Управление персооналом как элемент управления производством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования вопросов управления персоналом обусловлена тем, что профессиональная ориентация и адаптация должны содействовать быстрым структурным сдвигам в занятости при одновременном поддержании безработицы на возможно низком уровне. Однако практическое решение этой задачи тормозится неразвитостью рынка труда. Государственная служба занятости пока не в состоянии эффективно управлять профориентацией и адаптацией. Механическое заполнение вакантных рабочих мест, унаследованное от службы организованного трудоустройства, удается плохо, так как мало кто согласится на любую работу.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….2
Теоретическая часть
Глава 1. Управление персоналом как элемент управления производством ..4
1.1.Методы и функции управления кадрами на производстве ………….7
Глава 2. Кадровая политика как элемент управления персоналом ………….12
Практическая часть
Анализ управления адаптацией персонала в Головном центре запасных частей ОАО "АВТОВАЗ" ………………………………………………………14
Заключение ………………………………………………………………………31
Список литературы ………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

Управления персоналом как элемент управления.doc

— 246.50 Кб (Скачать файл)

Управления  персоналом как элемент управления

производством

 

Содержание:

 

Введение ………………………………………………………………………….2

  1. Теоретическая часть

Глава 1. Управление персоналом как элемент управления производством ..4

1.1.Методы и функции управления кадрами на производстве ………….7

Глава 2. Кадровая политика как элемент управления персоналом ………….12

    1. Практическая часть

Анализ управления адаптацией персонала в Головном центре запасных частей ОАО "АВТОВАЗ" ………………………………………………………14

Заключение ………………………………………………………………………31

Список литературы ………………………………………………………………33

 

Введение

 

Управление — это  всеобъемлющее понятие, включающее в себя все действия и всех лиц, принимающих решения, в которые  входят процессы планирования, оценки, реализации проекта и контроля.

Теория управления как наука возникла в конце прошлого века и с тех пор претерпела значительные изменения.

Само понятие «научное управление» впервые ввел в обиход не Фридерик У. Тейлор, по праву считающийся  родоначальником теории управления, а представитель американских фрахтовых компаний Луис Брандейс в 1910 г. Впоследствии и сам Тейлор широко пользовался этим понятием подчеркивая, что «управление — это подлинная наука, опирающаяся на точно определенные законы, правила и принципы».

Управления персоналом как элемент управления производством выступают важным составным элементом системы подготовки кадров и являются регулятором связи между системой образования и производством. Она призвана способствовать покрытию потребностей организаций в рабочей силе в необходимом качественном и количественном отношении для повышения их прибыльности и конкурентоспособности.

Актуальность исследования вопросов управления персоналом обусловлена тем, что профессиональная ориентация и адаптация должны содействовать быстрым структурным сдвигам в занятости при одновременном поддержании безработицы на возможно низком уровне. Однако практическое решение этой задачи тормозится неразвитостью рынка труда. Государственная служба занятости пока не в состоянии эффективно управлять профориентацией и адаптацией. Механическое заполнение вакантных рабочих мест, унаследованное от службы организованного трудоустройства, удается плохо, так как мало кто согласится на любую работу. Причина здесь не только в старом грузе стереотипов, но и в отсутствии знаний о содержании профориентационной деятельности и адаптации, их формах и возможностях в условиях рынка. За многие годы в нашей стране накоплен определенный опыт в области профориентации и адаптации. В условиях экстенсивного развития, наличия свободных рабочих рук и относительно невысоких требований к квалификации работающих не ощущалось острой необходимости в единой системе информации и трудоустройства специалистов и рабочих. Результатом подобной практики стал хронический и повсеместный дефицит рабочих кадров при неполной и нерациональной занятости, занижение требований к уровню их подготовки. Цель курсовой работы – рассмотреть вопросы анализа и совершенствования системы профессиональной и организационной адаптации персонала, управления персоналом на производстве и разработать сценарии и стандарты адаптации персонала.

Задачи работы:

  • исследовать теоретические аспекты анализа и совершенствования профессиональной и организационной адаптации персонала;
  • исследовать процесс адаптации персонала в Головном центре запасных частей (ГЦ ЗЧ) ОАО "АВТОВАЗ";
  • разработать сценарий адаптации персонала и стандарт по адаптации персонала для ГЦ ЗЧ ОАО "АВТОВАЗ".

Предмет исследования – процесс управления персоналом на производстве как важнейший элемент системы управления предприятием.

Объект исследования – ГЦ ЗЧ ОАО "АВТОВАЗ".

 

  1. Теоретическая часть

Глава 1. Управление персоналом как элемент управления производством

 

        В соответствии с принципами  системного подхода любая экономическая  единица (национальная экономика,  отрасль, отдельное предприятие) рассматривается как система различных элементов (коллектив работников, здания, сооружения, машины, механизмы, сырье и т. п.), находящихся под воздействием совокупного фактора, который объединяет все эти элементы в единую систему. Таким фактором является производственный процесс. Под таким процессом понимается основная хозяйственная деятельность организации. Управление призвано обеспечивать целенаправленное, в соответствии с заданиями на выполнение объемов работ при требуемой экономичности и ожидаемых социальных результатах, совокупное функционирование отдельных элементов, входящих в состав анализируемой экономической единицы. Оно включает в себя как элементы базиса и надстройки определенной общественной системы, так и явления, которые нельзя отнести ни к базису, ни к надстройке (например, технологию управления).1

       Управление  на предприятии осуществляется  практически во всех сферах  деятельности. Это научно-исследовательские  и опытно-конструкторские разработки, опытное и постоянное серийное  производство, маркетинг, плановая и финансовая деятельность, техники и технология, работа с персоналом и т. п.

       Каждый  такой аспект дает нам определенную  картину какой-то одной стороны  деятельности, и лишь в совокупности  они представляют собой более  или менее полную характеристику предприятия. Любая из указанных подсистем имеет свою целевую нагрузку и не перекрывается другой целевой подсистемой. Они тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга.

       Одной  из таких составляющих и является  управление, по своему значению занимающее одно из ведущих мест в общей схеме управления производством.

       Описываемая  нами отрасль знаний опирается  на объективные законы общественного  развития, формулируемые микро- и  макроэкономикой, философией, демографией, социологией и, главным образом, наукой об организации и управлении трудом.

       Как  и любой комплексный управленческий  процесс, управление кадрами включает  ряд частных процессов: планирование, организацию, регулирование, контроль, учет.

       В соответствии с этим процесс планирования, смыслом которого является определение цели управления и средств ее достижения, моделирование и прогнозирование объекта управления, включает такие этапы, как установление правовых норм работы с кадрами, проектирование структуры организации, оценка потребностей предприятия в рабочей силе и возможности их удовлетворения, прогнозирование распределения рабочей силы между производствами.2

       Процесс организации  производственных кадров включает  проф.- ориентацию, профотбор, привлечение рабочей силы на предприятия, организацию приема работников, расстановку их по рабочим местам, профессиональную подготовку и переподготовку, как рабочих кадров, так и руководящего звена, совершенствование условий труда занятого персонала.

       Регулирование процессов управления кадрами состоит из повышения, перемещения и понижения работников, увольнения их, регулирования их заработной платы.

       Контроль сводится  к контролю за ходом работы  с кадрами, к оценке ее эффективности, как в целом, так и отдельных этапов.

       Учет состоит  в ведении государственной и  внутренней кадровой отчетности, в оценке трудовых усилий занятого  персонала. 

       В процессе  анализа работы с кадрами выделяются  этапы этой деятельности:

разработка кадровой политики. Ее можно подразделить на две стадии: общегосударственная и внутрипроизводственная. На первой устанавливаются основы работы с кадрами; разрабатываются типовые структуры предприятий, принципы и критерии подбора и расстановки кадров, методики оценки эффективности их использования и контроля за ходом этой работы — общие для всей экономики. Эта работа осуществляется парламентом и правительственными комитетами и ведомствами, а также подчиненными им научными и проектными организациями.3

       Внутрипроизводственный аспект означает преломление общегосударственных разработок применительно к условиям предприятий страны, разработку в этих рамках актов внутренних принципов осуществления работы с кадрами; внутренняя кадровая политика может охватывать и моменты, не учитываемые на государственном уровне.4 Непосредственно работа с кадрами — практическое осуществление кадровой политики на всех уровнях хозяйственного руководства. Основная тяжесть этой работы падает на предприятия и организации. В последнее время часть этих функций осуществляется на региональном уровне — подбор рабочих и инженерно-технических работников, частично — подготовка рабочих кадров, специалистов и т. п. На долю республиканских и региональных ведомств приходится контроль за ходом этой работы и частично — участие в подборе, подготовке и переподготовке руководящих кадров;

совершенствование форм организации  труда и производства, разработка структур конкретных предприятий, установление прав и обязанностей отдельных работников и подразделений, улучшение документооборота, организация трудового процесса. Основная часть этой работы также осуществляется в рамках предприятий, организаций и фирм;

отношение собственно кадровой администрации.

 

1.1.Методы и функции управления кадрами на производстве

 

Методы управления людьми на производстве подразделяются на три больших группы:

административно-организационные, связанные  с определением структуры, функций, прав и ответственности аппарата управления (подбор и расстановка  кадров, административное распорядительство, контроль исполнения);

экономические, создающие материальную заинтересованность всех занятых в  повышении эффективности и воздействующие на управление объектом экономически, через интересы коллектива и отдельных  работников;

социально-воспитательные и психологические, направленные на повышение морального уровня работников (воспитание ответственности за порученное дело, мотивацию, моральное поощрение работников, поддержание работоспособных коллективов, товарищеской обстановки в них и т. п.).

       Управление людьми на производстве можно рассматривать как систему. Система “кадры промышленного предприятия” представляет собой коллектив людей, образующих структуру, определенную и соответствующую:

применяемой технике и технологии (их уровню, сложности, особенностям);

условиям обеспечения процессов  производства рабочей силой, что  требует знания процессов движения рабочей силы и возможности использования  этих процессов для обеспечения  стабилизации трудовых коллективов;

установленному регламенту управления (комплексу юридических норм, определяющих управление трудовыми коллективами).5

       “Субъектом управления  кадрами можно назвать линейный  управленческий персонал, осуществляющий руководство подчиненными подразделениями и коллективами. Сюда же относится функциональный аппарат — кадровая служба — осуществляющий ряд учетных и организационных функций применительно к кадрам (прием, увольнение, учет), а также примыкают экономические и социологические службы, некоторые другие подразделения. В состав субъекта управления входят также различные рабочие, профсоюзные и другие общественные организации (например, общество рационализаторов и изобретателей, научно-технические общества), выполняющие ряд функций по сплочению коллектива, по его воспитанию, по развитию творческой активности его членов и, наконец, сюда должны быть включены неформальные лидеры, имеющиеся в коллективе.”

       Следует  отметить несколько моментов  применительно к субъекту управления. Первый — соотношение человеческого  и машинного факторов в объекте. 

       Если  рассматривать процесс управления  по элементам (планирование, организация,  регулирование, контроль и учет), то определенная часть этих  функций выполняется с помощью  ЭВМ (рутинные, повторяющиеся учетно-плановые, повторяющиеся проектные и другие операции). При этом доля машинных операций постоянно растет. В последнее время ЭВМ начали использоваться при подготовке документации для оценки работников при приеме, аттестации и продвижении, при разработке организационных структур и т. п. Комплекс управленческих функций сегодня выполняет система “человек—машина”. Причем внедрение машин в сферу управления (АСУ, АСПР и т. п.) объективно оправдано необходимостью повышения точности управленческих решений и их своевременности.6

       Но  организовывать эту работу, контролировать ее ход, принимать решения на основе машинной информации или вводить в машину программу для принятия решения в той или иной ситуации и контролировать качественность этого решения будет человек. Человек был и остается ведущим звеном в сфере управления производством и в первую очередь — в сфере управления людьми, где очень высок удельный вес административно-управленческих решений.

       Второй  момент — кого считать субъектом  управления? Совет акционеров? Отдельного  руководителя? Директора предприятия? Начальника цеха или участка? Или коллектив работников?

       Одно  из правил системного подхода  звучит: “Элемент должен сохранять  основное свойство и цель существования  системы”. Применительно к субъекту  управления это означает, что  он должен иметь все права для выполнения управленческих функций, возможности (аппарат, технику, управленческую технологию), а выполняться эти функции должны определенным образом — в рамках правил, распределяющих обязанности в субъекте управления. Отсюда вытекает, что в качестве субъекта управления кадрами может выступать лишь коллектив людей. Применительно к функциональным кадровым службам это понятно, ибо здесь в осуществлении работы с кадрами принимают участие все работники от руководителя подразделения до машинистки и даже уборщицы, обеспечивающей нормальные условия труда указанному персоналу, а применительно к линейному персоналу это правило также действует, так как этот аппарат также представляет собой определенный коллектив: причем специализация управленческих функций, как в функциональном, так и в линейном аппарате (например, наличие различных прав у директора, начальника цеха, мастера) заставляет нас утвердиться во мнении, что эффективное управление может быть обеспечено лишь в результате совместного функционирования целого коллектива работников. То же можно сказать применительно к высшему управленческому звену.

Информация о работе Управление персооналом как элемент управления производством