Управление заемным капиталом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 18:00, курсовая работа

Описание работы

Предметом изучения в данной курсовой работе является управление заемным капиталом. Объект исследования курсовой работы – деятельность ООО «Транс-Лидер». Цель курсовой работы состоит в изучении теоретических основ управления привлечением заемного капитала предприятия, а также разработка предложений по совершенствованию системы управления привлечением заемного капитала. Исходя из вышеуказанной цели, можно определить задачи исследования: • рассмотреть понятие и сущность заемного капитала предприятия; • теоретически изучить управление заемным капиталом; • дать анализ деятельности предприятия в целом; • провести анализ управления заемным капиталом на ООО «Транс-Лидер»;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты управления заемным капиталом
1.1 Понятие и сущность заемного капитала……………………………….
1.2. Этапы управления привлечением заемных средств…………………..
1.3. Эффект финансового рычага…………………………………………..
Глава 2. Управление заемным капиталом на предприятии на примере ООО «Транс-Лидер»
2.1 Характеристика деятельности предприятия ООО «Транс-Лидер»
и общая оценка финансового состояния……………………………................
2.2 Управление заемным капиталом на предприятии ООО «Транс-Лидер»………………………………………………………………………………
2.3 Рекомендации по управлению заемным капиталом на предприятии ООО «Транс-Лидер»……………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………
Список использованных источников и литературы…………………………….
Приложения………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

управление заемным капиталом.docx

— 109.80 Кб (Скачать файл)

Оглавление:

Введение……………………………………………………………………………

Глава 1. Теоретические аспекты управления заемным капиталом

          1.1 Понятие и сущность заемного капитала……………………………….

          1.2. Этапы управления привлечением заемных средств…………………..

          1.3. Эффект финансового рычага…………………………………………..

Глава 2. Управление заемным капиталом на предприятии на примере ООО «Транс-Лидер»

          2.1 Характеристика деятельности предприятия ООО «Транс-Лидер»

 и общая оценка финансового  состояния……………………………................

          2.2 Управление заемным капиталом на предприятии ООО «Транс-Лидер»………………………………………………………………………………  

          2.3 Рекомендации по управлению заемным капиталом на предприятии ООО «Транс-Лидер»……………………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………………

Список использованных источников и литературы…………………………….

Приложения………………………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время, в условиях существования различных форм собственности  в России и РС (Я), особенно актуальным становится изучение вопросов формирования, функционирования и воспроизводства  предпринимательского капитала.

Возможности становления  предпринимательской деятельности и ее дальнейшего развития могут  быть реализованы лишь только в том  случае, если собственник разумно  управляет капиталом, вложенным  в предприятие.

В условиях рыночных отношений заемные средства приобретают особо важное значение. Ведь они представляют собой часть производительного капитала, которая переносит свою стоимость на вновь созданный продукт полностью и возвращается к предпринимателю в денежной форме в конце каждого кругооборота капитала.

Управление заемными средствами имеет большое значение как для  крупных компании, где оборотные  средства составляют более половины всех ее активов, так и для небольших  компаний, у которых краткосрочные  обязательства являются основным источником финансирования.

Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга). Проблема обеспечения  предприятия финансовыми ресурсами, как долгосрочного характера, так  и краткосрочного характера является актуальной. Источниками заемного капитала могут стать средства, привлекаемые на рынке ценных бумаг, и кредитные  ресурсы. Эффективность и гибкость управления формированием заемного капитала способствуют созданию оптимальной  финансовой структуры капитала предприятия.

Актуальность выбранной  темы заключается в том, что на предприятиях разных отраслей экономики  объем используемых заемных средств  значительно превосходит объем  собственного капитала. В связи с  этим управление привлечением и эффективным  использованием заемных средств  является одной из важнейших функций финансового менеджмента, направленной на обеспечение достижения высоких конечных результатов хозяйственной деятельности.

Предметом изучения в данной курсовой работе является управление заемным капиталом.

Объект исследования курсовой работы – деятельность ООО «Транс-Лидер».

Цель курсовой работы состоит  в изучении теоретических основ  управления привлечением заемного капитала предприятия, а также разработка предложений по совершенствованию  системы управления привлечением заемного капитала.

Исходя из вышеуказанной  цели, можно определить задачи исследования:

  • рассмотреть понятие и сущность заемного капитала предприятия;
  • теоретически изучить управление заемным капиталом;
  • дать анализ деятельности предприятия в целом;
  • провести анализ управления заемным капиталом на ООО «Транс-Лидер»;
  • дать рекомендации по совершенствованию управления заемным капиталом.

Информационной базой  данной работе является: статистический материал, формы бухгалтерского баланса за 2010, 2011, 2012гг., постановления и законодательные акты правительства РФ.

Методологической основой  при написании курсовой работы являются законодательные акты, положения  и инструкции, а также специальная  литература отечественных и зарубежных экономистов по вопросам финансового  менеджмента и финансового анализа: В.Г. Артеменко, Е.С. Стояновой, Дж.К. Ван  Хорна, Р.Г. Поповой, И.А. Бланка и др.

 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты управления заемным капиталом

    1. Понятие и сущность заемного капитала

 

Управлять финансами - прежде всего, управлять капиталом. Капитал  характерен тем, что в общем случае нельзя создать его исчерпывающий  образ, который мог бы быть материализован и, как следствие этого, доступен для восприятия органами чувств человека в отличие от обычных материальных объектов. В то же время к нему применимы различные методы качественной оценки, изменения количественных характеристик. Поэтому следует определить само понятие капитала с точки зрения субъекта хозяйственной деятельности и раскрыть его функции. Некоторые  исследователи склонны рассматривать  капитал с позиции обобщения  всех источников предприятия (организации), т.е. капитал сводится к финансовым ресурсам. Финансовые ресурсы - денежные доходы, поступления и накопления, находящиеся в распоряжении организаций  и государства, предназначенные  для осуществления затрат по простому и расширенному воспроизводству, выполнения обязательств перед финансово-кредитной  системой.

Капитал - это наивысшая  форма мобилизации финансовых ресурсов [15, с.34].

Капитал - производственный ресурс (фактор производства). Накопленные экономические блага могут быть задействованы, прежде всего, в производственном процессе. Используемый в процессе производства товаров и услуг капитал является фактором производства, т.е. является ресурсом, оказывающим определяющее воздействие на результаты производства.

Как фактор производства капитал  характеризуется определенной производительностью. Производительность капитала или капиталоотдача определяется как отношение объема произведенного продукта к сумме  использованного капитала.

Капитал - объект собственности  и распоряжения. Как объект предпринимательской  деятельности капитал является носителем  прав собственности и распоряжения. Если на первоначальном этапе эволюции, связанной с формированием и  использованием капитала, титул собственности  и права распоряжения им были связаны  с одним и тем же субъектом, то по мере дальнейшего экономического развития происходит постепенное их разделение. Первоначально это разделение произошло в сфере функционирования денежного капитала (по мере возникновения  и развития кредитных отношений), а затем и капитала реального. В современных условиях предприниматель, использующий капитал в экономическом процессе, может обладать правами распоряжения без права собственности на него. В этом случае права собственности и распоряжения капиталом являются разделенными между отдельными субъектами экономики. Примером такого разделения прав является функционирование капитала в системе финансово-кредитных институтов, акционерных обществ и т.п., когда собственники капитала передают права распоряжения им другим лицам.

Как объект собственности  и распоряжения, капитал формирует  также определенные пропорции его  использования отдельными субъектами хозяйствования, отражаемые соотношением собственного и заемного капитала. Это соотношение характеризуется  в экономической теории категорией «структура капитала». Оно влияет на многие аспекты эффективности хозяйственной деятельности организации и в значительной степени определяет уровень ее рыночной стоимости [16, с.12].

Капитал - часть финансовых ресурсов. С этой точки зрения достаточная  величина капитала означает не только возможность выплаты компенсации  кредиторам в случае ликвидации хозяйствующего субъекта, но и поддержание его  платежеспособности путем создания резерва на случай убытков, т.е. капитал, служит «деньгами на черный день». В процессе выполнения своей функции как финансового ресурса капитал обеспечивает средства, необходимые для создания, организации и функционирования хозяйствующего субъекта, для организационного роста и разработки новых видов продукции, услуг до привлечения заемных средств. В период роста организация нуждается в дополнительном капитале для поддержки и защиты от риска, связанного с предоставлением новых услуг и строительством новых мощностей.

Как известно, формирование финансовых ресурсов предприятия осуществляется за счет собственных и заемных  средств. К собственным источникам финансовых ресурсов на действующих  предприятиях относится прибыль (от основной и других видов деятельности), амортизационные отчисления, выручка  от реализации выбывшего имущества. По мере функционирования предприятия (роста производственной программы, износа основных производственных фондов и т.д.) потребность в денежных средствах возрастает, что требует  соответствующего финансирования прироста капитала, поэтому при недостатке собственных средств предприятие может привлекать средства других организаций, которые получили название заемный капитал.

Заемный капитал – это  часть капитала, используемая хозяйствующим  субъектом, которая не принадлежит  ему, но привлекается на основе банковского, коммерческого кредита или эмиссионного займа на основе возвратности [6,с.167]. Необходимость привлечения заемного капитала должна обосновываться предварительно сделанным расчетом потребности  в оборотных средствах. В состав заемных средств входят финансовый кредит, полученный от банковских и небанковских финансово-кредитных учреждений, коммерческий кредит от поставщиков, кредиторская задолженность предприятия, задолженность по эмиссии долговых ценных бумаг и др. В бухгалтерском учете заемные средства и кредиторская задолженность отражаются отдельно. Поэтому в широком смысле возможно выделение заемных средств и в узком смысле – собственно финансового кредита. Разница между заемными средствами в широком и узком смысле представляет собой привлеченные средства. С одной стороны, привлечение заемных средств – это фактор успешного функционирования предприятия, который способствует быстрому преодолению дефицита финансовых ресурсов, свидетельствует о доверии кредиторов и обеспечивает повышение рентабельности собственных средств. С другой стороны, предприятие обременяется финансовыми обязательствами. Одна из главных оценочных характеристик эффективности управленческих финансовых решений – величина и эффективность использования заемных средств.

Заемный капитал может  использоваться как для формирования долгосрочных финансовых средств в виде основных фондов (капитала), так и для формирования краткосрочных (текущих) финансовых средств для каждого производственного цикла.

Любое предприятие должно оплачивать свои счета так, чтобы  еще оставалось достаточно денег  на улучшение дела. Но основная цель бизнеса состоит в приращении стоимости предприятия, а значит и в увеличении богатства владельцев, посредством расширения дела. Все, что  для этого нужно, - это продавать  хорошие товары и услуги дороже издержек их производства. Однако прежде чем  вы начнете получать какую-либо выручку  от продаж, вам потребуются деньги, чтобы «запустить» бизнес. Но, даже поставив свое предприятие на ноги, вы не избавитесь от необходимости иметь внешний источник финансирования: вам может понадобиться дополнительная наличность, чтобы пережить спад или обновить производственные мощности и оборудование.

Поскольку без денег деньги не сделаешь, компании часто сталкиваются с необходимостью брать дополнительные средства в  долг. В использовании заемных  денег для извлечения прибыли  проявляется действие механизма  заимствования; заем в данном случае используется в качестве «рычага»: он повышает потенциал заемщика в производстве прибыли. Если вы соединяете собственные средства (ваш капитал) с заимствованными деньгами, вы тем самым увеличиваете объем капитала, который можно вложить в дело. Покуда ваша норма прибыли на заемные средства превышает процент, который вы платите за этот заем, ваши дела идут хорошо. Однако механизм заимствования - палка о двух концах: он может увеличить вашу прибыль, но может и принести убытки.

Заимствование осложняется тем, что  имеет множество источников, и  с каждым из них связаны свои преимущества и недостатки, издержки и выгоды. Задача финансового менеджера - найти такое сочетание источников финансирования, которое имело бы наименьшую цену. Процесс этот динамичный, поскольку изменение экономических условий сказывается и на стоимости кредита.

Помимо поиска источников финансирования финансовый менеджер должен следить за эффективностью расходования средств. У большинства компаний потенциальных статей расхода множество, а размеры капитала ограниченны. Чтобы выбрать наиболее рациональный способ расходования средств, управляющему финансами необходимо разработать такую методику отбора, которая позволила бы безошибочно определить варианты, более других соответствующие целям организации [10,с.253].

1.2. Этапы управления привлечением  заемных средств

 

Политика привлечения  заемных средств представляет собой часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.

Процесс управления привлечением заемных средств предприятием строится по следующим основным этапам:

  1. Анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде.

Целью такого анализа является выявление объема, состава и форм привлечения заемных средств предприятием, а также оценка эффективности их использования.

На первом этапе анализа  изучается динамика общего объема привлечения  заемных средств в рассматриваемом периоде; темпы этой динамики сопоставляются с темпами прироста суммы собственных ресурсов, объемов операционной и инвестиционной деятельности, общей суммы активов предприятия.

Информация о работе Управление заемным капиталом