - один из важнейших факторов повышения производительности труда, улучшения качества продукции.
Глава 2. Анализ конфликтных ситуаций в таможенных органах
В психологическом плане конфликт может быть рассмотрен как столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций в сознании человека, в межличностных или межгрупповых отношениях, связанное с острыми негативными переживаниями. Отметим важнейшие моменты данного определения.
Во-первых, под конфликтными подразумеваются те взаимодействия и отношения, в основе которых лежат несовместимые интересы, потребности или ценности и их одновременное удовлетворение, существование невозможно.
Во-вторых,
можно выделить внутриличностный, межличностный
и межгрупповой конфликт, в зависимости
от того, в каком пространстве возникли
и развиваются объективные
В-третьих,
в психологическом плане
2.1. Виды конфликтов
Существуют четыре основных типов конфликта: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.
Внутриличностный конфликт. Его потенциальные дисфункциональные последствия аналогичны последствиям других типов конфликтов. Он может принимать различные формы. Одна из самых распространенных форм - ролевой конфликт, когда, к примеру, сотруднику таможенного органа предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы.
Внутриличностный конфликт может возникнуть в результате того, что требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Также конфликт может являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Исследования показывают, что такой внутриличностный конфликт связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенностью в себе и организации, а также со стрессом.
Межличностный конфликт. Этот тип конфликта самый распространенный. В таможенных органах он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, рабочую среду или время использования оборудования. Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей различаются в корне.
Конфликт между личностью и группой. Чтобы быть принятым коллективом отдела таможенного органа и, тем самым, удовлетворить свои социальные потребности, новый сотрудник должен соблюдать установленные отделом нормы поведения и выработки. Поэтому, если ожидания коллектива находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт.
Для устранения конфликта, прежде всего, необходимо разобраться в причинах сложившейся конфликтной ситуации, что и будет далее рассмотрено.
У всех конфликтов есть несколько причин. Основными причинами конфликта в таможенных органах являются социально-психологические причины, которые отражают социально-психологические явления, такие как взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения и т.д. Индивидуально-психологические причины, отражающие индивидуальные особенности личности (способности, темперамент, характер, мотивы и т.п.). Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных конфликтных ситуациях, устранение которых является необходимым условием разрешения конфликтов.
Рассмотрим на примере конфликтную ситуацию: В отделе таможенного оформления напряженная обстановка, срываются сроки таможенного оформления, не хватает сотрудников. Выезжая в командировку, начальник отдела случайно встречает в аэропорту своего подчиненного, встречающего кого-то из пассажиров. Этот сотрудник уже две недели находится на больничном, но на взгляд в полном здравии. Действия начальника в приведенной ситуации могут быть разными, но однозначно начальная фаза конфликта произошла. Первый вариант. Начальник отдела может просто пройти рядом и поздороваться. При этом конфликт останется скрытым и в зависимости от личных качеств начальника, постепенно угаснет. Второй вариант. Начальник подойдет и потребует объяснения. Развитие конфликта будут зависеть от непосредственного общения в кабинете после прибытия из командировки.
В
повседневной жизни людей сложилось
достаточно жесткое и однозначное
отношение к конфликтам как негативным
явлениям. Появление конфликта
Информация о работе Управление конфликтами в таможенных органах