Управление персоналом предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение системы управления персоналом организации.
Соответственно основными задачами работы являются:
1) изучение теоретических основ управления персоналом организации, в частности понятие «системы управления персоналом», методы управления персоналом, потребность в персонале и планирование его численности, наем, отбор и профессиональная подготовка персонала организации;
2) анализ эффективности использования персонала организации на конкретном примере.

Содержание работы

Введение…………………………………….……………………………....3
1.Система управления персоналом, его содержание, методы управления персоналом ………………………….………………………………………….....4
2.Технико-экономическая характеристика предприятия, расчет потребности в персонале и планирование его численности ………...……….12
3.Наем, отбор и профессиональная подготовка персонала предприятия: показать на конкретных примерах и расчетах…………………………………18
На конкретных материалах предприятия рассчитайте влияние изменения численности персонала на величину объема производства, себестоимости и прибыли……………………………………………………….28
Выводы и предложения…………………………………………………..35
Заключение……………………………………………………………..…37
Список используемой литературы…………………………………….…38

Файлы: 1 файл

Управление персоналом предприятия.docx

— 74.70 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………….……………………………....3

1.Система управления персоналом, его содержание, методы управления персоналом ………………………….………………………………………….....4

2.Технико-экономическая характеристика предприятия, расчет потребности в персонале и планирование его численности ………...……….12

3.Наем, отбор и профессиональная подготовка персонала предприятия: показать на конкретных примерах и расчетах…………………………………18

На конкретных материалах предприятия рассчитайте влияние изменения численности персонала на величину объема производства, себестоимости и прибыли……………………………………………………….28

Выводы и предложения…………………………………………………..35

Заключение……………………………………………………………..…37

Список используемой литературы…………………………………….…38

 

Введение

В России управление персоналом стало формироваться как самостоятельное  направление управления лишь в начале 90-х годов. В первую очередь это  было обусловлено распадом командно-административной системы, предоставлением организациям самостоятельности, развитием рыночных отношений и предпринимательства  и, главным образом, осознанием того, что в центре развития экономики  находится человек.

Создавшаяся сейчас в нашей  стране ситуация вносит значительную степень неопределенности в жизнь  практически каждого предприятия. Формирование и развитие кадрового  потенциала предприятий в такой  ситуации приобретает особую значимость: оно позволяет обобщить и реализовать  целый спектр вопросов адаптации  человека к внешним и внутренним условиям.

Важно не только сформировать штат персонала, определить его численность, профессиональный и квалификационный состав, но и правильно организовать его труд в непосредственной связи  с технологией производства, использовать кадровый потенциал в соответствии с квалификацией и уровнем  образования.

Целью данной работы является рассмотрение системы управления персоналом организации.

Соответственно основными  задачами работы являются:

1) изучение теоретических  основ управления персоналом  организации, в частности понятие  «системы управления персоналом»,  методы управления персоналом, потребность  в персонале и планирование  его численности, наем, отбор и  профессиональная подготовка персонала  организации;

2) анализ эффективности  использования персонала организации  на конкретном примере.

Объектом исследования в  данной работе является персонал.

Предметом исследования является процесс формирования и развития кадрового потенциала предприятия.

 

1.Система управления  персоналом, его содержание, методы  управления персоналом

Управление персоналом занимает ведущее место в системе управления предприятием и считается основным критерием его экономического успеха.

Управление людьми (персоналом организации) включает обеспечение  сотрудничества между всеми членами  трудового коллектива, кадровую политику, обучение, информирование, мотивацию  работников и другие важные составные  части работы руководителя.

Система управления персоналом предполагает формирование целей, функций, организационной структуры управления персоналом, вертикальных и горизонтальных функциональных взаимосвязей руководителей  и специалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.

Персонал — это штатный (личный) состав организаций, включающий всех наемных работников, также работающих собственников и совладельцев.

Основными признаками персонала являются:

- наличие его трудовых  взаимоотношений с работодателем  (оформление трудовых договоров,  контрактов);

- обладание определенными  качественными характеристиками (профессия,  квалификация, компетентность и  др.);

- целевая направленность  деятельности персонала. 

Основными характеристиками персонала организации являются его численность и структура.

Численность персонала – это количество занятых на предприятии людей.

Она зависит от характера, масштаба, сложности, трудоемкости производственных, управленческих и иных процессов, степени  их автоматизации, компьютеризации.

Структура персонала  организации – это совокупность отдельных работников, их групп, объединенных по какому-либо признаку.

Виды структуры персонала:

1. Статистическая – отражает  распределение персонала по видам  деятельности, категориям и группам  должностей.

2.  Аналитическая (профессия,  квалификация, образование, пол,  возраст, стаж работы; работники,  например, «занятые тяжелым трудом»).

Человеческие ресурсы  включают управленческий персонал (который  выступает субъектом управления персоналом) и производственный персонал (объект управления персоналом).

Управленческим  персоналом может быть отдельный человек, коллегиальный орган управления, вышестоящее административно-функциональное подразделение.

Под производственным персоналом организации понимают персонал и отношения работников в процессе производства.

Целью управления персоналом можно считать достижение определенного качества персонала, которое может обеспечить конкурентоспособность и стратегическое развитие предприятия, повышение эффективности производства и труда, в частности, достижение максимальной прибыли, обеспечение высокой социальной эффективности функционирования коллектива.

Для достижения этой цели необходимо хорошо представлять себе особенности  персонала организации:

- особенности индивидуального  поведения (способности, потребности,  ожидание, характер восприятия, социальные  установки);

- особенности группового  поведения;

- особенности поведения  руководителей, членов управленческой  команды.

В современных  условиях к главным задачам управления персоналом относят:

1) обеспечение организации  квалифицированными кадрами;

2) создание необходимых  условий для эффективного использования  знаний, навыков и опыта работников;

3) совершенствование системы  оплаты труда и мотивации;

4) повышение удовлетворенности  трудом всех категорий персонала;

5) предоставление работникам  возможностей для развития, повышения  квалификации и профессионального  роста;

6) формирование и сохранение  благоприятного морально-психологического  климата;

7) совершенствование методов  оценки персонала;

8) управление внутренними  перемещениями и карьерой сотрудников;

9) участие в разработке  организационной стратегии предприятия.

Специальные подразделения, занимающиеся проблемами персонала, возникли в 20-30-х годах прошлого века. Они  выполняли работу, связанную с  ведением документов, разбором конфликтов, присутствием в судах. Их функции  были вспомогательными, а все основные решения по кадрам принимались руководством организации. В настоящее время  служба управления персоналом становится важнейшим подразделением организации.

Во многих случаях в  крупных организациях эти службы возглавляют руководители (директора), входящие в руководство организации  и участвуют в разработке планов развития организации, вносят предложения  по оптимизации организационной  структуры компании. Менеджер по персоналу  выступает в роли защитника интересов  работника; советника по проблемам  отношений между работниками; координатора взаимодействия персонала, профсоюзов и администрации.

Как и любой управленческий процесс, управление персоналом включает элементы-функции: планирование, организацию, мотивацию, регулирование, контроль, учет.

Основные функции управления персоналом, прежде всего, предполагают конкретные виды деятельности, которые  предусматривают процесс интеграции управления персоналом (например, определение потребности в рабочих, инженерах, менеджерах различной квалификации, исходя из стратегии деятельности фирмы; анализ рынка труда и управление занятостью; отбор, профессиональный рост сотрудников; организация производственных процессов, анализ затрат и результатов труда, установление оптимальных соотношений между количеством единиц оборудования и численностью персона различных групп).

Под принципами управления персоналом следует понимать руководящие правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются кадровые службы и отдельные менеджеры в силу различных условий и обстоятельств, сложившихся в обществе.

Все управленческие принципы подразделяют на:

    • общие (универсально-фундаментальные), которые  складываются под влиянием действий всей системы экономических законов
    • частные (социально-ориентированные), которые возникают в результате решения каких-либо локальных задач.
Система управления персоналом – это система, в которой реализуются функции управления персоналом организации.
Система управления персоналом включает:
- подсистему  общего и линейного руководства;
- подсистему  планирования и маркетинга персонала;
- подсистему  найма и учета персонала
- подсистему  трудовых отношений;
- подсистему  условий труда; 
- подсистему  развития персонала;
- подсистему  мотивации поведения персонала;
- подсистему  социального развития;
- подсистему  развития организационных структур  управления;
- подсистему  правового обеспечения; 
- подсистему  информационного обеспечения. 
В крупных организациях функции этих подсистем выполняются  различными подразделениями по работе с кадрами организации.

В современных условиях перехода к рыночным отношениям, развития глобализации экономики и интеграции России в  мирохозяйственные связи наиболее важными факторами национальной конкурентоспособности являются не природные и финансовые ресурсы, а ресурсы человеческие, то есть люди, их профессиональные и личностные качества, их трудовая мораль и стремление к достижению поставленных целей, их знания и умения, их творческие и  новаторские способности. Сегодня  вновь подтверждается популярнейшая  формула 30-х годов прошлого столетия «кадры решают всё», которая и для  нашего времени нисколько не утратила своей актуальности. Персонал является одним из важнейших ресурсов организации, необходимых для достижения всех её целей и задач. Сотрудники –  главное достояние организации, которое надо сохранять, развивать  и использовать для успеха в конкурентной борьбе.

Таким образом, система управления персоналом состоит из функций, принципов  и методов, которые находятся  во взаимодействии.

 

Методы управления персоналом

Методы управления - это совокупность приёмов и способов воздействия на объект управления для достижения поставленных целей, т.е. способы воздействия на коллектив и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в производственном процессе.

В настоящее время выделяют три группы общих методов управления, чаще всего рассматриваемых как дополняющие друг друга:

- административные;

- экономические;

- социально-психологические.

 

 

 

Административные  методы управления персоналом

Административные (организационные, или распорядительные) методы управления персоналом  основаны на прямых директивных  указаниях.

Они включают:

    • организационно-стабилизирующие (законы, уставы, правила, инструкции, положения и др.);
    • распорядительные (приказы, распоряжения);
    • дисциплинарные (меры и формы ответственности).

Возможны три формы  проявления этого метода:

    1. обязательное предписание (приказы, запрет);
    2. согласительные (консультация, разрешение компромисса);
    3. рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, пожелание).

 

Экономические методы управления персоналом

Информация о работе Управление персоналом предприятия