Управление персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проекта является выявление степени сформированности профессиональной ориентации у студентов.
При работе над проектом необходимо решить следующие задачи:
Дать характеристику понятию «профессиональная ориентация»
Произвести подбор методик, направленных на выявление профессиональной ориентации у студентов.
Провести исследование степени сформированности профессиональной ориентации у студентов.

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 91.02 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Выбор профессии это очень важный шаг в жизни человека, сложный  и ответственный. Очень часто  люди выбирают себе профессию под  влиянием внешних обстоятельств, учитываются  мнение близких, внешняя атрибутика профессии, престижность и ее экономическая  выгодность. Но, в основном, эти обстоятельства ни как не связаны с индивидуальными  особенностями и склонностями человека.

Задатки, врожденные особенности личности, обеспечивающие ее успешность в том  или ином виде деятельности, могут  быть очевидными и не очень.

Молодые люди, после школы принимаею решение о выборе профессии. Это решение, в дальнейшем, повлияет на всю их жизнь. От него зависит успешность этого молодого человека как профессионала и как человека в целом. И не всегда подростки делают правильный выбор. Об этом свидетельствует большое число людей, которые идут получать второе образование, после того, как однажды сделали ошибочный выбор.

Поэтому, весьма важно, прежде чем  выбирать свою будущую профессию  пройти профессиональную ориентацию. Но на данный момент в России складывается такая ситуация, что многие молодые  люди не знают где это можно  сделать, а если и проходят в школе, то относятся к результатам весьма не серьезно, не придавая им значения. Поэтому одним из приоритетных направлений  молодежной политики в России должно стать развитие и внедрение системы  профессиональной ориентации.

Целью курсового проекта является выявление степени сформированности профессиональной ориентации у студентов.

При работе над проектом необходимо решить следующие задачи:

  1. Дать характеристику понятию «профессиональная ориентация»
  2. Произвести подбор методик, направленных на выявление профессиональной ориентации у студентов.
  3. Провести исследование степени сформированности профессиональной ориентации у студентов.
  4. Разработать мероприятия по повышению уровня сформированности профессиональной ориентации у студентов.

Объектом  исследования являются студенты первого курса Омского экономического института. Предметом исследования – профессиональная ориентация студенческой молодежи, ее понятие, сущность и механизмы формирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Теоретические основы профессиональной ориентации

 

1.1 Понятия и основные направления профессиональной ориентации

 

Профессиональная ориентация – это комплекс взаимосвязанных  экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование профессионального призвания, выявление  способностей, интересов, пригодности  и других факторов, влияющих на выбор  профессии или на смену рода деятельности.

Профессиональная ориентация представляет собой систему мер  по профинформации, профконсультации, профподбору и профадаптации, которая  помогает человеку выбирать профессию, наиболее соответствующую потребностям общества и его личным способностям и особенностям. Неполное использование  возможностей работника в трудовой деятельности не только наносит ущерб  его собственному развитию, но и  оборачивается потерей для организации. Разрыв между профессиональной подготовкой  и содержанием трудовых функций, выполняемых работником, снижает  его интерес к труду, работоспособность, что в конечном счете ведет  к падению производительности, ухудшению  качества продукции, к росту профессиональной заболеваемости и травматизма [5, c. 176].

 Цели профориентации: оказание помощи молодым людям  (в основном учащимся общеобразовательных  школ) и людям, ищущим работу, в  выборе профессии, специальности,  места работы или учебы с  учетом склонностей и интересов  людей, их психофизиологических  особенностей, а также с учетом  складывающейся конъюнктуры рынка  труда.

 Задачи профориентации:

1. информирование заинтересованных лиц для облегчения выбора вида профессиональной деятельности;

2. создание условий для развития профессионально значимых способностей будущих работников;

3. определение соответствия психофизиологических и социально-психологических качеств обратившихся за консультацией профессиональным требованиям избранного ими вида трудовой деятельности.

Есть еще одна важная задача профориентации — содействие быстрым  структурным сдвигам в занятости. В настоящее время многоукладная  экономика предоставляет работникам с разными способностями и  интересами возможность найти место  на трудовом поприще. В идеальном  случае сокращение рабочих мест должно проводиться только тогда, когда  будут созданы условия для  переобучения высвобождаемых работников с учетом мотивационного механизма  выбора профессии, когда начнут действовать  программы по созданию новых рабочих  мест в приоритетных для общества областях. Пока управленческие работники  не воспримут профориентацию как  метод регулирования предложения  рабочей силы в организации, они  будут испытывать экономические и психологические трудности [2, c. 165].

Чтобы выявить и развить  психологический и мотивационный  механизм выбора профессии, необходимо использовать механизм управления профориентацией. Он представляет собой способ организации  взаимосвязанных процессов формирования личности работника, обладающего конкурентоспособными качествами, включающих профессиональное обучение, консультирование, отбор, информирование и др.

 

1.2 Сущность профессиональной ориентации молодежи

 

В большинстве  случаев, когда человека спрашивают о том, как он представляет себе профориентацию, то он отвечает, что это когда  школьников тестируют на наличие  тех или иных качеств личности, необходимых для какой-либо профессии. Но на самом деле, профессиональная ориентация этим не ограничивается. Для того, чтобы понять что такое профориентация, какова ее сущность, необходимо рассмотреть ее как систему.

Система – это единство закономерно  связанных между собой элементов, предметов, явлений, а также знаний о природе и обществе. Поэтому необходимо выделить элементы профессиональной ориентации. Пряжникова Е.Ю. выделяет в качестве субъектов профессиональной ориентации следующее:

  1. Самоопределяющаяся личность. Это может быть как школьник или студент, так и специалист в той или иной деятельности;
  2. Семья. Для семьи, имеющей в своем составе школьника, заканчивающего обучение, очень важно сориентировать его на жизненный успех, кроме того, семья сама ориентирована на успех, поэтому возможен такой вариант как «семейная карьера»;
  3. Психолого-педагогическая наука. Этот субъект следует рассматривать в лице конкретных ученых и преподавателей, которые разрабатывают профориентационную проблематику и готовят специалистов-профконсультантов;
  4. Психологические центры и службы, в которых осуществляется практическая помощь людям в профессиональном самоопределении;
  5. Образовательные учреждения и прежде всего школа. Одной из задач школы является подготовка ученика к профессиональному самоопределению. Хоть школа и мало внимания уделяет профориентационной работе, тем не менее, она не исключается из системы профессиональной ориентации;
  6. Профессиональные образовательные учреждения;
  7. Фирмы, организации, предприятия, где продолжается решение различных карьерных вопросов;
  8. Органы управления разных уровней;
  9. Государство;
  10. Мировая экономика. В последнее время сильно усилились миграционные процессы, поэтому мировая экономика, в лице руководителей различных государств и их представителей в международных организациях, тоже выступает как субъект профориентации [14, c. 83].

В Постановлении Министерства труда  и социального развития РФ «О профессиональной ориентации и психологической поддержке  населения в РФ» выделяются следующие  цели профориентации:

  1. обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;
  2. достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;
  3. прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;
  4. содействия непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния [13, c. 176].

В качестве задач можно выделить:

  1. формирование профессиоведческой компетенции, т.е. ознакомление с миром профессий, классификацией и социально-психологической характеристикой, а так же типовыми сценариями профессиональной биографии;
  2. развитие профессиоведческих компетенций: коммуникативных и презентационных навыков, умений по трудоустройству и самомаркетингу, способностей в области проектирования своего карьерного роста;
  3. обеспечение психологически компетентного сопровождения профессиональной жизни человека с начала профессиональной дифференциации интересов и склонностей до завершения профессиональной биографии [5, c. 178].

Профессиональная ориентация осуществляется, как уже было сказано, в следующих  направлениях: профессиональное просвещение, т.е. предоставление молодежи информации о различных профессиях, о потребностях рынка труда в кадрах, психофизиологических требованиях профессии, способах получения образования для той или иной профессии и т.п., данное направление включает в себя профпропаганду (формирование у молодежи интереса к определенным видам труда исходя из потребностей предприятия, разъяснение престижности рабочих профессий, воспитание у молодежи чувства уважения к этим профессиям), профинформирование и профагитацию. Профессиональное просвещение может проводиться как во время уроков, так и внеурочное время; профконсультация – это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности. Подготовительная профконсультация должна подвести учащихся к осознанному и правильному выбору профессии, ведется она в течение всего периода школьного обучения. Завершающая профконсультация направлена на оказание помощи в выборе профессии в соответствии с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика. Уточняющая профконсультация как правило выходит за рамки школы и осуществляется в ВУЗах, ССУЗах, ПТУ и на предприятиях. Может иметь вид индивидуальной или групповой работы. Индивидуальная профконсультация может проводиться при помощи следующих методов: беседа (может вестись в свободной форме или как интервьюирование, т.е. профконсультант будет придерживаться заранее заготовленные вопросы); тестирование (проводится для выявления у клиента профессиональных интересов, склонностей, способностей и индивидуальных особенностей, как правило, для этого используют следующие тесты: тест «КИ – 40,50, 78, 120 или 174» – Карта интересов содержащая 50 вопросов, которые направлены на выявление у клиента познавательных и профессиональных интересов к 10 областям деятельности, а так же ДДО (20 и 30), ОПГ, Голланд, КОС и» Ориентировочную анкету»; составление формулы выбора профессии; использование профессиограмм, как правило, в такой работе применяются неполные варианты; работа с родителями, в процессе которой ведется беседа об их мнении относительно профессионального будущего их ребенка, об увлечениях и любимых занятиях в разные годы, о чертах характера ребенка, отношении к труду, окружающим, об отношениях в разные годы с учителями и друзьями, о состоянии здоровья подростка, выясняются взаимоотношения в семье, кто имеет на ребенка наибольшее влияние и т.п.); профессиональный подбор – определение круга профессий, наиболее подходящих для данного человека с учетом его психофизиологических и личностных данных; профотбор, т.е. на основе анализа медицинских показателей и психологических качеств человека, которые необходимы ему, что бы успешно обучаться профессии или для труда на вакантном рабочем месте, установить степень его пригодности к избираемой или рекомендуемой профессии. Он ведется при помощи аппаратных, тестовых и др. методик для измерения профессионально важных качеств. После этого сопоставляются полученные данные и требования, которые содержатся в профессиограммах, предъявляемыми исполнителю тем или иным видом труда; профадаптация. На этом этапе для молодых специалистов создается благоприятные условия труда для их скорейшего вхождения в процесс производства. Это осуществляется с помощью социально-экономических, организационно-административных и психолого-педагогических методов

М.Я. Сонин определяет сущность профессиональной ориентации и включает в нее следующие компоненты: формирование у подростка формирование общественно значимых мотива выбора профессии; ознакомление на практике учащихся (и других трудоустраивающихся лиц) с содержанием и условиями труда работников различных профессий; изучение состояния здоровья, профессиональных интересов, склонностей и способностей трудоустраивающихся; консультации по вопросам, связанным с продолжением образования, выбором профессии, трудоустройством. Такое определение сущности профориентации дает понять, что оно весьма обширно и многогранно.

На практике система профориентации в РФ включает в себя совместные мероприятия учебных заведений, служб занятости, организаций и т.п. или сложившуюся сеть органов и организаций, занимающихся профориентацией.

Подводя итоги, можно сказать, что  для того, что бы понять сущность профессиональной ориентации молодежи необходимо ее рассматривать как целостную и неделимую систему мер. Профориентации имеет свои цели, среди которых можно выделить такие, как достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека и его психофизиологическими особенностями, прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности и обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессиии т.д. Кроме того, она имеет свои задачи (формирование и развитие профессиоведческой компетенции, обеспечение психологически компетентного сопровождения профессиональной жизни человека) и объекты (семья, самооределяющаяся личность, государство и.д.). Профессиональную ориентацию осуществляют в нескольких направлениях: профпросвещение, профконсультации, профотбор, профподбор и профадаптация. Работа по этим направлениям должна осуществляться не как отдельные разрозненные мероприятия, а как совокупность мер. Чем будет достигнута наибольшая эффективность профориентационной работы с молодежью [8, c. 137].

 

1.3 Методы профессиональной ориентации

 

В профессиональной ориентации молодежи используются разнообразные методы: информационные, просветительские, экскурсии  на предприятия, просмотр фильмов и  передач, встречи со специалистами, чтение лекций, профориентационные уроки  и т.п. Это далеко не полный список методов. Но поподробнее хотелось бы остановиться на так называемых методах профессиональной диагностики и морально-эмоциональной поддержки помощи.

Н.С. Пряжников классифицирует методы профессиональной ориентационной работы следующим образом:

  1. информационно - справочные (профессиограммы, профессиональная реклама и агитация, встречи со специалистами профессионально ориентационные уроки, учебные фильмы, средства массовой информации и ярмарки профессий);
  2. профессиональной психодиагностики (закрытые и открытые беседы - интервью, опросники профессиональной мотивации, профессиональных способностей, личностные опросники, проективные личностные тесты, сбор косвенной информации, психофизиологическое обследование, профессиональные пробы, игры и тренинги, моделирующие ситуации профессионального общения или нравственного выбора в процессе трудовой деятельности и наблюдение непосредственно в трудовой деятельности);
  3. морально-эмоциональной поддержки (групп общения, тренинги общения, сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии, «пламенные» публичные выступления, игры с элементами психотренинга, успешные примеры самоопределения и праздники труда);
  4. помощи в конкретном выборе и принятии решения (последовательности действий, реализующих намеченную цель) [15, c. 74].

Информация о работе Управление персоналом