Управление увольнением персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 09:56, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - проанализировать управление увольнением персонала(на примере ТФ ГСК «Югория»).
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты высвобождения персонала как кадровой технологии;
- провести анализ практики управления увольнениями в ТФ ГСК «Югория»;
- разработать рекомендации по совершенствованию системы увольнений сотрудников ТФ ГСК «Югория».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..2
ГЛАВА1.ВЫСВОБОЖДЕНИЕ ПЕРСОНАЛА КАК КАДРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ……………………………………………………………………….. 4
1.1.Высвобождение персонала: задачи, виды, особенности……………………. 4
1.2Правовое регулирование увольнений персонала…………………………7 1.3Методы высвобождения персонала: опыт российских и зарубежных компаний………………………………………………………………………………12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ВЫСВОБОЖДЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В ТФ ОАО ГСК «ЮГОРИЯ»……………………………………………………………………...19
2.1. Краткая характеристика ОАО ГСК «ЮГОРИЯ» и анализ ее кадровой политики……………………………………………………………………………… 19
2.2. Анализ системы увольнений сотрудников в ТФ ОАО ГСК «ЮГОРИЯ».24
2.3. Рекомендации по совершенствованию системы увольнений сотрудников организации……………………………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..35 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……………

Файлы: 1 файл

Управление увольнением персонала.docx

— 78.71 Кб (Скачать файл)

Поскольку вышеназванным работникам невозможно подобрать подходящую работу по имеющимся у них профессиям на данном предприятии, а также в связи с напряженной обстановкой на городском рынке труда, они нуждаются в опережающем профессиональном обучении.

Реализация данной программы для высвобождаемых работников компании возможна в рамках «Программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Тюменской области». Целью разработки Программы по опережающему профессиональному обучению высвобождаемых работников компании является предупреждение снижения уровня и продолжительности безработицы данных граждан, а также сохранение имеющегося кадрового потенциала на территории г.Тюмени.

Важным положительным фактором данной программы является то, что у высвобождаемых работников появляется возможность повысить квалификацию или овладеть другой профессией, не оставляя своего рабочего места, с сохранением всех социальных льгот. Опережающее обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, поможет устроить работников на вакантные рабочие места по новой профессии или после повышения квалификации по имеющейся специальности по месту работы.

Кроме того, что является, пожалуй, наиболее важным в данной ситуации, - это обучение проводится бесплатно для обучающегося, в рамках «Программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Тюменской области».

Для того, чтобы проинформировать Центр занятости населения г.Тюмени о численности работников, желающих пройти обучение по данной программе, сначала проводится работа по сбору заявок на опережающее профессиональное обучение, на основании которого заключается договор «О совместном сотрудничестве по опережающему профессиональному обучению работников ГСК «Югория» с центром занятости населения г. Тюмени.

Одной из форм реализации мероприятия является проведение анкетирования, которое проводится среди высвобождаемых работников для определения численности и профессионально-квалификационного состава тех, кто нуждается в соответствующем профессиональном обучении, в целях их занятости, исходя из потребностей рынка.

На основании анкетирования определяется персонально каждый из тех высвобождаемых работников, профессий, специальностей, уровень квалификации которых соответствует профессиям, специальностям, уровню квалификации, востребованных рынком труда, с учетом конкретных организаций города, нуждающихся в таких кадрах.

Путем консультирования высвобождаемых работников, нуждающихся в опережающем профессиональном обучении, им оказывается помощь в выборе профессии, специальности, роде занятий, видов и форм обучения, места учебы и т.д., при этом используются анкетные данные каждого из работников, нуждающихся в обучении. Произведем расчет средств, необходимых на осуществление опережающего профессионального обучения.

Обеспечение данного мероприятия осуществления:

- в пределах субсидий из федерального бюджета;

- средств краевого бюджета.

Предполагаемый объем затрат на опережающее обучение высвобождаемых 8 человек, с перспективой их трудоустройства может составить 179, 7 тыс. рублей.

Средства на мероприятия по опережающему профессиональному обучению работников в случае угрозы массового увольнения выделяются из федерального бюджета и краевого бюджета. Размер субсидий на финансирование мероприятий по опережающему профессиональному обучению работников рассчитывается по следующей формуле:

Соб = Чоб * N,

где, Соб - размер субсидий, софинансирования мероприятий по опережающему профессиональному обучению работников в случае угрозы массового увольнения;

Чоб - численность участников программы опережающего обучения.

N - базовый норматив затрат  на организацию профессионального  обучения тыс. руб.

Рассчитаем затраты на организацию профессионального обучения.

Сложившаяся в 2014 году средняя стоимость обучения одного безработного гражданина исходя из средней продолжительности обучения 3 месяца, по данным центра занятости г. Тюмени составляет: 10211,5 руб.

Средняя стоимость обучения за один месяц равна

10211,5 / 3 мес. = 3403,83 руб.

Таким образом, средняя стоимость обучения одного гражданина исходя из средней продолжительности обучения 6 месяца, скорректированная на уровень инфляции, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации на 2014 год составила

3403,83 руб. * 1,1 * 6 мес. = 22465,30 руб.

Рассчитаем средства на организацию опережающего профессионального обучения 2 работников, находящихся под угрозой увольнения, рассчитаем по формуле

S opob = P opob * N opob,

где S opob - средства на организацию опережающего профессионального обучения 8 работников, находящихся под угрозой увольнения;

P opob - средняя стоимость  курса обучения работников, сложившаяся  в городе Тюмени в 2014 году при средней продолжительности обучения 3 месяца, скорректированная на уровень инфляции, установленный соответствии с законодательством Российской Федерации на 2014 год, при средней продолжительности курса обучения 6 месяцев;

N obop - численность участников  мероприятия по организации опережающего  профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения.

В соответствии с заявкой, поступившей в Центр занятости населения города Тюмени от руководства компании, численность работников, которые нуждаются в опережающем профессиональном обучении составляет 2 человека:

22465,30 * 2 = 44930,59 руб.

Далее произведем расчет затрат на программу аутплейсмента.

Численность работников, охваченных данным мероприятием - 2 человек, расходы на одного работника по данной программе составляют 5000 руб.

С ними будут проводиться групповые занятия, следовательно, стоимость групповой работы, включающая элементы блока 1 и групповой тренинг + индивидуальная работа с сотрудниками в рамках блока 2, будет ориентировочно составлять 10000 рублей:

5000 руб. * 2 = 10000 руб.

Общий объем средств, необходимых на осуществление мероприятий по высвобождению персонала представлен в таблице 2.8.

Таблица 2.8

Сводная таблица затрат на мероприятия по высвобождению персонала

Затраты

Сумма, руб.

Средства на организацию опережающего профессионального обучения

44930

Стоимость программы аутплейсмента

10000

Итого

54930


 

 

Экономическую эффективность предложенных мероприятий посчитать достаточно сложно. Однако, как показывает статистическое наблюдение за трудоустройством, после обучения - более 85% обучившихся граждан трудоустраивается сразу после окончания обучения, следовательно, программа опережающего профессионального обучения работников позволит сократить срок вынужденной безработицы работников предприятия, нуждающихся в опережающем профессиональном обучении.

Учитывая, что средняя заработная плата по компании составляет около 18,0 тыс. рублей, сокращение сроков поиска работы на 3 месяца 2 работников, позволит вернуть в бюджет города средств в виде только выплаченного подоходного налога на заработную плату на сумму 11934 руб.

18000 * 2 * 13% * 3 * 0,85= 11934 руб.

Социальный же эффект от реализации мероприятия выразится в предупреждении безработицы работников в случае угрозы увольнения, обеспечения их занятости, повышения конкурентоспособности на рынке труда.

Кроме того следует отметить, что своевременная разработка и реализация данных программ позволит:

- снять социальную напряженность на городском рынке труда,

- сохранить занятость высвобождаемым работникам и тем самым сократить численность потенциальных безработных,

- повысить квалификацию и дальнейшую конкурентоспособность путем обучения новым или смежным специальностям,

- оказать моральную и материальную поддержку работнику в сложное кризисное время.

Так, работник, участвуя в программе опережающего обучения, становится более сильным и ценным специалистом, и его шансы стать востребованным для работодателя возрастают.

Таким образом, процесс организационных изменений - трудное время для компании, но правильно организованная помощь и психологическая поддержка высвобождаемым сотрудникам, помогут сохранить достигнутые положительные результаты, а также приобрести положительный имидж организации как в глазах увольняемых, так и остающихся работников.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В работе проведено подробное изучение теоретических и нормативно-правовых основ высвобождения персонала, рассмотрен процесс управления его реализацией, проведено авторское обследование по проблемам высвобождения среди российских предприятий (на примере ТФ ГСК «Югория»).

Высвобождение персонала на отечественных предприятиях в большинстве случаев является реактивным, рефлекторным, а не проактивным, плановым, несмотря на то, что спектр причин, чаще всего определяющих необходимость высвобождения, далеко не ограничивается действием факторов, появление которых может быть сложно спрогнозировать (падение спроса на производимую продукцию или услуги, экономический кризис, требование собственников и др.).

Поэтому, на взгляд автора, данная проблема является частью более широкой проблемы - отсутствия четкой, продуманной, зафиксированной стратегии развития предприятий, подразумевающей, в том числе, планирование таких мероприятий, как изменение внутренней организационной структуры, модернизация и внедрение новых технологий, программ повышения производительности труда и т.д., которые могут привести к необходимости высвобождения работников, но планирование которых может позволить его избежать путем использования долгосрочных альтернатив.

Что касается поддержки высвобождаемых и остающихся работников, мероприятия этой группы также не являются в достаточной мере развитыми даже в компаниях, соблюдающих основные требования законодательства в области увольнений.

В связи с отмеченными по результатам авторского исследования тенденциями автор считает целесообразным предложить, во-первых, ряд рекомендаций по включению высвобождения работников в систему управления персоналом организации и построению корректных взаимосвязей высвобождения с другими элементами данной системы и элементами системы управления предприятием в целом, поскольку высвобождение может использоваться как инструмент достижения стратегических целей; а во-вторых, систему рекомендаций по управлению высвобождением персонала с учетом отмеченной специфики российских предприятий.

Для смягчения социальной напряженности при высвобождении персонала в компании необходимо использовать следующие мероприятия:

-  разработка прогнозов по высвобождению персонала;

-  планирование путей альтернативного использования сотрудников.

Подытоживая общие результаты исследования, необходимо отметить, что высвобождение работников становится частью системы управления персоналом современных организаций, поскольку позволяет не только регулировать численность и структуру персонала, но и, при условии эффективного управления процессом его реализации, достигать определенных организационных целей, не ограничивающихся выживанием в кризисные для компании времена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Трудовой кодекс Российской  Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ  (действующая редакция от 04.11.2014)

2.Банникова, Л.Н Управление персоналом. Учебное пособие / Л.Н. Банникова. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2013. - 151 с.

3.Дуракова, И.Б. Управление персоналом: отбор и найм. Исследование зарубежного опыта. – М.: Центр, 2011. – 160с.

4. Журавлев, П.В., Кулапов М.Н., Сухарев С.А. Мировой опыт в управлении персоналом. Обзор зарубежных источников / П.В.Журавлев. Монография. М: Изд-во Рос. экон. акад., Екатеринбург: Деловая книга, 2012. – 232 с.

5.Егоршин ,А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов / А.П. Егоршин. - Н. Новгород: НИМБ, 2013. - 720 с.

Информация о работе Управление увольнением персонала