Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 15:37, курсовая работа
Актуальность исследования вопросов управления персоналом обусловлена тем, что профессиональная ориентация и адаптация должны содействовать быстрым структурным сдвигам в занятости при одновременном поддержании безработицы на возможно низком уровне. Однако практическое решение этой задачи тормозится неразвитостью рынка труда. Государственная служба занятости пока не в состоянии эффективно управлять профориентацией и адаптацией. Механическое заполнение вакантных рабочих мест, унаследованное от службы организованного трудоустройства, удается плохо, так как мало кто согласится на любую работу.
Введение ………………………………………………………………………….2
Теоретическая часть
Глава 1. Управление персоналом как элемент управления производством ..4
1.1.Методы и функции управления кадрами на производстве ………….7
Глава 2. Кадровая политика как элемент управления персоналом ………….12
Практическая часть
Анализ управления адаптацией персонала в Головном центре запасных частей ОАО "АВТОВАЗ" ………………………………………………………14
Заключение ………………………………………………………………………31
Список литературы ………………………………………………………………33
Таблица 2.2 – Трудовые показатели предприятия
Показатели |
2009од |
2010од |
2011од |
Темп роста, % | |
2011-09 |
2011-10 | ||||
Численность работающих, чел. |
1194 |
1172 |
1181 |
98,9 |
100,8 |
Численность рабочих, чел. |
944 |
944 |
945 |
100,1 |
100,1 |
Среднегодовая выработка одного работающего, тыс. руб. |
1286,1 |
1321,6 |
1547,9 |
120,4 |
117,1 |
Среднегодовая выработка одного рабочего, тыс. руб. |
1626,8 |
1640,8 |
1934,5 |
118,9 |
117,9 |
Фонд заработной платы работающих, тыс. руб. |
72277 |
75925 |
97779 |
135,3 |
128,8 |
Фонд заработной платы рабочих, тыс. руб. |
59104 |
62087 |
79958 |
135,3 |
128,8 |
Среднегодовая заработная плата одного работника, тыс. руб. |
60,533 |
64,782 |
82,793 |
136,8 |
127,8 |
Среднегодовая заработная плата одного рабочего, тыс. руб. |
62,610 |
65,770 |
84,612 |
135,1 |
128,6 |
По данным таблицы 2.2 видно, что численность работающих в 2011. увеличилась по сравнению с 2010. на 0,8 % и составила 1181 человек. Численность рабочих увеличилась на 0,1 % и составила 945 человек. Среднегодовая выработка на одного работника в 2011. по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 17,1 %, что свидетельствует о росте производительности труда в подразделении. Фонд заработной платы работников в 2011. выше показателя предыдущего года на 28,8 %. Фонд заработной платы рабочих выше аналогичного показателя предыдущего года также на 28,8 %. Из таблицы 2.2 видно, что темпы роста производительности труда (как в целом по работникам, так и в расчете по производственным рабочим) ниже темпов роста средней заработной платы, что не соответствует экономике расширенного производства.
Методы управления адаптацией работников
Условно процесс адаптации работников в ГЦЗЧ можно разделить на четыре этапа.
Этап 1. Оценка уровня подготовленности новичка. Если сотрудник имеет не только специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных подразделениях ОАО "АВТОВАЗ", период его адаптации будет минимальным. На данном этапе работник знакомится с производственными особенностями ГЦ ЗЧ, с персоналом, с особенностями коммуникации, правилами поведения.
Этап 2. Ориентация — практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. К этой работе привлекаются как непосредственные руководители новичков, так и сотрудники служб по управлению персоналом. Примерное распределение обязанностей представлено в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Распределение обязанностей в процессе адаптации персонала
Функции и мероприятия по адаптации персонала |
Обязанности | |
непосредственного руководителя |
менеджера по персоналу | |
Составление программы адаптации |
Выполняет |
Ассистирует |
Ознакомление новичков с фирмой и ее историей, кадровой политикой, условиями труда и правилами |
|
Выполняет |
Объяснение задач и требований к работе |
Выполняет |
|
Введение работника в рабочую группу |
Выполняет |
|
Поощрение помощи новичкам со стороны опытных работников |
Выполняет |
|
Программа ориентации включает ряд небольших лекций, экскурсии, практикумы (работа на отдельных рабочих местах или с определенным оборудованием). Часто в ходе проведения программы ориентации затрагиваются следующие вопросы:
После прохождения общей программы ориентации проводится специальная программа, осуществляемая как в формах специальных бесед с сотрудниками того подразделения, в которое пришел новичок, так и собеседований с руководителем (непосредственным и вышестоящим). Обычно в специальной программе затрагиваются следующие вопросы:
Этап 3. Действенная адаптация. Этот этап состоит в собственно приспособлении новичка к своему статусу и значительной степени обусловливается его включением в межличностные отношения с коллегами. В рамках данного этапа новичку предоставляется возможность активно действовать в различных сферах, проверяя на себе и апробируя полученные знания.
Этап 4. Функционирование. Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе.
Испытательный срок – это основной период адаптации нового сотрудника ГЦ ЗЧ. Пункт об испытательном сроке включается в контракт при следующих условиях:
Как правило, в ГЦ ЗЧ устанавливается испытательный срок в 3 месяца. За период испытательного срока руководитель подразделения обязан удостовериться в соответствии принятого сотрудника требованиям разработанной модели рабочего места:
Руководитель также обязан выявить и зафиксировать все случаи нарушения трудовой дисциплины, включая внутрисменные простои и потери рабочего времени; социально-психологический климат в коллективе в связи с появлением "новичка".
В целях успешного прохождения испытательного срока руководитель:
Программа введения в должность. Главная цель состоит в ознакомлении новых сотрудников с общими правилами работы в организации, правилами техники безопасности и охраны здоровья, а также с новыми рабочими условиями. Как минимум, новичок должен быть ознакомлен с общей деятельностью организации; коллективом, особенно с теми, кто будет работать с ним непосредственно; характером самой работы; рабочими условиями, например, с правилами техники безопасности и охраны здоровья; оборудованием и общим планом здания; общими сведениями об организации.
Оценка программы введения в должность и испытательного срока проводится с помощью теста.
Важным источником
пополнения руководящих и инженерно-
В этой связи
кардинального улучшения
Разработка сценария и стандарта адаптации молодых специалистов
В целях практического
закрепления профессиональных знаний
и навыков у выпускников
Основной задачей совместной работы организаций, предприятий и высших учебных заведений по подготовке будущих специалистов производства является обучение их самостоятельному принятию решений, умению отвечать за свои действия, обеспечение глубоких профессиональных знаний, а также развитие материальной базы учебных заведений.
Работа с молодыми специалистами в организациях должна проводиться следующим образом. На основании заключенных договоров с соответствующими образовательными учреждениями начальники отделов кадров ОАО "АВТОВАЗ совместно с главными инженерами или заместителями руководителей по кадрам проводят предварительный отбор будущих молодых специалистов и участвуют в работе комиссий по персональному распределению при учебных заведениях. Одновременно с приказом о назначении на должность каждому младшему специалисту назначается наставник из числа высококвалифицированных мастеров и других непосредственных руководителей на участке работы, а каждому специалисту с высшим образованием – руководитель стажировки на срок до одного года.
Молодые специалисты, окончившие техникумы и училища, могут быть направлены на работу в качестве рабочих в соответствии с перечнями профессий и квалификаций, утвержденными отраслевыми министерствами и ведомствами. Наставники в течение года работают с молодыми специалистами, передавая им опыт профессиональной деятельности.
Информация о работе Управление персооналом как элемент управления производством