Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 14:09, курсовая работа
Данный курсовой проект является очень актуальным потому, что в настоящее время слабым звеном организационно-экономического механизма управления является механизм управления инновациями. В условиях рыночной экономики инновации должны способствовать интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускорение внедрения последних достижений науки и техники в производство, полнее удовлетворять потребителей в разнообразной высококачественной продукции и, услугах. Целью настоящего курсового проекта является управление рисками при внедрения новой услуги связи на территории Тюменского района фирмой ООО «Ферум».
ВВЕДЕНИЕ
Управление
рисками является одной из важнейших
функций управления, содержание которой
определяется уровнем развития экономики
в целом и особенностями
Несмотря
на то, что в Российской Федерации
вопросами риска занимаются такие
организации, как Информационно-
Данный курсовой проект является очень актуальным потому, что в настоящее время слабым звеном организационно-экономического механизма управления является механизм управления инновациями. В условиях рыночной экономики инновации должны способствовать интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускорение внедрения последних достижений науки и техники в производство, полнее удовлетворять потребителей в разнообразной высококачественной продукции и, услугах.
Целью настоящего курсового проекта является управление рисками при внедрения новой услуги связи на территории Тюменского района фирмой ООО «Ферум».
Объектом исследования данного проекта является деятельность ООО «Ферум» по внедрению новой услуги.
Предметом исследования является механизм внедрения новой услуги на предприятии.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ РИСКОВ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
Инновационный риск особенно важен в современной предпринимательской деятельности, которая находится на этапе увеличения капиталов, используемых как для производства существующих товаров (услуг), так и для создания новых, ранее не производимых.
Инновационный риск - это вероятность потерь, возникающих при вложении предпринимательской фирмой средств, в производство новых товаров (услуг), которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке [1, 48с.].
Инновационный риск возникает при:
- внедрении
более дешевого метода
- в создании
нового товара (услуги) на старом
оборудовании. В этом случае к
риску неправильной оценки
- в производстве
нового товара (услуги) при помощи
новой техники и технологии. В
данной ситуации инновационный
риск, включает в себя риски:
того, что новый товар (услуга)
может не найти покупателя; несоответствия
нового оборудования и
В литературе по теории бизнеса часто можно встретить термины «высокий риск» и «слабый риск». Уровень риска зависит от отношения масштаба ожидаемых потерь к объему имущества предпринимательской фирмы, а также от вероятности наступления этих потерь.
Инновационная
деятельность в большей степени,
нежели другие направления
Можно выделить несколько видов риска, наиболее характерных для современных условий.
1) Риски ошибочного выбора инновационных проектов. Причинами возникновения данного вида рисков может служить недостаточно обоснованный выбор приоритетов экономической и рыночной стратегии предприятия. Это возможно, например, в случае преобладания краткосрочных интересов при принятии решений над долгосрочными. Могут быть ошибочно оценены перспективы положения предприятия на рынке, его финансовая устойчивость. Кроме того, зачастую автор инновационного проекта переоценивает его значимость для потребителя- в этом случае причиной возникновения риска служит ошибочная оценка рынка потребления.
2) Риск необеспечения инновационного проекта достаточным уровнем финансирования. Включает в себя риск недополучения средств, для разработки проекта (фирма не смогла привлечь инвесторов из-за некорректно составленного бизнес-плана проекта) и риск неправильного выбора источников финансирования (невозможность осуществления проекта за счет собственных средств, отсутствие доступных источников заемных средств и пр.)
3) Риск неисполнения хозяйственных договоров. Также может быть нескольких видов: риск отказа партнера от заключения договора после проведения переговоров (в случае резкого изменения экономической конъюнктуры); риск заключения договоров на не очень выгодных условиях (при диктате поставщика, либо при отсутствии достаточного опыта у фирмы); риск заключения договоров с недееспособными (неплатежеспособными) партнерами; риск невыполнения партнерами договорных обязательств в срок.
4) Маркетинговые риски текущего снабжения и сбыта. Эта группа достаточно обширна. В большинстве случаев определяется недостаточным уровнем профессионализма маркетинговых служб предприятия, либо вообще отсутствием таковых.
5) Риск, связанный с обеспечением прав собственности.Проблема возникновения этого вида риска особенно актуальна для предприятий, производящих инновационную продукцию. Основной причиной его возникновения у российских предприятий служит несовершенство патентного законодательства (получение патента (лицензии) с опозданием, короткий срок действия патента и пр.)
При построении классификации рисков инновационных проектов целесообразно использовать блочный принцип [2, 98c.]. Блочный принцип классификации рисков инновационных проектов предполагает распределение риска по категориям, подвидам, группам и подгруппам и другим уровням. Именно из-за многообразия рисков инновационных проектов классификация рисков проводится не по сквозному, а по блочному принципу. Риски могут быть внешние, внутренние и смешанные.
К внешним рискам относят общеэкономический, рыночный, социально-демографический, природно-климатический, информационный, научно-технический и нормативно-правовой виды риска. При этом причины, обусловливающие внешнеэкономический, рыночный, природно-климатический, информационный, научно-технический и нормативно-правовые виды риска, заключаются в действиях субъектов внешней среды, а также внутренней, поэтому они относятся к категории смешанных.
Смешанные риски связаны с деятельностью разработчиков инновационных проектов.
Основания классификации экономических внутренних рисков предприятия бывают следующими [8, 12с.].
1) По возможности предвидения - предвиденные и непредвиденные (или аналогично по смыслу - предсказуемые и непредсказуемые).
2) Умышленность создания ситуации риска (преступления, служебные ошибки и т.п.).
3) По причинам и виновникам возникновения.
4) По месту, времени, методам обнаружения.
5) По возможности страхования.
6) По длительности действия.
7) По способам минимизации последствий.
8) По этапам производственного цикла.
9) По этапам технологического процесса.
10) По производственным условиям
11) По этапам жизненного цикла новой продукции, производимой предприятием.
12) По месту нахождения продукции.
13) По этапам жизненного цикла продукции, реализуемой предприятием.
14) По видам продукции (по номенклатуре, позициям ассортиментного плана).
15) По типу организации производства.
16) По уровню цен на производимую продукцию.
Перечисленные основания можно использовать при построении как сплошной, сквозной, так и блочной классификации внутренних экономических рисков предприятия.
При оценке
риска инновационных проектов имеются
в виду: степень соответствия проекта
рыночной и инновационной стратегиям
предприятия; уровень научно-
В инновационных проектах важно учитывать риск невостребованности новой продукции, нового проектного решения и др.
Для избежания последствий невостребованности продукции предприятие - производитель должно проанализировать причины этого, в связи с чем необходима классификация факторов риска невостребованности продукции [15, 53c.].
Цель такой классификации:
- определение
возможных направлений
- анализ причин возникновения отказов потребителя от предложенной ему продукции;
- предварительная
оценка возможных последствий
возникновения риска
- анализ возможностей избежания риска;
- пути избежания риска;
- пути минимизации
затрат на ликвидацию
- создание
информационной базы для
Риск невостребованности продукции относится к категории смешанного и связан как с неопределенностью внешней обстановки, так и с деятельностью самого предприятия, производящего и (или) реализующего продукцию.
Факторы риска невостребованности продукции: факторы производства; среда возникновения; центры ответственности; центры затрат; виновники возникновения; производственные условия; время возникновения; время обнаружения; виды продукции; потребитель продукции; каналы сбыта; спрос на продукцию.
Возникновение риска невостребованности инновационной продукции обусловлено внутренними и внешними причинами.
Внутренние причины зависят от деятельности организаций. К ним относятся:
- недостаточная квалификация персонала;
- неправильная организация производственного процесса;
- неправильная организация снабжения
предприятия материальными ресурсами;
- неправильная организация сбыта готовой
продукции;
- нечеткое управление предприятием.
Внешние причины, как правило, прямо не зависят от деятельности разработчиков инновационных проектов. Основными внешними причинами, вызывающими риск невостребованности, являются:
- инженерно-конструкторские;
- платежеспособность потребителя;
- транспортные;
социально-экономические;
- организация работы и состояние финансовой системы;
- повышение процентных ставок по вкладам;
- нормативно-правовые; политические и др.
Инженерно-конструкторские
Понятие «инновационный проект»
1) Дело, деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление комплекса каких - либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей;