Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 13:02, курсовая работа
Целью данного исследования является ознакомление с подходами к совершенствованию системы управления предприятием на примере конкретной организации ЗАО «Тандер» (магазин «Магнит»).
Достижение поставленной цели требует решения определенных задач:
изучить теоретические основы системы управления;
изучение существующей организационной структуры в организации;
проанализировать среду организации;
предложение комплекса мер по повышению эффективности системы управления;
проведение SWОT-анализа деятельности организации;
разработать рекомендации по совершенствованию организации.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы системы управления организации. 5
1.1. Понятие системы управления организации 5
1.2. Внутренняя среда организации. 6
1.3. Внешняя среда организации 7
1.4. Метод SWOT 10
1.5. Коммуникации в системе управления 13
1.6. Организационная культура 15
Выводы по 1 главе. 16
Глава 2. Анализ системы управления ЗАО «Тандер» (магазин «Магнит»). 17
2.1. Общая характеристика организации 17
2.2. Анализ внутренней среды организации 20
2.3. Анализ внешней среды организации 30
2.4. SWOT – анализ организации. 34
2.5. Рекомендации по совершенствованию организации. 36
Выводы по 2 главе 37
Заключение 38
Список использованной литературы 39
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы системы управления организации. 5
1.1. Понятие системы управления организации 5
1.2. Внутренняя среда организации. 6
1.3. Внешняя среда организации 7
1.4. Метод SWOT 10
1.5. Коммуникации в системе управления 13
1.6. Организационная культура 15
Выводы по 1 главе. 16
Глава 2. Анализ системы управления ЗАО «Тандер» (магазин «Магнит»). 17
2.1. Общая характеристика организации 17
2.2. Анализ внутренней среды организации 20
2.3. Анализ внешней среды организации 30
2.4. SWOT – анализ организации. 34
2.5. Рекомендации по совершенствованию организации. 36
Выводы по 2 главе 37
Заключение 38
Список использованной литературы 39
Приложение 40
Каждый человек в течение всей жизни, так или иначе, связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организаций повсеместно осуществляется человеческая деятельность. Нет организаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с организациями.
Организация
— сложный организм. Не понимая
сущности организаций и закономерностей
их развития, нельзя ни управлять ими,
ни эффективно использовать их потенциал,
ни осваивать современные
Объектом исследования в данной курсовой работе является организация ЗАО «Тандер» (магазин «Магнит»).
Предметом
исследования послужила существующая
на предприятии система
На данном этапе организация ЗАО «Тандер» (магазин «Магнит») является развивающейся фирмой с вполне определенными конкретными целями и развитием всех служб для нормальной прибыльной работы в рыночной экономике России. Во многом достигнутые результаты обусловлены наличием подходящей организационной структуры, позволяющей осуществлять качественное и эффективное управление. Таким образом, можно сказать, что изучение и анализ подходов к совершенствованию системы управления предприятием в настоящее время является важным фактором деятельности любого предприятия.
Достижение поставленной цели требует решения определенных задач:
Информационную базу проведенных исследований составили данные финансовой отчетности предприятия, его устав, лицензия, интернет.
Также в работе были использованы работы специалистов в области менеджмента:
Работа состоит из 2 глав, введения, заключения, списка литературы, приложений.
Система управления организацией представляет собой весьма сложное образование, включающее следующие взаимосвязанные элементы:
• органы (субъекты) управления (должности, подразделения);
• коммуникационные каналы;
• набор методов, технологий, норм, правил, процедур, предписаний, полномочий, определяющих поведение работников и порядок выполнения тех или иных действий.
Система управления находится в постоянном развитии. Это развитие может быть экстенсивным и интенсивным. Система управления характеризуется:
1) составом, соподчиненностью, информационной нагрузкой элементов, способом их взаимодействия;
2) уровнем
централизации или
3) степенью специализации и регламентации функций;
4) стабильностью или изменчивостью поведения;
5) открытостью или закрытостью ;
6) техническим оснащением.
Определенное
соотношение субъектов
Под управляющей подсистемой можно понимать ту часть системы управления, которая вырабатывает, принимает и транслирует управленческие решения, обеспечивает их выполнение. Она имеет иерархическую структуру во главе с направителем (центральным звеном). Им может быть индивид или коллектив (например, совет директоров).
Понятию «управляющая подсистема» близко понятие «субъект управления», однако они не тождественны. В состав субъекта входят только те элементы подсистемы, которые связаны с выработкой решений.
К управляемой подсистеме относятся элементы, которые воспринимают управляющее воздействие и преобразуют в соответствии с ним поведение того объекта, на который оно направлено.
Объект управления представляет собой все те элементы организации, которые, воспринимая управленческое воздействие, подчиняют ему свое функционирование и развитие. В качестве объекта можно рассматривать рядовых исполнителей, процесс, отношения и т. д.
Внутренняя среда организации — это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как: взаимодействие менеджеров и рабочих; наем, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п. Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения. В производственный срез входят изготовление продукта; снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок. Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения. Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. В частности, это поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п.
Под внешней средой в управлении понимается система взаимоотношений следующих факторов: потребителей, конкурентов, правительственных учреждений, поставщиков, финансовых организаций и источников ресурсов, оказывающих влияние на процессы, происходящие внутри организации.
В отличие от внутренней среды, которая является ведомой для управляющих, внешняя среда — ведущая, т.е. менеджеры должны отслеживать изменения внешней среды и приспосабливаться к ним.
Организация, как открытая система, зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, от конкуренции, от потребностей, существующих в обществе. Кроме того, внешняя среда постоянно меняется, и руководителю необходимо не только отслеживать эти изменения, но и предлагать подходящие способы реагирования на внешние воздействия. В этом смысле организации подобны биологическим организмам. Согласно теории Чарльза Дарвина, среди животных выживают только те виды, которые смогли приспособиться к условиям внешней среды. Также организации вынуждены приспосабливаться к своей среде, чтобы выжить и сохранить эффективность. Руководитель должен исповедовать организационный дарвинизм, чтобы в мире быстрых изменений не оказаться в числе исчезнувших.
Для успеха организации необходимо выявить всех возможных и потенциальных конкурентов и иметь следующую информацию по конкурирующим фирмам:
- позиция конкурентов на рынке (объём продаж, доля рынка);
- характер
выпускаемой продукции (
- виды
и характер услуг,
- практика рекламной деятельности и виды стимулирования продаж, расходы на рекламу;
- практика товародвижения, используемая конкурентами, наличие у них складов и их размещение;
- показатели деятельности конкурентов (объём производства, издержки, прибыль, применяемая технология).
Возможные стратегии по отношению к конкурентам:
1. Ослабить
позицию конкурента за счёт
увеличения доли рынка,
а) снижению цены ниже цены, действующей на рынке;
б) продаже уникального товара или предоставления уникальных услуг.
2. Установить входные барьеры для новых (потенциальных конкурентов) за счёт:
а) абсолютного преимущества цены. Новый, никому не известный конкурент обычно выходит и завоёвывает рынок благодаря низкой цене. Если цены на рынке низкие, ему становится сложно снизить их;
б) повышения имиджа предприятия, торговой марки;
в) высокого уровня стартового капитала для начинающих;
г) дифференциации продукции, т.к. новые конкуренты обычно выходят с типовой продукцией;
д) ограничения
доступа потенциальным
3. Установить
союзы и сотрудничество с
Государство и его законы призваны защитить граждан, согласовывать общественные, коллективные и частные интересы. Оно должно обеспечивать фундаментальные научные исследования, формировать производственную и социальную инфраструктуру.
Государственное регулирование осуществляется через кредитно-денежную, налоговую таможенную и амортизационную политику. К прямому государственному регулированию относятся:
- прямое бюджетное финансирование;
- государственный заказ, квотирование или строгий учёт экспортноимпортных операций по некоторым товарам. К таким товарам относятся топливо, чёрная металлургия, древесина, минеральные удобрения и т. д;
- программно-целевые методы регулирования. Например, разработка и финансирование комплексных программ освоения космоса, ликвидации последствий стихийных бедствий и т. д;
- государственное
предпринимательство. Например, государство
оставляет за собой
Для того
чтобы успешно выживать в долгосрочной
перспективе, организация должна уметь
прогнозировать то, какие трудности
могут возникнуть на ее пути в будущем,
и то, какие новые возможности
могут открыться для нее. Поэтому
стратегическое управление, изучая внешнюю
среду, концентрирует внимание на выяснении
того, какие угрозы и какие возможности
таит в себе внешняя среда. Чтобы
успешно справляться с угрозами
и действенно использовать возможности,
отнюдь не достаточно только одного знания
о них. Можно знать об угрозе, но
не иметь возможности
Суммируя
вышесказанное, можно констатировать,
что анализ среды, как он проводится
в стратегическом управлении, направлен
на выявление угроз и