Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 06:09, курсовая работа
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно - правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь закон РФ «Об образовании» и приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ.
Содержание
Актуальность |
|
Целеполагание |
|
Ожидаемые результаты |
|
Этапы проектной деятельности |
|
Аннотация |
|
План мероприятий по внедрению ФГТ |
|
Ресурсы |
|
Риски и пути преодоления рисков |
|
Заключение |
|
Литература |
1.Актуальность
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно - правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь закон РФ «Об образовании» и приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ.
Краткая история проблемы,
хронологически совпадающая с историей
становления и развития российского
дошкольного образования в
Федеральные государственные требования устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе соотношения ее частей, их объема, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
На основе федеральных требований осуществляется экспертиза основных общеобразовательных программ дошкольного образования при лицензировании образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений.
В ФГТ содержится указание
на то, какие виды деятельности можно
считать приемлемыми формами
практики для ребенка дошкольного
возраста: игровая, коммуникативная, трудовая,
двигательная, познавательно-
В самих федеральных требованиях уточняется, что «основная общеобразовательная программа дошкольного образования разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, разработка которых обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом на основе федеральных требований». И здесь мы сталкиваемся с проблемой. Данный приказ о введении требований вступил в силу и его необходимо исполнять, а примерной программы нет. Практические работники дошкольных учреждений и представители органов управления образованием испытывают определенные трудности, связанные с необходимостью реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В Методических рекомендациях МИОО и МГППУ к составлению Образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, предлагается разработать план поэтапного перехода дошкольных образовательных учреждений к реализации ФГТ. В течение данного переходного периода образовательным учреждениям предоставляется возможность разработать (либо скорректировать) основные общеобразовательные программы дошкольного образования, реализуемые в дошкольных учреждениях. Педагогическим коллективам ДОУ предстоит серьезная работа по соотнесению реализуемых вариативных программ дошкольного образования с ФГТ и примерной программой.
В отличие от образования на других возрастных этапах развития, дошкольное образование рассматривается как система, в которой центральное место занимают не содержание и формы, а процесс взаимодействия педагога с детьми. Поскольку педагог для ребенка – значимая фигура, на него ложится ответственность за качество взаимодействия с детьми. Следовательно, рядом с дошкольниками должны находиться высокопрофессиональные педагоги.
В советское время все ДОУ работали по единой программе, педагоги должны были неукоснительно выполнять все ее требования. Места для творчества педагогов практически не оставалось.
Ситуация изменилась после
принятия закона об образовании, разрешающего
использовать вариативные программы.
Педагогам стало интереснее работать,
они получили возможность творить.
У родителей появилась
В то же время возникла опасность, что введение ФГТ ведет в конечном итоге к утверждению единой образовательной программы в ДОУ.
Актуальные вопросы
Важность именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, доступности для каждого – где бы он ни проживал в нашей огромной стране – качественного образования.
Для обеспечения каждому
ребенку того самого равного старта,
который позволит ему успешно
обучаться в школе, необходимо определенным
образом стандартизировать
Именно с этим и связано
введение федеральных государственных
требований к структуре основной
общеобразовательной программы
дошкольного образования. Это первый
в истории российского
В настоящее время утверждены ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в перспективе планируется разработать требования к условиям и результатам реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Поэтому на сегодняшний день актуально внедрение ФГТ в воспитательно-образовательный процесс дошкольного образования.
2.Целеполагание
Цель: Создание условий эффективного внедрения ФГТ в воспитательно - образовательный процесс ДОУ.
Задачи:
3.Ожидаемые результаты
1. Создание условий, комфортных для внедрения ФГТ в ДОУ;
2. Повышение профессиональной
компетентности руководителей
3. Разработка технической
карты оснащения ДОУ в
4. Разработка плана мероприятия поэтапного введения ФГТ в ДОУ.
5. Подготовленные кадры для введения ФГТ в ДОУ.
6. Разработка методических рекомендаций.
7. Формирование учебно-
8. Осведомленность родителей о внедрении ФГТ в ДОУ.
4.Этапы проектной деятельности
№ |
Этапы |
Цель |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Первый этап информационно-аналитический |
Сбор информации о состоянии ресурсов обеспечения ДОУ, анализ организационно – образовательной деятельности ДОУ |
2012- 2013гг |
Заведующий ДОУ Рабочая группа |
2 |
Второй этап организационный |
Организовать внедрение ФГТ в
образовательно-воспитательный |
2013- 2015гг |
Заведующий ДОУ рабочая группа родители педагогический коллектив социальные службы |
3 |
Третий этап аналитико - результативный |
Подвести итоги внедрения ФГТ в образовательную деятельность |
2015- 2016гг |
Заведующий ДОУ Рабочая группа |
5. Аннотация
В Научно-исследовательском
институте дошкольного
Сейчас проблемы ФГТ обсуждаются на разных уровнях и вызывают массу вопросов. Об этом, открывая конференцию, говорила Л.А.Парамонова, доктор педагогических наук, директор НИИ дошкольного образования им. А.В. Запорожца.
– Есть разночтения и
в самом документе, и в разъяснениях.
В журнале «Дошкольное
Например, там сказано, что
вначале будут разработаны
В программе «Истоки» остались теоретические обоснования А.В. Запорожца об амплификации ребенка в противовес теории об интенсификации ребенка. Очень важный момент связан с реализацией деятельностного подхода, который выработали А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и другие.
В требованиях он заявлен,
но не выдержан. Единство аффекта и
интеллекта, эмоциональности – важный
лейтмотив нашей программы. Основной
тезис Л.С. Выготского – обучение
впереди развития, который направлен
на потенциальные возможности
В требованиях говорится об обучении, но основным организующим моментом все же является игра. А слово «занятие» в этом документе вообще отсутствует. При этом должны быть использованы разные виды продуктивной деятельности. Как же они будут реализованы? Один ребенок сядет рисовать, другой – лепить, третий – играть на барабане? Все равно должна быть система обучения, и слово «занятие» в программе, конечно, присутствует, но нужно отличать его от школьного урока. Игра – ведущая деятельность, направленная на социализацию, формирование психических качеств ребенка. Но игру нельзя подчинять решению дидактических задач. Обучение и самодеятельная игра – два разных вида деятельности.
Информация о работе Управление внедрением ФГТ в обазовательный процесс ДОУ