Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 16:21, курсовая работа
Любой товар при появлении на рынке создает о себе некоторое впечатление - положительное или отрицательное, оно появляется неизбежно, как только потребитель узнает о новом товаре. Стихийное формирование потребительского впечатления может оказаться не в пользу компании (покупатели могут не разобраться в достоинствах товара, не оценить преимуществ, преувеличить имеющиеся недостатки и даже придумать новые). Управляемый бренд, напротив, выявляет, выставляет напоказ все достоинства товара, выделяет его из общей массы похожих предлагаемых товаров или услуг в выгодном свете. Процесс создания бренда и управления им называется брендингом (branding). Он может включать в себя создание, усиление, ре-позиционирование, обновление и изменение стадии развития бренда, его расширение и углубление. Брендинг - это приемы создания особого впечатления, которые вносят свой вклад в общий имидж и в отношении целевого сегмента рынка к бренду.
Введение…………………………………………………………………………….2
1. Сущность и роль брендинга в деятельности компании………………………4
1.1 Анализ сущности бренда………………………………………………………4
1.2 Архитектура брендов…………………………………………………………..7
1.3 Анализ развития брендинга.…………………………………………………15
2. Особенности формирования брендинга на российском рынке……………..18
2.1 Комплексный маркетинговый анализ как средство обеспечения эффективного брендинга…………………………………………………………22
2.2 Организация процесса создания и продвижения бренда…………………..24
2.3 Разработка концепции бренда и его позиционирование…………………...25
3. Критерии, предъявляемые к разработке брендов……………………………28
3.1 Формирования положительного образа бренда – имиджа бренда посредством средств рекламы и PR……………………………………………..30
3.2 Выбор критериев продвижения бренда на рынок.………………………….33
3.3Методы оценки брендов………………………………………………………34
Заключение………………………………………………………………………..36
Список литературы……………………………………………………………….37
Важным элементом управления торговыми марками является ценовая политика, или ценовое позиционирование марочных товаров на рынке относительно других марок и немарочных товаров.
Имидж торговой марки создает в сознании потребителя ассоциации, которые уникальны и отличны от восприятия других марок. По мнению К. Келлера, такие ассоциации могут быть связаны с характерными чертами марки, выгодами потребителей или с отношением к марке. При совпадении ассоциаций с ожиданиями владелец марки получает лояльного к марке, а значит, к продукции потребителя.
Интуитивно создаваемые российские марки завоевывали рынок без видимых усилий, часто для их продвижения не требовалось проводить исследований потребителей, мощной рекламы. Со временем ситуация на российском рынке меняется, и для успешной работы с торговыми марками становятся необходимыми следующие предпосылки: фирма должна быть достаточно зрелой и уже пересечь тот рубеж, когда эффективность деятельности обсуждается только в терминах финансов, то есть приходит понимание важности рыночных позиций, доли рынка и других маркетинговых показателей; развит современный менеджмент и присутствует четко выраженное стремление двигаться вперед, которое в явной форме поддерживается высшим руководством; на такой фирме развита служба маркетинга, которая способна формировать имидж торговой марки (совместно с рекламными агентствами), отслеживать изменения ситуации на рынке, в том числе проводить оценку восприятия марки фирмы потребителями.
Указанные факторы определяют особенности управления торговыми марками на современном российском рынке.
Могут ли российские бренды в обозримом будущем попасть в мировой табель о рангах? Если смотреть только по деньгам, то наш лидер - "Билайн" - со своими $5 млрд. уже в мировом рейтинге-2005 мог бы занять 61-е место. Потеснив, между прочим, Kodak, оцененный в $4,9 млрд. Но не только деньги являются "входным билетом" в высшее общество брендов. Глобальная торговая марка, по условиям рейтинга, около трети выручки должна получать за пределами своей страны. Этому критерию в российской табели о рангах соответствуют только "ЛУКОЙЛ" и "Газпром". Но оба "недотягивают" по деньгам. Самые серьезные шансы стать первым российским брендом, пробившимся в суперэлиту, имеет, судя по всему, "ЛУКОЙЛ". Если нефтяной гигант целенаправленно займется наращиванием стоимости своего бренда, можно не сомневаться - он быстро ликвидирует разрыв.
2.1 КОМПЛЕКСНЫЙ МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО БРЕНДИНГА
Развитие брендинга тесно связано с маркетинговой деятельностью. Поэтому вся работа маркетологов должна быть направлена на создание и продвижение продукции (товаров или услуг), необходимой потребителям. В современных условиях часто наблюдается несогласованность маркетинговой деятельности с процессом разработки продукции. Это приводит к тому, что в бренде не отражены особенности продукции, поскольку организация процесса развития торговой марки сосредоточена в руках специалистов по маркетингу.
Следствием такого подхода
к процессу развития торговой марки
является то, что ценностные ориентации
бренда формируются на последних
этапах изготовления продукции, и это
не позволяет реализовать
При внедрении инновационной продукции необходимо, чтобы новинка создавалась в полном соответствии с характером бренда. Новые разработки должны укреплять позиции торговой марки, а для этого необходимо осуществлять постоянный анализ и координацию усилий между специалистами по изготовлению продукции и имиджмейкерами торговой марки (бренд-менеджерами). Такой подход позволит всем участникам процесса предвидеть результат воздействия инноваций на торговую марку, и наоборот.
Рынок требует серьезной разработки подходов, исследований, обработки и анализа информации о брендах других компаний.
В практической деятельности используется много методов маркетинговых исследований — они призваны помочь компании разработать марочную стратегию. Так как функциональный комплекс выпускаемой продукции меняется в зависимости от платежеспособности спроса и образа жизни каждой категории покупагелей, специалисты по маркетингу и бренд-менеджеры должны учитывать возможности любого потенциального потребителя. Поэтому, выходя на рынок, необходимо предлагать не товар, а средство решения проблемы покупателя. Именно в этом и состоит суть основной маркетинговой деятельности в развитии бренда.
Элементы маркетинговой деятельности. Профильный анализ «товар — рынок»
Маркетинговая деятельность является многоаспектной и состоит из следующих элементов:
• исследование потенциала рынка;
• определение характеристик рынка;
• анализ рыночной доли;
• анализ продаж;
• конкурентные исследования;
• краткосрочное (на один год) и долгосрочное прогнозирование маркетинга;
• исследование продукции конкурентов;
• оценка потенциала рынка для новой продукции;
• исследование цикла деловой активности;
• ценовые исследования;
• тест новой продукции;
• формирование плана продаж по территориям и районам;
• совершенствование информационного обеспечения (системы);
• исследование зарубежного рынка;
• исследование каналов реализации;
• изучение эффективности рекламы;
• изучение рекламных носителей;
• изучение предпочтения по упаковке;
• анализ с использованием исследований операций.
Перечисленные элементы маркетинговой деятельности имеют также свои составляющие, которые необходимо изучать и анализировать. Специалисты по маркетингу должны изучать и координировать реакции рынков на все коммуникации торговой марки. Анализ маркетинговых материалов конкурирующих торговых марок на внутреннем и внешнем рынках позволяет осмыслить отличия в бренд-предложениях. Многоаспектность брендинга определяет необходимость постоянно осуществлять анализ маркетинговой деятельности и ее составляющих на основе профильного анализа «товар—рынок».
2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА СОЗДАНИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ БРЕНДА
Бренд – менеджмент (брендинг)–
это деятельность по созданию долгосрочного
предпочтения к товару основанная на
совместном усиленном действии на потребителя
товарного знака, упаковки, рекламных обращений, материалов сейлз
промоушн и других элементов рекламы,
объединенных определенной идеей и однотипным
оформлением, выделяющих товар или услугу
среди конкурентов и создающих его образ
(brand image).
Бренд – менеджмент или брендинг (branding)
как наука и искусство создания долгосрочного
покупательского предпочтения данной
товарной марки среди конкурирующих товаров
возник в США в 30-е годы в компаниях «Проктер
энд Гэмбл» и «Дженерал фудс». С тех пор
брендинг и его организационно-функциональное
воплощение – «марочный принцип» управления
маркетингом в компании-производителя
(brand management) – стали неотъемлемыми инструментами
маркетинга.
2.3 РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ БРЕНДА И ЕГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ
Сделав анализ рынка,
определив рыночные сегменты и выявив преимущества марки, компания приступает
к позиционированию товара, то есть к определению
потребительского восприятия предложения
фирмы на основе важных для него критериев.
Позиция продукта – это мнение потребителей,
целевых сегментов относительно важнейших
характеристик продукта. Она характеризует
место, занимаемое конкретным продуктом
в умах потребителей по отношению к продукту
конкурентов. При этом следует учитывать
позиции, занятые конкурирующими продуктами
и компаниями.
При позиционировании используют наиболее
важные для потребителя характеристики,
на которые он ориентируется, осуществляя
свой выбор.
Процесс позиционирования осуществляется
по следующим этапам:
1. Определение целевых сегментов
2. Выбор целевых сегментов
3. Определение ценностей, ассоциируемых с товаром
4. Разработка продукта,
удовлетворяющего этим
5. Оценка позиционирования конкурирующих марок в целевых сегментах
6. Выбор имиджа, отличающего марку от конкурирующих марок
7. Осуществление
Одним из возможных средств для определения позиции товара на рынке являются карты восприятия, осями которых являются основные ценности потребителя (ОЦП), на которых отражены относительные позиции конкурирующих марок и компаний.
Разработку позиционной
карты можно представить в виде следующих этапов:
1. Определение совокупности конкурирующих
марок
2. Определение атрибутов, которыми будут
пользоваться потребители при выборе
марки (качественные исследования)
3. Проведение количественного маркетингового
исследования, в результате которого потребители
присваивают каждой марке определённое
число баллов по важнейшим характеристикам
4. Отображение места товара на позиционной
карте
Можно выделить следующие стратегии в
области позиционирования
- быть первым в новой товарной категории
или сегменте товарной категории (первым
выпустить фотоаппарат, микроволновую
печь, телефонный автоответчик, видеоигру,
светлое пиво, электронную энциклопедию);
- быть первым с новой выгодой или новой
идеей: кредитная карточка для оплаты
повседневных покупок, мобильный поиск
в Интернете;
- быть первым товаром, который связан
с восприятием ключевой компетенции страны
(воспринимаемая потребителями ключевая
компетенция Японии – это производство
технологических новинок, машин и электроники,
Франции – вино и парфюмерия, России –
водка, оружие, балет);
- владение атрибутом, то есть одним из
важных функциональных или потребительских
свойств товара: предотвращать кариес,
освежать, отбеливать зубы, избавлять
от боли;
- быть лидером по какому-либо показателю:
по объёму своих продаж, числу выпущенных
новинок, количеству удачных проектов
и др.;
- иметь глубокие исторические корни и
традиции, географическое происхождение
и специфическое местоположение;
- специализироваться на выпуске товаров
для аудитории, выделенной по специфическому
признаку: возрасту, полу, субкультуре,
размере, сезону и т. п.;
- специализироваться на чём-либо уникальном:
производстве специальных часов для спортсменов,
производстве инструментов для операции
шунтирования, повседневной одежде для
молодых духом, одежде из шерсти и хлопка
для молодых и жизнерадостных, быть законодателем
в области авангардной моды;
- специализироваться на уникальных ингредиентах,
рецептуре, дизайне, конфигурации продукта
или упаковки: квадратные гамбургеры,
пирог-субмарина, в рецептуре используется
уникальный корень, который растёт только
в определённом месте в ограниченном количестве.
Большинство российских торговых марок
имеют довольно размытые позиции, несмотря
на уверенность их владельцев в обратном.
Большая их часть построена не по принципу
отличия, а по принципу «и я тоже». Даже
на быстроразвивающихся технологических
рынках российские марки пока ещё не проходят
стадию самоидентификации, не сумев сформировать
и закрепить в сознании потребителей свои
отличительные особенности.
Факт остаётся фактом, торговая марка
становится брендом, если у неё есть предложение,
благодаря которому потребитель отличает
её от конкурентов.
Торговая марка - это индивидуальное словесное,
изобразительное, комбинированное, звуковое
или объемное выражение определенного
товара, услуги или компании.
При разработке новой торговой марки (товарного
знака) необходимо учитывать ее охраноспособность
и рекламоспособность. Под охраноспособностью
понимается возможность в соответствии
с законодательством зарегистрировать
торговую марку, а значит - защитить от
подделок или недобросовестного ее использования.
Рекламоспособность - возможность хорошо
запоминаться и однозначно идентифицироваться
в сознании потребителя с определенной
фирмой или товаром, а также удобство использования
в рекламе.
Под логотипом торговой марки понимается
только ее графическое изображение.
Бренд – это торговая марка, обладающая
уникальной ценностью для определенной
целевой аудитории. Также можно сформулировать,
что бренд – это цельный, уникальный и
привлекательный образ торговой марки,
способный распространяться на ее товары
или услуги. Бренд не является напрямую
товаром или услугой, хотя он и ассоциируется
с конкретными товарами/услугами. Задача
товаров или услуг поддерживать ценности
бренда, а не размывать их, что немаловажно
при разработке продуктовой стратегии
бренда.
Задача бренда – управлять действиями
и коммуникациями компании для достижения
запланированной собственной ценностной
позиции и позитивного образа в сознании
потребителей.
Задача брендинга, в том числе, доставлять
впечатления от обладания брендом и предоставлять
возможность потребителю демонстрировать
это обладания в глазах окружающих.
«Индивидуальность бренда
– это уникальная комбинация ассоциаций
бренда, которые отражают его направленность
и содержание обещаний» (Дэвид Аакер).
Индивидуальность обычно выражается
в 7-9 прилагательных, описывающих бренд
так, как если бы он был человеком».
Индивидуальность бывает
ключевая – неизменная на протяжении
длительного времени и
Признаки яркой
1. Смелость
2. Мгновенная узнаваемость и запоминаемость
3. Хорошая передаваемость, независимо от вида носителя и размера сообщения, черно-белого и цветного вариантов
4. Ясность и постоянство образа компании
5. Юридическая защищенность
– иначе индивидуальность
6. Долговечность – следствие предыдущих факторов.
3.1 ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЕНОГО ОБРАЗА БРЕНДА – ИМИДЖА БРЕНДА ПОСРЕДСТВОМ СРЕДСТВ РЕКЛАМЫ И PR
Важный элемент любой
маркетинговой стратегии
Преимущества PR перед рекламой:
· PR, как правило, дешевле.
· Вы можете получить освещение вашей деятельности во многих изданиях, что может обойтись вам не дороже, чем покупка почтовой марки.
· Репортажам в СМИ доверяют больше, чем рекламным лозунгам, потому что PR убедителен.
· Вероятность, что статью прочитают велика, в то время как рекламное объявление проигнорируют
· PR - это единственный способ попасть на телевидение и радио.
Преимущества рекламы перед PR:
· Рекламу на много легче контролировать,PR и она более точна.
· Освещение в СМИ гарантировано, оно не зависит от случайных обстоятельств.
· Вы определяете содержание - составляете текст рекламы
· Вы решаете к какой аудитории обратиться - посредствам выбора подходящего издания
· Вы выбираете какие фотографии и иллюстрации использовать.
· Вы решаете, когда обращение будет иметь место - определяете время публикации.
· Вы определяете место положение публикации в издании
· Вы определяете размер рекламы
· Вы определяете цветовую гамму: будет ли она многоцветной или черно-белой.
Недостатки PR:
· Нет гарантии, что репортаж попадет в печать
· Нельзя проконтролировать, где и когда появится репортаж
· Сведения о вашей деятельности могут быть отредактированы и искажены
· Вы не в силах влиять на содержание репортажа.
Недостатки рекламы:
· Затраты. PR-кампания гораздо дешевле, чем рекламные
· Освещение в прессе благодаря PR имеет большую значимость, чем реклама, поскольку расценивается как беспристрастное.
Сейчас уже четко заметен переход от маркетинговой политике, основанной на рекламе, к маркетинговой политике, ориентированной на PR.Запустить новый бренд с помощью рекламы невозможно, потому что доверие к ней практически утратилось это делается с помощью PR. Реклама - голос самой компании, стремящейся продать свою продукцию.
Новейшие информационные технологии сами по себе не обеспечивают всем и каждому равноценного доступа к информации. Поэтому еще одним методом продвижения продукта являются "перекрестные ссылки" (Сross Рromotion). Суть их в размещении яркой, запоминающейся информации о бренде на буклетах и постерах; в присутствии логотипа на любых других носителях: в прессе, каталогах, наружной рекламе, рекламе на транспорте и в метро, в участии в промоакциях, в семплинговых мероприятиях, в активном применении политики product placement по масс-медиа. Важным является размещение рекламы бренда в эфире на определенных каналах в наиболее выгодных временных позициях - prime time. Все эти способы, в том числе вербальные упоминания, достаточно эффективны и результативны.
Информация о работе Управление созданием и продвижением брендов