Управление персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: изучение структуры и организации управления персоналом на предприятии.
Исходя из поставленной цели, данная работа должна решить следующие задачи:
1). Дать характеристику теоретическим и практическим подходам к построению системы управления персоналом в организации.
2). Проанализировать эффективность управления персоналом в ООО «Мебельная фабрика «8 Марта».

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ДРОЗД.doc

— 787.50 Кб (Скачать файл)

Трудовые ресурсы отличаются специфичностью по многим признакам:

    1. Возможность отказа от условий труда.
    2. Увольнение.
    3. Забастовки и протесты.
    4. Изменения эффективности труда.
    5. Территориальная привязанность.
    6. Социальная неоднородность.
    7. Зависимость от закона «перемены труда».

Человек очень чувствителен и отзывчив на поощрения и взыскания, его нельзя обманывать. Он нуждается в смысле жизни и готов жертвовать чем-то ради него, но ему необходимы свобода, развитие в процессе труда, ощущение успеха. Многие из этих признаков меняются во времени, поэтому и система управления персоналом постоянно изменяется и совершенствуется.

Качество трудовой жизни  работника формируется в зависимости  от методов разделения труда, содержания операций на рабочем месте, психологических  взаимоотношений в коллективе, общего уровня образования сотрудников предприятия.

Рабочее место должно излучать радость и покой для  самого работника и его партнеров. Это ведет к росту эффективности  труда, улучшению самочувствия работающих.

Показателями качества трудовой жизни принято считать:

    • безопасность труда;
    • комфортность условий труда;
    • возможность самовыражения;
    • правовую защищенность;
    • открытость взаимоотношений
    • общественную полезность труда.

Эффективное управление персоналом чаще всего направлено на сложные, подчас неординарные, практические действия, а не на реализацию формальных процедур или правил.

 

    1. Организация управления персоналом

 

Ни одна организация  не сможет сформироваться и существовать далее, если не определить ее цель – то, ради чего организация существует. Определение цели может быть дано двояким образом – для внешних наблюдателей, участников и ее собственных участников, сотрудников, включенных в процесс функционирования.

От целей компании формируются и задачи и показатели службы персонала.

 Под персоналом понимают совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация. Это сотрудники организации, а также партнеры, которые привлекаются к реализации некоторых проектов, эксперты. Персонал – это стратегический фактор, который определяет будущее организации, ведь именно люди делают работу, подают идеи и позволяют организации жить. Люди ограничивают или увеличивают силу и слабость организации.

 

      1. Структура организации.

 Под структурой организации понимается ее архитектоника, наличие отдельных частей и соотношения между ними, степень жесткости, гибкости организационной конфигурации, типы взаимодействий между внутренними элементами. Выделяют три основных типа организационных структур:

 - линейная; 

- функциональная;  

- адаптивная.

 Для управления персоналом важно учитывать, что тип используемой технологии задает важные параметры, выделяющих особенности самих исполнителей, что косвенно влияет на отбор людей, обладающих особыми психическими свойствами и характерологическими особенностями.

 Можно сказать, что современный менеджмент не только наука и практика управления, но и искусство управления людьми. Каждый человек индивидуален. К каждому нужен особый подход, чтобы работник раскрыл свой потенциал.

 В задачи менеджера входит разработка концепции управления трудовым коллективом.

В современных условиях, служба управления персоналом является одним из основных структурных подразделений организации.(14, стр. 22-23)

Сущность управления персоналом заключается в том, что работники, отвечающие требованиям организации, рассматриваются как стратегический ресурс, который необходимо привлечь, рационально разместить, мотивировать его деятельность, развивать , чтобы достичь стратегических целей организации.

Должность руководителя службы управления персоналом (директора по персоналу) относится к высшему уровню управления организации. В управлении персоналом принимают участие все линейные руководители.

 Численность службы по управлению персоналом определяется руководством самостоятельно, исходя из сложившейся ситуации.

Работники службы управления персоналом, в зависимости от направления деятельности, должны знать: экономику, социологию, психологию труда; законодательные и нормативно-правовые акты, методические материалы, касающиеся вопросов труда и социального развития; передовой отечественный и зарубежный опыт в сфере управления персоналом , конъюнктуру рынка рабочей силы, образовательных услуг, цели, стратегию развития, и бизнес-план организации, основы технологии производства, экономику и организацию производства, особенности структуры организации, методику планирования и прогнозирования потребности в персонале; методы анализа количественного и качественного состава работающих; систему стандартов по труду, трудовых и социальных нормативов; порядок разработки и заключения трудовых и коллективных договоров, правил внутреннего трудового распорядка, регулирования трудовых споров; методы оценки работников и результатов их труда; формы и системы оплаты труда; его стимулирования; правила и нормы охраны труда; формы и методы обучения и повышения квалификации работников; этику делового общения; основы делопроизводства; стандартные унифицированные формы кадровой документации; методы обработки с помощью современных средств вычислительной техники.

  Система целей для управления персоналом отвечает на вопрос: каковы конкретные потребности работников, удовлетворение которых они вправе требовать от администрации; какие цели по использованию персонала ставит перед собой администрация организации и какие условия она стремится для этого создать. Успех управления возможен, если эти группы целей непротиворечивы.

 Управление персоналом преследует цели:

 - помощь фирме в достижении общих целей;

 - эффективное использование мастерства и возможностей работников;

 - обеспечение организации высококвалифицированными и заинтересованными служащими;

 - стремление к наиболее полному удовлетворению работников своей работой, к их наиболее полному самовыражению, что делает желанной работу в данной организации.

 

 

 

      1. Функции руководителя

( Из обучающего  тренинга «Технологии успешного  бизнеса» по теме «Управление персоналом» бизнес-консультанта А.Данильчевой)

 

Без управления – организации не существует. Основные управленческие функции: циклически повторяющиеся процессы, гарантирующие достижение системы целей, эффективное функционирование, сохранение и развитие организации (рис.1).



 


 




 

 


 

 

 

 Рисунок 1. Управленческие функции в управленческом цикле

 

В функциональном отношении под управлением персоналом организации подразумеваются следующие важнейшие элементы:

  • Формирование кадровой политики и определение общей стратегии обеспечения организации работниками;
  • Планирование потребности в персонале с учетом существующего кадрового состава;
  • Поиск, привлечение, отбор и оценка персонала;
  • Оформление трудовых отношений;
  • Ознакомление с рабочим местом и условиями труда;
  • Содействие адаптации;
  • Выбор (разработка) систем оплаты труда и социальных гарантий;
  • Развитие персонала;
  • Управление карьерой;
  • Управление затратами на персонал;
  • Выявление социальной напряженности в коллективе и ее снятие, развитие отношений с представителями работников;
  • Работа по созданию безопасных и комфортных условий труда и соблюдению правил техники безопасности и охраны труда.

Ряд функций может  быть передан другим подразделениям, не входящим структурно в службу управления персоналом. Некоторые функции (например, информационного обеспечения системы управления персоналом) могут быть переданы в компетенцию подразделения по организации управления.

Система управления персоналом включает в себя следующие основные элементы:

► группу специалистов аппарата управления;

► комплекс технических  средств системы управления;

► комплекс методов и  методик организации труда и  управления персоналом;

► правовую базу;

► совокупность программ управления информационными процессами для персонала организации.

Качество информационного  обеспечения (ИО) системы управления персоналом влияет на эффективность  управленческих решений, и в конечном итоге, на достижение главной цели функционирования организации. ИО системы управления персоналом включает в себя систему кодирования информации, системы документации (унифицированные и специальные), нормативно-справочную информацию и оперативную информацию. При проектировании и разработке ИО наиболее актуальным является установление состава и структуры хранимой информации. Важным является вопрос распределения, хранения данных между машинными носителями и бумажными (в виде ручных документов – приказов, распоряжений, планов-графиков и т.п.). Современные структуры хранения данных (в памяти ЭВМ) должны быть независимы от программ, использующих эти данные. Такие структуры взаимосвязанных данных на магнитных или оптических дисках получили название баз данных (БД), поддержание данных в актуальном состоянии, извлечение и удаление проводится с помощью программных средств, называемых системами управления базами данных (СУБД).

 Правовое обеспечение системы управления персоналом регулирует трудовые отношения, складывающиеся между работодателями и работниками, защищает права и законные интересы работников. Нормы трудового права, содержащиеся в законах и иных нормативных правовых актах.

 Нормативно – методическое обеспечение системы управления персоналом включает в себя документы организационного, организационно-методического, организационно - распорядительного, нормативно-технического, технико-экономического характера, а также нормативно-справочные материалы, устанавливающие нормы, правила, требования, характеристики, методы, используемые при решении конкретных задач.

Организационная структура единой службы управления персоналом и численность каждого составляющего ее подразделения определяются ее функциями и зависят от численности работающих и этапов развития организации. В организациях с небольшой численностью персонала несколько специалистов службы управления персоналом могут выполнять все вышеуказанные функции. 

  Управление персоналом имеет два направления: стратегическое и тактическое. В рамках первого необходимо способствовать обеспечению долгосрочного развития организации, в рамках второго осуществляется текущая кадровая работа: состояние и планирование потребности в кадрах, разработка штатных расписаний и т.д.

 Каждая организация в работе с персоналом решает одни и те же задачи, вне зависимости от специфики деятельности. Во-первых, каждая организация привлекает необходимые для достижения ее целей человеческие ресурсы (HR), т.е. сотрудников. Во-вторых, все без исключения организации проводят обучение сотрудников. В-третьих, организации осуществляют оценку участия каждого из сотрудников в достижении стоящих перед организацией целей. И в-четвертых, организация в той или иной мере вознаграждает своих сотрудников, т.е. компенсирует затраты времени, энергии, интеллекта, которые они несут, работая над достижением организационных целей.

 Эти задачи актуальны для любой организации, хотя их острота и формы решения могут различаться. Для их успешного решения каждая организация должна разработать и внедрить особые методы, программы, которые в своем единстве будут представлять деятельность по управлению персоналом.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В КОМПАНИИ «ООО «МЕБЕЛЬНАЯ ФАБРИКА МАРТА»

 

Успехи  фабрики «8 Марта» объясняются не столько организацией концерна, системой планирования и финансового контроля, но прежде всего систематической  подготовкой управленческих кадров.

 

2.1. Управление персоналом на предприятии торговли.

 

 На современном этапе наиболее эффективным оказывается торговый аппарат, а также сферы бизнеса ориентированные не только на увеличение сбыта, но и на нужды рынка. Решение этих вопросов требует коллективной работы, не возможной без поддержки многих сотрудников фирмы и в частности руководства, которое вовлекается в процесс продаж, особенно в критических ситуациях (с неизвестными клиентами или при крупных сделках). Грамотное управление персоналом в сфере торговли требует учета всех особенностей труда на предприятии торговли и в сфере бизнеса.

Успех работы любого предприятия, торгового, в том числе обеспечивают работники, занятые на нем. Именно поэтому, современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей производства – персоналом предприятия.

Отличительной особенностью предприятий этой отрасли является высокий объем трудовых операций, непосредственно связанных с обслуживанием покупателей и требующих прямого контакта с ними. А эти операции с трудом поддаются механизации и автоматизации, что определяет высокую долю затрат живого труда на предприятиях торговой отрасли.

Информация о работе Управление персоналом