Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 20:33, курсовая работа
Предмет изучения — конфликт в организации. Это осознанное противоречие между общающимися членами этого коллектива, который сопровождается попытками его решить на фоне эмоциональных отношений в рамках организации. В психологии пока не сложилось общепринятого понимания сущности конфликта. Одни авторы трактуют его как столкновение, противодействие, противоречие. Другие понимают конфликт как вид общения, ситуационную несовместимость, ситуацию ненайденного выхода, тип конкурентного взаимодействия. Среди сущностных черт конфликта выделяют: наличие противоречия между субъектами, их противодействие, негативные эмоции по отношению друг к другу. Конфликты происходят и в больших компаниях, и в маленьких фирмах, они могут привести к закрытию организации. Поэтому изучение конфликтов в организации - актуальная тема.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность конфликта, его типы и причины возникновения………..5
1.2.Сущность конфликта…………………………………………………5
1.2. Типы конфликта…………………………………...…………………8
1.3. Причины возникновения конфликтов…………….……………….12
Глава 2. Управление конфликтом в современной организации……………..18
2.1. Структурные методы разрешения конфликта……..………………18
2.2. Стратегии поведения руководителя в ходе конфликта……...…….21
2.3. Межличностные стили разрешения конфликтов……...…........…..24
2.4. Карта конфликта………………………...………………….………..27
Глава 3. Типичные конфликты в студенческих организациях Пермского
Государственного Технического Университета (ПГТУ)……………………..33
3.1. Структура студенческих общественных организаций ПГТУ…......33
3.2. Конфликтные ситуации при создании студенческих общественных организаций……………………………………………………………………...37
3.3. Методические рекомендации по профилактике и решению конфликтов в сфере студенческого самоуправления…………………………44
Заключение………………………………………………………………………47
Список использованной литературы…………………………………………...50
Скрытые конфликты затрагивают обычно двух человек, которые до поры до времени стараются не показывать вида, что конфликтуют. Но как только у одного из них «сдают» нервы, скрытый конфликт превращается в открытый. Различают также случайные, стихийно возникающие, и хронические, а также сознательно провоцируемые конфликты. Как разновидность конфликта выделяют интриги. Под интригой понимается намеренное нечестное действие, которое выгодно ее инициатору и которое вынуждает коллектив или отдельного человека совершать определенные поступки, наносящие вред им самим. Интриги, как правило, тщательно продумываются, планируются, имеют свою сюжетную линию.
По направлению конфликты
делятся на горизонтальные (в которых
не задействованы лица, находящиеся
в подчинении друг друга), вертикальные
(в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один
у другого) и смешанные (представленные
и «вертикальные», и «горизонтальные»
составляющие). Конфликты, имеющие «вертикальный»
характер, наиболее нежелательны для руководителя,
так как его действия рассматриваются
всеми сотрудниками через призму этого
конфликта. И даже в случае полной объективности
руководителя в любом его шаге будут видеть
происки по отношению к его оппонентам.
А поскольку подчиненным часто недостает
информационности или компетентности,
чтобы квалифицированно оценить действия
руководства, то недопонимание компенсируется
обычно домыслами.
Наиболее распространены конфликты вертикальные
и смешанные. Они в среднем составляют
70-80% от всех остальных.
У всех конфликтов есть несколько причин. Основными причинами конфликта являются ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации3. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся причины организационных конфликтов.
Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство должно решить, как распределить материалы, людские ресурсы и финансы между различными группами, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Выделить большую долю ресурсов какому- то одному руководителю, подчиненному или группе означает, что другие получат меньшую долю от общего количества. Не имеет значения, чего касается это решение: за какой из четырех секретарей закрепить компьютер с программой-редактором, какому факультету университета дать возможность увеличить количество преподавателей, какой руководитель получит дополнительные средства для расширения своего производства или какое подразделение получит приоритет в обработке данных - люди всегда хотят получать не меньше, а больше. Таким образом, необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к различным видам конфликта.
Возможность конфликта
существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении
задачи от другого человека или группы.
Например, руководитель производственного
подразделения может объяснять низкую
производительность своих подчиненных
неспособностью ремонтной службы достаточно
быстро ремонтировать оборудование.
Руководитель ремонтной службы, в свою
очередь, может винить кадровую службу,
что не взяла на работу новых рабочих,
в которых нуждались ремонтники. Аналогичным
образом, если один из шести инженеров,
занятых разработкой новой продукции,
не будет работать, как следует, другие
могут почувствовать, что это отражается
на их возможностях выполнять свое собственное
задание. Это может привести конфликту
между группой и тем инженером. Который,
по их мнению, плохо работает. Поскольку
все организации являются системами, состоящих
из взаимозависящих элементов, при неадекватной
работе одного подразделения или человека
взаимозависимость задач может стать
причиной конфликта.
Некоторые типы организационных структур и отношений как бы способствуют конфликту, возникающему из взаимозависимости задач. Причиной конфликта между линейным и штабным персоналом будет взаимозависимость производственных отношений. С одной стороны, линейный персонал зависит от штабного, потому что нуждается в помощи специалистов. С другой стороны, штабной персонал зависит от линейного, так как нуждается в его поддержке в тот момент, когда выясняет неполадки в производственном процессе или когда выступает в роли консультанта. Более того, штабной персонал при внедрении своих рекомендаций обычно зависит от линейного.
Определенные типы организационных структур также увеличивают возможность конфликта. Такая возможность возрастает при матричной структуре организации, где умышленно нарушается принцип единоначалия. Возможность конфликта также велика в функциональных структурах, поскольку каждая крупная функция уделяет внимание в основном своей собственной области специализации. В организациях, где основой организационной схемы являются отделы (по каким бы признакам они ни создавались: продуктовому, потребительскому или территориальному), руководители взаимозависимых подразделений подчиняются одному общему начальству более высокого уровня, тем самым уменьшая возможность конфликта, который возникает по чисто структурным причинам.
Плохая передача
информации является как
“выжимать соки” из рабочих, а увеличить
прибыль компании и ее положение среди
конкурентов. Подчиненные могут отреагировать
таким образом, что замедлят темп работы.
Другие распространенные проблемы передачи
информации, вызывающие конфликт, - неоднозначные
критерии качества, неспособность точно
определить должностные обязанности и
функции всех сотрудников и подразделений,
а также предъявление взаимоисключающих
требований к работе.
Эти проблемы могут возникнуть или усугубляться
из-за неспособности руководителя разработать
до сведения подчиненных точное описание
должностных обязанностей.
Рассматривая названные причины конфликтов, нельзя не заметить, что в определенных ситуациях источником возникновения конфликта является сам руководитель. Многие нежелательные конфликты порождаются личностью и действиями самого менеджера, особенно если он склонен вносить в принципиальную борьбу мнений много мелочного, позволяет себе личные выпады, злопамятен, мнителен, не стесняется публично демонстрировать свои симпатии и антипатии. Причиной конфликта может быть и беспринципность руководителя, ложное понимание им единоначалия как принципа управления, его тщеславие, резкость и грубость в обращении с подчиненными.
Много конфликтов возникает
именно по вине таких руководителей,
которые умеют находить лазейки
и обходить директивы и нормативные
акты, продолжая незаметно все
делать по-своему. Не проявляя должной требовательности
к себе, они ставят во главу угла личный
интерес и создают вокруг себя атмосферу
вседозволенности. Несдержанность менеджера,
неспособность правильно оценить ситуацию
и найти верный выход из нее, неумение
понимать и учитывать образ мыслей и чувствовать
других людей и порождают конфликт. Р.
Л. Кричевский же указывает три группы
причин конфликтных отношений4: обусловленные трудовым процессом,
психологическими особенностями человеческих
взаимоотношений, личностным своеобразием
членов группы.
Существует несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные. При разрешении конфликта руководитель должен начать с анализа фактических причин, а затем использовать соответствующую методику. Уменьшить возможность конфликта можно, применяя методики разрешения конфликта.
Существует четыре структурных метода разрешения конфликтов:
Систематическое скоординированное
использование системы вознагра
Большое значение в разрешении конфликтных ситуаций имеет общение участников, центральным моментом которого является переговоры. Предполагая провести беседу со своим оппонентом, руководитель должен предварительно, по возможности полно проанализировать сложившуюся ситуацию. Задачи руководителя по разрешению конфликта состоят в следующем:
- необходимо выяснить причину конфликта;
- определить цели оппонента;
- наметить сферы сближения точек зрения с оппонентом;
- уточнить поведенческие особенности оппонента.
Проведенное таким образом исследование дает возможность составить общее представление обо всех аспектах конфликтной ситуации. Для этого следует проанализировать обстановку путем постановки следующих вопросов:
Причина конфликта. Осознают ли конфликтующие стороны причину конфликта? Нужна ли помощь для выхода из конфликта? Где находится причина конфликта? Обращались ли конфликтующие за помощью?
Цель конфликтующих. В
чем конкретно заключаются цели
конфликтующих?
Все ли одинаково стремятся к этим целям? Насколько эти цели сочетаются
с общими целями организации? Есть ли общая
цель, которая могла бы объединить усилия
конфликтующих? Разногласия сторон касаются
цели деятельности или средств для ее
достижения?
Сферы сближения. По каким проблемам конфликтующие могли бы выработать общие взгляды? Это, касается проблем деловой и эмоциональной атмосферы.
Субъекты конфликта. Кто является лидером? Как относятся люди друг к другу? Каковы особенности языковых и неязыковых факторов общения? Действуют ли среди конфликтующих сторон общепринятые нормы поведения?