Управление затратами на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Метод управления затратами представляет собой по своей сущности управление деятельностью предприятия, так как охватывает все стороны происходящих производственных процессов. Соответственно, учет затрат и калькулирование себестоимости продукции - важнейшая часть управленческого учета. Себестоимость производства единицы продукции служит базой для принятия большинства управленческих решений. При этом состав и величина себестоимости определяются затратами, которые ее формируют.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 97.91 Кб (Скачать файл)

Введение

С переходом экономики  нашей страны на рыночные отношения  повышается самостоятельность предприятий, а также их экономическая и  юридическая ответственность. Резко  возрастают значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования, а также  повышение их конкурентоспособности. Умение эффективно хозяйствовать становится условием выживания предприятия  в конкурентной борьбе.

Острая конкурентная борьба заставляет предприятия проявлять  пристальный интерес к управлению затратами, искать пути по усовершенствованию их учета и мониторинга. Оптимизация  процесса управления затратами позволяет  предприятию снижать общий уровень  затрат. Это дает компании дополнительные конкурентные преимущества.

Основным финансовым результатом  деятельности предприятия является прибыль, которая служит основой  и источником средств для его  дальнейшего развития. Повысить прибыль  можно увеличивая объёмы производства или цены на выпускаемую продукцию, но это не всегда возможно и целесообразно. Поэтому основным условием увеличения прибыли предприятия является снижение издержек производства и сбыта продукции, в частности снижение себестоимости  выпускаемой продукции, поэтому  организация и управление затратами  являются приоритетной задачей для  предприятия. Практически на каждом предприятии имеются резервы  для снижения затрат до рационального  уровня, что и позволяет добиваться роста экономической эффективности  деятельности, повышения уровня конкурентоспособности. Снижение затрат на выпуск единицы  продукции позволяет предприятию  устанавливать более низкие и  гибкие цены, что даёт важное преимущество перед конкурентами. Поэтому для  каждого предприятия важен анализ затрат и эффективное управление ими для достижения высокого экономического результата. В последние годы наблюдается  тенденция к росту издержек производства в связи с удорожанием стоимости сырья, материалов, топлива, энергии, а также роста процентных ставок за пользование кредитом, роста расходов на рекламу, представительских расходов и т.д. Становление рыночных отношений требует совершенствования практики управления издержками производства с учетом особенностей переходного к рыночной экономике периода и международного опыта. Это позволит предприятию выжить в конкурентной борьбе, максимизировать прибыль и минимизировать расходы, обеспечить рентабельную деятельность предприятия.

Метод управления затратами  представляет собой по своей сущности управление деятельностью предприятия, так как охватывает все стороны  происходящих производственных процессов. Соответственно, учет затрат и калькулирование  себестоимости продукции - важнейшая  часть управленческого учета. Себестоимость  производства единицы продукции  служит базой для принятия большинства  управленческих решений. При этом состав и величина себестоимости определяются затратами, которые ее формируют.

Объектом исследования курсового  проекта явилось сельскохозяйственное предприятие ООО «Малинищи», расположенное в Пронском районе Рязанской области. Целью данного курсового проекта является изучение методики и порядка учета затрат в столовой ООО «Малинищи» .

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы  управления затратами

1.1 Понятие и сущность  затрат

В экономической литературе можно встретить такие понятия, как издержки, затраты, расходы. В  свое основе все эти понятия означают одно и то же - затраты предприятия, связанные с выполнением определенных операций. Термин «издержки» применяется, как правило, в экономической теории. Это суммарные жертвы предприятия, связанные с выполнением определенных операций. Они включают в себя как явные (бухгалтерские, расчетные), так и вмененные (альтернативные) издержки.

Под затратами следует  понимать явные (фактические, расчетные) издержки предприятия, а под расходами - уменьшение средств предприятия  или увеличение его долговых обязательств в процессе хозяйственной деятельности. Расходы означают факт использования  сырья, материалов, услуг. Лишь в момент реализации предприятие признает свои доходы и связанную с ним часть  затрат - расходы. Предметом управленческого учета среди прочего являются текущие издержки организации. В п.9 ПБУ 10/99 по сути изложен механизм перехода от расходов организации к себестоимости единицы продукции (работ, услуг). Определенно, что для целей формирования организацией финансового результата от обычных видов деятельности определяется себестоимость произведенной продукции (работ, услуг), которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности:

- признанных в отчетном  году и в предыдущие отчетные периоды;

- переходящих расходов, имеющих  отношение к получению доходов  в последующие отчетные периоды

1 Балабанов И.Т. «Основы финансового менеджмента»: Учебное пособие – М: Финансы и статистика, 2005г

Процесс управления затратами - это многопрофильный процесс, охватывающий все стороны хозяйственной деятельности, начиная от снабжения предприятия материальными ресурсами и оборудованием и кончая реализацией готовой продукции. Система управления затратами на производство предполагает выполнение следующих функций управления:

-планирование и нормирование затрат в целом по предприятию, по видам затрат и продукции, по подразделениям и службам предприятия;

-учёт затрат на производство;

-контроль за отклонениями в затратах;

-анализ затрат на производство - оперативный, текущий (годовой), перспективный;

-организация и регулирование затрат, активизация и стимулирование выявления резервов снижения затрат;

-подведение итогов деятельности.

Управление затратами  позволяет: улучшить экономические  результаты деятельности; определить величину затрат по основным функциям управления; рассчитать себестоимость единицы продукции как в целом по предприятию, так и по отдельным его подразделениям - центрам затрат; подготовить информационную базу, позволяющую оценивать затраты при выборе и принятии хозяйственных решений, контролировать уровень текущих затрат; выявлять резервы снижения себестоимости на всех этапах производственного процесса и во всех производственных подразделений предприятия; выбирать системы управления затратами, наиболее соответствующие условиям работы предприятия.

Примерная схема взаимосвязи  этих процессов дана на рис. 1.

                   

Бухгалтер в этой цепочке  связи формирует фактические  контрольные отчеты руководителям, осуществляющим контроль за затратами. Обратная связь заключается в  такой корректировке деятельности предприятия, которая позволила  бы привести в соответствие фактические  результаты с запланированными данными.

Термин «доходы» и «расходы»  организации, определенные названными положениями, не противоречат Международным  стандартам финансовой отчетности, в  соответствии с которыми расходы  включают убытки и затраты, возникшие  в ходе основной деятельности предприятия. Они, как правило, принимают форму  оттока или уменьшения актива. Расходы  признаются в отчете о прибылях и  убытках на основании непосредственной связи между понесенными затратами  и поступлениями по определенным статьям дохода. Данный подход называется соответствием расходов и доходов. Таким образом, в бухгалтерской  отчетности все доходы должны соотноситься с затратами на их получение, называемыми  расходами (принцип соотнесение  доходов). Понятие «издержки» из числа рассмотренных является наиболее обобщающим показателем. Издержки - денежное измерение суммы ресурсов, используемых с какой-либо целью.(Л2 СТР.78).

Процесс управления затратами - это многопрофильный процесс, охватывающий все стороны хозяйственной деятельности, начиная от снабжения предприятия  материальными ресурсами и оборудованием  и кончая реализацией готовой  продукции. Система управления затратами  на производство предполагает выполнение следующих функций управления:

-планирование и нормирование затрат в целом по предприятию, по видам затрат и продукции, по подразделениям и службам предприятия;

-учёт затрат на производство;

-контроль за отклонениями в затратах;

-анализ затрат на производство - оперативный, текущий (годовой), перспективный;

-организация и регулирование затрат, активизация и стимулирование выявления резервов снижения затрат;

-подведение итогов деятельности.

Управление затратами  позволяет: улучшить экономические  результаты деятельности; определить величину затрат по основным функциям управления; рассчитать себестоимость единицы продукции как в целом по предприятию, так и по отдельным его подразделениям - центрам затрат; подготовить информационную базу, позволяющую оценивать затраты при выборе и принятии хозяйственных решений, контролировать уровень текущих затрат; выявлять резервы снижения себестоимости на всех этапах производственного процесса и во всех производственных подразделений предприятия; выбирать системы управления затратами, наиболее соответствующие условиям работы предприятия. Большое значение для правильной организации учета затрат имеет их научное обоснованная классификация. Затраты на производство группируют по месту их возникновения, носителям затрат и видам расходов. По месту возникновения затраты группируют по производствам, цехам, участкам и другим структурным подразделениям предприятия. Такая группировка затрат необходима для организации учета по центрам ответственности и определения себестоимости продукции (работ, услуг). Носителями затрат называют виды продукции (работ, услуг) предприятия, предназначенные к реализации. Эта группировка необходима для определения себестоимости единицы продукции (работ, услуг).

1.2.Классификация затрат

Затраты характеризуют в  денежном выражении объём ресурсов, использованных в определённых целях, и трансформируются в себестоимость  продукции (работ, услуг). Чтобы провести различие между расходами данного  периода и возникающими в связи  с ними затратами, отметим следующее:

- затраты текущего года являются также расходами предприятия за этот год;

- затраты, понесённые до текущего года, становятся расходами данного года и появляются как активы на начало этого года;

- затраты текущего года могут быть расходами будущих лет и будут отражены как активы на конец текущего года. В соответствии с ПБУ 10/99 "Расходы организаций" установлен следующий состав затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг):

Материальные затраты  за вычетом стоимости возвратных доходов (в том числе стоимость  сырья и материалов; полученных комплектующих  изделий и полуфабрикатов; работ  и услуг производственного характера, выполненных сторонними организациями; топлива энергии); Затраты на оплату труда (основная и дополнительная заработанная плата персонала); Отчисления на социальные нужды (начисление ЕСН); Амортизация основных средств;

 

 


2 Бороненкова С.А. «Управленческий анализ» - М: Финансы и статистика, 2008 г.

Прочие затраты (износ  по нематериальным активам, арендная плата, обязательные страховые платежи; проценты по кредитам банков в пределах ставок рефинансирования; налоги, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг; отчисления в ремонтный фонд; оплата услуг сторонних организаций; другие затраты).

Затраты также являются и  предметом управления во всём их многообразии, для чего их необходимо классифицировать по определённым признакам:

- по экономическому содержанию (по видам расходов) - на статьи  расходов (статьи калькуляции) и  экономические элементы затрат;

- по отношению к производственному  (технологическому) процессу - на основные  и накладные;

- по отношению к объёму  производства - на переменные и  условно-постоянные.

- по однородности своего  состава - на одноэлементные и  комплексные;

- по способу включения  в себестоимость продукции - на  прямые и косвенные;

- по участию в процессе  производства - на производственные  и коммерческие (внепроизводственные);

- по периодичности возникновения  - на текущие и единовременные;

- по возможности планирования - на планируемые и не планируемые;

- по видам продукции  (работ, услуг).

В любой фирме эти классификации  и группировки затрат могут применяться  в большей или меньшей степени. Структура затрат по экономическим  элементам отражает в общем виде материалоёмкость, трудоёмкость, и фондоёмкость производства. Она включена в обязательную отчётность предприятий в форме № 5 годового отчёта и обобщается статистическими органами в целом по народному хозяйству и в разрезе отраслей народного хозяйства. Группировка по экономическим элементам используется при составлении сметы затрат на производство по предприятию, цехам или другим объектам управления затратами. Но она не позволяет выделить основные затраты, затраты на обслуживание производства и управление; затраты на сбыт и реализацию продукции. Для этих целей применяется группировка производственных затрат по калькуляционным статьям себестоимости, которая позволяет выделить расходы, связанные с производством отдельных видов продукции.

Информация о работе Управление затратами на предприятии