Управление персоналом на предприятиях общественного питания (на примере ресторана быстрого питания «Макдоналдс»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Предприятие общественного питания – общее название организации, которая оказывает услуги общественного питания посредством: производства кулинарной продукции, её реализации и организации питания различных групп населения. При этом под кулинарной продукцией понимается совокупность блюд, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализация и (или) организация потребления.
Стандартом ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий» от 5 апреля 1995 года установлена следующая классификация типов предприятий общественного питания: ресторан, бар, кафе столовые, закусочная[1, стр. 4].

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В СФЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ………………………………………………………………………5
1.1 Система управления персоналом…………………………………………..5
1.2 Персонал как ключевой фактор управления……………………………..10
1.3 Современное состояние рынка персонала в сфере общественного питания…………………………………………………………………………..14
ГЛАВА II. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ СЕТИ РЕСТОРАНОВ БЫСТРОГО ПИТАНИЯ «МАКДОНАЛДС»……………16
2.1 Характеристика ресторана быстрого питания «Макдоналдс»……………16
2.2.Организация системы управления персоналом ресторана быстрого питания «Макдоналдс»…………………………………………………………18
2.3 Процесс аттестации персонала в «Макдоналдс»………………………….23
2.4. Система мотиваций персонала в «Макдоналдс»…………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 79.01 Кб (Скачать файл)

     На  всех принятых сотрудников оформляется  личная карточка - файл, в которой  отражаются все персональные данные сотрудника и хранятся все формы  документов, отражающие результаты деятельности сотрудника (информация и взысканиях, поощрениях, начисленных премиях). В  ресторанах «Макдоналдс» каждый сотрудник  в личной карточке имеет - контрольный  лист наблюдения (КЛН) в котором отражается в процентном соотношении оценка работы сотрудника на каждой отдельной  позиции ресторана. Члены бригада  ресторана со временем обучаются  работе на трех позициях: обслуживание в зале, обслуживание на прилавке, работа на кухне.

     Весь  торгово-оперативный персонал - члены  бригады ресторана, каждые три месяца проходит промежуточную аттестацию, которая проводится вторым ассистентом  ресторана и непосредственным линейным руководителем. Целью данной аттестации является контролирование работы и  оценка деятельности работника за три  месяца. По результатам данной аттестации руководители дают рекомендации о характере  дальнейшей работе и подготовке к  итоговой аттестации.

     Итоговая  аттестация, проводимая для каждого  сотрудника каждые 6 месяцев, имеет  важное значение в системе аттестации персонала.

     Целью данной аттестации является:

     - определение уровня подготовки торгового персонала и его соответствия требованиям компании;

     - ротация персонала в соответствии с уровнем профессионализма;

     - определение потребности в обучении на следующие позиции;

     - принятие решения о повышение/не повышении оклада торгового персонала.

     Проведению  итоговой аттестации предшествует подготовка к аттестации, включающая четыре этапа:

     1. Ознакомление сотрудников с приказом  о проведении аттестации. Для  доведения до сотрудников информации  о проведении аттестации на  информационном стенде ресторана  размещается график проведения  аттестации, содержащий отражающий  список сотрудников подлежащих  аттестации и вид аттестации.

     2. Определение круга оценки необходимых  для персонала знаний и умений - теоретических и практических.

     3. Сбор необходимой информации  для проведения аттестации сотрудника (контрольные листы наблюдений, отзывы  менеджеров, выписки из книги  жалоб и т.д.);

     4. Формирование аттестационной комиссии, в которую входит директор  ресторана и второй ассистент  ресторана.

     Особое  значение при подготовке к проведению аттестации уделяется сбору всех составленных контрольных листов наблюдений, поскольку в данных листах отражается информация следующего характера:

     - качество выполняемой работы на каждой позиции торгово-производственного процесса ресторана,

     - правильность выполнения производственно-технологических операций;

     - соответствие внешнего вида сотрудника стандартам компании.

     - оценка рабочих показателей.

     Контрольный лист наблюдения заполняется менеджером производственного участка на работника. В течение всей рабочей смены менеджер наблюдает за работой сотрудника и в конце смены предоставляет работнику КЛН на подпись, с устным обоснованием всех замечаний и претензий к работе которые выявил проверяющий. В КЛН проставляется оценка в процентном соотношении, отражающая качество выполняемой работы за время наблюдения. Уровень средней оценки, посчитанный как среднеарифметическое всех оценок контрольных листов наблюдений, влияет на результаты итоговой аттестации.

     Процесс проведения аттестации в ресторанах проводится в два этапа:

     - собственно проведение аттестации, на которой комиссия проводит анализ и доводит до сотрудника сведения о результатах служебной деятельности за период предшествующий аттестации, с составлением характеристики на аттестуемого;

     - подведение итогов, заключающееся в оценке профессиональной деятельности аттестуемого работника на основании соответствия профессиональным требованиям, предъявляемым к занимаемой должности.

     По  итогам аттестации комиссия выносит  свою оценку деятельности работника, предполагающая четырехуровневую градацию и отражающая уровень работы персонала по итогам работы за период предшествующий аттестации. Система оценок и их характеристика представлена в таблице 3.

        

     Таблица 3

            Система оценок персонала ресторана и их характеристика 

Уровень оценки Процент увеличения оклада работника, % Характеристика  деятельности за период, предшествующий аттестации
A 6 Отличные показатели
B 4 Хорошие показатели
C 2 Удовлетворительные  показатели
D Назначения  испытательного срока Неудовлетворительные  показатели
 

     На  основании проставленной оценке комиссия принимает решение о  повышении оклада работнику или  назначению ему испытательного срока. Оценка заноситься в личную карточку работника.

     При проставлении оценки аттестационной комиссией  учитываются все факторы влияющие вынесение комиссией решения  об итогах аттестации. К таким факторам относятся:

     - уровень средней арифметической оценки контрольных листов наблюдений;

     - наличие или отсутствие нарушений операций торгово-технологического процесса;

     - наличие или отсутствие дисциплинарных взысканий;

     - характер записей оставленных в книге жалоб и предложений, если таковые имеются.

     Из  таблицы 3 видно, что в случае проставления оценки D, которая выставляется за грубые нарушения совершенные в рабочей деятельности, работником за период предшествующий аттестации, ему назначается вновь испытательный срок - 2 месяца, с соответствующим уровнем заработанной платы. Данная мера призвана отразить соответствие работников занимаемым должностям.

     В случае неявки на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин комиссия может провести аттестацию в отсутствии работника.

     Результаты  заседания аттестационной комиссии заносятся в протокол.

     В компании существует ряд объективных  и субъективных факторов, которые  относятся к недостаткам системы  аттестации, а именно:

     1. Директор ресторана  часто рассматривает оценку своих подчиненных как своего рода отвлечение от выполнения основных обязанностей, дополнительную нагрузку.

     2. Для некоторых ассистентов директора,  менеджеров и директоров ресторанов, если их назначают членами  аттестационной комиссии, определенной проблемой является предоставление работникам негативной обратной связи: указание на допущенные ошибки, просчеты или низкие рабочие показатели.

     3. Некоторые директора ресторанов  предпочитают избегать открытой конфронтации с подчиненными и не давать негативную обратную связь. Это приводит к необъективным и расплывчатым оценкам рабочих результатов и может снижать доверие персонала «Макдоналдс» к действенности системы оценки, к ее способности справедливо оценивать достижения работников и к эффективности используемых методов.

     4. Сопротивление построению объективной  системы оценки работы персонала  возникает из-за того, что результаты  оценки могут иметь негативные  последствия для подчиненных  (увольнение, понижение в должности,  лишение премии, ухудшение отношений  в коллективе и др.). Для некоторых  директоров ресторанов тяжело  выносить приговор для своих  сотрудников.

     5. В целом низкая информированность  менеджеров ООО «Макдоналдс», которая проявляется, в частности, в неумении использовать результаты проведенной оценки работы персонала.

     Таким образом, необходимо отметить, что на практике в ООО «Макдоналдс» из-за преобладания формального подхода возможности аттестации используются далеко не в полной мере. 
 

                    2.4. Система мотиваций персонала в «Макдоналдс» 

     Дик и Мак Макдональд сумели так разработать  систему управления персоналом, что  в их рестораны,  тянутся постоянно  новые и новые работники.[28]

     В «Макдоналдс» используются следующие  виды мотиваций:

     1. Гибкий график работы, возможность  совмещения работы с учебой:

     Можно составить свой график так, чтобы  работа была дополнением к учебе, работать по 3-4 дня в неделю, можно  отрабатывать неполную рабочую смену  в 8 часов.

     Кроме это, для сотрудников, прошедших испытательный срок и получивших белый значок, предусмотрено повышение часовой ставки на 15% и дополнительные бонусы от компании за отработку каких-то рабочих норм.

     2. Карьерный рост

     Работа  в Макдоналдс - это возможность за короткий промежуток времени добиться быстрого роста по карьерной лестнице и года через 2-3 стать у руля одного из ресторанов сети. Причины такого карьерного взлета за столь небольшой срок происходят из-за огромной текучки кадров во всех должностях, а так же открытия новых ресторанов, в которые нужны сотрудники, обычно опытных работников переводят в них с повышением.

     По  словам менеджеров, повышают тех, кто  может лучше руководить, чем работать. Если работник справляется с обязанностями  не только своими, но еще успевает помогать на соседней станции, то, скорее всего, он будет повышен года через 3, если будет, потому что такие работники  закрывают дыры в расписании и  нехватки опытного персонала для  обслуживания посетителей ресторанов. Поэтому достигнуть высот по карьерной  лестнице могут те, у кого в большей  степени развиты коммуникативные  качества, а не трудолюбие.

     Для тех, кто хочет сделать карьеру  в ресторанах Макдоналдс, существует специальная программа подготовки управляющих кадров под названием  Менеджер-Стажер. Эта программа хороша тем, что за 1 год можно стать  одним из помощников директора ресторана  и зарабатывать хорошие деньги почти  сразу, не проходя постепенно все  ступени иерархии Макдональдс, начиная  от члена бригады ресторана и  в итоге лет через 5-7 став директором какого-то ресторана.

     3. Работа в ночную смену

     Рестораны Макдоналдс живут в двух режимах: день (с 8 утра и до 12 вечера) и ночь (с 12 вечера до 8 утра). При этом ночью  работа в ресторане кипит не чуть не меньше, чем днем.

     Для работников ночной смены существует более высокие ставки за отработанное время. Надбавка за работу в ночное время составляет около 40% по сравнению  со ставкой дневных работников. Социальные льготы для сотрудников дневной  и ночной смены одинаковые. Девушек  на работу в качестве Ночников не берут, однако, если обстоятельства складываются так, что нужна работа ночью в  Макдональдс, то девушки могут устроиться на дневные смены, чтобы получить опыт работы на Мак-Авто или кухне, а  после испытательного срока изменить свое расписание на ночное. Ставка будет  увеличена на те же 40%.

     Работа  ночью дает более гибкие временные  возможности и существенно больший  денежный доход, однако, такой рабочий  ритм существенно больше изматывает организм.

     4. Бесплатные обеды

     Бесплатные  обеды - дополнительная мотивация работать в ресторанах, чтобы после учебы, придя на работу, перекусить, далеко не везде фирмы кормят своих работников. За смену более 8:35 дают второй обед. Всегда есть повод задержаться на работе чуть дольше, если Вы любите продукцию  компании.

     5. Заработная плата

     Заработная  плата в Макдональдс вполне на достойном уровне. Оплата идет за отработанные часы, поэтому все Ваше время будет  учитано до минуты, нет каких-то штрафов за испорченную по вине работника продукцию или опоздание на работу. Кроме это, есть премия за хорошее совмещение работы и учебы, а так же индексирование зарплаты на величину инфляции и ее увеличение за показанные результаты в работе во время аттестации. Дополнительные надбавки за выработку месячной рабочей нормы.

     6. Коллектив

Информация о работе Управление персоналом на предприятиях общественного питания (на примере ресторана быстрого питания «Макдоналдс»)