Управление корпоративной культурой и ее элементами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 11:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотрение теоретических аспектов корпоративной культуры.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
рассмотреть понятие корпоративной культуры, структуру и содержание;
раскрыть роль корпоративной культуры в управлении предприятием, а также методы формирования корпоративной культуры;
определить цели и задачи менеджмента корпоративной культуры ;
рассмотреть методы формирования корпоративной культуры.

Содержание работы

Введение 3
1.Основы управления корпоративной культурой организации 5
1.1.Понятие управления корпоративной культурой, основные цели и задачи управления корпоративной культурой 5
1.2.Роль корпоративной культуры в управлении предприятием 10
1.3.Цели и задачи менеджмента корпоративной культуры 15
2.Управление корпоративной культурой и ее элементами 20
2.1.Методы формирования корпоративной культуры 20
2.2.Структура и содержание корпоративной культуры 24
Заключение 30
Библиографический список 32

Файлы: 1 файл

Управление корпоративной культурой.docx

— 75.38 Кб (Скачать файл)

Используя эти средства, отделу по управлению персоналом необходимо проработать способы, которыми в  компании будет принято передавать информацию, доносить до сотрудников  нормы, правила, требования или новостную  информацию. К таким средствам  можно отнести бумажные носители, например, «Книга сотрудника», которую  обычно вручают новым работникам в качестве путеводителя по компании.

К «бумажным» способам передачи информации относится и корпоративная  периодика. Внутренние газеты или журналы  несут больше имиджевую функцию, так как влияют на рейтинг компании в рядах своих сотрудников. Также  компании могут использовать видеообращения руководителя, которые, как правило, предназначены для передачи наиболее значимых событий или поздравлений. Этот способ особенно удобен для компаний с большой сетью филиалов и  юридических лиц, которые расположены  в разных городах.

Нормы, которые разрабатываются  должны быть интегрированы в коллектив, то есть донесены до каждого сотрудника. Отделу по управлению персоналом необходимо провести работу по поддержанию «корпоративного  духа» и вовлеченности сотрудников 

Добиться, чтобы сотрудники были приверженцами норм корпоративной  культуры очень сложно. Для этого  необходимо проводить систематическую  работу с персоналом компании по поддержанию  так называемого «корпоративного  духа». В некоторых компаниях  считают, что эффективным средством  единения становятся одинаковые элементы в одежде, которые символизируют  компанию (значки, платки, униформа), другие предпочитают стимулировать вовлеченность  персонала пением корпоративного гимна  по утрам. В любом случае, какими бы ни были способы, придумать их должен менеджер по корпоративной культуре. Чтобы оценить результаты его  работы, можно использовать критерий вовлеченности сотрудников в  дела  компании. Например, чтобы сотрудники чувствовали себя неотъемлемой частью организации, в программе развития корпоративной культуры было запланировано  прямое участие персонала в решении  организационных вопросов. 12

Корпоративный дух – начало, определяющее поведение, действия работников и руководства корпораций, понятие  широко распространено в фирмах Японии. Отражается на поведении людей, разделяющих  цели фирмы и испытывающих чувство  принадлежности к ней. Корпоративный  дух воспитывается путем приобщения работников к делам фирмы, ее управления.

То есть чем больше сотрудников  проявляют активность, тем выше степень  их заинтересованности в решении  проблем компании, а значит и выше вовлеченность.

Вопросы, к решению которых  можно привлекать  сотрудников:

  • перемещение офиса в другой район города
  • форма проведения корпоративного мероприятия (Новый Год)
  • дополнительные услуги для сотрудников компании (оплата проезда, компенсация клубной карты в спортзал, организация праздника для детей сотрудников компании).

Сплоченный коллектив  является одним из ключевых показателей  работы отдела персонала. Так как  налаженные доброжелательные отношения  между сотрудниками создают общую  позитивную обстановку в компании.

Цель мероприятий, которые  организует отдел для коллектива, прежде всего, заключается в том, чтобы сплотить сотрудников и  создать команду. Также эти мероприятия  могут служить для адаптации  сотрудников к новой культуре, новым правилам и условиям работы, например, если компания прошла процедуру  присоединения к другой организации  и из двух новых коллективов нужно  сделать единый, познакомить с  новыми нормами и требованиями. В  таком случае ключевым показателем  качества этих мероприятий будет  результат, который получает компания и сотрудники после их проведения. Этим показателем являются устойчивые профессиональные отношения между  работниками, которые взаимодействуют  каждый день.13

Убедиться, что менеджер по корпоративной культуре сделал достаточно, чтобы сотрудники компании чувствовали  себя единым целым, и между ними нет  предубеждений и психологической  напряженности можно оценив количество личных знакомств между сотрудниками.

  1. управление корпоративной культурой и ее элементами

    1. Методы формирования корпоративной культуры

Применение методов формирования корпоративной культуры на практике существенно отличается от теоретических  выкладок специалистов в этой области, так как специфика каждой компании накладывает тот или иной отпечаток  на практическое применение теории.

История учит, что в наиболее «здоровых» и преуспевающих компаниях  стратегия и система управления определяются и организуются с целью  более широкой, чем просто рост акционерной  стоимости. Главная проблема, которую  отмечают исследователи, заключается  в том, что корпоративную культуру нельзя изменить по приказу сверху. Целенаправленное изменение культуры (если оно вообще возможно) не происходит только потому, что руководство отдает такое указание. В этом случае не помогут ни декларации основных ценностей, ни программа перемен или комбинация инициатив.14

Обычно нужен резкий шок  вроде экономического кризиса или  скандала для того, чтобы люди в  организации начали интересоваться корпоративной культуры и целенаправленно  развивать ее позитивные характеристики. В любых обстоятельствах попытка  вызвать глубинные культурные изменения  — сложный и болезненный процесс.

Вполне управляемым является внешний уровень корпоративной  культуры: присущие организации символика, мифология, ритуалы, обряды, церемонии. Можно сформировать и совершенствовать и базовый уровень, достаточно трудоемкий и сложный: декларируемые ценности и нормы поведения, выражаемые в  миссии, видении, кодексе, правилах внутреннего  распорядка, регламентах, положениях и  пр. Но имеется и внутренний уровень  – неформальная часть корпоративной  культуры, проявляемая в неписаных  правилах взаимоотношений сотрудников  как между собой и с внешним  миром. Именно из-за несоответствия внутреннего  уровня внешнему, культура может играть и дезорганизующую роль, быть непродуктивной. В этих случаях помогает практическое «включение» сотрудника в деятельность, направленную на реализацию декларируемой ценности с тем, чтобы она стала его личностной ценностью.

Если мы признаем управляемость  корпоративной культуры, то в качестве субъектов управления выступают подразделения корпорации, отвечающие за стратегическое развитие, связи с общественностью, управление делами и хозяйственную деятельность, безопасность, управление персоналом и пр.

В любом случае, у кадровой службы в этом контексте имеется  своя уникальная задача, заключающаяся  в том, чтобы четко различать  тех сотрудников, которые действительно  разделяют культурные ценности организации  и следуют им в поведении, и  тех, кто только внешне декларирует  солидарность с ценностями и принципами.

Чтобы достичь идентификации  работников с компанией, нужно осуществлять целый комплекс последовательных мер, начиная с тщательного отбора кандидатов на работу.

Подбираются следующие категории  персонала: принимающий правила игры, готовый перенять правила игры, и являющийся носителем недостающих в компании ценностей и способный передавать их другим сотрудникам (это относится в первую очередь к менеджерам на ключевых позициях).

Поступившие на работу сотрудники подвергаются различным внутриорганизационным  воздействиям, которые нацелены на то, чтобы новички задумались о  существующей системе корпоративных  ценностей и о том, смогут ли они  их принять.

Заключительным шагом  в процессе принятия работником ценностей  и принципов является внутриорганизационное  признание и продвижение тех  из них, кто может служить ролевыми моделями для коллег. Продвигая таких  сотрудников по службе или выдвигая их в кадровый резерв, компания побуждает  остальных работников следовать  их примеру. И, наконец, никуда не деться от необходимости высвобождения  работников, игнорирующих корпоративные  ценности и принципы.

Итак, корпоративная культура дает людям ощущение сопричастности, приверженности; способствует коммуникациям, инициативе; создает эффективный, высокопроизводительный трудовой коллектив. И постоянные поиски длительного преимущества над конкурентами приводят руководителей прямо к  необходимости заниматься вопросами  культуры.

Российская практика консультационной работы с предприятиями организованными  на постсоветском пространстве, позволяет  выделить следующие важные области, в которых использование методов  формирования корпоративной культуры сказалось наиболее плодотворным образом  на результатах деятельности предприятия:

  • упрочение авторитета и власти первых лиц (например, если первые лица были моложе своих подчиненных на 5-15 лет);
  • преодоление подозрений в отношении первых лиц и создание атмосферы взаимного доверия;
  • комплексная организационная диагностика с целью выявления слабых мест в организации деятельности (менеджменту необходима объективная независимая комплексная оценка качества своей организационной работы);
  • преодоление внутренних конфликтов между профессиональными и иерархическими группами в организации, в особенности при внедрении новых технологий и методов работы, или реорганизации существующих;
  • диагностика различного отношения к бизнесу и способу его ведения представителями разных национальных культур (например, русскими, белорусами и литовцами);
  • диагностика различий в ведении бизнеса крупными организациями и небольшими организациями (более 2000 человек и 30 человек соответственно) при их взаимодействии друг с другом и выстраивании партнерских отношений;
  • выявление внутренних конкурентов и раскола в организации (попытки одних учредителей получить большую власть и участие в бизнесе в ущерб другим, отколоть большую часть организации на себя ит. п.);
  • реструктуризация организации в саморазвивающуюся и самообучающуюся организацию (рынок поделен, наблюдается жесткая конкуренция, привлечение дополнительных внешних ресурсов затруднено);
  • осознание факторов, мешающих росту и развитию менеджеров в организации на всех уровнях – как отдельным лицам, так и управленческим командам. В процессе работы с корпоративной культурой происходит нейтрализация мешающих факторов и актуализация факторов, способствующих росту и развитию;
  • преодоление кризисов в отношениях между менеджерами и кризисов личного развития (например, желание собственников изменить распределение доли участия каждого в бизнесе, необходимость личного самоопределения).15

Обобщая результаты исследования, можно сделать следующие выводы. Корпоративная культура — это не только имидж компании, но и эффективный инструмент стратегического развития бизнеса. Ее формирование всегда связано с инновациями, направленными на достижение бизнес-целей и, следовательно, повышение конкурентоспособности.

В настоящее время появляется множество аспектов корпоративной  культуры, связанных с разнообразием  взглядов на эту проблему. С ростом производства, выходом российских организаций  на международный уровень, появлением молодых специалистов с высоким  уровнем образования, расширением  предприятий среднего и крупного бизнеса вопрос формирования и развития корпоративной культуры становится все более актуальным, как непосредственно  связанный с этими процессами.

    1. Структура и содержание корпоративной культуры

В настоящее время стало  уже традиционным выделять три уровня корпоративной культуры:

1) поверхностный (символический)  уровень – это все, что человек  может увидеть и потрогать:  корпоративная символика, логотип,  фирменные календари, флаг фирмы,  гимн фирмы, особая архитектура  здания и т. п. Также к символическому уровню относят мифы, легенды и истории, связанные с основанием фирмы, деятельностью ее руководителей и выдающихся сотрудников. Такие легенды и истории обычно передаются устно. На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но не всегда их можно расшифровать и интерпретировать в терминах корпоративной культуры.

2) подповерхностный уровень  – объединяет ценности и нормы,  сознательно зафиксированные в  документах организации и призванные  быть руководящими в повседневной  деятельности членов организации.  Типичным примером такой ценности  может служить установка «клиент  всегда прав» в отличие от  установки о первенстве производителя  в советский период. В частности,  продолжающееся существование старой  ценности о первенстве производителя  до сих пор противодействует  эффективной работе многих организаций  и секторов экономики. На этом уровне изучению подвергаются ценности и верования, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей. Исследователи часто ограничиваются этим уровнем, так как на следующем уровне возникают почти непреодолимые сложности.

3) базовый (глубинный)  уровень – базовые предположения,  возникающие у членов организации  на основании личных паттернов,  подкрепляемых или изменяющихся  успешным опытом совместных действий  и в большинстве случаев неосознаваемые, некоторый «воздух» корпоративной  культуры, который без запаха  и вкуса, которым все дышат,  но в обычном состоянии не  замечают. Эти базовые предположения трудно осознать даже самим членам организации без специального сосредоточения на этом вопросе. Эти скрытые и принимаемые на веру предположения направляют поведение людей, помогая им воспринять атрибуты, характеризующие корпоративную культуру. 16

Информация о работе Управление корпоративной культурой и ее элементами