Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:54, курсовая работа
Целью курсового проекта является выявление степени сформированности профессиональной ориентации у студентов.
При работе над проектом необходимо решить следующие задачи:
Дать характеристику понятию «профессиональная ориентация»
Произвести подбор методик, направленных на выявление профессиональной ориентации у студентов.
Провести исследование степени сформированности профессиональной ориентации у студентов.
Введение
Выбор профессии это очень важный шаг в жизни человека, сложный и ответственный. Очень часто люди выбирают себе профессию под влиянием внешних обстоятельств, учитываются мнение близких, внешняя атрибутика профессии, престижность и ее экономическая выгодность. Но, в основном, эти обстоятельства ни как не связаны с индивидуальными особенностями и склонностями человека.
Задатки, врожденные особенности личности, обеспечивающие ее успешность в том или ином виде деятельности, могут быть очевидными и не очень.
Молодые люди, после школы принимаею решение о выборе профессии. Это решение, в дальнейшем, повлияет на всю их жизнь. От него зависит успешность этого молодого человека как профессионала и как человека в целом. И не всегда подростки делают правильный выбор. Об этом свидетельствует большое число людей, которые идут получать второе образование, после того, как однажды сделали ошибочный выбор.
Поэтому, весьма важно, прежде чем выбирать свою будущую профессию пройти профессиональную ориентацию. Но на данный момент в России складывается такая ситуация, что многие молодые люди не знают где это можно сделать, а если и проходят в школе, то относятся к результатам весьма не серьезно, не придавая им значения. Поэтому одним из приоритетных направлений молодежной политики в России должно стать развитие и внедрение системы профессиональной ориентации.
Целью курсового проекта является
выявление степени
При работе над проектом необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования являются студенты первого курса Омского экономического института. Предметом исследования – профессиональная ориентация студенческой молодежи, ее понятие, сущность и механизмы формирования.
1.1 Понятия и основные направления профессиональной ориентации
Профессиональная ориентация
– это комплекс взаимосвязанных
экономических, социальных, медицинских,
психологических и
Профессиональная ориентация
представляет собой систему мер
по профинформации, профконсультации,
профподбору и профадаптации, которая
помогает человеку выбирать профессию,
наиболее соответствующую потребностям
общества и его личным способностям
и особенностям. Неполное использование
возможностей работника в трудовой
деятельности не только наносит ущерб
его собственному развитию, но и
оборачивается потерей для
Цели профориентации:
оказание помощи молодым людям
(в основном учащимся
Задачи профориентации:
1. информирование заинтересованных лиц для облегчения выбора вида профессиональной деятельности;
2. создание условий для развития профессионально значимых способностей будущих работников;
3. определение соответствия психофизиологических и социально-психологических качеств обратившихся за консультацией профессиональным требованиям избранного ими вида трудовой деятельности.
Есть еще одна важная задача
профориентации — содействие быстрым
структурным сдвигам в
Чтобы выявить и развить
психологический и
1.2 Сущность профессиональной ориентации молодежи
В большинстве случаев, когда человека спрашивают о том, как он представляет себе профориентацию, то он отвечает, что это когда школьников тестируют на наличие тех или иных качеств личности, необходимых для какой-либо профессии. Но на самом деле, профессиональная ориентация этим не ограничивается. Для того, чтобы понять что такое профориентация, какова ее сущность, необходимо рассмотреть ее как систему.
Система – это единство закономерно
связанных между собой
В Постановлении Министерства труда и социального развития РФ «О профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ» выделяются следующие цели профориентации:
В качестве задач можно выделить:
Профессиональная ориентация осуществляется,
как уже было сказано, в следующих
направлениях: профессиональное просвещение,
т.е. предоставление молодежи информации
о различных профессиях, о потребностях
рынка труда в кадрах, психофизиологических
требованиях профессии, способах получения
образования для той или иной профессии
и т.п., данное направление включает в себя
профпропаганду (формирование у молодежи
интереса к определенным видам труда исходя
из потребностей предприятия, разъяснение
престижности рабочих профессий, воспитание
у молодежи чувства уважения к этим профессиям),
профинформирование и профагитацию. Профессиональное
просвещение может проводиться как во
время уроков, так и внеурочное время;
профконсультация – это система оказания
действенной помощи в трудовом самоопределении
учащихся, основанная на изучении личности.
Подготовительная профконсультация должна
подвести учащихся к осознанному и правильному
выбору профессии, ведется она в течение
всего периода школьного обучения. Завершающая
профконсультация направлена на оказание
помощи в выборе профессии в соответствии
с интересами, склонностями и психофизиологическими
способностями ученика. Уточняющая профконсультация
как правило выходит за рамки школы и осуществляется
в ВУЗах, ССУЗах, ПТУ и на предприятиях.
Может иметь вид индивидуальной или групповой
работы. Индивидуальная профконсультация
может проводиться при помощи следующих
методов: беседа (может вестись в свободной
форме или как интервьюирование, т.е. профконсультант
будет придерживаться заранее заготовленные
вопросы); тестирование (проводится для
выявления у клиента профессиональных
интересов, склонностей, способностей
и индивидуальных особенностей, как правило,
для этого используют следующие тесты:
тест «КИ – 40,50, 78, 120 или 174» – Карта интересов
содержащая 50 вопросов, которые направлены
на выявление у клиента познавательных
и профессиональных интересов к 10 областям
деятельности, а так же ДДО (20 и 30), ОПГ,
Голланд, КОС и» Ориентировочную анкету»;
составление формулы выбора профессии;
использование профессиограмм, как правило,
в такой работе применяются неполные варианты;
работа с родителями, в процессе которой
ведется беседа об их мнении относительно
профессионального будущего их ребенка,
об увлечениях и любимых занятиях в разные
годы, о чертах характера ребенка, отношении
к труду, окружающим, об отношениях в разные
годы с учителями и друзьями, о состоянии
здоровья подростка, выясняются взаимоотношения
в семье, кто имеет на ребенка наибольшее
влияние и т.п.); профессиональный подбор
– определение круга профессий, наиболее
подходящих для данного человека с учетом
его психофизиологических и личностных
данных; профотбор, т.е. на основе анализа
медицинских показателей и психологических
качеств человека, которые необходимы
ему, что бы успешно обучаться профессии
или для труда на вакантном рабочем месте,
установить степень его пригодности к
избираемой или рекомендуемой профессии.
Он ведется при помощи аппаратных, тестовых
и др. методик для измерения профессионально
важных качеств. После этого сопоставляются
полученные данные и требования, которые
содержатся в профессиограммах, предъявляемыми
исполнителю тем или иным видом труда;
профадаптация. На этом этапе для молодых
специалистов создается благоприятные
условия труда для их скорейшего вхождения
в процесс производства. Это осуществляется
с помощью социально-экономических, организационно-
М.Я. Сонин определяет сущность профессиональной ориентации и включает в нее следующие компоненты: формирование у подростка формирование общественно значимых мотива выбора профессии; ознакомление на практике учащихся (и других трудоустраивающихся лиц) с содержанием и условиями труда работников различных профессий; изучение состояния здоровья, профессиональных интересов, склонностей и способностей трудоустраивающихся; консультации по вопросам, связанным с продолжением образования, выбором профессии, трудоустройством. Такое определение сущности профориентации дает понять, что оно весьма обширно и многогранно.
На практике система профориентации в РФ включает в себя совместные мероприятия учебных заведений, служб занятости, организаций и т.п. или сложившуюся сеть органов и организаций, занимающихся профориентацией.
Подводя итоги, можно сказать, что для того, что бы понять сущность профессиональной ориентации молодежи необходимо ее рассматривать как целостную и неделимую систему мер. Профориентации имеет свои цели, среди которых можно выделить такие, как достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека и его психофизиологическими особенностями, прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности и обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессиии т.д. Кроме того, она имеет свои задачи (формирование и развитие профессиоведческой компетенции, обеспечение психологически компетентного сопровождения профессиональной жизни человека) и объекты (семья, самооределяющаяся личность, государство и.д.). Профессиональную ориентацию осуществляют в нескольких направлениях: профпросвещение, профконсультации, профотбор, профподбор и профадаптация. Работа по этим направлениям должна осуществляться не как отдельные разрозненные мероприятия, а как совокупность мер. Чем будет достигнута наибольшая эффективность профориентационной работы с молодежью [8, c. 137].
1.3 Методы профессиональной ориентации
В профессиональной ориентации молодежи используются разнообразные методы: информационные, просветительские, экскурсии на предприятия, просмотр фильмов и передач, встречи со специалистами, чтение лекций, профориентационные уроки и т.п. Это далеко не полный список методов. Но поподробнее хотелось бы остановиться на так называемых методах профессиональной диагностики и морально-эмоциональной поддержки помощи.
Н.С. Пряжников классифицирует методы профессиональной ориентационной работы следующим образом: