Управление стратегией предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 23:43, курсовая работа

Описание работы

Российским предприятиям последние несколько лет критическую ситуацию создают трудно прогнозируемая динамика рынка, лавина новых директивных решений и законодательных актов, тающие внутренние ресурсы и рост агрессивности внешней среды, особенно в финансовой сфере.
В этих условиях большое значение отводится продвижению в практику предприятий идей и технологий стратегического управления развитием.

Содержание работы

Введение 3
1. Характеристика ФГУП "НМЗ" 14
1.1 Общие сведения 14
1.2 Местонахождение предприятия 14
1.3 История создания и функционирования предприятия 15
1.4 Социальные аспекты функционирования предприятия 16
1.5 Основные виды деятельности 16
1.6 Исследования и разработки 17
1.7 Внедрение новых технологий 17
1.8 Производственная деятельность предприятия 20
1.9 Выпускаемая продукция 21
3. Управленческое исследование внутренних ценностей и слабых сторон ФГУП НМЗ. 23
3.1 Организационно – управленческая структура предприятия 23
3.2 Производственная структура предприятия 26
3.3 Культура и философия предприятия 27
4. Оценка и анализ факторов внешней среды и его влияние на ФГУП "НМЗ" 29
5. Маркетинговые исследования как инструмент выработки стратегии поведения организации 32
6. Заключение 39
Используемая литература 40

Файлы: 1 файл

курсовая менеджмент.doc

— 503.00 Кб (Скачать файл)

 

Философия предприятия нацелена на выпуск качественной, недорогой и конкурентоспособной продукции, а также освоение новых товаров способных завоевать рынки потребителей.

Высокая ответственность за поиск и принятие лучших методов выполнения работы – неотъемлемая часть реализации стратегии.

В основу предприятия положен человеческий фактор для определения важности поставленных задач перед предприятием, перед каждым его работником, поддерживается инициатива и предпринимательство.

На предприятии действует следующая система ценностей:

      внедрение современных методов управления и обеспечения качества продукции и услуг на основе отечественных и международных стандартов и передовых достижений в этой области;

      объединение усилий всех подразделений предприятия и каждого работника, направленных на повышение качества выпускаемой продукции и услуг;

      снижение издержек для обеспечения низких цен на продукцию, не ухудшая при этом ее конкурентоспособность и высокое качество.

      уважение и забота о сотрудниках и обязательства предприятия перед ними по улучшению их благосостояния;

      изучение покупателей и производство товаров для удовлетворения их потребностей;

      корпоративное единство;

      создание высокой репутации нашего предприятия;

      защита окружающей среды;

      сохранение энергии и естественных ресурсов.

 

Стратегия предприятия, его цели и задачи доводятся до каждого работника предприятия в виде информационного бюллетеня, который выпускается администрацией завода с пояснением финансового состояния предприятия, его работы за отчетный период и работы отдельных подразделений завода.  С марта 2001 года на предприятии своими силами возобновился выпуск заводской многотиражки.

Введение в действие системы качества серии ИСО 9000 позволяет довести до каждого работника важность его непосредственного участия в процессе производства качественной, конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей запросам потребителей.

Таким образом, культура и философия предприятия позволяют каждому работнику предприятия осознать его участие в выпуске конкурентоспособной продукции, а также освоению новых товаров, способных укрепить конкурентоспособное преимущество предприятия, укрепить его финансовое и экономическое состояние.

 

11

 



4 Оценка и анализ факторов внешней среды и его влияние на ОАО "НМЗ"

 

В настоящее время темпы роста экономики недостаточны, да они и замедлились в последние месяцы. В России сохраняется неблагоприятный деловой климат, отток капитала составил за прошлый год более 15 миллиардов долларов, капитализация российских компаний составляет 40 миллиардов долларов (что в 5 раз меньше капитализаций компаний Финляндии). Существует опасность прогрессирующего экономического отставания. Самое главное - экономика остается рентной, а не производительной. Деньги зарабатываются на нефти, газе, металлах - на ресурсах. Доходы проедаются, питают отток за пределы России, в лучшем случае вкладываются в тот же ТЭК - и им непросто найти применение в других отраслях:

      слишком велики риски,

      отсутствуют стимулы,

      нет доверия.

 

Сырьевая направленность экономики консервируется. Остается в ходу и вековой российский опыт зарабатывания денег - на активах государства, получение прибыли от распределения и на распределении. Этим объясняются баталии вокруг реформирования естественных монополий и в значительной степени - при распределении бюджета. По-прежнему существует и не сломана система проедания национальных ресурсов.

Вина за существующее положение дел в России в значительной мере лежит на системе власти - и законодательной, и исполнительной. Эта система устроена так, что власть требует при распределении ресурсов статусной ренты, а проще говоря, - взяток и отступных. Требуется радикальная реформа ведомств, которая не должна состоять лишь в реформировании их структуры и штатов (таких реформ было много, а число чиновников растет), но и в реформировании функций. Необходимо уменьшать чрезмерное государственное вмешательство в дела бизнеса.

Наряду с негативными моментами нельзя не отметить и позитивные сдвиги в экономике. Получили развитие тенденции улучшения макроэкономической ситуации, начавшиеся формироваться в послекризисный период 1998 года. Достигнут рост ВВП и промышленного производства. Причем промышленный подъем сопровождается качественными изменениями в финансовом состоянии предприятий:

      сократилось количество убыточных производств,

      увеличилась часть оборотных активов в денежной форме.

Повышается доля денежных расчетов при реализации продукции.

Впервые за годы реформ достигнут рост инвестиций в основной Капитал, в 2000 году он составил 4,5 %, в 2001 года – 5,9 %.

После значительного снижения в период обострения кризиса стали постепенно восстанавливаться реальные располагаемые фонды населения. В 2001 году они составили 107,4 %. Выросла реальная зарплата, в 2000 году в среднем она составила 2100 руб., в 2001 году 2850 руб., в 2002 года ее рост составил 125,2 % относительно 2000 года. Рост зарплаты не имел сильного инфляционного процесса, однако реальные денежные фонды остаются еще на низком уровне.

Усиление динамики реальных доходов населения способствовало росту оборотной розничной торговли,  в 2000 году он составил 2020,1 млрд. руб., в 2001 году 2723 млрд. руб., то уже в 2002 году рост составил 107,3 %.

Изменилась структура товарооборота за счет увеличения доли товаров отечественного  производства. Экспорт в целом за 1999 год остался на уровне 1998 года и составил 74,2 млрд. долларов. Импорт в 1999 году снизился на 33,1 % и составил 40,3 млрд. долларов, а в 2000 году увеличился на 2,8 %.

Однако постепенное исчерпание роста производства за счет факторов, связанных с девальвацией рубля, благоприятной ценовой конъюнктурой внешних рынков на нефть, процессами импортозамещения требуют активизации новых факторов экономического роста, прежде всего ускорение структурных реформ роста инвестиций в производство, производства новых конкурентоспособных товаров, способных составить конкуренцию своим импортным аналогам.

ОАО "Нововятский механический завод", как и многие предприятия ориентированные на выпуск гражданской продукции, получил в июле-августе 2001 года ощутимый толчок для развития производства. 2002 год оказался удачным годом для ОАО "НМЗ". Возросла товарная продукция, рост которой составил 123 % к уровню 2001 года, объемы реализации продукции выросли на 216,2 %, на 181,2 % увеличилась реальная зарплата, предприятие получило балансовую прибыль.

Однако анализируя экономическую тенденцию в стране можно уверенно прогнозировать медленный рост импортных товаров  на внутреннем рынке, а с увеличением реальных доходов населения – увеличение объема продаж импортной техники.

В настоящее время перед отечественным производителем ОАО "НМЗ" особенно остро стоит проблема конкурентоспособности своего товара. У большинства отечественных производителей просто нет товара в его современном  понимании, с которым они могли бы выйти на внешний рынок или удержаться на внутреннем. Это выражается в недостаточно высоком уровне качества  продукции, его сервиса, дизайна. Большинство производителей сегодня еще не придают должного значения тому, что их благополучие основывается на наличии у них высоколиквидного, качественного товара, в основе которого лежит потребности людей. Поэтому, перед каждым предприятием сегодня стоит основная задача наиболее рационально и эффективно построить свою деятельность по формированию товарной политики и получить от нее максимальный экономический эффект.

 

11

 



5 Маркетинговые исследования как инструмент выработки стратегии поведения организации

 

В своей работе я дам анализ деятельности предприятия по формированию товарной политики с точки зрения позиций концепции маркетинга, изучения рынка как токового, формирования товарного ассортимента, поддержания конкурентоспособности товара, определения рыночных сегментов своей продукции, и на основе этого построения общей стратегии.

Нововятским механическим заводом в настоящее время освоено 65 наименований продукции, но производится не более половины освоенного ассортимента. Основная товарная продукция, выпускаемая предприятием это продукция электро-технического и электро-бытового назначения.

Предприятие также производит большой ассортимент изделий из пластмасс (хлебницы, крышки полиэтиленовые, масленка, плечики-вешалка, прищепки для штор, детскую посуду), изделия из металла (полотка металлические 2-х типоисполнений, подъемник для рам,  грунтозацеп, домкрат).

Таким образом, ассортиментная политика предприятия представлена в основном продукцией, имеющей одинаковые технологические циклы изготовления, наиболее эффективного использования предприятием сырьевых, финансовых и иных ресурсов для изготовления изделий с более низкими издержками.

География реализации продукции НМЗ обширна. Предприятие более 20 лет находится на рынке электробытовой техники, где оно знаменито в основном электробытовыми плитами «Ново-Вятка» (бывшая «Электра»). Продукция завода реализуется от Калининграда до Дальнего Востока и от крайних северных точек до южных рубежей России. Часть продукции идет на экспорт. Основными потребителями являются Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Новосибирск, Красноярск, Екатеринбургу, Тюмень, Иркутск, Киров и Кировская область.

11

 



Классификацию потребителей продукции ОАО "НМЗ"  покажем на диаграмме 1, характеризующую удельный вес потребляемой продукции различными группами потребителей.


Диаграмма №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основными потребителями нашего предприятия являются торгово-посреднические фирмы, на долю которых приходится 39% продукции завода.

11

 



Покажем на Диаграмме №2 динамику изменения емкости рынка отечественных и импортных электрогазовых плит за последние три года.

 

 


Диаграмма №2

 

 

 

- Отечественное производство

 

- Импортное производство

 

Из диаграммы мы видим, что емкость рынка отечественных электрогазовых плит неуклонно расширяется.

 

 

 

 

 

 

 

11

 



Проанализируем долевую структуру рынка электро и электрогазовых плит за период с 2000 по 2002 год.


Диаграмма №3

 


Диаграмма №4

11

 




Диаграмма №5

 


Диаграмма №6

11

 




                                                                                                             Диаграмма  №7

 

Диаграмма №8


11

 



Из диаграмм мы видим, что в результате реализации выбранной стратегии с 2000 года сектор рынка Нововятского механического завода по электрогазовым плитам неуклонно расширяется. Количество импортных плит сокращается.

В тех достижения, которые показывают диаграммы несколько слов хочется сказать по поводу стратегии использования человеческого потенциала, здесь я сделаю два самых общих замечания. Во-первых, важнейшим условием осуществления стратегии является приверженность, преданность членов организации тому делу, которое ведет организация, в частности делу осуществления стратегии, реализуемой организацией. Развить чувство приверженности достаточно сложно. На стадии выполнения стратегии руководству следует делать все возможное, чтобы у членов организации выработалось как можно более устойчивое восприятие стратегии организации как своего личного дела. Во-вторых, успех осуществления стратегии во многом зависит от того, насколько членам организации присуще стремление к достижению на своем рабочем месте наилучших результатов. Умение хорошо работать и стремление работать лучше являются теми характеристиками людей, которые всегда должны находиться в центре внимания руководства и, в частности, должны быть предметом особого внимания на стадии выполнения стратегии. Этим немаловажным факторам руководство предприятия уделяет особое значение.

 

 

 

 

11

 



6 Заключение

 

Как было сказано выше, стратегия - это генеральное направление действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к цели.

Определяя стратегию, руководство предприятия правильно решило основные вопросы, связанными с положением фирмы на рынке:

Информация о работе Управление стратегией предприятия