Управление конфликтными ситуациями в трудовых коллективах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Несмотря на то, что конфликт в деловой сфере имеет не только дестабилизирующие, но и функциональные последствия, любой конфликт - скорее негативное явление, так как он практически всегда становится причиной снижения трудовой активности людей, ослабления их мотивации к трудовой деятельности, возникновения преждевременной усталости и стрессов.
Менеджер согласно своей роли находится обычно в центре любого конфликта в организации и призван разрешать его всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. Конфликт и его функции………………………………………..………5
2. Классификация конфликтных ситуаций в организации………………9
3. Методы разрешения конфликтных ситуаций……………………..….20
3.1. Структурные методы разрешения конфликта…………………...…21
3.2. Межличностные стили разрешения конфликтов………………..…23
4. Алгоритм разрешения конфликтов…………………………………...28
4.1. Завоевание авторитета у сторон………………………………….…31
4.2. Определение структуры взаимоотношений сторон…………..……31
4.3. Поддержание равновесия сторон……………………………………32
4.4. Поддержание «оптимального уровня интенсивности конфликта...34
4.5. Дифференциация вмешательства по 4 видам конфликта……….…35
4.6. Детализация конфликта, конфронтация, синтез…………………...35
4.7. Определение процедур достижения компромисса для каждой
стороны, способствование постоянному прогрессу……………………36
5. Профилактика конфликтов…………………………………………….40
Заключение……………………………………………………………..…42
Список используемой литературы………………………………...…….43

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК Производственный менеджмент.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

1. Конфликт и его  функции………………………………………..………5

2. Классификация конфликтных ситуаций  в организации………………9

3. Методы разрешения  конфликтных ситуаций……………………..….20

3.1. Структурные  методы разрешения конфликта…………………...…21

3.2. Межличностные  стили разрешения конфликтов………………..…23

4. Алгоритм разрешения  конфликтов…………………………………...28

4.1. Завоевание авторитета у сторон………………………………….…31

4.2. Определение структуры  взаимоотношений сторон…………..……31

4.3. Поддержание равновесия сторон……………………………………32

4.4. Поддержание «оптимального  уровня интенсивности конфликта...34

4.5. Дифференциация вмешательства по 4 видам конфликта……….…35

4.6. Детализация конфликта,  конфронтация, синтез…………………...35

4.7. Определение процедур  достижения компромисса для каждой

стороны, способствование  постоянному прогрессу……………………36

5. Профилактика конфликтов…………………………………………….40

Заключение……………………………………………………………..…42

Список используемой литературы………………………………...…….43

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Работающие в организациях люди различны между собой. Соответственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личность, группа или организация в целом) вступает в противоречие с интересами другой стороны. То есть конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами.

Деловые отношения по праву можно назвать наиболее конфликтными из всех возможных. В профессиональной среде возникают и постоянно  протекают процессы общения типа «руководитель – подчиненный», «сотрудник – сотрудник», «менеджер организации  – клиент (покупатель)» и т. д., каждый из которых характеризуется особой структурой взаимоотношений между сторонами–участницами и нередко значительной долей психологически предопределенных противоречий, которые совершенно закономерно могут возникнуть между начальником и рядовым сотрудником его отдела, конкурирующими коллегами, покупателем и продавцом.

Можно выделить четыре уровня конфликтов в организации: внутри личности (связанные с противоречиями между «хочу», «могу» и «надо» в человеке), между личностями (на профессионально-производственной, социальной и эмоциональной почве), внутри группы и между группами. Эти уровни тесно связаны между собой. Так, внутриличностный конфликт может заставить индивида чувствовать себя агрессивно по отношению к другим и вызвать тем самым личностный конфликт.

Источниками конфликта  могут быть дефицит ресурсов, неодинаковый вклад в дело, несбывшиеся ожидания, ортодоксальность управления, недостаток самостоятельности и т.д.

Путями разрешения конфликтов могут быть сила, власть, убеждение, сотрудничество, компромисс, уход от конфликта, привлечение третьей силы, ведение игры и т.п.

Если конфликтная ситуация находится под контролем руководства, то такие конфликты называют функциональными. Они оказывают положительное воздействие на эффективность организации и полезны для нее. Функциональные конфликты могут возникать на совещаниях, советах, в деловой полемике и т.д. Участвующие в них стороны обычно контролируют себя и ситуацию.

Если ситуация выходит  из-под контроля руководства, конфликт принимает дисфункциональный характер. Дисфункциональный конфликт приводит к снижению личной удовлетворенности сотрудников, эффективности группового сотрудничества, ведет к враждебности в отношениях, к несправедливости в распределении ресурсов, вынуждает поступать против своей воли в пользу одной из сторон.

Несмотря на то, что  конфликт в деловой сфере имеет  не только дестабилизирующие, но и функциональные последствия, любой конфликт - скорее негативное явление, так как он практически  всегда становится причиной снижения трудовой активности людей, ослабления их мотивации к трудовой деятельности, возникновения преждевременной усталости и стрессов.

Менеджер согласно своей  роли находится обычно в центре любого конфликта в организации и  призван разрешать его всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя.

 

 

1. Конфликт и его функции

 

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение сторон, мнений, сил, перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение; борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.

Как у многих понятий  у конфликта имеется множество  определений и толкований. Одно из них определяет конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

Различие людей во взглядах, несовпадение восприятия и оценок тех или иных событий достаточно часто приводят к спорной ситуации. Если к тому же создавшаяся ситуация представляет собой угрозу для достижения поставленной цели хотя бы одному из участников взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация. Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой-либо мелочи: неудачно сказанного слова, мнения, т. е. инцидента – и конфликт может начаться.

Признаки конфликта включают: наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной; неделимость объекта конфликта, т.е. предмет не может быть поделен справедливо между участниками конфликтного взаимодействия; желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей, а не выход из создавшейся ситуации.

Основными составляющими  конфликта являются: субъекты конфликта (участники конфликтного взаимодействия), объект конфликта (то, что вызывает противодействие у участников конфликта), инцидент, причины конфликта (почему происходит столкновение интересов); методы регулирования конфликта и диагностики конфликта.

Конфликтная ситуация —  это противоречивые позиции сторон по какому - либо поводу, стремление к  противоположным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний и т.д.

Конфликтная ситуация —  понятие достаточно подвижное, неустойчивое, оно легко может измениться при  изменении любого из ее элементов, взглядов оппонентов, отношений «объект— оппонент», подмены объекта конфликта, появления условий, затрудняющих или исключающих взаимодействие оппонентов, отказа одного из субъектов от дальнейшего взаимодействия и др.

Конфликт начинается с того момента, когда хотя бы один из взаимодействующих субъектов  осознает различие своих интересов и принципов от интересов и принципов другого субъекта и начинает односторонние действия по сглаживанию этих различий в свою пользу (еще не понимая четко, в чем они заключаются).

Для перерастания возникшего противоречия в конфликтную ситуацию необходимы следующие условия: значимость ситуации для участников конфликтного взаимодействия; препятствие со стороны одного из оппонентов к достижению целей другим участником (даже если это субъективное, далекое от реальности восприятие одним из участников); превышение личной или групповой терпимости к возникшему препятствию, хотя бы у одной из сторон.

Первым признаком конфликта  можно считать напряженность, которая  проявляется вследствие недостатка или противоречивости информации, недостаточности знаний для преодоления затруднения.

Человек может попытаться убедить  других принять его точку зрения или заблокировать чужую с  помощью первичных средств влияния, таких как принуждение, вознаграждение, традиция, экспертные оценки, харизма, убеждения или участие.

Конфликт имеет следующие фазы.

1) Конфронтационная (военная) –  стороны стремятся обеспечить  свой интерес за счет ликвидации  интереса чужого (в их представлении  это обеспечивается либо добровольным  или вынужденным отказом другого  субъекта от своего интереса, либо лишением его права иметь свой интерес, либо уничтожением носителя другого интереса, что уничтожает естественным образом и сам этот интерес, а следовательно, и гарантирует обеспечение собственного).

2) Компромиссная (политическая) –  стороны стремятся по возможности достигнуть своего интереса через переговоры, в ходе которых производят замену отличающихся интересов каждого субъекта на общий компромиссный (как правило, каждая из сторон пытается обеспечить в нем по максимуму свой собственный).

3) Коммуникативная (управленческая) – выстраивая коммуникацию, стороны  достигают согласия, основанного на том, что суверенитетом обладают не только сами субъекты конфликта, но и их интересы, и стремятся к взаимодополнению интересов, ликвидируя лишь незаконные, с точки зрения общества, различия.

Функция конфликта – определенное назначение конфликта в зависимости  от принятых норм в группе, коллективе, обществе. Долгое время считалось, что  конфликты вредны и пользы от них  нет никакой, они ведут лишь к  различного рода потерям. В 1956 г. ученый Л. Козер (США) в работе «Функции социальных конфликтов» предложил рассматривать положительные функции конфликта в отношении организации и участников конфликта.

В настоящее время выделяют следующие  функции конфликта:

- позитивные (разрядка напряженности  между конфликтующими сторонами,  получение новой информации об  оппоненте, сплочение коллектива  организации при противоборстве  с внешним врагом, стимулирование  к изменениям и развитию; снятие  синдрома покорности у подчиненных; диагностика возможностей оппонентов);

- негативные (большие эмоциональные,  материальные затраты на участие  в конфликте, увольнение сотрудников,  снижение дисциплины, ухудшение  социально - психологического климата  в коллективе, представление о  побежденных группах, как о врагах, чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе, уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников после завершения конфликта, сложное восстановление деловых отношений — «шлейф конфликта»).

Движущей силой в конфликте  является любопытство или стремление человека или победить, или сохранить, или улучшить свое положение, безопасность, устойчивость в коллективе или надежда  на достижение поставленной в явном  или не явном виде цели.

Характерной особенностью любого конфликта является то, что ни одна из участвующих сторон не знает заранее точно и полностью всех решений, принимаемых другими сторонами, их будущее поведение, и, следовательно, каждый вынужден действовать в условиях неопределенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Классификация конфликтных ситуаций в организации

 

Конфликт  можно определить как отсутствие согласия между двумя или более  сторонами. Каждая из сторон делает все, чтобы была принята ее точка зрения и мешает другой сделать то же самое.

Нельзя  забывать, что в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты могут быть желательны. Во многих случаях ситуация конфликта помогает сформулировать большее число альтернатив или проблем, что делает процесс принятия решений более эффективным.

Будем различать следующие четыре типа отношений в каждой форме взаимодействия групп в организации:

  1. Отношения силы и зависимости. Люди, работающие в организации, до определенной степени оказывают влияние на поведение друг друга, пытаясь усилить, расширить собственные возможности и способности в этой области, а также усилить собственные позиции.
  2. Отношения при ведении переговоров. При принятии решений о распределении недостаточных, ограниченных ресурсов работники часто оказываются зависимыми друг от друга в процессе получения собственной доли.
  3. Деловые ("инструментальные") отношения. В современном связанном производстве работники оказываются в положении "средств производства" друг для друга. Такое закономерное положение каждой из групп работников организации обусловлено, прежде всего, технологическими связями. Речь идет о том, что организация производства на собственном участке объективно опирается на результаты работы других участков и групп. В этой связи взаимозависимость групп в совместной работе на общие для организации цели определяет, с одной стороны, мотивы для снятия разногласий, а с другой, форму обмена результатами деятельности групп внутри организации.
  4. Социо-эмоциональные отношения, которые проявляются в отдельные периоды в форме симпатий и антипатий (чаще - лица к группе и к организации).

Указанные типы отношений  имеют соответствующие тенденции  и центральные проблемы. Принадлежность конкретных разногласий к конкретной природе (центральной или поведенческой) определяют вид вмешательства в  конфликт. Имеется в виду внешнее для конфликтующих сторон воздействие, направленное на конструктивное снятие разногласий. При этом предполагается, что саморазрешение конфликта неэффективно с позиции целей организации (либо по критерию времени его разрешения - явное несоответствие целям организации). Иными словами, рассматриваем такой тип и период в жизненном цикле организации, когда конфликт должен быть управляемым извне.

Информация о работе Управление конфликтными ситуациями в трудовых коллективах