Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 12:01, курсовая работа
Несмотря на то, что конфликт в деловой сфере имеет не только дестабилизирующие, но и функциональные последствия, любой конфликт - скорее негативное явление, так как он практически всегда становится причиной снижения трудовой активности людей, ослабления их мотивации к трудовой деятельности, возникновения преждевременной усталости и стрессов.
Менеджер согласно своей роли находится обычно в центре любого конфликта в организации и призван разрешать его всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. Конфликт и его функции………………………………………..………5
2. Классификация конфликтных ситуаций в организации………………9
3. Методы разрешения конфликтных ситуаций……………………..….20
3.1. Структурные методы разрешения конфликта…………………...…21
3.2. Межличностные стили разрешения конфликтов………………..…23
4. Алгоритм разрешения конфликтов…………………………………...28
4.1. Завоевание авторитета у сторон………………………………….…31
4.2. Определение структуры взаимоотношений сторон…………..……31
4.3. Поддержание равновесия сторон……………………………………32
4.4. Поддержание «оптимального уровня интенсивности конфликта...34
4.5. Дифференциация вмешательства по 4 видам конфликта……….…35
4.6. Детализация конфликта, конфронтация, синтез…………………...35
4.7. Определение процедур достижения компромисса для каждой
стороны, способствование постоянному прогрессу……………………36
5. Профилактика конфликтов…………………………………………….40
Заключение……………………………………………………………..…42
Список используемой литературы………………………………...…….43
Выделим следующие виды конфликтов, появление которых наиболее часто отмечается исследователями в организации:
В этой связи особая роль в управлении конфликтом принадлежит консультанту, роль которого может выполнять руководитель или специалист психологической службы отдела персонала. В дальнейшем эту роль и будем называть консультативной.
В научной и специальной литературе обсуждаются несколько подходов к разрешению конфликта, которые реализуются в функциях консультанта при различных вмешательствах:
Диагностика видов конфликтов, выбор подхода к его разрешению с последующим подбором методов вмешательства - это традиционные этапы работы консультанта. Эффективный консультант - это, прежде всего, умение видеть многообразие аспектов конфликта и творческий выбор методов работы. Вместе с тем, опыт разрешения конфликтов указывает на определенную последовательность действий для конструктивного управления им.
Существуют различные варианты классификации конфликтных ситуаций. Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют функциональными (конструктивными). Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют дисфункциональными (деструктивными). Так что нужно не раз и навсегда уничтожить все условия для возникновения конфликтов, а научиться правильно ими управлять. Для этого необходимо научиться анализировать конфликты, понимать их причины и возможные следствия.
В соответствии с классификацией Л. Коузера конфликты могут быть реалистическими (предметными) или нереалистическими (беспредметными).
Реалистические конфликты
вызваны неудовлетворением
Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т.е. острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.
Начавшись как реалистический, конфликт может превратиться в нереалистический, например, если предмет конфликта чрезвычайно значим для участников, а они не могут найти приемлемое решение, справиться с ситуацией. Это повышает эмоциональную напряженность и требует освобождения от накопившихся отрицательных эмоций.
Нереалистические конфликты всегда дисфункциональны. Их гораздо сложнее урегулировать, направить по конструктивному руслу. Надежный способ профилактики подобных конфликтов в реорганизации - создание благоприятной психологической атмосферы, повышение психологической культуры руководителей и подчиненных, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении.
Существуют 4 основных типа
конфликтов: внутриличностный, межличностный,
между личностью и группой
и межгрупповой.
Участниками внутриличностного конфликта
являются не люди, а различные психологические
факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся
или являющиеся несовместимыми: потребности,
мотивы, ценности, чувства и т.п. Конфликт
этот может быть функциональным или дисфункциональным
в зависимости от того, как и какое решение
примет или не примет сам человек.
Внутриличностные конфликты, связанные
с работой в организации, могут принимать
различные формы. Одна из наиболее распространенных
- это ролевой конфликт, когда различные
роли человека предъявляют к нему противоречивые
требования (семья или работа, например).
Внутренние конфликты могут возникать
на производстве вследствие перегруженности
работой или необходимостью находиться
на рабочем месте при отсутствии работы.
Самый распространенный тип конфликта - межличностный конфликт. В организациях он проявляется по-разному. Одной из причин называют несходство характеров сотрудников в коллективе. Однако, при более глубоком анализе видно, что в основе таких конфликтов лежат объективные причины. Чаще всего - это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, время использования оборудования и т. д. Каждый считает, что более других нуждается в ресурсах. Иногда это борьба руководителей за одобрение проекта или влияние на подчиненных; иногда связан с психологической несовместимостью людей. Конфликты возникают между руководителем и подчиненным: когда один считает, что к нему предъявлены завышенные требования, а другой уверен в нежелании выполнять обязанности сотрудником. Межличностный конфликт проявляется и как столкновение личностей, взгляды и цели которых в корне различаются.
Конфликт между личностью и группой возникает тогда, когда эта личность занимает позицию, отличную от позиции группы. Производственная неформальная группа устанавливает нормы поведения. Чтобы быть принятым этой группой, каждый должен их соблюдать. Однако если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт. Иной распространенный конфликт этого типа - конфликт между группой и руководителем. Руководитель часто вынужден принимать меры, которые могут оказаться непопулярными в глазах подчиненных. Тогда группа может нанести ответный удар – изменить отношение к руководителю, снизить производительность. Наиболее тяжело такие конфликты протекают при авторитарном стиле руководства.
Межгрупповой конфликт
возникает между формальными и неформальными
группами из которых состоит организация.
Например, между руководством и исполнителями,
между работниками различных подразделений,
между администрацией и профсоюзами и
т. д.
Частым примером межгруппового конфликта
служат разногласия между высшим и более
низким уровнями управления, т.е. между
линейным и штабным персоналом. Это яркий
пример дисфункционального конфликта.
Отсутствие согласия обусловлено наличием
разнообразных мнений, взглядов, идей,
интересов, точек зрения и т.д. Однако оно,
как уже отмечалось, не всегда выражается
в форме явного столкновения, конфликта.
Это происходит только тогда, когда существующие
противоречия, разногласия нарушают нормальное
взаимодействие людей, препятствует достижению
поставленных целей. В этом случае люди
просто бывают вынуждены каким-либо образом
преодолеть разногласия и вступают в открытое
конфликтное взаимодействие.
Необходимо иметь в виду, что один тип конфликта в случае, если не происходит его своевременного разрешения, может переходить в другой, более тяжелый.
Начавшийся как межличностный, он превращается в конфликт личности и группы, если одной из противоборствующих сторон удается создать вокруг себя неформальную группу поддержки, а затем – и в межгрупповой, когда эти группы образуются обеими сторонами. Такой конфликт разрешать наиболее сложно, так как кроме личных интересов и психологических особенностей людей здесь активную роль начинают играть групповые интересы, солидарность, психологическая поддержка и взаимозависимость.
Иногда межгрупповой конфликт, особенно в тех случаях, когда он долго не разрешается, может приобрести форму так называемого всеобщего конфликта, который очень трудно остановить. Он способен вообще разрушить всю организацию.
Конфликты - это не всегда обязательно что-то плохое. Плохим, негативным и тем самым деструктивным может быть поведение в конфликтной ситуации. Коллективное управление, когда сотрудник рассматривается как ценный участник всех процессов, а не как получатель команд и распоряжений, создает ситуацию, в которой представлены различные мнения и позиции.
Открытый конфликт, в котором разногласия относятся к производственной сфере и выражают, например, различные пути, ведущие к одной цели, относительно безобиден. Можно дискутировать и, так или иначе, прийти к общему решению.
Открытый конфликт чаще всего разворачивается на деловой основе. Скрытый, тлеющий конфликт - человеческие взаимоотношения. Многие кажущиеся "деловыми" конфликты - на самом деле конфликты, замешанные на чувствах и взаимоотношениях. Результат: напряжение не устраняется: если деловая часть безупречно отрегулирована, оно переносится на другой "театр военных действий".
Для руководителя чрезвычайно важно быть в состоянии справиться с конфликтными ситуациями, обладать интуицией и достаточными знаниями в области психологии, хотя бы об основных конфликтных зонах человеческого поведения.
По причинам возникновения существует очень большое количество типов конфликтов. Вот некоторые из них: мотивационные конфликты и конфликты коммуникаций.
На первый взгляд в качестве мотива производственной деятельности и поведения в целом, как правило, недооцениваются психологические потребности. Наиболее ярко выражены такие мотивы, как безопасность, принадлежность к определенному сообществу, престиж, чувство собственного достоинства и самореализация. Таким образом, в исследовании конфликтов важен подход, учитывающий человеческие потребности, нашедшие выражение в этих мотивах.
Коммуникационный конфликт налицо, когда никто не решается на установление "обратных связей" с руководителем, т.е. никто не обращает внимания шефа на его промахи. Аналогичная ситуация возникает тогда, когда сотруднику не сигнализируют о том, что его признают и уважают. Кто никогда не слышит слов признания, тот становится неуверенным.
Среди причин, порождающих конфликты, следует назвать, прежде всего, социально-экономические, политические и нравственные. Они являются питательной средой для возникновения различного рода конфликтов. На возникновение конфликтов оказывают влияние психофизические и биологические особенности людей.
Можно выделить несколько
основных причин конфликтов в организациях.
Например, распределение ресурсов,
которые в любой организации
ограничены, практически неизбежно
влечет к конфликтам.
Взаимозависимость задач, когда один человек (или группа) зависит от другого
человека (или группы) в выполнении задачи,
часто ведет к конфликтам, особенно когда
возможности неравные.
Конфликты возникают между работниками различного уровня квалификации или руководители более высокого звена зависят от мастеров, поскольку последние претворяют в жизнь идеи более высокого звена управления. Так же причинами конфликта являются различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, а так же в уровне образования.
Различия в целях. В этом случае ситуация характеризуется тем, что участвующие в ней стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем. Существует много методов разрешения таких конфликтов. Конфликты по этим причинам особенно учащаются в разрастающейся организации, когда она разбивается на специализированные подразделения.
При этом, например, интересы отдела сбыта могут не совпадать с интересами производственных подразделений, когда выпускаемая продукция не имеет успеха на рынке.
Различия в способах достижения целей особенно часто ведут к конфликтам, когда у руководителей и непосредственных исполнителей могут быть разные взгляды на пути и способы достижения общих целей.
Часто конфликты в
организациях связаны с
Еще одна причина возникновения конфликта - различия в психологических особенностях. Порой психологические различия участников совместной деятельности мешают ее осуществлению, повышают вероятность возникновения всех типов и видов конфликтов. Чувственный конфликт появляется в ситуации, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Люди просто вызывают друг у друга раздражение стилем своего поведения, ведения дел, взаимодействия. В этом случае можно говорить о психологической несовместимости. Такие конфликты труднее всего поддаются разрешению, так как в их основе лежат причины, связанные с психикой личности. По этой причине в настоящее время менеджеры все большее внимание уделяют подбору и формированию "слаженных команд".
Существование перечисленных источников или причин конфликтов увеличивает вероятность их возникновения, однако, бывают ситуации, когда при большой возможности конфликта стороны в конфликтное взаимодействие не вступают. Иногда потенциальные выгоды от участия в конфликте не стоят затрат. Вступив же в конфликт, как правило, каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения, достигнута ее цель и мешает другой стороне делать то же самое. Здесь необходимо управление конфликтом. В зависимости от того, насколько эффективным оно будет, последствия конфликта станут функциональными или дисфункциональными. Это в свою очередь повлияет на вероятность возникновения последующих конфликтов. Однако даже при большой возможности возникновения конфликта стороны могут не захотеть реагировать так, чтобы и дальше усугублять ситуацию. В таких случаях конфликт затухает.
Информация о работе Управление конфликтными ситуациями в трудовых коллективах