Управление персооналом как элемент управления производством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования вопросов управления персоналом обусловлена тем, что профессиональная ориентация и адаптация должны содействовать быстрым структурным сдвигам в занятости при одновременном поддержании безработицы на возможно низком уровне. Однако практическое решение этой задачи тормозится неразвитостью рынка труда. Государственная служба занятости пока не в состоянии эффективно управлять профориентацией и адаптацией. Механическое заполнение вакантных рабочих мест, унаследованное от службы организованного трудоустройства, удается плохо, так как мало кто согласится на любую работу.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….2
Теоретическая часть
Глава 1. Управление персоналом как элемент управления производством ..4
1.1.Методы и функции управления кадрами на производстве ………….7
Глава 2. Кадровая политика как элемент управления персоналом ………….12
Практическая часть
Анализ управления адаптацией персонала в Головном центре запасных частей ОАО "АВТОВАЗ" ………………………………………………………14
Заключение ………………………………………………………………………31
Список литературы ………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

Управления персоналом как элемент управления.doc

— 246.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Таблица 2.2 – Трудовые показатели предприятия

Показатели 

2009од

2010од

2011од

Темп роста, %

2011-09

2011-10

Численность работающих, чел.

1194

1172

1181

98,9

100,8

Численность рабочих, чел.

944

944

945

100,1

100,1

Среднегодовая выработка одного работающего, тыс. руб.

1286,1

1321,6

1547,9

120,4

117,1

Среднегодовая выработка одного рабочего, тыс. руб.

1626,8

1640,8

1934,5

118,9

117,9

Фонд заработной платы работающих, тыс. руб.

72277

75925

97779

135,3

128,8

Фонд заработной платы рабочих, тыс. руб.

59104

62087

79958

135,3

128,8

Среднегодовая заработная плата одного работника, тыс. руб.

60,533

64,782

82,793

136,8

127,8

Среднегодовая заработная плата одного рабочего, тыс. руб.

62,610

65,770

84,612

135,1

128,6


 

По данным таблицы 2.2 видно, что численность работающих в 2011. увеличилась по сравнению с 2010. на 0,8 % и составила 1181 человек. Численность рабочих увеличилась на 0,1 % и составила 945 человек. Среднегодовая выработка на одного работника в 2011. по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 17,1 %, что свидетельствует о росте производительности труда в подразделении. Фонд заработной платы работников в 2011. выше показателя предыдущего года на 28,8 %. Фонд заработной платы рабочих выше аналогичного показателя предыдущего года также на 28,8 %. Из таблицы 2.2 видно, что темпы роста производительности труда (как в целом по работникам, так и в расчете по производственным рабочим) ниже темпов роста средней заработной платы, что не соответствует экономике расширенного производства.

 

 

  

Методы управления адаптацией работников

Условно процесс адаптации работников в ГЦЗЧ можно разделить на четыре этапа.

Этап 1. Оценка уровня подготовленности новичка. Если сотрудник имеет не только специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных подразделениях ОАО "АВТОВАЗ", период его адаптации будет минимальным. На данном этапе работник знакомится с производственными особенностями ГЦ ЗЧ, с персоналом, с особенностями коммуникации, правилами поведения.

Этап 2. Ориентация — практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. К этой работе привлекаются как непосредственные руководители новичков, так и сотрудники служб по управлению персоналом. Примерное распределение обязанностей представлено в таблице 2.3.

Таблица 2.3 – Распределение обязанностей в процессе адаптации персонала

Функции и мероприятия  по адаптации персонала 

Обязанности

непосредственного руководителя

менеджера по персоналу 

Составление программы  адаптации

Выполняет

Ассистирует

Ознакомление  новичков с фирмой и ее историей, кадровой политикой, условиями труда и правилами

 

 

 Выполняет

Объяснение  задач и требований к работе

Выполняет

 

 

Введение работника  в рабочую группу

Выполняет

 

 

Поощрение помощи новичкам со стороны опытных работников

 Выполняет

 

 

 

Программа ориентации включает ряд небольших лекций, экскурсии, практикумы (работа на отдельных рабочих местах или с определенным оборудованием). Часто в ходе проведения программы ориентации затрагиваются следующие вопросы:

  • общее представление об ОАО "АВТОВАЗ" и ГЦ ЗЦ: цели, приоритеты, проблемы; традиции, нормы, стандарты; продукция и ее потребители, стадии доведения продукции до потребителя; разнообразие видов деятельности;
  • политика ОАО "АВТОВАЗ" и ГЦ ЗЧ: принципы кадровой политики; принципы подбора персонала; направления профессиональной подготовки и повышения квалификации; содействие работникам в случае привлечения их к судебной ответственности; правила пользования телефоном внутри предприятия; правила использования различных режимов рабочего времени; правила охраны коммерческой тайны и технической документации;
  • оплата труда: нормы и формы оплаты труда и ранжирование работников; оплата выходных, сверхурочных;
  • дополнительные льготы: страхование, учет стажа работы; пособия по временной нетрудоспособности, выходные пособия, пособия по болезням в семье, в случае тяжелых утрат, пособия по материнству; поддержка в случае увольнения или ухода на пенсию; возможности обучения на работе; наличие столовой, буфетов; другие услуги организации для своих сотрудников;
  • охрана труда и соблюдение техники безопасности: места оказания первой медицинской помощи; меры предосторожности; предупреждение о возможных опасностях на производстве; правила противопожарной безопасности; правила поведения при несчастных случаях и порядок оповещения о них;
  • работник и его отношения с профсоюзом: сроки и условия найма; назначения, перемещения, продвижения; испытательный срок; руководство работой; информирование о неудачах на работе и опозданиях на работу; права и обязанности работника; права непосредственного руководителя; постановления профсоюзов; руководство и оценка исполнения работы; дисциплина и взыскания, оформление жалоб;
  • служба быта: организация питания; условия для парковки личных автомобилей;
  • экономические факторы: ущерб от прогулов, опозданий, несчастных случаев.

После прохождения  общей программы ориентации проводится специальная программа, осуществляемая как в формах специальных бесед с сотрудниками того подразделения, в которое пришел новичок, так и собеседований с руководителем (непосредственным и вышестоящим). Обычно в специальной программе затрагиваются следующие вопросы:

  • функции подразделения: цели и приоритеты, организация и структура; направления деятельности; взаимоотношения с другими подразделениями; взаимоотношения внутри подразделения;
  • рабочие обязанности и ответственность: детальное описание текущей работы и ожидаемых результатов; разъяснение важности данной работы, как она соотносится с другими в подразделении и на предприятии в целом; нормативы качества выполнения работы и основы оценки исполнения; длительность рабочего дня и расписание; дополнительные ожидания (например, замена отсутствующего работника);
  • процедуры, правила, предписания: правила, характерные только для данного вида работы или данного подразделения; поведение в случае аварий, правила техники безопасности; информирование о несчастных случаях и опасности; гигиенические стандарты; охрана и проблемы, связанные с воровством; отношения с работниками, не принадлежащими к данному подразделению; правила поведения на рабочем месте; вынос вещей из подразделения; контроль за нарушениями; перерывы (перекуры, обед); телефонные переговоры личного характера в рабочее время; использование оборудования; контроль и оценка исполнения;
  • представление сотрудников подразделения.

Этап 3. Действенная адаптация. Этот этап состоит в собственно приспособлении новичка к своему статусу и значительной степени обусловливается его включением в межличностные отношения с коллегами. В рамках данного этапа новичку предоставляется возможность активно действовать в различных сферах, проверяя на себе и апробируя полученные знания.

Этап 4. Функционирование. Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе.

Испытательный срок – это основной период адаптации нового сотрудника ГЦ ЗЧ. Пункт об испытательном сроке включается в контракт при следующих условиях:

  • этот период необходим в связи со специфическими особенностями работы;
  • необходимость "приглядеться" к новому сотруднику и скрываемым качествам;
  • принятый сотрудник не полностью отвечает требованиям, предъявляемым к "идеальному" работнику;
  • это соответствует действующему законодательству о труде;
  • установленный срок достаточен для овладения рабочими навыками;
  • организован систематический контроль за выполнением работы и регулярная помощь (обратная связь с работником);
  • в конце этого периода работник будет извещен о его соответствии или несоответствии занимаемому рабочему месту.

Как правило, в  ГЦ ЗЧ устанавливается испытательный срок в 3 месяца. За период испытательного срока руководитель подразделения обязан удостовериться в соответствии принятого сотрудника требованиям разработанной модели рабочего места:

  • соответствие его квалификации документу об образовании (диплому, аттестату, свидетельству); реальное наличие профессиональных знаний и умений в данной работе (должности);
  • проявление личностных и деловых качеств в стандартных и конфликтных ситуациях; наличие вредных привычек и негативных качеств, не совместимых с требованиями организации;
  • удовлетворенность работника оплатой труда в соответствии с достигнутой договоренностью;
  • культура поведения и культура производства (чистота на рабочем месте, соблюдение правил общего поведения).

Руководитель  также обязан выявить и зафиксировать все случаи нарушения трудовой дисциплины, включая внутрисменные простои и потери рабочего времени; социально-психологический климат в коллективе в связи с появлением "новичка".

В целях успешного  прохождения испытательного срока руководитель:

  • назначает наставника (консультанта), ответственного за "новичка";
  • подробно знакомит нового работника с внутренними нормативными документами (положениями, инструкциями, правилами и др.);
  • предоставляет отдельное рабочее место, сообщает правила работы на нем, проводит инструктаж на рабочем месте; дает четкие задания и поручения, как правило, в письменной форме и ведет систематический контроль исполнения;
  • знакомит членов трудового коллектива (отдел, службу, бригаду) с "новичком";
  • контролирует нестандартные или конфликтные ситуации с "новичком".

Программа введения в должность. Главная цель состоит в ознакомлении новых сотрудников с общими правилами работы в организации, правилами техники безопасности и охраны здоровья, а также с новыми рабочими условиями. Как минимум, новичок должен быть ознакомлен с общей деятельностью организации; коллективом, особенно с теми, кто будет работать с ним непосредственно; характером самой работы; рабочими условиями, например, с правилами техники безопасности и охраны здоровья; оборудованием и общим планом здания; общими сведениями об организации.

Оценка программы  введения в должность и испытательного срока проводится с помощью теста.

Важным источником пополнения руководящих и инженерно-технических  кадров ГЦ ЗЧ ОАО "АВТОВАЗ" являются молодые специалисты с высшим образованием. Работа с ними должна строится так, чтобы на каждом этапе обучения студентов их производственная подготовка осуществлялась совместно с ОАО "АВТОВАЗ" на принципе совмещения учебы с производственным трудом с неполным рабочим днем или неполной рабочей неделей. За время обучения необходимо обеспечить каждому студенту получение рабочей профессии по профилю специальности, а также овладение первичными навыками профессиональной деятельности в соответствии с характером будущей работы на производстве – технологической, управленческой, конструкторской.

В этой связи  кардинального улучшения требует  процесс адаптации молодых специалистов, необходима разработка сценариев и  стандарта их адаптации.

 

Разработка  сценария и стандарта адаптации молодых специалистов

В целях практического  закрепления профессиональных знаний и навыков у выпускников средних  специальных и высших учебных  заведений по полученной специальности, повышения их ответственности за результаты трудовой деятельности, улучшения использования специалистов необходима разработка сценария адаптации молодых специалистов.

Основной задачей  совместной работы организаций, предприятий  и высших учебных заведений по подготовке будущих специалистов производства является обучение их самостоятельному принятию решений, умению отвечать за свои действия, обеспечение глубоких профессиональных знаний, а также развитие материальной базы учебных заведений.

Работа с  молодыми специалистами в организациях должна проводиться следующим образом. На основании заключенных договоров с соответствующими образовательными учреждениями начальники отделов кадров ОАО "АВТОВАЗ совместно с главными инженерами или заместителями руководителей по кадрам проводят предварительный отбор будущих молодых специалистов и участвуют в работе комиссий по персональному распределению при учебных заведениях. Одновременно с приказом о назначении на должность каждому младшему специалисту назначается наставник из числа высококвалифицированных мастеров и других непосредственных руководителей на участке работы, а каждому специалисту с высшим образованием – руководитель стажировки на срок до одного года.

Молодые специалисты, окончившие техникумы и училища, могут быть направлены на работу в  качестве рабочих в соответствии с перечнями профессий и квалификаций, утвержденными отраслевыми министерствами и ведомствами. Наставники в течение года работают с молодыми специалистами, передавая им опыт профессиональной деятельности.

Информация о работе Управление персооналом как элемент управления производством