Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 23:24, контрольная работа
Целью работы является исследование управления стрессами в организации.
Данная цель определяет следующие задачи:
1. Исследовать теоретические основы управления стрессом и стрессовой ситуацией.
2. Изучить методологические аспекты управления стрессом на предприятии.
3. Выделить методы совершенствования управления стрессовой ситуацией
5) специфическая организационная структура – например, матричная структура организации, предполагающая двойное подчинение, нередко является источником стресса для работника, вынужденного одновременно выполнять распоряжения двух руководителей;
6) стрессогенный стиль управления – частое использование методов неоправданного давления и угроз является одним из самых сильных факторов стресса для подчиненных;
7) давление рабочего графика – сменная работа, а в особенности работа по скользящему графику, часто создает потребность в ряде психологических и связанных с внерабочей жизнью изменений, являющихся потенциальными стрессорами. С другой стороны, очень напряженный рабочий график, который делает затруднительным либо невозможным одновременное удовлетворение производственных и личностных потребностей, может также являться сильным стрессором для людей в самых разных трудовых ситуациях.
Все вышеперечисленные условия являются потенциальными стрессорами, а не факторами, которые автоматически вызывают стресс. Реакции на эти стрессогенные факторы индивидуальны. На чувствительность или стрессоустойчивость влияет ряд ситуативных и личностных переменных.
Далее необходимо сказать о внешних
признаках стресса в
Условно различают три группы симптомов (внешних признаков) стресса:
1. Физиологические – негативные воздействия на все жизненно важные функции и здоровье человека (неврологические, эндокринные расстройства, сердечно-сосудистые заболевания, нарушения пищеварения и др.)
2. Психологические –
3. Поведенческие – негативные
изменения в поведении человека
( снижение производительности
Психические состояния персонала в результате стрессов выступают в трех основных формах: утомление, монотония и психическая напряженность.
1. Утомление – временное
2. Монотония – временное снижение работоспособности как результат однообразной деятельности. Формы проявления монотонии аналогичны, но работоспособность не прогрессивно падает, а колеблется. Наступление монотонии в значительной степени носит индивидуальный характер.
3. Психическая напряженность –
состояние возбуждения
Психические состояния под воздействием
стрессов проявляются в организационном
поведении в эмоциональных
1. Гнев, раздражительность как излишне сильные отрицательные реакции на негативные факторы.
2. Возбужденность в виде излишнего уровня эмоционального ответа на воздействие внешней среды.
3. Переживание как тщательное, детальное обдумывание ситуации без объективной потребности в этом.
4. Грусть, тоска в виде пассивного переживания необратимых потерь;
5. Страх, тревога как ощущение угрозы биологическому и социальному существованию человека.
Для снижения негативного влияния психических состояний на организационное поведение персонала менеджеру необходимо осуществлять эффективные мероприятия по их профилактике.
2. Методологические аспекты управления стрессом на предприятии
2.1. Механизм действия стресса
Стресс может быть
вызван факторами, связанными
с работой и деятельностью
организации, или событиями
Широко распространенной, понятной
причиной стресса в организациях
является перегрузка или напротив слишком
малая рабочая нагрузка, — задание,
которое следует завершить за
конкретный период времени. По словам
доктора Альбрехта: «Работнику просто
поручили непомерное количество заданий
или необоснованный уровень выпуска
продукции на данный период времени.
В этом случае обычно возникает беспокойство,
фрустрация, а также чувство безнадежности
и материальных потерь. Однако недогрузка
может вызвать точно такие
же чувства. Работник, не получающий работы,
соответствующей его
Вторым фактором является конфликт
ролей. Конфликт ролей возникает, когда
к работнику предъявляют
Третий фактор — это неопределенность ролей. Неопределенность ролей возникает, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но они уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства — что они должны делать, как они должны это делать и как их после этого будут оценивать.
Четвертый фактор — неинтересная работа. Обследование 2000 рабочих-мужчин 23 профессий показало, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако, как было показано далее, взгляды на понятие «интересная» работа у людей различаются: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем ив обязательно будет интересно другим.
В дополнение к этим факторам стресс
может возникнуть в результате плохих
физических условий, например, отклонений
в температуре помещения, плохого
освещения или чрезмерного
Личностные факторы. Работа представляет
собой основной аспект жизни большинства
людей, но, несомненно, каждый участвует
во многих видах деятельности, не связанной
с организацией. Эти частные события
также будут потенциальной
Наиболее типичными стрессорами сегодняшнего времени являются:
Следствием всех вышеперечисленных стрессоров стали так называемый синдром хронической усталости (схожесть симптоматики с простудным заболеванием, «грипп молодых карьеристов»), психосоматические заболевания, встречающиеся в практике врачей общего профиля, и психические расстройства невротического уровня.
Оптимальными методами преодоления стресса являются: обучение стратегиям, направленным на решение проблем, а не бегство от них; получение навыков конструктивного межличностного общения; овладение приемами мышечной релаксации и др.
Заболевания внутренних органов и систем организма, возникающие вследствие воздействия стрессовых факторов, получили название психосоматических. Наиболее известные из них: бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, неспецифический язвенный колит, гипертоническая болезнь, мигрень, сахарный диабет, тиреотоксикоз, ревматоидный артрит, крапивница, нейродермит, псориаз, многие сексуальные расстройства, а также нарушения менструального цикла у женщин, климактерический синдром и т. д. Несмотря на то, что все эти болезни имеют разную этиологию, их объединяет целый ряд общих признаков:
1. Начало заболевания
2. Не только начало заболевания
связано со стрессовой
3. Психосоматические
4. Психосоматические болезни
Один и тот же эмоциональный стресс вызывает у разных людей различные реакции и заболевания. Это различие определяется не только генетической предрасположенностью к определенным заболеваниям, но и характерологическими особенностями. Если у личности вспыльчивой, возбудимой, склонной к агрессивным реакциям и вынужденной их сдерживать, обычно повышается артериальное давление, то у человека застенчивого, впечатлительного, с комплексом неполноценности ответом на эмоциональный стресс может быть развитие неспецифического язвенного колита.
Психосоматические болезни - это болезни нарушенной адаптации (приспособления, защиты) организма. Они возникают, когда воздействие внешнего фактора настолько интенсивное, что защитные силы организма не справляются со стрессом. Граница между реакцией адаптации и болезнью условна и зависит от силы, длительности самого воздействующего фактора, от психологического и физического состояния человека.
Связь между психикой и телом осуществляется через вегетативную нервную систему и проявляется в виде различных вегето - сосудистых реакций. Психогенная ситуация, как провоцирующий фактор, запускает вначале общую неспецифическую реакцию адаптации. Наиболее часто встречаются три типа таких реакций:
1. Реакция со стороны
2. Температурная реакция.
3. Реакция со стороны
2.2. Методы
управления стрессом на
«Хороший работник — здоровый работник». Эта нехитрая истина не сразу и не везде, но потихоньку начинает приживаться в нашей стране.
И, соответственно, начинается стрессменеджмент
не с идеи провести такой тренинг,
а с политики руководства в
отношении сотрудников