Управление затратами как мера предупреждения банкротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

Задачами данной работы будут: в теоретической части - дать определение, характеризующее сущность затрат; классифицировать их по конкретным признакам, позволяющим устанавливать уровень затрат по объектам управления ими, осуществлять планирование, учёт, контроль, анализ и изучить основные методы управления затратами на предприятии, в практической части - представить пример по распределению затрат на предприятии массового питания. Дать рекомендации по улучшению управления затратами в кофейне «Баркад».

Файлы: 1 файл

к.р. пример.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

По связи с технологическим  процессом затраты подразделяются на основные и накладные. Это классификацию нередко путают с группировкой затрат по способу отнесения на себестоимость.

Основные затраты - затраты, непосредственно  связанные с технологическим  процессом производства продукции. К данным затратам относятся: сырье  и материалы, заработная плата основных производственных работников и работников общепроизводственного персонала, расходы по содержанию и ремонту основных средств производственного назначения и другие. По сути, основные затраты представляют собой производственную себестоимость продукции.

Накладные затраты - затраты, связанные с управлением и обслуживанием предприятия в целом и реализацией продукции. В состав накладных затрат входят общехозяйственные и коммерческие расходы.

Механизм распределения накладных  расходов аналогичен механизму отнесения  на себестоимость косвенных затрат (пропорционально выбранным коэффициентам распределения).

Классификация затрат для принятия решений

Поскольку управленческие решения, как  правило, ориентированы на перспективу, руководству необходима детальная  информация об ожидаемых расходах и доходах. В этой связи в управленческом учете при выполнении расчетов, связанных с принятием решения, выделяют следующие виды затрат: переменные, постоянные, условно-постоянные в зависимости от реагирования на изменение объемов производства (продаж); ожидаемые затраты, учитываемые и не учитываемые в расчетах при принятии решений; безвозвратные затраты (затраты истекшего периода); вмененные затраты (или упущенная выгода предприятия); планируемые и не планируемые затраты. Кроме того, в управленческом учете различают предельные и приростные затраты и доходы.

Условно-переменные затраты зависят от изменения объема производства (продаж) и прямо пропорционально изменяются при увеличении или снижение объема производства. Но, рассчитанные на единицу продукции, условно-переменные затраты неизменны при любых изменениях объема производства.

Условно-постоянные затраты не зависят от объема производства. При расчете на единицу продукции условно-постоянные затраты меняются в обратной зависимости от объема производства (продаж): при увеличении объема производства они снижаются, при падении объема производства они растут.

Смешанные затраты содержат в себе как постоянную часть, так и переменную. Как правило, в составе данных затрат выделяют постоянную и переменную части и относят к условно-постоянным и условно-переменным затратам соответственно.

При группировке затрат на переменные и постоянные следует иметь в виду, что расчеты производятся на релевантный период, т.е. постоянные издержки на весь объем и переменные издержки на единицу постоянны лишь в определенных пределах объема производства (продаж). Релевантным считается краткосрочный период (как правило, до одного года), для которого характерно определенное поведение постоянных и переменных издержек.

Если предприятие, например, расширяет свою деятельность посредством введения новых производственных мощностей или меняет ассортимент продукции, если меняются внешние факторы, определяющие величину затрат предприятия (например, меняются налоговые ставки или уровень арендной платы), то взаимосвязь «затраты - выручка - прибыль» также изменится.

Этим обстоятельством обусловлены  наименования затрат, в которых содержится термин «условно», то есть только в  релевантном периоде времени  постоянные затраты на весь объем  и переменные затраты на единицу продукции представляют фиксированные величины.

Классификация затрат на переменные и постоянные является основой операционного  анализа. Современные системы управления базируются на анализе зависимости  между изменениями объема производства, выручки от реализации продукции, затрат и чистой прибыли. Такой анализ получил название операционного (CVP-анализ, маржинальный анализ). Операционный анализ - это основной инструмент оперативного планирования на предприятии, который позволяет отслеживать зависимость результатов деятельности от затрат, объема производства и цены. Таким образом, операционный анализ служит поиску наиболее выгодных комбинаций между переменными издержками на единицу продукции, постоянными издержками, ценой и объемом продаж.

В российской практике указанная классификация затрат для целей проведения операционного анализа не слишком распространена. Несмотря на то, что операционный анализ позволяет оценить степень влияния величины затрат и объема производства на показатели прибыли и определить уровень производственного риска, его применение имеет ряд ограничений. Во-первых, предприятие должно производить либо один продукт, либо иметь ограниченный ассортимент продукции; во-вторых, размер постоянных затрат и цены на продукцию должны быть фиксированными в течение времени осуществления анализа; в-третьих, должна существовать возможность классификации затрат на переменные и постоянные по единому критерию; в-четвертых, объем производства должен быть равен объему продаж.

Безвозвратные затраты. Это истекшие затраты, которые ни один альтернативный вариант не способен откорректировать. Другими словами, эти произведенные ранее затраты не могут быть изменены никакими управленческими решениями. Безвозвратные затраты не учитываются при принятии решений. Однако не всегда не принимаемые в расчет при оценках затраты являются безвозвратными.

Вмененные (воображаемые) затраты. Данная категория присутствует лишь в управленческом учете. Бухгалтер финансового учета не может позволить себе «вообразить» какие-либо затраты, так как он строго следует принципу их документальной обоснованности.

В управленческом учете для принятия решения иногда необходимо начислить  или приписать затраты, которые  могут реально и не состояться в будущем. Такие затраты называются вмененными. По существу это упущенная выгода предприятия. Это возможность, которая потеряна или которой жертвуют ради выбора альтернативного управленческого решения.

Приростные и предельные затраты. Приростные затраты являются дополнительными и возникают в результате изготовления или продаже дополнительной партии продукции. В приростные затраты могут включаться, а могут и не включаться постоянные затраты. Если постоянные затраты изменяются в результате принятого решения, то их прирост рассматривается как приростные затраты. Если постоянные затраты не изменяются в результате принятого решения, то приростные затраты будут равны нулю. Аналогичный подход применяется в управленческом учете и к доходам.

Планируемые и не планируемые  затраты. Планируемые - это затраты, рассчитанные на определенный объем производства. В соответствии с нормами, нормативами, лимитами и сметами они включаются в плановую себестоимость продукции.

Не планируемые - затраты, не включаемые в план и отражаемые только в фактической себестоимости продукции. При использовании метода учета фактических затрат и калькулирования фактической себестоимости бухгалтер-аналитик имеет дело с не планируемыми затратами.

Классификация затрат для  осуществления контроля и регулирования  деятельностью организации (управленческие расходы)

Рассмотренные выше классификации затрат не решают всех задач по контролю за ними. Как  правило, продукция в процессе своего изготовления проходит ряд последовательных стадий в различных подразделениях предприятия. Располагая сведениями о себестоимости продукции, невозможно точно определить, как распределяются затраты между отдельными производственными участками (центрами ответственности). Эту задачу можно решить, если установить связь затрат и доходов с действиями лиц, ответственных за расходование ресурсов. Такой подход в управленческом учете назван учетом затрат по центрам ответственности.

В целях контроля и регулирования  уровня затрат применяется их следующая  классификация: регулируемые и нерегулируемые; эффективные и неэффективные; в  пределах норм (сметы) и отклонений от норм; контролируемые и неконтролируемые.

Регулируемые - затраты, зарегистрированные по центрам ответственности, величина которых зависит от степени их регулирования со стороны менеджера.

В целом на предприятии все затраты регулируемы, но не все затраты могут регулироваться на низших уровнях управления. Например, администрация предприятия имеет право регулировать приобретение производственных запасов, нанимать людей на работу, организовывать отдельные производственные участки, цехи и т.д. В то же время на такие затраты не влияет руководитель низшего звена управления. Затраты, на которые не влияет менеджер данного центра ответственности, называют нерегулируемыми со стороны этого менеджера. Так, мастер заготовительного участка не может влиять на затраты по оплате труда конструкторского отдела и т.п. Деление затрат на регулируемые и нерегулируемые предусмотрено в отчетах об исполнении сметы по центрам ответственности. Такое решение позволяет выделить сферу ответственности каждого менеджера и оценить его работу в части контроля за затратами подразделения предприятия.

Оценка  управленческой деятельности строится и на классификации затрат на эффективные и неэффективные.

Эффективные - затраты, в результате которых получают доходы от реализации тех видов продукции, на выпуск которых были произведены эти затраты. Неэффективные - расходы непроизводительного характера, в результате которых не будут получены доходы, так как не будет произведен продукт. Неэффективные расходы - это потери на производстве. К ним относят потери от брака, простоев, недостачи незавершенного производства и материальных ценностей на общезаводских складах и цеховых кладовых, порча материалов и др. Обязательность выделения неэффективных расходов диктуется тем, чтобы не допустить проникновения потерь в планирование и нормирование.

Деление затрат на расходы в пределах норм (сметы) и отклонений от норм применяют в текущем учете хода производства. Оно служит для определения эффективности работы подразделений путем оценки соответствия фактических затрат нормативным (плановым) или фактической себестоимости ее нормативному (плановому) уровню.

Для обеспечения действенности системы  контроля за затратами их группируют на контролируемые и неконтролируемые. К контролируемым относят затраты, которые поддаются контролю со стороны субъектов, т.е. лиц, работающих на предприятии. Особо важно выделение контролируемых затрат на предприятиях с многоцеховой организационной структурой. По своему составу они отличаются от регулируемых, так как имеют целевой характер и могут быть ограничены какими-то отдельными расходами. Например, по предприятию необходимо проконтролировать расход запасных частей для ремонта оборудования, находящегося во всех подразделениях предприятия. Неконтролируемые затраты - это расходы, не зависящие от деятельности субъектов управления. Например, переоценка основных фондов, повлекшая за собой увеличение сумм амортизационных отчислений, изменения цен на топливно-энергетические ресурсы и другие подобные расходы.

Из  всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

- затраты не однородны по своему составу, времени и месту осуществления, по целевому назначению. Основная часть затрат связана с производством и реализацией продукции, однако предприятие также осуществляет расходы на воспроизводство производственной базы, на социально-культурные мероприятия и др. Для правильного отражения различных затрат в бухгалтерском учете, для эффективного управления затратами необходимо применять экономически обоснованную классификацию затрат.

- в управленческом учете классификация затрат весьма разнообразна и зависит от того, какую управленческую задачу необходимо решить. Исходя из цели данной курсовой работы, я привела наиболее эффективную на мой взгляд классификацию затрат, т.к. к основным задачам управленческого учета относят: расчет себестоимости произведенной продукции, и определение размера полученной прибыли; принятие управленческого решения и планирование; контроль и регулирование производственной деятельности центров ответственности.

1.2 Методы управления затратами:  директ-костинг, абзорпшен-костинг

Управление  затратами осуществляется путем  совместной реализации совокупности функций  управления. Для реализации этих функций  в современной экономической  науке разработаны разнообразные  методы, приемы и способы. Применительно к затратам метод управления рассматривается как принятая последовательность действий, определяющая особенности реализации функций управления, позволяющей добиться поставленных при применении метода целей.

В управлении затратами крупных предприятий могут найти применение различные методы. Их выбор обусловлен, в первую очередь, целями управления и наличием условий для применения. В связи с этим рассмотрим возможности методов управления затратами. Основные методы управления затратами предприятия, а именно директ-костниг и абзорпшен-костинг, и их сущность представлены в таблице 1.

Таблица 1. Сущность и условия применения метода

 

метод

сущность метода

условия применения метода

 

Директ-костинг

Постоянные накладные расходы  не включаются в себестоимость продукции, а относятся непосредственно  на счет прибылей и убытков в том периоде, когда они произошли

Разделение затрат на переменные и  постоянные

 

Абзорпшен-костинг

В себестоимость продукции включаются все затраты (в том числе и  накладные)

Использование методов распределения  накладных затрат, позволяющих наиболее точно установить величину накладных затрат, включаемых в себестоимость единицы продукции

 
       

Как видно из таблицы главной  особенностью директ-костинг является то, что себестоимость промышленной продукции учитывается и планируется  только в части переменных затрат. Постоянные расходы собирают на отдельном счете и с заданной периодичностью списывают непосредственно на дебет счета финансовых результатов, например «Прибыли и убытки».

Постоянные расходы не включают в расчет себестоимости изделий, а как расходы данного периода списывают с полученной прибыли в течение того периода, в котором они были произведены. По переменным расходам оцениваются также и незавершенное производство.

При применении метода директ-костинг  схема построения отчетов о доходах  многоступенчатая. В них содержится, по крайней мере, 2 финансовых показателя: маржинальный доход и прибыль.

Отчет о доходах не обязательно  должен быть двухступенчатым. Если переменные затраты подразделять на производственные и непроизводственные, то данный отчет о доходах будет трех ступенчатым. В этом случае на первом этапе определяет производственные маржинальный доход как разность между объемом реализованной продукции и переменными производственными затратами. На втором этапе как разность между производственными маржинальными и внепроизводственными переменными затратами определяется маржинальный доход в целом по фирме. На третьем этапе - прибыль фирмы путем вычитания из общей суммы маржинального дохода суммы постоянных расходов.

Информация о работе Управление затратами как мера предупреждения банкротства