Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:39, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение и рассмотрение конфликтной ситуации на предприятии. Для реализации указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- ознакомиться с понятием конфликт;
- изучить приемы локализации и нейтрализации конфликтов;
- рассмотреть конфликт на предприятии ООО «Борец сервис-Нефтеюганск»;
- изучить стресс и его снижение.
ведение
1. Конфликты - закономерное явление в контактах людей
2. Управление ситуацией с деструктивными последствиями
2.1. Природа конфликта в организации и факторы конфликтности
2.2. Приемы локализации и нейтрализации конфликтов
2.3. Стресс и его снижение
3. Обоснование эффективных способов разрешения конфликтной ситуации
Заключение
Список использованной литературы
Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. Стрессорами могут быть самые разнообразные факторы: микробы и вирусы, различные яды, высокая или низкая температура окружающей среды, травма и т.д. Но оказывается, что такими же стрессорами могут быть и любые эмоциогенные факторы, т.е. факторы, влияющие на эмоциональную сферу человека. Это все, что может нас взволновать, несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям. При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т.д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация.
Значит, само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т.д.
Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения управления, наибольший интерес представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье - одно из условий достижения успеха в любой деятельности. Поэтому в работе рассматриваются и личностные факторы, вызывающие стресс. Кроме причин появления стрессов, анализируется стрессовое состояние организма - стрессовое напряжение, его основные признаки и причины.
В настоящее время принято разделять стресс на два основных вида: системный (физиологический) и психический. Поскольку человек является социальным существом и в деятельности его интегральных систем ведущую роль играет психическая сфера, то чаще всего именно психический стресс оказывается наиболее значимым для процесса регуляции.
Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся.
Почти невозможно контролировать каждую стрессовую ситуацию в нашей жизни, но можно контролировать многие наши реакции на стресс. Естественно, что это весь тяжело, но возможно. Так что основной принцип борьбы со стрессами - постоянный самоконтроль. Существуют несколько простых советов, следуя которым можно научиться преодолевать неприятные жизненные ситуации:
1. Постарайтесь быть по жизни философом (а когда это необходимо, вспоминайте про чувство юмора, через его призму жизнь видится гораздо проще);
2. Не встречайте стресс в боксерской стойке. Представьте, что вы либо облако, либо бестелесное существо, через которое пронесется негатив и не «застрянет».
3. Старайтесь смотреть на все со стороны. Так легче держать себя в руках.
4. Никогда не жалуйтесь.
От этого легче не станет. Но,
однако, это не значит, что не
нужно рассказывать о своих
проблемах близким, тем, кто
вас понимает и поддержит.
5. Не тратьте зря время на тревоги и опасения, ищите положительные стороны событий.
6. Старайтесь любить себя больше, чем вы до этого делали.
7. Не находитесь в состоянии
неподвижности, ищите выход.
8. Помогайте другим. Житейский опыт может вам пригодиться.
9. Не отчаивайтесь и не переставайте бороться.
10. Посмотрите на ситуацию по-новому, с иной точки зрения, чем та, которая была у вас до этого.
11. Учитесь отдыхать, находясь
в стрессовых ситуациях.
12. Не употребляйте алкоголь с целью утопить в нем свои беды. Это лишь усугубит ваши проблемы
13. Просто замечательно, если
у вас есть хобби. Обычно
любимые увлечения помогают
14. Думайте позитивно.
Настраивайте себя на
15. Используйте самовнушение.
Можно написать список
16. Кричите или плачьте.
Иногда это бывает очень
17. Слегка надавите на
виски. Массирование нервов
18. Слушайте музыку. Ничто
так не расслабляет и не
успокаивает, как позитивная
19. Считайте до десяти. Прежде чем среагировать на ситуацию, сосчитайте до десяти про себя. Такая пауза дает возможность взять себя в руки.
20. Примите горячую ванну
(можно добавить травяные
21. Прогуляйтесь по местности с красивым пейзажем. Радующая глаз картина расслабляет и сглаживает негатив
22. Составьте список ваших удовольствий. Затем выберите что-нибудь из этого списка и займитесь этим
Поддержку и сопереживание лучше всего искать среди тех, кому вы действительно доверяете. Только такие люди смогут стать для человека плечом и опорой в сложной жизненной ситуации. Нужно всегда помнить, что безвыходных положений не бывает.
конфликт стресс деструктивный нейтрализация
3. ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ
СПОСОБОВ РАЗРЕШЕНИЯ
Устранение конфликта -- это универсальная реакция человека на его возникновение. Конфликт порождает противоречия, раздвоенность, дезинтеграцию, дисгармонию с самим собой и другими людьми. Негативность последствий конфликта не нужно доказывать, они очевидны. Каждый хоть раз был жертвой конфликта, а может быть и сейчас в данную минуту является ей?.. Отсутствие конфликтов -- психологическое здоровье человека, к которому он стремится, поэтому многое зависит от умения разрешать конфликты. Для этого необходимо обладать знанием теории и практическими навыками разрешения конфликтов. Незнание этих аспектов вопроса не освобождает нас от ответственности возникновения трудностей в общении с людьми.
Для руководителя крайне важно,
чтобы социально-
В настоящее время ООО «Борец сервис-Нефтеюганск» - это крупное непрерывно развивающееся предприятие с коллективом, насчитывающим более тысячи человек. Предприятие ООО «Борец сервис-Нефтеюганск» производит сервисное обслуживание электропогружного оборудования (ЭПО) отечественного и импортного производства, принадлежащего ООО «РН-Юганскнефтегаз», на месторождениях Мамонтовского, Майского, Правдинского и Приобского регионов.
Ситуация 1
На предприятии ООО «Борец сервис-Нефтеюганск» цеху проката электропогружных установок была выделена премия из Фонда генерального директора в сумме 25 000 руб. В этом цеху создана комиссия по распределению премии, в которою входят:
1. начальник цеха Гречко Андрей Иванович;
2. старший мастер участка по монтажу/демонтажу УЭЦН (установка электробежного насоса) Никитенко Александр Дмитриевич;
3. старший мастер участка по эксплуатации НЭО (наземное электрооборудования) Гизоев Анатолий Владимирович;
4. инженер по учёту оборудования Кулабин Владимир Михайлович;
5. техник по учёту рабочего времени Брожаев Юрий Александрович.
В комиссии возник конфликт между техником Брожаевым Ю.А. и и старшим мастером Никитенко А.Д. по голосованию списка кандидатур на получении премии. Старший мастер внес в список для премирования электромонтера Ломаева Владимира Викторовича, а техник не согласен с этим решением, так как электромонтер Ломаев В.В. находился на больничном 7 рабочих дней. Брожаев считает, что Ломаеву В.В. не целесообразно давать премию в этом месяце. В процессе спора выясняется, что Никитенко А.Д. и Ломаев В.В. дальние родственники. Спор продолжается, обе стороны не уступают друг другу. В некоторые моменты получалось, так что одновременно начинают говорить два человека в основном это был старший мастер.
В этот момент начальник цеха принимает решение провести беседу с каждым из сторон конфликта. Вызвав на беседу старшего мастера Никитенко А Д., начальник цеха выслушав мастера объяснял ему в чем заключаются его ошибки. Из беседы с техником Брожаевым Ю.А. руководитель выяснил, что у Брожаева Ю.А. по отношению к Ломаеву В.В. присутствует личная неприязнь. После беседы с начальством комиссия приняла решения дать премию другому электромонтеру. А вот с личной неприязнью у Брожаева Ю.А. по отношению к Ломаеву В.В Гречко А. И. поделать ничего не смог.
Успешное проведение переговоров может способствовать быстрому и оптимальному разрешению конфликта, напротив, неудачи в их проведении осложняют ситуацию, нагнетают напряженность в отношениях сторон.
Предполагая провести беседу с участниками конфликта (если перед ним стоит задача разрешения конфликта между членами коллектива), начальник цеха Гречко А.И. должен предварительно, по возможности полно, проанализировать создавшуюся ситуацию. Именно поэтому не рекомендуется идти на сложный разговор, повинуясь внезапному решению, без предварительной подготовки. Предварительный анализ ситуации является необходимым компонентом эффективного проведения беседы. Он предполагает выяснение того, кто является участником конфликтной ситуации, чьи интересы и каким образом затронуты в конфликте, кто является его инициатором и какую цель он преследует, какова реакция других членов коллектива, на создавшуюся ситуацию и т. д. Помимо уточнения основных объективных обстоятельств конфликтной ситуации, стоит попытаться составить своеобразный психологический портрет участников конфликта, т. е. по возможности уяснить себе, какие особенности их личности, их характеров сыграли роль в возникновении конфликта, что вообще характерно для их поведения в трудовом коллективе. Это необходимо, чтобы найти те «точки», где может быть достигнуто сближение позиций участников конфликтной ситуации, чтобы учесть их психологические особенности, которые могут нежелательно обострить конфликт.
По всей видимости, у Брожаева Ю.А. по отношению к Ломаеву В.В. присутствует некая агрессия, которую просто необходимо «притушить», чтоб не раздался новый конфликт.
Существует два способа снятия напряжения и агрессивности:
1. Пассивный. Заключается
в том, чтобы выговориться, поплакаться,
пожаловаться кому-либо. Это может
быть любой близкий человек,
священник или специалист-
2. Активный. Надо что-нибудь разрушить. Разбейте со всего маху тарелку или чашку -- напряжение сразу спадет.
Жалко посуду -- займитесь спортом. Лучше всего подойдут виды, связанные с ударами: бокс, теннис, футбол, волейбол, бадминтон. Хороши в этом отношении физические работы, связанные с разрушением целого, -- вскапывание земли, косьба, работа топором и пилой. Эффективны и такие виды спорта, как бег, ходьба, плавание, велосипед. Интересно, что даже наблюдение спортивных соревнований снимает напряжение и стресс.
А вообще начальнику цеху необходимо развести участников конфликта в данном случае, так как работать они вместе не могут обеспечить им минимум общения друг с другом. Можно еще побеседовать с обоими сотрудниками узнать о точной версии того, что не приятно и попытаться решить эту проблему.
Ситуация 2
На предприятии ООО «Борец сервис-Нефтеюганск» в цеху ремонта электропогружных установок на должностях старших инженеров работали две женщины - Васильева Наталья Павловна и Тихонова Ольга Петровна. По стилю работы они сильно различались между собой. Тихонова О.П. была на редкость добросовестна и пунктуальна и требовала того же от подчиненных, никогда не отказывалась от внезапной работы. Васильева Н.П. работала неровно, периоды повышенной активности и деловитости чередовались у нее со спадами настроения и работоспособности, она жаловалась то на сердце, то на головные боли. Начальник цеха - Тымкив Дмитрий Александрович вынужден был идти па уступки, так как знал, что Васильева Н.П. всегда может получить больничный лист.
Причиной первых столкновений послужили ошибки, допущенные Васильева Н.П., когда она замещала Тихонова О.П. во время ее болезни. Тихонова О.П., хотя и была человеком мягким и уступчивым, но в работе проявляла жесткость. Она в вежливой форме указала на сделанные ошибки. И хотя этот разговор происходил без свидетелей, Васильева Н.П. настолько возмутилась, что сделала инцидент предметом обсуждения в цеху. И вскоре стала вести себя вызывающе: отпускала в адрес Тихоновой О.П. насмешливые, а иногда даже оскорбительные замечания, распускала различного рода слухи. При обсуждении производственных вопросов с Тихоновой О.П Васильева Н.П. вела себя высокомерно, и вызывающе.
Тихонова О.П. всеми силами
старалась держать себя в руках.
Некоторое время ей это удавалось.
Но когда цеху выделили отдельное
помещение и оба старших
Начальник цеха не раз пытался беседовать с Васильевой Н.П., и Тихоновой О.П., одновременно с обеими и поодиночке. Особенно он пытался воздействовать на Васильеву Н.П., зная ее тяжелый характер, но все было безрезультатно. После очередной беседы страсти на некоторое время утихали, а потом разгорались вновь. Начальнику цеха ничего не оставалось делать, как полностью разделить функции старших инженеров. Кроме того, на время болезни или отпуска они уже не подменяли друг друга, а их работу выполнял или начальник цеха или кто-нибудь из сотрудников.
Информация о работе Управление стрессами и конфликтами на предприятии