Управление персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проекта является выявление степени сформированности профессиональной ориентации у студентов.
При работе над проектом необходимо решить следующие задачи:
Дать характеристику понятию «профессиональная ориентация»
Произвести подбор методик, направленных на выявление профессиональной ориентации у студентов.
Провести исследование степени сформированности профессиональной ориентации у студентов.

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 91.02 Кб (Скачать файл)

Методика диагностики  структуры сигнальных систем Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова.

Методика позволяет выявить  степень развития сигнальных систем, в частности способности к  метафоризации, образной фантазии и  воображению как основе творческого мышления, а также способности к символизации, вербализации, абстрагированию и ручным навыкам.

Цель методики – выявить  индивидуальные особенности функционирования сигнальных систем.

На основе относительного преобладания у человека первой или  второй сигнальной системы определяются специфические типы высшей нервной  деятельности: художественный (преобладание первой сигнальной системы), мыслительный (преобладание второй сигнальной системы) и средний (относительно одинаковая роль сигнальных систем).

 

2.2 Подробное описание методик профессиональной ориентации

 

В данном проекте для проведения профессиональной ориентации молодежи были рассмотрены две методики профессиональной ориентации

              1. Дифференциально - диагностический опросник интересов Е.А. Климова.

Дифференциально-диагностический  опросник (ДДО) интересов был разработан Е.А. Климовым. В основу опросника  положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым  взаимодействует человек в процессе труда.

Первую группу составляют профессии типа человек - природа, где  объектом труда являются живые организмы, растения, животные и биологические  процессы. Сюда входят такие профессии, как агроном, зоотехник, ветеринар, садовод, лесник и т.д.

Вторую группу представляют профессии, в основе которых лежат  отношения человек - техника, объектом труда служат технические системы, машины, аппараты и установки, материалы  и энергия. Такими профессиями являются радиомеханик, токарь, слесарь, шофер, тракторист, инженер.

Третью группу образуют профессии  типа человек - человек, где объектом труда являются люди, группы, коллективы. Специальности - сфера обслуживания, медицина, педагогика, юриспруденция  и т.д.

Четвертую группу составляют профессии типа человек - знаковая система. Объектами являются условные знаки, шифры, коды, таблицы. В этой области  работают корректоры, программисты, машинистки, статистики, экономисты.

Пятая группа - профессии, связанные  с отношениями человек - художественный образ. Объектом труда здесь служат художественные образы, их роли, элементы и особенности. К названному типу относятся, например, такие специальности, как ювелир, фотограф, музыкант, художник, искусствовед, писатель, артист и т.д.

Названные типы не могут  быть строго ограничены, принимаются  во внимание лишь преобладающие признаки, характерные для каждого из этих типов. Перед испытуемым ставиться  задача - дать, не задумываясь, ответы на 20 пар вопросов ДДО.

Итог может быть выражен  как алгебраическая сумма. Эти результаты и будут характеризовать область  наиболее целесообразного применения сил испытуемого. Однако следует  говорить, что результаты ДДО лишь в какой-то мере характеризуют его способности в данный момент [23, c. 35].

Надежность результатов  при ретестовом испытании через 1 - 3 мес. (бес обсуждения с учащимися) и результатов первого испытания  составляет в разных группах от 0,61 до 0,84.

Инструкция: Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнять любую работу из перечисленных ниже. Однако если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, то какой вид деятельности Вы бы предпочли? Ниже предложено 20 пар утверждений, обозначенных индексами а и б, раскрывающих в краткой форме различные виды деятельности. Внимательно прочитав оба утверждения, знаком «+» отметьте то из них, которое привлекательно для Вас. Можно поставить два знака «+», что отражает еще большую привлекательность данного вида деятельности. Если же оцениваемая работа очень нравится Вам — поставьте три знака «+». Знаком «—» отметьте занятие, которое Вам не нравится. И в этом случае можно ставить два знака « —», а если вид деятельности очень не нравится —то три знака « —».

 

Текст опросника

1а. Ухаживать за животными

или

1б. Обслуживать машины

2а. Помогать больным  людям, лечить их

или

2б. Составлять таблицы, схемы,  программы для вычислительных  машин

За. Участвовать в оформлении книг, плакатов, журналов

или

3б. Следить за состоянием  и развитием растений

4а. Обрабатывать материалы  (древесину, ткань, металл, пластмассу и др.)

или

4б. Доводить товары до потребителя  (рекламировать)

5а. Обсуждать научно-популярные  книги, статьи

или

5б. Обсуждать художественные  книги (или пьесы, концерты)

6а. Содержать животных

или

6б. Тренировать товарищей  (или младших школьников) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7а. Копировать рисунки,  изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

или

7б. Управлять подъемным краном, трактором, тепловозом и т.  п.

8а. Сообщать (разъяснять) людям какие-либо сведения (в справочном  бюро, на экскурсии)

или

8б. Художественно оформлять  выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9а. Ремонтировать вещи (одежду, технику), жилище

или

9б. Искать и исправлять ошибки  в текстах, таблицах, рисунках

10а. Лечить животных

или

10б. Выполнять вычисления, расчеты

11а. Выводить новые  сорта растений

или

11б. Конструировать, проектировать  новые виды изделий (машины, одежду, дома и т. п.)

12а. Разрешать споры,  предупреждать ссоры, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать

или

12б. Разбираться в  чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13а. Участвовать в  работе кружков художественной самодеятельности

или

13б. Наблюдать, изучать жизнь  микробов

14а. Налаживать медицинские  приборы, аппараты

или

14б. Оказывать людям медицинскую  помощь при ранениях, ушибах и  т. п.

15а. Составлять точные  описания, отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и т.п.

или

15б. Художественно описывать,  отображать события (наблюдаемые или представляемые)

16а. Выполнять лабораторные  анализы в больнице

или

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а. Красить или расписывать  стены или помещения, поверхность изделий

или

17б. Осуществлять монтаж зданий  или сборку машин, приборов

18а. Организовывать  культпоходы сверстников или младших товарищей (в театры, музеи), экскурсии, туристические походы и т. п.

или

18б. Играть на сцене, принимать  участие в концертах

19а. Изготавливать по чертежам  детали, изделия (машины, одежду), строить здания

или

19б. Заниматься черчением, копировать  чертежи, карты

20а. Вести борьбу  с болезнями растений, с вредителями леса, сада

или

20б. Работать на клавишных  машинах (пишущей машинке, телетайпе и др.)


После заполнения "Листа  ответов" подсчитывается число знаков "+" в каждом вертикальном ряду (таких рядов пять, в соответствии с типами профессий). Полученное число  плюсов записывается в первую из трех пустых строчек внизу листа ответов.

Затем аналогичным образом  подсчитывается число знаков " - " и их количество записывается во вторую пустую строку листа ответов.

 После этого по каждому  из пяти вертикальных рядов  необходимо проделать следующую  операцию: из числа плюсов вычесть  число минусов и полученный  результат записать в последнюю  пустую строку внизу листа  ответов. Таким образом в этой  последней строке может появиться  как положительное, так и отрицательное  число. Полученный результат является  показателем степени выраженности  осознанной - склонности к одному  из пяти типов профессий, которые  и закодированы в опросном  листе под буквами Ч, Т, П, 3, X.

 Ч — профессии типа "человек —человек"; основной объект труда— человек. Т — профессии типа "человек — техника"; основной объект труда— техника, технические системы.

 П — профессии типа "человек — природа"; основной объект труда — природа.  
3 — профессии типа "человек — знаковая система" (например, операторы ЭВМ, наборщики в типографии и т.п.).

 X —профессии типа "человек — художественный образ".

При интерпретации результатов  рекомендуется использовать не только показатели  последней строки листа ответов, но и показатели двух других строк: число плюсов и число минусов [21, c. 150].

              1. Методика диагностики структуры сигнальных систем Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова.

Впервые понятия «первая  сигнальная система» и «вторая сигнальная система» были введены И.П. Павловым для обозначения качественно  различных уровней эволюционного  развития высшей нервной деятельности.

У животных сигналами приспособительных  условно-рефлекторных реакций являются непосредственные раздражители - зрительные, слуховые, тактильные и т. д. Совокупность непосредственных условных раздражителей, вызываемых ими возбуждений в  анализаторах и условно-рефлекторных процессов И.П. Павлов назвал первой сигнальной системой.

Совокупность словесных  сигналов, вызываемых ими нервных  процессов и систему возникающих  на этой основе временных нервных  связей И.П. Павлов отнес ко второй сигнальной системе, которая присуща только человеку. Поскольку слово является орудием отвлечения и обобщения, вторая сигнальная система обеспечивает более высокий уровень отражения.

Несмотря на принципиальные отличия этих двух систем, в норме  всегда имеет место взаимодействие первой и второй сигнальных систем.

На основе относительного преобладания у человека первой или  второй сигнальной системы определяются выделенные И.П. Павловым специфические  типы высшей нервной деятельности: художественный (преобладание первой сигнальной системы), мыслительный (преобладание второй сигнальной системы) и средний (относительно одинаковая роль обоих  систем).

Основные отличия художественного  типа от мыслительного проявляются  в сфере восприятия, где для  «художника» характерны целостное  восприятие, яркость образов, эмоциональность, а для «мыслителя» дробление  его на отдельные части, поиске смысла. В сфере воображения и мышления у «художников» отмечается преобладание образного мышления и воображения, в то время как для «мыслителей» характерно абстрактное, теоретическое мышление; в эмоциональной сфере лица художественного типа отличаются повышенной эмоциональностью, аффективностью, а для мыслительного типа более свойственны рассудочные, интеллектуальные реакции на события.

Таким образом, люди художественного  типа в большей степени склонны  к профессиональной деятельности, требующей  впечатлительности, образности и живости  фантазии. Люди мыслительного типа лучше будут справляться с  деятельность, связанной с оперированием  абстрактным материалом, математическими  и логическими формулами, различными понятиями.

Представители среднего типа сочетают в себе черты и художественного, и мыслительного типов.

В целом И.П. Павлов считал, что специфика высшей нервной  деятельности человека возникла в результате нового способа взаимодействия с  внешним миром, который стал возможен при трудовой деятельности людей  и выразился в речи. Речь возникла как средство общения между людьми в процессе труда. Ее развитие привело  к возникновению языка, и, следовательно, у человека появилась новая система  раздражителей в виде слов.

На основе этих теоретических  положений был разработан опросник, позволяющий выявить структуру  сигнальных систем личности.

 

Инструкция: Ответьте «да» (+) или «нет» (-) на предложенные ниже вопросы.

  1. Чтобы понять что-либо, Вы часто обращаетесь к образным представлениям?
  2. У Вас есть тяга к рисованию?
  3. Вам вполне понятен язык знаков, формул, графиков?
  4. Доставляет ли Вам удовольствие пересказывать увиденное друзьям?
  5. Вы стараетесь скорее обобщить имеющуюся информацию, уйти от конкретики к обобщенным, абстрактным формулам?
  6. У Вас обычно много времени занимает переосмысление того, что Вы видели, слышали, что происходит вокруг?
  7. Вам проще понять что-либо, повертев в своих руках, собрав, разобрав?
  8. Вы стараетесь обогатить свою речь метафорическими выражениями?
  9. Являются ли рисование, лепка, декоративно-прикладное искусство Вашими любимыми занятиями?
  10. При объяснении чего-либо Вы часто прибегаете к языку знаков, символов, чертежей?
  11. Вы обладаете литературными способностями?
  12. Вам нравится абстрактная живопись?
  13. Вы легко находите смысл в абстрактных изображениях?
  14. Вам удавалось своими руками собрать или отремонтировать какое-нибудь техническое устройство?
  15. Вы согласны, что речь без эпитетов, метафор, образных выражений суха и неинтересна?
  16. Читая книгу, Вы живо представляете себе происходящее, как будто Вы являетесь непосредственным участником событий?
  17. У Вас хорошая память на знаки, символы, цифры?
  18. Вас считают хорошим рассказчиком?
  19. Вы легко составляете для себя какую-нибудь абракадабру, чтобы заменить большое словесное выражение?
  20. Вы ловите себя на мысли, что каждый символ, знак в художественном произведении несет в себе большой смысл?
  21. Вас часто тянет к рукоделию, ручной работе, поделкам?
  22. Вас радует удачно употребленная метафора, иносказание, притча или анекдот в речи говорящего?
  23. Вы стремитесь собрать у себя коллекцию репродукций живописи, книг по искусству?
  24. Вы свободно владеете языком знаков, формул?
  25. Вы пишете стихи?
  26. Ваши знакомые говорят Вам, что Вы слишком часто прибегаете к абстракциям?
  27. Случается, что Вы смотрите один и тот же фильм по нескольку раз, переосмысливая его по-новому?
  28. Вас называют «мастер - золотые руки»?
  29. Вы любите поэзию за оригинальность высказываний, интересные ассоциации?
  30. Язык наглядных образов Вам более понятен, чем язык знаков и формул?
  31. Вы стараетесь при письме использовать аббревиатуру, сокращения слов до начальных букв?
  32. Вам нравится выступать перед аудиторий?
  33. Хотели бы Вы, чтобы Ваша деятельность была связана со знаковыми системами, машинными языками и т. д.?
  34. Ложась спать, Вы часто перебираете в памяти прошедший день, стремитесь привести в порядок впечатления?
  35. Работа с техникой доставляет Вам удовольствие?
  36. Вы стараетесь чаще обращаться к художественным произведениям в поиске нужных Вам образов, метафор, метких выражений, забавных высказываний?
  37. Вы обладаете богатым воображением, яркой и буйной фантазией?
  38. Вам легко даются языки программирования на ЭВМ?
  39. Вы владеете иностранными языками?
  40. Вас иногда подмывает ввернуть в разговор фразу позаковыристей и понепонятней?
  41. Вы стремитесь тщательно обдумывать свои поступки, рассчитывая свои шаги заранее?
  42. Вы обладаете способностью к техническому изобретательству?
  43. Вам нравится придумывать образные метафоры?
  44. Вас часто можно застать за рисованием?
  45. Чтобы упростить объяснения, Вы часто используете графики, формулы?
  46. Вы много времени уделяете стихосложению?
  47. Для запоминания чего-либо Вы часто используете абстрактные знаки и изображения, понятные только Вам?
  48. Ваши друзья и знакомые считают Вас чересчур глубокомысленным человеком?
  49. Вам много приходится заниматься ручной работой, требующей терпения и аккуратности?
  50. Вы хорошо владеете речью, языком метафор, оригинальных образов?
  51. Вам часто снятся яркие, интересные сны, полные захватывающих событий?
  52. Вам не составляет труда придумать свою систему знаков, хотя бы для собственного употребления?
  53. Вам доставляет удовольствие рассказывать о чем-либо так, что слова сами льются из Ваших уст?
  54. Вы часто используете в речи абстрактные понятия?
  55. Вам удается обычно найти в тех или иных событиях свой, весьма неординарный смысл?
  56. Вам легче делать что-либо руками, чем решать теоретические задачи?

Обработка и интерпретация  результатов:

Анализ и обработка  результатов проводятся по семи шкалам. Для получения общего количества баллов по каждой шкале необходимо подсчитать количество плюсов в горизонтальных строках в бланке ответов. Максимальное количество баллов, которое можно  набрать по каждой шкале - 8. Минимальное количество - 2-3 балла [4, c. 67].

Значение шкал:

1. Метафоризация - способность  замечать метафоры в речи, образах,  стихах, художественных произведениях,  использовать метафоры в речи, умение придумывать метафорические  выражения (признак творческой  одаренности). Сумма плюсов (ответов  «да») 1-го ряда: 1, 8, 15, 22, 29, 36, 43, 50.

2. Образность представлений  - способность к яркому образному  представлению, фантазированию, образному  мышлению, стремление выразить образы  в рисунках, художественные способности.  Сумма плюсов 2-го ряда: 2, 9, 16, 23, 30, 37, 44, 51.

3. Символизация - способность  к обозначению тех или иных  явлений знаками, оперирование  формулами, графиками, языковые  способности. Сумма плюсов 3-го  ряда: 3, 10, 17, 24, 31, 38, 45, 52.

4. Вербализация - легкость  речи, способность рассказчика без  напряжения передавать словами  сведения о тех или иных  событиях. Сумма плюсов 4-го ряда: 4, 11, 18, 25, 32, 39, 46, 53.

5. Абстрагирование - способность  успешно обобщать конкретное, выходить  в область абстракции, умение  опираться на абстрактные слова,  образы в процессе мышления, отсутствие  конкретных предметных представлений.  Сумма плюсов 5-го ряда: 5, 12, 19, 26, 33, 40, 47, 54.

6. Рефлексивность - способность  долго удерживать одну и ту  же информацию в памяти, каждый  раз переосмысливая ее по-новому, высокая степень рефлексии, тщательное  продумывание своих действий. Сумма  плюсов 6-го ряда: 6, 13, 20, 27, 34, 41, 48, 55.

7. Ручные навыки - способность  мастерить, ремонтировать, осуществлять  точные ручные манипуляции с  предметами, технические навыки. Суммы  плюсов 7-го ряда: 7, 14, 21, 28, 35, 42, 49, 56.

Результаты диагностики  можно изобразить в виде графика, на лучах которого откладывается  количество баллов, полученных по соответствующей  шкале, затем точки на шкалах соединяются (см. рис.) [9, c. 213].

В результате на графике  хорошо видна степень выраженности и преобладание тех или иных функциональных способностей.

По результатам диагностики  выдаются рекомендации о том, какой  вид трудовой деятельности более  всего подходит испытуемому.

Уточнение сферы профессиональной деятельности, подбор профессий осуществляются в процессе дальнейшей профориентационной работы и профессиональной диагностики.

Информация о работе Управление персоналом