Управление внутрифирменным контролем, его средства и реализация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Основная задача контроля заключается в установке стандартов, которыми следует руководствоваться при выполнении заданий, измерении фактически достигнутых результатов и проведении корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов. Выполнение менеджерами функции контроля начинается одновременно с выполнением функции планирования в процессе выработки целей и задач организации. Контроль является неотъемлемой частью процесса управления в любой организации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….
1. Внутренний контроль в процессе управления организацией……………
1.1 Место и роль внутреннего контроля………………………………………
1.2 Классификация внутреннего контроля……………………………………
2. Основы управления внутрифирменным контролем…………………………
2.1 Функции , формы и средства реализации внутрифирменного контроля….
2.2 Организация системы внутреннего контроля как элемент управления фирмой……………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………….

Файлы: 1 файл

Внутрифирменный контроль.docx

— 52.82 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Тверской государственный  технический университет

Кафедра экономики и управления производством

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине менеджмент на тему:

 

УПРАВЛЕНИЕ ВНУТРИФИРМЕННЫМ  КОНТРОЛЕМ, ЕГО СРЕДСТВА И РЕАЛИЗАЦИЯ

 

 

 

 

Выполнила:

Ст. 3 курса, гр. АУП-0904,

 

Проверила:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тверь, 2011

 

Содержание :

Введение………………………………………………………………………….

1. Внутренний контроль  в процессе управления организацией……………

1.1 Место и роль внутреннего  контроля………………………………………

1.2 Классификация внутреннего  контроля……………………………………

2. Основы управления внутрифирменным контролем…………………………

2.1 Функции , формы и средства реализации внутрифирменного контроля….

2.2 Организация системы внутреннего контроля  как элемент управления фирмой……………………………………………………………………………

Заключение………………………………………………………………………..

Список литературы…………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На деятельность организации  оказывают влияние многочисленные факторы внешней и внутренней среды, действие которых предвидеть с достаточной степенью вероятности  не всегда удается. Планы не всегда выполняются так, как было задумано. Руководству не всегда удается должным  образом мотивировать людей на достижение поставленных целей. Меняются условия  окружающей среды и организация  должна к ним адаптироваться. С  помощью контроля устанавливаются  ограничения, благодаря которым  исключается возможность действий, наносящих вред организации.

Основная задача контроля заключается в установке стандартов, которыми следует руководствоваться  при выполнении заданий, измерении  фактически достигнутых результатов  и проведении корректировок в  том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных  стандартов. Выполнение менеджерами  функции контроля начинается одновременно с выполнением функции планирования в процессе выработки целей и  задач организации. Контроль является неотъемлемой частью процесса управления в любой организации.

Хорошо продуманные планы  и организационные структуры  не всегда могут обеспечить достижение поставленных целей из-за изменения  законов, технологий, условий конкуренции  и других факторов внешней среды. Для того, чтобы подготовиться и отреагировать должным образом на подобные изменения, организациям нужен эффективный механизм своевременной оценки воздействия на них этих факторов перемен. Такой механизм может быть создан на основе контроля.

Контроль помогает также  определить, какие именно из применяемых  способов достижения целей оказались  наиболее эффективными и какие неудачными и, таким образом, фирмы определяют, в каких областях им следует расширяться, а в каких следует свернуть свою деятельность. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Внутренний контроль  в процессе управления организацией

1.1 Место и роль  внутреннего контроля

В рыночных условиях контроль выступает важным средством организации  и регулирования всех видов деятельности. Проникая во все сферы правоотношений, он затрагивает интересы миллионов  людей, тысяч организаций. В этой связи становится необходимой организация  контроля, которая обеспечивала бы принятие оперативных управленческих решений. Контроль, выявляя слабые стороны, позволяет оптимально использовать ресурсы, вводить в действие резервы, а также избегать кризисных ситуаций. Был принят ряд новых законов, указов и постановлений по вопросам перестройки системы управления, в том числе и контроля, но отсутствие стратегии реформирования органов  контроля, непоследовательность действий и грубые ошибки не позволили создать  эффективно функционирующую систему  финансового контроля в Российской Федерации.

Два вида финансового контроля - государственный финансовый контроль и аудит объединены в одном  контролирующем департаменте государственного финансового контроля и аудита - во многом представляют собой как  бы две стороны одной медали. И несмотря на то что между ними стоят концептуальные различия, задача у них практически общая: своей успешной деятельностью в различных секторах экономики укреплять благосостояние России.

Развитие финансового  контроля в России и последние  его преобразования естественно  способствовали его улучшению. Но проблема финансового контроля остается актуальной и по сей день.

В условиях рынка предприятие  должно иметь службу финансового  контроля и планирования, отличную от службы бухгалтерского учета. Становление  и развитие в России рыночных отношений  вызывают необходимость радикальных преобразований в организации внутрифирменного контроля. Создание службы финансового контроля предусматривает наличие соответствующей информации для контроля, комплекса контрольных приемов и процедур, выработки определенной методики проведения контроля. Для того чтобы финансовый контроль был действенным и эффективным, должна быть создана соответствующая система внутреннего финансового контроля.

Основной задачей управления организацией является обеспечение  выполнения перечисленных требований.

Процесс управления организацией, как известно, включает следующие  основные стадии:

1. Планирование - сбор и  обработка информации, выработка  управленческого решения. 

2. Организация и регулирование  реализации управленческого решения. 

3. Учет - сбор, измерение,  регистрация и обработка информации, касающейся выполнения управленческого  решения. 

4. Анализ - разложение информации, полученной на стадии учета,  на отдельные компоненты; их изучение  и оценка для принятия оптимальных  управленческих решений. 

Каждая из перечисленных  стадий чередуется со стадиями контроля. Затем следует новый цикл непрерывного процесса управления организацией. Следовательно, стадия контроля в процессе управления имеет двойственную роль. С одной стороны, стадии контроля неизменно чередуются с другими стадиями в процессе управления, как бы проникая в каждую стадию. С другой стороны, контроль обеспечивает оптимальный процесс управления на каждой стадии. Поэтому стадию контроля по отношению к остальным следует рассматривать как упорядочивающее звено управленческого процесса.

В связи с тем что  на любой стадии процесса управления неизбежны различные отклонения действительного состояния от требуемого, то для того чтобы своевременно располагать  информацией об отклонениях, превышающих  допустимые значения, необходим внутренний контроль.

Внутрифирменный контроль является неотъемлемым элементом каждой стадии процесса управления, обособленной стадией  процесса управления, обособленной стадией  процесса управления на всех других стадиях.

Следовательно, главной особенностью внутрифирменного контроля является его  двойственная роль в процессе управления организацией. В результате глубокой интеграции контроля и других элементов  процесса управления практически невозможно определить круг деятельности и ответственности  для работника таким образом, чтобы он относился к какому-либо одному элементу управления без его  взаимосвязи и взаимодействия с  контролем. Любая управленческая функция  обязательно интегрирована с  контрольной.

В условиях рыночных отношений  основное внимание заостряется не столько  на конечных результатах, сколько на условиях их достижения. Возможность  выделить наиболее важные, приоритетные, направления производственной деятельности позволяет сосредоточить внимание управленческого звена на важных участках, повысить эффективность контрольных  операций и работ. Все это усиливает  значение контроля в системе финансового  менеджмента.

Приоритетные направления  внутрифирменного контроля:

· Контроль объема продаж

· Контроль себестоимости (издержек)

· Контроль финансовых результатов (прибыли).

Внутрифирменный контроль охватывает не только всю производственно-хозяйственную  деятельность структурных подразделений, но и предприятие в целом. Главное  назначение внутреннего (управленческого) контроля состоит в непрерывном, сплошном и системном наблюдении за производственной деятельностью  всех структурных подразделений  в целях выявления резервов роста  ее эффективности, обеспечения сохранности  материальных и финансовых ресурсов, устранения причин и условий, порождающих  бесхозяйственность, и на их основе принятие оптимальных управленческих решений.

При осуществлении внутреннего  контроля основное внимание уделяется  центрам ответственности, возглавляемым  руководителями, которые несут ответственность  за результаты работы. В связи с  тем что в управленческом учете  различают центры ответственности: затрат, выручки и прибыли, то для  целей управленческого контроля эти же центры ответственности являются и центрами контроля. Контроль издержек (затрат) занимает центральное место  в управленческом контроле, так как  необоснованный их рост отрицательно сказывается на финансовых результатах  деятельности фирмы, снижении конкурентоспособности  выпускаемой продукции, что в  конечном итоге может привести к  банкротству.

 

 

 

 

1.2 Классификация внутреннего контроля

Чтобы глубже понять сущность контроля как важной управленческой  категории, раскрыть механизм функционирования выражаемых ею отношений, выявить специфические особенности различных ее составляющих, необходимо его классифицировать.

Важнейший классификационный  аспект внутреннего контроля — формальный. В экономической литературе на данный момент нет общепринятого определения  понятия формы внутреннего контроля и общепризнанных выделений его  форм по сравнению, например, с формами  бухгалтерского учета — мемориально-ордерная, журнально-ордерная, автоматизированная, упрощенная. 

  В качестве форм внутреннего контроля организации, по нашему мнению, нужно выделить:

  • внутренний аудит;
  • структурно-функциональную форму внутреннего контроля.

Выбор формы внутреннего  контроля зависит от:

  • сложности организационной структуры;
  • правовой формы;
  • видов и масштабов деятельности;
  • целесообразности охвата контролем различных сторон деятельности;
  • отношения руководства организации к контролю.

Организация внутреннего  контроля в форме внутреннего  аудита присуща крупным и некоторым  средним организациям, в основном обладающим  следующими особенностями:

  • усложненной оргструктурой — дивизиональная, матричная или конгломератная структура организации;
  • многочисленностью филиалов, дочерних компаний;
  • разнообразием видов деятельности и возможностью их кооперирования;
  • стремлением органов управления получать достаточно объективную  и независимую оценку действий менеджеров всех уровней управления.

Кроме задач чисто контрольного характера внутренние аудиторы могут  решать задачи экономической диагностики, выработки финансовой стратегии, маркетинговых  исследований, управленческого консультирования.

К институтам внутреннего  аудита относят и ревизионные  комиссии (ревизоров), деятельность которых  регламентирована действующим законодательством. Этот институт в основном распространен  в акционерных обществах, обществах  с ограниченной ответственностью и  производственных кооперативах. 

Во многих организациях нет  отдела (сектора, бюро, группы и т.п.) внутреннего аудита и ревизионной  комиссии (ревизора). В этом случае для  осуществления внутреннего контроля целесообразно использовать структурно-функциональную форму внутреннего контроля организации. Понятие «структурно-функциональная форма внутреннего контроля» отражает необходимые взаимодействия единиц оргструктуры (линейно-функциональной, дивизионной, матричной),  соответствующие их контрольным функциям. Например, осуществление контроля, непременно входящее в должностные обязанности любого руководителя, должно включаться в функции любого ответственного лица. Данная форма, соответствующая содержанию первичной ступени развития внутреннего контроля, применяется всеми организациями наряду с более развитыми формами и независимо от них.

К форме внутреннего контроля в некоторой степени приближено понятие контроллинга. Но именно приближено, так как непосредственно к форме внутреннего контроля контроллинг, на наш взгляд, отнести нельзя.

Контроллинг в современной экономической теории и практике — сложное синтезированное понятие, имеющее много различных определений. Например, Альбрехт Дейли и Беата Штайгмайер рассматривают контроллинг как предмет деятельности любого менеджера независимо от занимаемой им ступени в иерархической лестнице управления организацией. В Германии под контроллингом часто понимают систему учета и анализа затрат и результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Один из крупнейших специалистов в области контроллинга  Д. Хан в своей концепции контроллинга первое место отводит задачам общефирменного планирования и контроля результатов на базе информации внутреннего производственного учета.  По американской концепции (Financial Executives Institute — FEI) к задачам контроллера относятся внутрифирменное планирование, составление отчетов об исполнении планов, консультирование, разработка налоговой политики, составление отчетов для государственных служб, ревизия, народно-хозяйственные исследования. Таким образом, контроллинг обобщает в себе понятия самых различных элементов управления; он значительно шире понятия формы внутреннего контроля. Поэтому непосредственно к форме внутреннего контроля контроллинг  отнести нельзя.

Информация о работе Управление внутрифирменным контролем, его средства и реализация