Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 22:16, курсовая работа
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью руководителей уделять должное внимание теоретическим основам функционирования организации. Это важно для того, чтобы методы развития, внедряемые менеджерами, соответствовали уровню естественного развития организации. Использование графических, визуальных моделей при определении тенденций развития компании, построенных на основе теории жизненного цикла, позволяет с большей долей вероятности прогнозировать внутренние изменения, ожидающие компанию. Помимо этого менеджеру в целях совершенствования процесса управления необходимо отслеживать появляющиеся в результате новых исследований аспекты теории жизненного цикла организации.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Концепция жизненного цикла…………………………………………………6
1.1 Понятие жизненного цикла организации………………………………….6
1.2 Графическая модель жизненного цикла организации……………………8
1.3 Социальная компонента жизненного цикла организации……………….11
2. Этапы жизненного цикла организации……………………………………14
2.1 Этап предпринимательства…………………………………….………….14
2.2 Этап коллективности………………………………………………………17
2.3 Этап формализации и управления…………………………………………21
2.4 Этап выработки структуры………………………………………………..23
2.5 Этап упадка…………………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………28
Список литературы…………………………………………………………….31
- Организация порождает новые компании
Таким образом, организация знает,
что она делает, куда она идет
и как достичь намеченных целей.
Расцвет организации являет собой
процесс стабильного роста. Он является
показателем жизнеспособности организации,
способности достигать
2.3 Этап формализации и управления
На данном
этапе организационная и
Стадия «стабилизация». Фаза стабилизации является первой стадией старения в жизненном цикле организации. Компания еще сильна, но уже начинает терять гибкость. Происходит потеря духа творчества, сокращаются инновации и уже не поощряются изменения, которые и привели ее к расцвету. Как только уменьшается гибкость, организация становится зрелой. Она по-прежнему ориентирована на результат и хорошо организована и управляема, однако в ней возникает меньше конфликтов, чем на предыдущих этапах. Достигнутая стабильная позиция на рынке вызывает чувство безопасности, что может быть безосновательным в длительной перспективе. Морально-психологический климат в коллективе становится более формальным, новые идеи еще высказываются, но волнений по этому поводу уже нет. Происходят изменения в распределении прибыли компании. Ресурсы на исследования урезаются в пользу расходов на развитие. Бюджеты на маркетинговые исследования уменьшаются для повышения прибыльности компании. Возвратность инвестиций становится доминирующим индикатором выполнения планов, а различного рода количественные показатели вытесняют гибкое концептуальное мышление. Организация еще растет, это видно по увеличению объема продаж, но уже зарождается основная причина будущего падения: истощается дух предпринимательства.
Таким образом, если творчество бездействует
достаточно долго, то это может повлиять
на способность организации
2.4 Этап выработки структуры
Находясь
на данном этапе своего развития, организация
увеличивает выпуск продукции, расширяет
рынок оказания услуг. Руководители
высшего звена управления стремятся
выявить новые возможности
Стадия «аристократизма». Для этой стадии жизненного цикла организации характерны следующие признаки: организация обладает значительными денежными ресурсами, причем деньги в основном тратятся на укрепление системы контроля, страхования и обустройство; существуют определенные традиции, входит в обычай формализм в одежде и обращении; корпорация может приобретать другие компании для получения новых продуктов и рынков или пытаясь «купить» предприимчивость. Снижение гибкости, которое начинается еще на этапе расцвета, имеет длительное последействие: в конечном итоге способность достигать результаты должна также упасть. Цели компании становятся преимущественно краткосрочными и, соответственно, гарантированные результаты становятся нормой, а ее деятельность приобретает окраску посредственности.
Уменьшение ориентации на долгосрочный результат создает новый стиль организационного поведения; морально-психологический климат становится тяжелым. Наблюдение за поведением людей, их манерой общения, решения возникающих конфликтов позволяет определить аристократическую организацию, которой свойствен консерватизм и единообразие мышления.
Характеристики организации на стадии аристократизма:
-Средства расходуются на системы контроля, дополнительные выплаты и обустройство
- Акцент делается на том, как делать что-либо, а не на том, что делать и зачем
- Формализуются традиции, форма общения и одежда
- Индивидуумы обеспокоены выживанием организации, но групповым девизом является «Не гони волну!» Бизнес ведется как обычно.
- Внутренняя мотивация низка. Корпорация может приобретать другие компании, чтобы обновить ассортимент выпускаемой продукции, захватить новые рынки, или пытаясь «купить» дух предпринимательства
- Организация обладает значительными оборотными средствами, становясь, таким образом, привлекательным объектом для поглощения.
Попытки организации сохранить
прежний уровень прибыли
Стадия «ранняя бюрократизация»
Характеристики организации на стадии ранней бюрократизации:
- Акцент делается на то, кто является источником проблем, а не на то, что нужно предпринять (как будто решение кто эквивалентно решению что делать)
- Процветают конфликты, выяснение отношений и внутренняя борьба
- Паранойя парализует организацию; низок моральный дух
- Все внимание уделяется внутренней борьбе; общение с внешними клиентами рассматривается как неизбежное зло.
Стадия «бюрократизация».
Характеристики организации на стадии бюрократизации:
- В организации множество систем, однако они функционально не ориентированы
-Теряются контакты с окружающей средой, организация концентрируется на себе самой
- Теряется чувство контроля
-Чтобы эффективно работать с такой организацией, клиенты вынуждены вырабатывать особые приемы обхода или прямой атаки препятствий.
На этом этапе компания не создает необходимых ресурсов для самосохранения. Бюрократическая организация обладает множеством систем со слабой функциональной ориентацией. Отсутствие ориентации компании на рынок, удовлетворение потребностей клиентов, обращение усилий на решение внутренних проблем и превалирование излишней формализованности компании ведет к неизбежной смерти организации. Даже небольшое изменение во внешней среде может привести к разрушению компании.
2.5 Этап упадка
На данноми
этапе организация сталкивается
с уменьшением спроса на свою продукцию
или услуги, что является следствием
острой конкуренции и эффективных
маркетинговах стратегий
Упадок может занимать непродолжительное
время, и тогда компания возрождается,
может затянуться, и нередко компания
вообще прекращает существование. В
любом случае, этот период в жизни
компании характеризуется сворачиванием
деятельности, особенно всех новых
начинаний, часть бизнеса может
быть продана, снижается финансирование.
В первую очередь это проявляется
в сокращении численности персонала,
сворачивании кадровых программ, сокращении
премиальных выплат, а иногда и
задержке выплаты заработной платы.
Сокращается персонал, но самое печальное,
если это становится неконтролируемым
процессом, ведь в первую очередь
уходят лучшие и самые востребованные
— люди больше не видят перспектив
и часто вообще не понимают, что
происходит в компании. Неизвестность
порождает самые сильные
Конечно, никто не застрахован от
спада. Но хуже другое. Можно пригласить
советников, экспертов, консультантов,
они могут дать вполне дельные
советы, но работать предстоит вам.
Задача реорганизации может возникнуть
на вашем профессиональном горизонте
не на уровне корпораций, а хотя бы на
уровне слияний двух отделов, реорганизации
компании и пр. Когда у компании
уже нет заказов, ее продукция
не пользуется спросом на рынке, организация
прекращает свое существование. Но ликвидация
организации может наступить
не мгновенно, если ее поддерживает по
каким-то политическим причинам государство.
Например, это может быть желание
сохранить рабочие места. Однако
если компания полностью зависит
от клиентов, распад наступает быстро,
поскольку клиенты
Таким образом, смерть организации
может произойти в форме
Заключение
В ходе проведенного исследования было определено понятие жизненного цикла организации. Закономерность, выраженная в том, что все компании проходят в своем развитии несколько этапов, нашла свое отражение в модели жизненного цикла организации. Периоды, в которые предприятие принципиально изменяет ценности и ориентации, называют циклами или фазами развития организации. То есть жизненный цикл организации отражает ее эволюцию от замысла до исчезновения организации как отдельной сущности.
Модель жизненного цикла была создана для прогнозирования изменений, ожидаемых в организации, находящейся в той или иной стадии развития. Получив информацию о пребывании организации на определенном этапе, руководитель может с большей долей уверенности оценить правильность принятого в фирме стиля руководства.
В работе были рассмотрены созданные в течение десятилетия разными авторами модели эволюции организации, причем в основе каждой из них лежит особая уникальная идея. Тем не менее, все модели в той или иной степени отражают сущность эволюции компании, описываемые с разных точек зрения.
Отсутствие единой объективной модели обусловлено тем, что авторами не были произведены полноценные длительные исследования, объектом которых стали бы организации, прошедшие полный жизненный цикл. Сложность подобных экспериментов помимо прочего состоит в том, что некоторые стадии могут занимать до нескольких лет и изучение подобных процессов в разных организациях может дать отличающиеся результаты. Однако в работе обозначены основные критерии, по которым возможно диагностирование организации на предмет пребывания ее на том или ином этапе эволюции.
Были подробно рассмотрены такие стадии развития, как выхаживание, младенчество, стадия быстрого роста, юность, расцвет, стабильность, аристократизм, ранняя бюрократизация, бюрократизация и смерть. Была представлена графическая модель эволюции организации; даны описания проблем, характерных для определенных этапов развития, и рекомендации руководителю компании о принятии управленческих решений, способных предотвратить возможное старение организации.
Вследствие особой специфики российских предприятий (большая доля государственных и приватизированных предприятий) теория И.Адизеса применима лишь к части предприятий нашей страны, созданных в период рыночных преобразований. Но для руководства адаптированных к рынку предприятий данная теория может служить источником теоретических основ управления и способствовать принятию решений, не противоречащих естественному процессу развития компании.
Информация о работе Управление межличностными конфликтами в организации