Управление персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проекта является выявление степени сформированности профессиональной ориентации у студентов.
При работе над проектом необходимо решить следующие задачи:
Дать характеристику понятию «профессиональная ориентация»
Произвести подбор методик, направленных на выявление профессиональной ориентации у студентов.
Провести исследование степени сформированности профессиональной ориентации у студентов.

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 91.02 Кб (Скачать файл)

Поподробнее хотелось бы остановится  на методах из группы профессиональной психодиагностики, к которым можно  отнести следующие, следующие нижеприведенные, методы и технологии.

Методы активизации профессионального  и личностного самоопределения:

  1. Игровые профориентационные упражнения. Цель данных упражнений состоит в создании более доброжелательной обстановки при проведении профориентации молодежи, а также в моделировании отдельных элементов профессионального, жизненного и личностного самоопределения. Большинство таких упражнений рассчитаны на группу не более 15 человек. В основном участники упражнений сидят в кругу, что дает возможность участникам чувствовать себя более уверенно и комфортно. Этот метод необходимо использовать в сочетании с другими формами профессионально ориентационной работы, но, в то же время, они применимы и с методиками, направленными на формирование различных качеств личности, стилей общения и т.п. При проведении профориентационных упражнений должны соблюдаться такие условия, как: высокая динамика проведения, акцентуализация внимания участников на наиболее интересных и правильных высказываниях, участие в упражнениях всегда носит добровольный характер, упражнение проигрывается не более 5 раз и дается возможность проявить себя всем игрокам.
  2. Активизирующие опросники. Особенностью таких опросников является то, что происходит стимулирование клиента на размышления о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределение. Данные методики хороши тем, что можно работать с большой группой, а так же богатые психотехнические возможности работы учащихся с бланками. Кроме того, возможно формирование у учащихся интереса к своим психологическим особенностям и их развитию.
  3. Ценностно - нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного определения. С помощью данных методик создается благоприятная атмосфера для обсуждения мировоззренческих проблем, кроме того, во время их проведения появляется возможность обозначать различные точки зрения.
  4. Бланковые и карточные игры профессионального и личностного самоопределения. Главное достоинство карточных консультационных технологий – наглядность и предметность поискового действия и возможность быстрого составления из карточек различных «образов» моделируемых объектов. Но у данных методик есть и недостатки: сложность самостоятельного изготовления карточных методик и необходимость специальной подготовки профконсультантов [24, c. 27].

Очень часто специалисты, работающие в области профориентации молодежи используют такой метод, как составление  формулы выбора профессии. Как правило, данная методика используется в индивидуальном профессиональном консультировании. Формула  составляется при помощи классификации, в которую входят: типы профессий («человек – природа» (П) – главный, ведущий предмет труда – живая природа; «человек – техника» (Т) – в этом типе профессий главный предмет труда – технические объекты (машины, механизмы и т.п.), материалы, виды энергии; «человек – человек» (Ч) – здесь главный предмет труда – люди; «человек – знаковые системы» (З) – в этом типе профессий главный предмет труда – условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки, тексты; «человек – художественный образ» (Х) – ведущий предмет труда – художественный образ, способы его построения), классы профессий (гностические (познавательные) профессии (Г), преобразующие профессии (П); изыскательские профессии (И)), отделы профессий (профессии, связанные с использованием ручного труда (Р); профессии, связанные с использованием машин с ручным управлением (М); профессии, связанные с использованием автоматизированных и автоматических систем, аппаратов (А); профессии, в которых преобладают функциональные средства, орудия труда (Ф)) и группы профессий (труд в условиях обычного (бытового) микроклимата (Б); труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности (О); труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями (Н); труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные материальные ценности (М)). Составляется 5-ярусная пирамида (см. приложение 1), в пятом ярусе вписывается условные обозначения избранной профессии – формула из нескольких букв.

Для определения типа темперамента и характера, которые необходимо учитывать при проведении профориентации, используются методики Айзенка и  ОСТ (особенности структуры темперамента), Кеттелла и Хола.

Выявления профессиональных установок  осуществляется на основании стандартизованных  тестов, среди которых широкое  распространение получила методика Дж. Крайтса «Шкала зрелости профессиональных установок», которая ориентирована на выявление 5 типов установок, таких как: уверенность и решительность в профессиональном выборе – нерешительность; беззаботность и материальная обеспеченность – эгоцентризм и материальные интересы; самостоятельность и активность – зависимость; реализм и готовность к компромиссам – социальный престиж и информированность и рациональность – боязнь. Эти установки репрезентируются отдельными шкалами, которые объединяются в шкале зрелости профессиональных установок. Но это методика не подходит для выявления профессиональных установок в возрасте 14 – 16 лет, так как в этом возрасте профессиональные установки весьма динамичны. Поэтому была разработана следующая методика, которая заключается в том, что подростки должны оценить степень соответствия каждого высказывания их психологическому состоянию в настоящее время. Использовалась шкала, включающая шесть степеней соответствия каждому высказыванию от позиции «в полной степени мне соответствует» – до «совершенно мне не соответствует». Высказывания подростков группировались таким образом: «самостоятельность», сгруппированы высказывания, характеризующие ответственность и автономию подростка в решении задачи выбора профессии; «подверженность эмоциональным влияниям» – включает высказывания, характеризующие ориентацию на эмоциональный контекст принятия решения; «надежды на профессиональную перспективу» – включает высказывания, характеризующие оптимизм в отношении профессионального будущего; «легкомысленность профессионального выбора» – включает высказывания, характеризующие отсутствие четких критериев профессионального выбора; «ориентация на предполагаемые неудачи» – включает высказывания, характеризующие пессимистический прогноз профессионального будущего; «ощущение растерянности» – включает высказывания, характеризующие стратегию смены критериев оценки деятельности по ходу ее выполнения; «переживание эмоционального конфликта» – включает высказывания, характеризующие стремление к уходу из эмоционально неприятной ситуации; «Идеализация своего профессионального будущего» – включает высказывания, характеризующие несколько нереальные надежды на свое профессиональное будущее; «основательность профессионального выбора» – включает высказывания, характеризующие рациональный подход к проблеме профессионального выбора; «ощущение собственной неспособности» – включает высказывания, характеризующие заниженную самооценку профессионально важных способностей и профессиональных интересов.

Для диагностики профессионального  самосознания и ценностных ориентаций используется методика И. Кона, где тестируемые пишут сочинение на тему «Кто я есть» и на тему «Я через 5 лет». Она позволяет выявить содержательные компоненты самосознания, наиболее актуальные его параметры: социально-ролевую самоидентичность; ориентацию человека на свои специфические признаки и качества, которые отличают его от других и по которым он сравнивает себя с другими; способность делать прогнозы в отношении себя, место профессии в общем жизненном контексте человека.

Еще одним методом используемом в профессиональной ориентации является «портфолио», который был введен в г. Красноярска для учеников 9 класса в 82 школе. Эта методика позволяет проанализировать выбор школьника, его учебную и индивидуальную активность. «Портфолио» заполняется самим учеником, родителями, учителями и друзьями. Цель этого метода: определение и реализация индивидом своих способностей, умений и потенциалов, а так же развитие стремления к самореализации. «Портфолио» состоит из таких разделов: «Листок успешности моей учебы», в котором содержатся оценки по четвертям, самостоятельные оценки знаний и отзывы преподавателей; «Мое свободное время», этот раздел включает разделы хобби и спортивные увлечения, в которых ученик оценивает свои увлечения и их результаты; «Мое культурное развитие», в котором прописывается и оценивается посещение общественных мест и прочитанная литература; «Мой образ жизни» содержит анкету, направленную на дачу оценки образа жизни учащегося; «Мои личные качества», в который заносятся результаты тестирования по разработанному пакету методик; приложение, в которое включены благодарственные письма, грамоты и т.п.

Методика многомерного анализа  достижений ученика применяется  в целях профориентации учеников. Ее основной целью является выявление  интересов и способностей учеников с помощью фиксации, накопления профессиографического  анализа их спонтанных достижений на протяжении обучения в школе. Один раз в месяц на классный час собираются ученики, родители и учителя. Каждый ребенок называет свое главное достижение за месяц. Остальные участники фиксируют это на бланке достижений ученика, а в конце учебного года или обучения в школе все записи обрабатываются и выводится профиль наклонностей ученика и соответственно профилю подбирается основная и дополнительная профессия.

Еще одним методом, достаточно часто  используемым в профориентации является тест, определяющий степень знакомства учащихся с будущей профессией, который  направлен на выявление устойчивости интереса выпускников к выбранной  профессии и степень зрелости этого решения. Он состоит из блоков: перечень групп профессий, различающихся  по качественным параметрам; перечень наиболее важных профессиональных знаний и умений, определяющих содержание профессии и уровень необходимой  подготовки; престижность выбранной  профессии и предлагаемый уровень  конкуренции на рынке труда; оценка собственных качеств, позволяющих  успешно овладеть профессией и конкурировать  с другими претендентами; альтернативные профессии и специальности в случае невозможности овладения желаемой профессией [3, c. 159].

Тест для определения направленности личности очень часто используется в профдиагностике. При этом выделяют три основных направленности: «я-направленность», человек с такой направленностью  склонен к агрессии, эгоизму, предпочитает индивидуальную деятельность, сильно материально заинтересован, стремиться к максимальному удовлетворению своих потребностей; «о-направленность», т.е. на общение, ориентирован на совместную деятельность, высок уровень исполнительской дисциплины, безынициативен; «д-направленность», т.е. на дело, ориентирован на выполнение задания, на решение общих проблем, часто бывают ярко выражены лидерские качества.

Это далеко не весь список существующих методов профессиональной психодиагностики. Он весьма широк и постоянно увеличивается. Это связано с тем, что в  прфориентационной работе психологические  особенности оптанта должны быть исследованы со всех сторон, это  необходимо для дальнейшей успешной профессиональной деятельности.

Подводя итоги, можно сказать, что  список методов профориентации весьма обширны, в особенности, методы применяемые  в профдиагностике. Все методы можно  разделить на 4 группы: информационно-справочные, профессиональной психодиагностики, морально-эмоциональной  поддержки и методы помощи в конкретном выборе и принятии решения. Особенно широк объем методов применяемых  в профдиагностике. Можно выделить такие основные группы этих методов: методы для выявления профессионально  ориентированных интересов учащихся, методы диагностики профессиональных намерений, методы диагностики профессиональной готовности, методы диагностики творческого  потенциала, методы диагностики профессиональных предпочтений и многое другое. Это  связано в первую очередь с  тем, что в успешности человека как  профессионала играют очень важную роль психологические особенности.

    1. Исследование профессиональной ориентации
    1. Общая характеристика  методов исследования профессиональной ориентации

 

Решение задач, стоящих перед  молодыми людьми, требует комплексной  помощи со стороны преподавателей, психологов, социальных работников, медиков, причем начинаться такая работа должна уже со средней школы. Чем раньше школьник поймет, какие черты характера свойственны именно ему, тем больше у него шансов всесторонне подготовиться и поступить в интересующемся его учебное заведение. Именно для того чтобы помочь молодежи не только определиться со своей будущей профессиональной деятельностью, но и понять, каким образом можно в сложных современных условиях добиться успеха были разработаны методики по профессиональной ориентации [8, c. 36].

Чаще всего в определении  профессиональной ориентации применяют  разработанный Е.А. Климовым «Дифференциально - диагностический опросник» и его модификационный вариант «Профессионально-диагностический опросник». Испытуемым предлагается выбрать из трех десятков парных суждений наиболее подходящие для них. Целью применения опросника являются выявление интересов и склонностей молодых людей, распределение их предпочтений по основным типам профессий, классифицируемых по предмету труда: «человек-природа», «человек-человек», «человек-техника», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ».

«Карта интересов»  А.Е. Гольмштока. Карта интересов предназначена для изучения интересов и склонностей старшеклассников в различных сферах деятельности. Такие сфер в данной методике насчитывается 29: физика, математика, химия, астрономия, биология, медицина, сельское хозяйство, физиолология, журналистика, история, искусство, геология, география, общественная деятельность, право, транспорт, педагогика, рабочие специальности, сфера обслуживания, строительство, легким промышленность, техника, электротехника. «Карта интересов» насчитывает 174 вопроса, на каждую сферу деятельности приходит по 6 вопросов.

Тест-опросник измерения  мотивации достижения(модификация  опросника А. Мехрабиана).

Важное значение для профессионального  определения личности имеют представления  о направленности активности индивидума, о движущих силах поведения и  деятельности, что приводит к необходимости  получения информации о развитии мотивационно-потребностной сферы  личности. Одним из наиболее значимых факторов, влияющих на направленность поведения человека, в том числе  и в профессиональной сфере, является мотивация достижения. Изучение мотивации  достижения началось с появлением теории американского ученого Д.Макклелланда. С тех пор для количественной оценки мотива достижения создан ряд специализированных опросников и процедур проведения проективных методик.

Опросник для измерения  результирующей тенденции мотивации  достижения (RAM) разработан в 1969 г. А. Мехрабианом. Тест имеет две формы: мужскую  и женскую. Он построен на основе теории мотивации достижения Дж. Аткинсона. При подборе пунктов теста  учитывались индивидуальные различия людей с мотивами стремления к  успеху (Мс) и избегания неудачи (Мн) в поведении, детерминированном мотивацией достижения. Рассматривались особенности уровня притязаний, эмоциональной реакции на успех и неудачу, различия в ориентации на будущее, фактор зависимости-независимости в межличностных отношениях и др.

Информация о работе Управление персоналом