Управление персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы изучение целей и задач управления персоналом, в теоретическом и практическом аспектах.
В связи с поставленной целью работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретический аспект управления персоналом;
- выявить современные направления управления персоналом;
- исследовать цели и задачи стоящие перед структурой управления персоналом ЗАО «Комплектстрой».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….... 3
Глава 1. Теоретический аспект управления персоналом…………… 5
1.1. Понятие и сущность управления персоналом………... 5
1.2. Цели и задачи управления персоналом……………….. 7
1.3. Формирование и ранжирование целей………………... 11
1.4.Функции и методы управления персоналом…………... 21
Глава 2. Современные направления управления персоналом……... 30
Глава 3. Цели и задачи управления персоналом Закрытого Акционерного общества «Комплектстрой»……………….. 39
3.1. Характеристика Закрытого Акционерного Общества «Комплектстрой»……………………………………………. 39
3.2. Подходы к управлению персоналом, цели и задачи в сфере управления персоналом ЗАО «Комплектстрой»…... 45
Заключение..………………………………………………………………..... 48
Список нормативно-правовых актов и использованной литературы……. 51
Приложение…………………………………………………………………… 53

Файлы: 1 файл

Менеджмент.doc

— 286.50 Кб (Скачать файл)

Возможен другой подход. Многие организации осуществляют систематическое упреждающее изменение целей. При таком подходе в организации устанавливаются долгосрочные цели. На базе этих долгосрочных целей вырабатываются детализированные краткосрочные цели. При достижении этих целей разрабатываются новые долгосрочные цели.

Организации являются многоцелевыми системами. Цели классифицируются следующим образом:

- по уровням значимости:

- главная цель;

- основная цель;

- частная цель;

- по долгосрочности:

- долгосрочные  (стратегические);

- среднесрочные (оперативные);

- текущие (оперативные);

- по уровням управления:

- общегосударственные;

- отраслевые;

- региональные;

- цели объединений;

- цели предприятия;

- по этапам деятельности:

- промежуточные

- конечные цели.

Кроме того, класс цели может уточняться по вторичным признакам.

Совокупность целей различного уровня представляет собой систему взаимосвязанных целей. Часто система целей представляется деревом целей. Существуют следующие принципы постановки целей и формирования системы целей:

  1. Цель определяется назревшей потребностью и возможностями её достижения. Для определения целей необходимо знание потребностей и анализ возможностей удовлетворения этих потребностей. Цель всегда должна быть реальной.
  2. Цель должна быть конкретной и конечной для исполнителей, иметь помимо формулировки количественное выражение или возможность сопоставления с некоторой базой, задаваться на определённый период времени .
  3. Постановка цели осуществляется в несколько этапов. Сначала цель ставиться в соответствие с назревшими или прогнозируемыми потребностями. Затем изыскиваются ресурсы для её достижения, например необходимые производственные мощности (системный подход), и, наконец, выявив все ресурсы, которые можно привлечь, уточняют цель и период её достижения (генетический подход). Таким образом, постановка цели идет по схеме: цель - средство её достижения - цель.
  4. Цели систем низшего уровня должны быть совместимы с целями систем высшего уровня и направлены на достижение последних.
  5. Между деревом объектов управления и деревом целей желательно достижение как можно большего соответствия.

Методической основой целевого подхода является определение главной цели и её дифференциация по видам и процессам деятельности, а также по элементам структуры системы. На основе такой дифференциации строится система целей предприятия.

Практически любая целенаправленная деятельность организуется на основе представления о целях деятельности и путях их достижения.

Цель любой действующей системы - это результат деятельности этой системы, который желательно достичь в заданное время. Для достижения цели необходимо выполнить определённые задачи. Постановка цели отвечает на вопрос: какой результат должен быть достигнут? Постановка задачи отвечает на вопрос: что должно быть сделано для достижения цели?

Различают следующие виды целей: по охватываемой сфере (общая, частная); по значению (главная, второстепенная); по денежному выражению (денежные, безденежные); по количеству переменных в цели (одно и многопеременные); по предмету цели (на общий результат и на производственный результат); по месту в иерархии целей (высшие, промежуточные и низшие); по взаимному соотношению целей (комплиментарные, индифферентные и конкурирующие цели).

Стратегические цели отражают генеральную линию развития предприятия. Они призваны, с учетом условий окружения и достигнутого потенциала, материализовать принципы и намерения, которые заложены в философии, предпринимательской политике и стратегическом облике (миссии) предприятия. По предмету цели они находят отражение в совокупности планируемых продуктово-рыночных комбинаций и показателях, характеризующих желаемое развитие предприятия и необходимые для этого ресурсы. Стратегическая цель, в конечном счете, ориентирована на решение той или иной проблемы, или задачи, связанной с рынком, или с принципиальным вопросом выживаемости предприятия.

Общие цели отражают концепцию развития фирмы и разрабатываются на длительную  перспективу  и  определяют  основные направления программы развития фирмы.  Здесь происходит ранжирование по принципу приоритетности. В сфере управления персоналом ранжирование целей может выглядеть следующим образом.

1. Оформление принятых на работу сотрудников.

2. Ведение  документации.

3.Создание необходимых условий  для сотрудников фирмы.

Специфические цели разрабатываются в  рамках  общих целей по основным видам деятельности в каждом производственном отделении фирмы и могут выражаться в количественных и  качественных показателях.

Таким образом, в любой организации, складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня. Специфика иерархического построения целей в организации обусловлена тем, что:8

- цели более высокого уровня всегда носят более широкий характер и имеют более долгосрочный временной интервал достижения;

- цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня.

Например, краткосрочные цели выводятся из долгосрочных, являются их конкретизацией и детализацией, «подчинены» им и определяют деятельность организации в ближайшей перспективе. Краткосрочные цели как бы устанавливают вехи на пути достижения долгосрочных целей. Именно посредством достижения краткосрочных целей организация шаг за шагом продвигается в направлении достижения своих долгосрочных целей.

Иерархия целей играет очень важную роль, так как она устанавливает «связность» организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений на достижение целей верхнего уровня. Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение, достигая своих целей, вносит необходимый вклад в достижение целей организации в целом.

 

1.4. Функции и методы  управления персоналом

 

Функции управления персоналом представляют собой основные направления этого рода деятельности, ориентированные на удовлетворение определенных потребностей предприятия.

Можно выделить следующие функции управления персоналом9:

1. Планирование трудовых ресурсов, – что включает в себя:

- оценку наличных ресурсов (т.е. анализ содержания работ и  имеющего персонального состава)

- оценка будущих потребностей (прогноз  внутренних и внешних предложений  рабочей силы и спроса на  рабочую силу)

- разработка программы удовлетворения будущих потребностей в людских ресурсах на основе соотношения внутреннего и внешнего предложения рабочей силы со спросом и стратегии развития компании. Для правильного прогнозирования необходимо учитывать среднюю текучесть кадров, естественное выбытие (смерть, выход на пенсию и т.д.) и другие факторы.

2. Наем персонала – это создание  резерва потенциальных кандидатов  по всем должностям.

3. Отбор персонала – оценка  кандидатов на рабочее место  и отбор лучших из резервов, созданного в ходе найма.

К основным критериям оценки относятся: профессиональные, образовательные, организационные, а потом уж и личные качества кандидата. Именно в таком порядке, так как в противном случае фирма рискует нанять прекрасного человека, но плохого специалиста.

К основным методам отбора относятся: испытания, оценка способностей и собеседование.

4. Определение заработной платы  и льгот – разработка структуры  заработной платы и льгот с  целью привлечения и удержания  работника.

На данном этапе надо помнить, что заработная плата является денежным вознаграждением за выполненную работу и играет роль решающего аргумента для многих работников. Структура зарплаты определяется уровнем зарплаты у конкурентов, условиями на рынке труда, производительностью и прибыльностью организации. Надо добавить, что на сегодняшний день большое значение для работников имеет система дополнительных льгот, а не собственная зарплата. Льготы могут включать в себя: участие в прибыли, оплату в акциях, оплату отпусков и т.д.

5. Адаптация – введение нанятых работников в организацию и во все ее подразделения того, что ожидает от них организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку.

Основная цель адаптации – привести в соответствие личные знания, опыт и ценности работника с ценностями и традициями организации, обучать его взаимоотношениям в конкретной фирме. Адаптация протекает по формальным и неформальным каналам

6. Обучение – разработка программ  для обучения трудовым навыкам  эффективного выполнения работ.

Обучение необходимо для поддержания высокой производительности труда всего персонала и отдельных работников в случае поступления на новую должность и при недостаточности квалификации. Для того, чтобы программы обучения были эффективны нужно создать системы управления персоналом совместно с высшим руководством фирмы соответствующий климат, благоприятствующий обучению: поощрение обучающихся, поддержка со стороны преподавателей и т.д.

7. Оценка трудовой деятельности  – разработка методик оценки  трудовой деятельности и доведение  ее до работников.

Сегодня можно говорить о двух типах оценок персонала, методики которых напрямую связаны с отношением к сотруднику фирмы как к ценному ресурсу: первая – оценка персонала при приеме на работу, вторая – оценка деятельности персонала (это наиболее сложная часть кадровой работы, требующая высшей квалификации и от руководителей фирмы и от специалистов служб управления персонала).

Основным требованиям, предъявляемым к оценке, является требование объективности со стороны оценивающего, а для системы управления персоналом – разработка грамотных процедур и технологий оценки персонала.

8. Повышение, понижение, перевод, увольнение  персонала – для выполнения  данной функции службы управления  персоналом должны: разработать  методологию перемещения работника  с должности большей или меньшей ответственностью; развивать профессиональный опыт работника путем перемещения на другие должности или участки  работы (другими словами, системы управления персоналом занимаются планированием карьеры работников).

На сегодняшний день нет единого строго определенного взгляда на функции системы управления персоналом, так другие авторы приводят свои перечни функций управления персоналом, например.10

1. Планирование персонала. Планирование кадров обычно рассматривают как исходную функцию кадрового менеджмента, поскольку по времени она опережает все другие его функции;

2. Определение способов рекрутирования, привлечения персонала. Реализация данной функции предполагает ответы на вопросы: где найти нужных работников, как привлечь их на данное предприятие, сколько человек взять извне, а сколько изнутри? В случае создания нового предприятия эта функция учитывается еще на стадии определения месторасположения предприятия, поскольку не в любом регионе имеется возможность найти необходимое количество рабочей силы нужной квалификации. К тому же цена рабочей силы в различных регионах, особенно в различных странах, может существенно различаться;

3. Маркетинг персонала.  Его задача - обеспечение спроса на рабочие места на данном предприятии со стороны наиболее подготовленных людей, в первую очередь высококвалифицированных специалистов и менеджеров. При этом маркетинг бывает как внешний, ориентированный на привлечение работников со стороны, так и внутренний, предполагающий побуждение собственных лучших работников к профессионально-должностному росту и занятию наиболее важных для организации рабочих мест;

4. Подбор, оценка, отбор и принятие на работу сотрудников.

5. Адаптация, обучение и повышение квалификации работников, их развитие. Сегодня на передовых фирмах профессиональное развитие превратилось по существу в непрерывный процесс, продолжающийся в течение всей трудовой жизни человека;

6. Планирование карьеры, обеспечение профессионально-должностного роста работника. Эта функция важна как для отдельных сотрудников, поскольку отвечает их ожиданиям и интересам, так и для предприятия, так как позволяет полнее и эффективнее использовать потенциал работника;

7. Руководство персоналом. Центральное место в реализации этой функции занимает мотивация сотрудников. Она означает побуждение работников к добросовестному и инициативному труду, реализации организационных целей. Мотивация достигается, прежде всего, благодаря обеспечению совпадения организационных и личных целей. Однако руководство не сводится к мотивации. Оно, «как функция управления, призвано объединять, координировать, взаимосвязывать и интегрировать все прочие функции в единое целое». При этом речь идет, прежде всего, о функциях, связанных с управлением людьми. Руководство персоналом - чрезвычайно сложная и содержательная деятельность, в той или иной мере включающая многие другие функции;

Информация о работе Управление персоналом