Управление созданием и продвижением брендов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Любой товар при появлении на рынке создает о себе некоторое впечатление - положительное или отрицательное, оно появляется неизбежно, как только потребитель узнает о новом товаре. Стихийное формирование потребительского впечатления может оказаться не в пользу компании (покупатели могут не разобраться в достоинствах товара, не оценить преимуществ, преувеличить имеющиеся недостатки и даже придумать новые). Управляемый бренд, напротив, выявляет, выставляет напоказ все достоинства товара, выделяет его из общей массы похожих предлагаемых товаров или услуг в выгодном свете. Процесс создания бренда и управления им называется брендингом (branding). Он может включать в себя создание, усиление, ре-позиционирование, обновление и изменение стадии развития бренда, его расширение и углубление. Брендинг - это приемы создания особого впечатления, которые вносят свой вклад в общий имидж и в отношении целевого сегмента рынка к бренду.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….2
1. Сущность и роль брендинга в деятельности компании………………………4
1.1 Анализ сущности бренда………………………………………………………4
1.2 Архитектура брендов…………………………………………………………..7
1.3 Анализ развития брендинга.…………………………………………………15
2. Особенности формирования брендинга на российском рынке……………..18
2.1 Комплексный маркетинговый анализ как средство обеспечения эффективного брендинга…………………………………………………………22
2.2 Организация процесса создания и продвижения бренда…………………..24
2.3 Разработка концепции бренда и его позиционирование…………………...25
3. Критерии, предъявляемые к разработке брендов……………………………28
3.1 Формирования положительного образа бренда – имиджа бренда посредством средств рекламы и PR……………………………………………..30
3.2 Выбор критериев продвижения бренда на рынок.………………………….33
3.3Методы оценки брендов………………………………………………………34
Заключение………………………………………………………………………..36
Список литературы……………………………………………………………….37

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

Наиболее  распространенным решением в рамках концепции Branded House является решение, когда  вся продукция компании выпускается  под одним брендом, при этом часто  он же является и корпоративным брендом. Наиболее яркими примерами такого решения являются такие бренды как Mercedes, BMW, Sony, Virgin . Имеющиеся суб-бренды ( Sony Walkman или Virgin Megastore) носят откровенно второстепенный, явно дескриптивный характер. Все усилия маркетинга и развития направляются на закрепление позиций бренда.

Большинство маркетологов делятся на рьяных сторонников  и рьяных противников данного  принципа организации портфеля брендов  компании.

Основные  доводы сторонников: перенос знания и восприятия бренда на новые товары, фокус маркетинговых бюджетов на одном бренде, концентрация усилий компаний в одном направлении. Большинство противников возражают, ссылаясь на угрозу размывания имиджа и восприятия бренда. Они также утверждают, что на продвижение двух продуктов под одним брендом требуется бюджет вдвое больший, чем на продвижение двух брендов. Выводы и тех, и других имеют право на существование. Однако надо отметить, что в списке 75 самых дорогостоящих брендов в мире, определенных по методике агентства Interbrand в 2000 г., более половины – так называемые “мегабренды”.

В России существует множество различных  брендов, владельцы которых пытаются реализовать в своей деятельности идею “мега-брендинга”. Примеры, которые  хотелось бы рассмотреть: пиво “Балтика”, торговая марка “Довгань”, торговая марка “Дарья”, АвтоВАЗ, розничные сети “Седьмой Континент”, “Перекресток”, “36.6”.

Другой  принципиальным решением по архитектуре  брендов является система “компания  брендов” или House of Brands , как ее называет Дэвид Аакер. Типичными представителями этой философии брендинга являются компании Procter&Gamble и Mars . При этом первая компания исповедует принцип связанности категорийных, продуктовых и корпоративного брендов, а вторая реализует подход “свободного” брендинга в чистом виде, когда бренды компании никак не связываются друг с другом и с компанией в сознании потребителя. Как уже выше говорилось, этот подход активно используется прежде всего европейскими и американскими компаниями.

Именно компаниям, применившим на практике архитектуру House of Brands , принадлежат наиболее успешные российские бренды. Это WimmBillDann c портфелем молочных продуктов и соков, это Русская вино-водочная компания с гаммой алкогольных напитков, Nestle с ассортиментом российских продуктов питания.

Основные  доводы сторонников этой идеи: индивидуализация каждого бренда и концентрация имиджа, отсутствие зависимости брендов друг от друга (снижение риска кризисных ситуаций), возможность максимального использования потенциала рынка путем утилизации большого количества потребительских сегментов. Противники возражают, что подобный подход увеличивает маркетинговые бюджеты прямо пропорционально увеличению количества брендов, что велика вероятность пересечения целевых сегментов и, как следствие, каннибализма брендов.

Вследствие того, что  архитектуры типа House of Brands предполагают значительное количество брендов разного  уровня, вариантов таких архитектур гораздо больше. В частности, на западных рынках в категории luxury goods широко распространена модель брендинга, при которой объединяются два бренда, один из которых – мастер-бренд – определяет общую направленность, стилистику, имидж продукта, а второй – суб-бренд – задает конкретное позиционирование, дифференциацию, апеллирует к особенностям целевой потребительской группы. Наиболее хрестоматийным примером, который можно встретить в литературе по маркетингу, является бренд Ralph Lauren . Другой пример, который можно привести из числа брендов, присутствующих на российском рынке, - это дом Ferre . Корпоративный бренд Ferre задает общую направленность, позиционирует всю продукцию как современную, прогрессивную, но с оглядкой на классику, ориентированную на молодых, ярких, незаурядных состоятельных людей. Суб-бренды – Studio, GFF, Gianfranco Ferre – ориентируют ту или иную линию продукции на отдельный сегмент целевого рынка, сформулированный на основе потребности в стиле – спортивном, молодежном или классическом деловом. При этом суб-бренды сохраняют значительную степень самостоятельности в рамках единой маркетинговой стратегии бренда.

4. Наконец, необходимо  сказать несколько слов о том,  как архитектура бренда воплощается  в жизнь на графическом и  вербальном уровне. Чем больше  компонентов составляют систему,  тем больше усложняется и дизайн. Насколько просты графические системы McDonald’s, Sony, Virgin – выдающихся мегабрендов современности! И как же сложны и изящны сочетания брендов, представленные на упаковке продукции коньячных домов! В системах типа House of Brands важно предложить потребителю ненавязчивую связь, выделить важнейшие компоненты, отражающие ключевые ценности материнского бренда.

Итак, как же правильно сформулированная архитектура брендов помогает компании вести эффективную маркетинговую  политику.

Во-первых, архитектура брендов помогает построить  эффективные бренды, то есть приносящие прибыль компании. Гармоничное предложение бренда, которое находится “на одной волне” с потребителем и дифференцирует продукт от конкурентов, - результат правильного определения роли бренда и выделения из общего набора конкурентных преимуществ того комплекса, который наиболее полно соответствует данному бренду.

Во-вторых, архитектура брендов, а именно определение  роли каждого бренда в портфеле позволяют  эффективно распределить маркетинговые  бюджеты компании, избежав при  этом глубоко ошибочного и порочного подхода определения затрат на продвижения исходя из текущего объема продаж каждого бренда. Определение брендов, которые на разных этапах развития компании будут играть различные портфельные роли, позволит превратить маркетинговый бюджет из статьи затрат в реальный инструмент развития бизнеса.

В-третьих, архитектура брендов способствует формированию синергии на различных  уровнях. Это достигается путем  оптимизации ролей брендов в  различных контекстах. Синергия находит  свое отражение также во взаимодополняющих и поддерживающих маркетинговых программах, которые на разных этапах развития брендов способствуют сокращению издержек и, соответственно, повышению прибыльности операций.

В-четвертых, правильно построенная архитектура  бренда позволяет более четко и прозрачно сформулировать концепцию и предложение продукта. Система взаимоотношений брендов в портфеле компании позволяет прояснить предложение не только для покупателей, но и для сотрудников и партнеров компании. Четкость и простота имиджа в сознании сотрудников компании и ее партнеров является одним из важнейших компонентов сильного бренда.

В-пятых, архитектура позволяет развивать  так называемый марочный капитал. Это  подразумевает усиление работы бренда по упрочению влияния на ключевых рынках и возможное развитие на новых категорийных или продуктовых рынках. Задача архитектуры брендов компании – внести порядок и дисциплину в процесс вертикального и горизонтального расширения бренда, которое несет в себе комплекс рисков, о которых говорилось выше.

В-шестых, без четко представляемой архитектуры  брендов невозможно иметь четкого  представления о будущем развитии портфеля. Без определения стратегических и тактических ролей невозможно приступить к строительству мастер-бренда с большим потенциалом развития, который не следует напрямую из текущих продаж, но основан на стратегическом видении. 

1.3 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ  БРЕНДИНГА

Развитие брендинга  тесно связано с маркетинговой  деятельностью. Поэтому вся работа маркетологов должна быть направлена на создание и продвижение продукции (товаров или услуг), необходимой потребителям. В современных условиях часто наблюдается несогласованность маркетинговой деятельности с процессом разработки продукции. Это приводит к тому, что в бренде не отражены особенности продукции, поскольку организация процесса развития торговой марки сосредоточена в руках специалистов по маркетингу.

Следствием такого подхода  к процессу развития торговой марки  является то, что ценностные ориентации бренда формируются на последних этапах изготовления продукции, и это не позволяет реализовать потенциал прибыльности торговой марки.

При внедрении инновационной  продукции необходимо, чтобы новинка  создавалась в полном соответствии с характером бренда. Новые разработки должны укреплять позиции торговой марки, а для этого необходимо осуществлять постоянный анализ и координацию усилий между специалистами по изготовлению продукции и имиджмейкерами торговой марки (бренд-менеджерами). Такой подход позволит всем участникам процесса предвидеть результат воздействия инноваций на торговую марку, и наоборот.

Рынок требует серьезной  разработки подходов, исследований, обработки  и анализа информации о брендах  других компаний.

В практической деятельности используется много методов маркетинговых исследований — они призваны помочь компании разработать марочную стратегию. Так как функциональный комплекс выпускаемой продукции меняется в зависимости от платежеспособности спроса и образа жизни каждой категории покупагелей, специалисты по маркетингу и бренд-менеджеры должны учитывать возможности любого потенциального потребителя. Поэтому, выходя на рынок, необходимо предлагать не товар, а средство решения проблемы покупателя. Именно в этом и состоит суть основной маркетинговой деятельности в развитии бренда.

Элементы маркетинговой  деятельности. Профильный анализ «товар — рынок»

Маркетинговая деятельность является многоаспектной и состоит  из следующих элементов:

• исследование потенциала рынка;

• определение характеристик рынка;

• анализ рыночной доли;

• анализ продаж;

• конкурентные исследования;

• краткосрочное (на один год) и долгосрочное прогнозирование  маркетинга;

• исследование продукции  конкурентов;

• оценка потенциала рынка  для новой продукции;

• исследование цикла деловой активности;

• ценовые исследования;

• тест новой продукции;

• формирование плана  продаж по территориям и районам;

• совершенствование  информационного обеспечения (системы);

• исследование зарубежного рынка;

• исследование каналов реализации;

• изучение эффективности рекламы;

• изучение рекламных носителей;

• изучение предпочтения по упаковке;

• анализ с использованием исследований операций.

Перечисленные  элементы маркетинговой деятельности имеют также свои составляющие, которые необходимо изучать и анализировать.

Специалисты по маркетингу должны изучать  и координировать реакции рынков на все коммуникации торговой марки. Анализ маркетинговых материалов конкурирующих  торговых марок на внутреннем и внешнем  рынках позволяет осмыслить отличия  в бренд-предложениях. Многоаспектность брендинга определяет необходимость постоянно осуществлять анализ маркетинговой деятельности и ее составляющих на основе профильного анализа «товар-рынок».

2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ БРЕНДИНГА НА РОССИЙСКОМ

Главной отличительной чертой российского  рынка является то, что он относительно молод, структура его не устоялась и быстро меняется. С позиций управления торговыми марками важно проанализировать состояние конкуренции на рынке, уровень развития сбытовой сети, используемые на рынке средства коммуникации и структуру информационного поля, в котором происходит создание и управление торговую маркой, а также возможности фирм влиять на ценовую политику на рынке в целом и в каналах распределения. Именно эти параметры рыночной среды оказывают наибольшее влияние на процесс формирования и управления торговыми марками российских фирм.

Для современного российского рынка, как  уже отмечалось, характерно возрастающее значение торговых марок для потребителей. В то же время российский рынок  представляет собой довольно пеструю  мозаику конкурирующих марок, различия между которыми столь существенны, что позволяют говорить о наличии нескольких групп марок в большинстве товарных категорий потребительского рынка. Это первая специфическая черта российского рынка.

Среди марок потребительских товаров  сохранилось небольшое количество дореволюционных брэндов. Это минеральная  вода “Боржоми”, табачные изделия  “Ява”, обувь фабрики “Скороход”, водка “Смирнов (Smirnoff)”, торговые марки традиционных ремесел (Гжель, Гусь-Хрустальный, Касли, Хохлома), различные марки конфет типа “Ну-ка, отними”, “Раковые шейки”. Указанные марки наиболее известны российским потребителям (показатель знания близок к 100%).  

Первые  советские марки появились уже  в 1919 году. Спецификой советских марок  продовольственных товаров было то, что многие из них отражали официально зарегистрированные рецептуры и  технологии, поэтому не выполняли чисто марочную функцию, как средства отличия схожих товаров разных производителей.

Начало  перестройки ознаменовалось, наряду со сменой предприятиями названий, и появлением новых отечественных  марок товаров. Однако на первом этапе  многие марки имели “западное” звучание – псевдоиностранные марки, что было связано с потребительским менталитетом того времени. Это московское пиво Viking, кубанские соки Viko.

Одновременно  в начале 90-х годов появляется и чисто российские марки, которые  связаны как с появлением нового бизнеса, так и с расширением ассортимента и освоением производства новых товаров на бывших государственных предприятиях (новые виды водок, конфет, напитков и т.д.). Наиболее известные новые торговые марки “Майский чай”, зонтичная марка “Довгань”, холодильники “Стинол”, пиво “Сибирская корона” и т. д.

Некоторые товарные категории переживают взрывной рост количества марок. Наряду с российскими  на отечественном рынке присутствуют и иностранные марки потребительских  товаров, как глобальные – Coca-Cola, Mars, Nestle, так и локальные – марки стран-соседей – Hortex, Finlandia.

Отдельно  можно выделить марки товаров, создаваемые  иностранными компаниями специально для  российского рынка (так называемые псевдорусские марки). Это пиво “Балтика” концерна BBH, мороженое “48 копеек” и батончики Ш.О.К. фирмы Nestle, сигареты “Петр I” компании R. J. Reonolds и т. д.

Российский  рынок имеет свою специфику и  с позиций продвижения торговой марки. На раскрутку новой марки  потребительских товаров на отечественном  рынке требуется существенно  меньше времени при более низких по сравнению с западным рынком затратах. Это делает российский рынок все еще привлекательным для новых иностранных марок. Приток иностранных марок вынуждает российские фирмы заняться активной рекламной поддержкой своих марок.

Информация о работе Управление созданием и продвижением брендов