Управление предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является ознакомление с подходами к совершенствованию системы управления предприятием на примере конкретной организации ЗАО «Тандер» (магазин «Магнит»).
Достижение поставленной цели требует решения определенных задач:
изучить теоретические основы системы управления;
изучение существующей организационной структуры в организации;
проанализировать среду организации;
предложение комплекса мер по повышению эффективности системы управления;
проведение SWОT-анализа деятельности организации;
разработать рекомендации по совершенствованию организации.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы системы управления организации. 5
1.1. Понятие системы управления организации 5
1.2. Внутренняя среда организации. 6
1.3. Внешняя среда организации 7
1.4. Метод SWOT 10
1.5. Коммуникации в системе управления 13
1.6. Организационная культура 15
Выводы по 1 главе. 16
Глава 2. Анализ системы управления ЗАО «Тандер» (магазин «Магнит»). 17
2.1. Общая характеристика организации 17
2.2. Анализ внутренней среды организации 20
2.3. Анализ внешней среды организации 30
2.4. SWOT – анализ организации. 34
2.5. Рекомендации по совершенствованию организации. 36
Выводы по 2 главе 37
Заключение 38
Список использованной литературы 39

Файлы: 1 файл

курсовая .docx

— 71.19 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы системы управления организации. 5

1.1.  Понятие системы управления организации 5

1.2.  Внутренняя среда организации. 6

1.3. Внешняя среда организации 7

1.4. Метод SWOT 10

1.5. Коммуникации в системе управления 13

1.6. Организационная культура 15

Выводы по 1 главе. 16

Глава 2. Анализ системы управления ЗАО «Тандер» (магазин «Магнит»). 17

2.1. Общая характеристика организации 17

2.2. Анализ внутренней среды организации 20

2.3. Анализ внешней среды организации 30

2.4. SWOT – анализ  организации. 34

2.5. Рекомендации по совершенствованию организации. 36

Выводы по 2 главе 37

Заключение 38

Список использованной литературы 39

Приложение 40

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Каждый  человек в течение всей жизни, так или иначе, связан с организациями. Именно в организациях или при  их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организаций повсеместно осуществляется человеческая деятельность. Нет организаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с организациями.

Организация — сложный организм. Не понимая  сущности организаций и закономерностей  их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать современные технологии их деятельности.

Объектом исследования в данной курсовой работе является организация ЗАО «Тандер» (магазин «Магнит»).

Предметом исследования послужила существующая на предприятии система управления.

На  данном этапе организация ЗАО  «Тандер» (магазин «Магнит») является развивающейся фирмой с вполне определенными  конкретными целями и развитием всех служб для нормальной прибыльной работы в рыночной экономике России. Во многом достигнутые результаты обусловлены наличием подходящей организационной структуры, позволяющей осуществлять качественное и эффективное управление. Таким образом, можно сказать, что изучение и анализ подходов к совершенствованию системы управления предприятием в настоящее время является важным фактором деятельности любого предприятия.

Целью данного исследования является ознакомление с подходами  к совершенствованию системы  управления предприятием на примере  конкретной организации ЗАО «Тандер» (магазин «Магнит»).

Достижение  поставленной цели требует решения  определенных задач:

  1. изучить теоретические основы системы управления;
  2. изучение существующей организационной структуры в организации;
  3. проанализировать среду организации;
  4. предложение комплекса мер по повышению эффективности системы управления;
  5. проведение SWОT-анализа деятельности организации;
  6. разработать рекомендации по совершенствованию организации.

Информационную  базу проведенных исследований составили данные финансовой отчетности предприятия, его устав, лицензия, интернет.

Также в  работе были использованы работы специалистов в области менеджмента:

    1. Веснин В. Р;
    2. Виханский О.С.; Наумов А.Н.;
    3. Комарова Н.В.;
    4. Дорофеева Л.И.;
    5. Полукаров В.Л.
    6. Семенов А.К. Набоков В.И.

 

Работа  состоит из 2 глав, введения, заключения, списка литературы, приложений.

Глава 1. Теоретические основы системы управления организации.

      1.1.  Понятие системы управления организации

Система управления организацией представляет собой весьма сложное образование, включающее следующие взаимосвязанные элементы:

• органы (субъекты) управления (должности, подразделения);

• коммуникационные каналы;

• набор  методов, технологий, норм, правил, процедур, предписаний, полномочий, определяющих поведение работников и порядок выполнения тех или иных действий.

Система управления находится в постоянном развитии. Это развитие может быть экстенсивным и интенсивным. Система управления характеризуется:

1) составом, соподчиненностью, информационной нагрузкой элементов, способом их взаимодействия;

2) уровнем  централизации или децентрализации  полномочий;

3) степенью  специализации и регламентации  функций; 

4) стабильностью  или изменчивостью поведения; 

5) открытостью или закрытостью ;

6) техническим  оснащением.

Определенное  соотношение субъектов управления, связанных между собой коммуникационными каналами, образует структуру этой системы, отражающую статику менеджмента, а совокупность методов, технологий и проч. — его механизм. Структурно система управления состоит из управляющей и управляемой подсистем, границы между которыми весьма условны. Они взаимодействуют с помощью механизма управления, который соответствующей частью принадлежит каждой из них.

 

Под управляющей подсистемой можно понимать ту часть системы управления, которая вырабатывает, принимает и транслирует управленческие решения, обеспечивает их выполнение. Она имеет иерархическую структуру во главе с направителем (центральным звеном). Им может быть индивид или коллектив (например, совет директоров).

Понятию «управляющая подсистема» близко понятие «субъект управления», однако они не тождественны. В состав субъекта входят только те элементы подсистемы, которые связаны с выработкой решений.

К управляемой подсистеме относятся элементы, которые воспринимают управляющее воздействие и преобразуют в соответствии с ним поведение того объекта, на который оно направлено.

Объект управления представляет собой все те элементы организации, которые, воспринимая управленческое воздействие, подчиняют ему свое функционирование и развитие. В качестве объекта можно рассматривать рядовых исполнителей, процесс, отношения и т. д.

1.2.  Внутренняя среда организации.

Внутренняя  среда организации — это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как: взаимодействие менеджеров и рабочих; наем, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п. Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения. В производственный срез входят изготовление продукта; снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок. Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения. Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. В частности, это поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п.

 1.3. Внешняя среда организации

Под внешней средой в управлении понимается система взаимоотношений следующих факторов: потребителей, конкурентов, правительственных учреждений, поставщиков, финансовых организаций и источников ресурсов, оказывающих влияние на процессы, происходящие внутри организации.

В отличие  от внутренней среды, которая является ведомой для управляющих, внешняя  среда — ведущая, т.е. менеджеры должны отслеживать изменения внешней среды и приспосабливаться к ним.

Организация, как открытая система, зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, от конкуренции, от потребностей, существующих в обществе. Кроме того, внешняя среда постоянно меняется, и руководителю необходимо не только отслеживать эти изменения, но и предлагать подходящие способы реагирования на внешние воздействия. В этом смысле организации подобны биологическим организмам. Согласно теории Чарльза Дарвина, среди животных выживают только те виды, которые смогли приспособиться к условиям внешней среды. Также организации вынуждены приспосабливаться к своей среде, чтобы выжить и сохранить эффективность. Руководитель должен исповедовать организационный дарвинизм, чтобы в мире быстрых изменений не оказаться в числе исчезнувших.

Для успеха организации необходимо выявить всех возможных и потенциальных конкурентов и иметь следующую информацию по конкурирующим фирмам:

- позиция  конкурентов на рынке (объём  продаж, доля рынка);

- характер  выпускаемой продукции (качество, технические параметры, срок службы, гарантии, привлекательные особенности товара, рыночная цена, новизна);

- виды  и характер услуг, предлагаемых  конкурентами, в том числе формы  и стоимость технического обслуживания;

- практика  рекламной деятельности и виды стимулирования продаж, расходы на рекламу;

- практика  товародвижения, используемая конкурентами, наличие у них складов и  их размещение;

- показатели  деятельности конкурентов (объём производства, издержки, прибыль, применяемая технология).

Возможные стратегии по отношению к конкурентам:

1. Ослабить  позицию конкурента за счёт  увеличения доли рынка, благодаря: 

а) снижению цены ниже цены, действующей на рынке;

б) продаже  уникального товара или предоставления уникальных услуг.

2. Установить  входные барьеры для новых (потенциальных конкурентов) за счёт:

а) абсолютного  преимущества цены. Новый, никому не известный  конкурент обычно выходит и завоёвывает  рынок благодаря низкой цене. Если цены на рынке низкие, ему становится сложно снизить их;

б) повышения  имиджа предприятия, торговой марки;

в) высокого уровня стартового капитала для начинающих;

г) дифференциации продукции, т.к. новые конкуренты обычно выходят с типовой продукцией;

д) ограничения  доступа потенциальным конкурентам  к каналам распределения готовой  продукции или ресурсов.

3. Установить  союзы и сотрудничество с конкурентами.

Государство и его законы призваны защитить граждан, согласовывать общественные, коллективные и частные интересы. Оно должно обеспечивать фундаментальные научные исследования, формировать производственную и социальную инфраструктуру.

Государственное регулирование осуществляется через кредитно-денежную, налоговую таможенную и амортизационную политику. К прямому государственному регулированию относятся:

- прямое  бюджетное финансирование;

- государственный  заказ, квотирование или строгий учёт экспортноимпортных операций по некоторым товарам. К таким товарам относятся топливо, чёрная металлургия, древесина, минеральные удобрения и т. д;

- программно-целевые  методы регулирования. Например, разработка и финансирование комплексных программ освоения космоса, ликвидации последствий стихийных бедствий и т. д;

- государственное  предпринимательство. Например, государство  оставляет за собой контрольный  пакет акций при приватизации некоторых организаций.

 

 1.4. Метод SWOT

Для того чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, организация должна уметь  прогнозировать то, какие трудности  могут  возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности  могут открыться для нее. Поэтому  стратегическое управление, изучая внешнюю  среду, концентрирует внимание на выяснении  того, какие угрозы и какие возможности  таит в себе внешняя среда. Чтобы  успешно справляться с угрозами и действенно использовать возможности, отнюдь не достаточно только одного знания о них. Можно знать об угрозе, но не иметь возможности противостоять  ей и тем самым потерпеть поражение. Также можно знать об открывающихся  новых возможностях, но не обладать потенциалом для их использования  и, следовательно, не суметь их использовать. Сильные и слабые стороны внутренней среды организации в такой  же мере, как угрозы и возможности, определяют условия успешного существования  организации. Поэтому стратегическое управление при анализе внутренней среды интересует выявление именно того, какие сильные и слабые стороны  имеют отдельные составляющие организации  и организация в целом.

Суммируя  вышесказанное, можно констатировать, что анализ среды, как он проводится в стратегическом управлении, направлен  на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней  среде по отношению к организации, а также сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Именно для решения этой задачи и разработаны  определенные приемы анализа среды, которые применяются в стратегическом управлении.

Информация о работе Управление предприятием