Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 15:06, реферат
Экономический рост и благополучная жизнь населения основаны на экономике, построенной на знаниях. Сегодня интеллектуальные ресурсы, информация и знания являются основной ценностью и решающим фактором в конкурентной борьбе. В настоящий момент это одно из самых перспективных и бурно развивающихся направлений менеджмента, как науки, так и практики.
Понятие «управление знаниями» родилось в середине 90-х годов в крупных корпорациях, где проблемы обработки информации приобрели особую остроту, став критическими. Выяснилось, что основное узкое место - это обработка знаний, накопленных специалистами компании (именно такие знания обеспечивают ей преимущество перед конкурентами). [2 .Менеджмент знаний: подходы к внедрению, Савельев А.В. // Стандарты и качество -2005]
Управление знаниями (knowledge management) - это формальный процесс, который состоит в оценке организационных процедур, людей и технологий и в создании системы, использующей взаимосвязи между этими компонентами с целью предоставления нужной информации нужным людям в нужное время, что приводит к повышению продуктивности. Знание, которое не используется и не возрастает, в конечном счете, устаревает и становится бесполезным, точно так же, как деньги, которые хранятся, не превращаясь в оборотный капитал, в конечном счете, обесцениваются. Знание же, которое распространяется, приобретается и обменивается, наоборот, генерирует новое знание.
Компании, которые осознали ценность «знания» и поставили управление им, способны координировать использование своих традиционных ресурсов или комбинировать их новыми и особыми способами, обеспечивая большую выгоду для потребителей, чем конкуренты. Знания, особенно полученные в результате специфического опыта фирмы, имеют тенденцию к уникальности и трудны для имитации. Поэтому , в отличии от многих традиционных ресурсов нелегко выйти на рынок со знаниями в «готовой для использования» форме. Для того, чтобы получить аналогичные знания конкуренты должны обладать аналогичным опытом и они ограничены в возможностях ускорить свое обучение даже при больших инвестициях.
В данной курсовой работе управление знаниями рассматривается как инструмент повышения эффективности деятельности организации
Введение
Глава 1 Основы управленииязнаниями
1.1интеллектуальный капитал как объект управления
1.2 Организация управления знания
4 Зарубежный опыт менеджмента знаний
Заключение
Содержание
Введение
Глава 1 Основы управленииязнаниями
1.1интеллектуальный капитал как объект управления
1.2 Организация управления знания
4 Зарубежный опыт менеджмента знаний
Заключение
Введение
Экономический рост и благополучная
жизнь населения основаны на экономике,
построенной на знаниях. Сегодня
интеллектуальные ресурсы, информация
и знания являются основной ценностью
и решающим фактором в конкурентной
борьбе. В настоящий момент это
одно из самых перспективных и
бурно развивающихся
Понятие «управление знаниями» родилось в середине 90-х годов в крупных корпорациях, где проблемы обработки информации приобрели особую остроту, став критическими. Выяснилось, что основное узкое место - это обработка знаний, накопленных специалистами компании (именно такие знания обеспечивают ей преимущество перед конкурентами). [2 .Менеджмент знаний: подходы к внедрению, Савельев А.В. // Стандарты и качество -2005]
Управление знаниями (knowledge management) - это формальный процесс, который состоит в оценке организационных процедур, людей и технологий и в создании системы, использующей взаимосвязи между этими компонентами с целью предоставления нужной информации нужным людям в нужное время, что приводит к повышению продуктивности. Знание, которое не используется и не возрастает, в конечном счете, устаревает и становится бесполезным, точно так же, как деньги, которые хранятся, не превращаясь в оборотный капитал, в конечном счете, обесцениваются. Знание же, которое распространяется, приобретается и обменивается, наоборот, генерирует новое знание.
Компании, которые осознали ценность «знания» и поставили управление им, способны координировать использование своих традиционных ресурсов или комбинировать их новыми и особыми способами, обеспечивая большую выгоду для потребителей, чем конкуренты. Знания, особенно полученные в результате специфического опыта фирмы, имеют тенденцию к уникальности и трудны для имитации. Поэтому , в отличии от многих традиционных ресурсов нелегко выйти на рынок со знаниями в «готовой для использования» форме. Для того, чтобы получить аналогичные знания конкуренты должны обладать аналогичным опытом и они ограничены в возможностях ускорить свое обучение даже при больших инвестициях.
В данной курсовой работе управление знаниями рассматривается как инструмент повышения эффективности деятельности организации. Для этого
Глава 1. Основы управления знаниями
Интеллектуальный капитал как объект управления
В настоящее время, к сожалению, нет однозначного толкования понятия «интеллектуальный капитал», поскольку все, кто пытался дать определение, как правило, подходили к этому, ставя перед собой разные цели. Например, Том Стюарт, один из первых исследовавший данную проблематику, дал следующее определение интеллектуального капитала: «интеллектуальный капитал – это накопленные полезные знания», «интеллектуальный материал, который сформирован, закреплен за компанией и используется для производства более ценного имущества. Разум становится имуществом, когда под влиянием свободно действующей силы мозга создается нечто полезное, имеющее определенную форму: перечень сведений, база данных, описание процесса и т.д.»( Брукинг Э. Интеллектуальный капитал. Ключ к успеху в новом тысячелетии / Пер. с англ. СПб., 2001. )
В этом определении подчеркивается интеллектуальное происхождение: интеллектуальный капитал рассматривается как результат работы мысли, результат знаний. Можно сказать, что, по Стюарту, интеллектуальный капитал – это знания, воплощенные в более осязаемую, чем мысль, форму. Аналогичный подход предлагает и другой исследователь проблематики К. Багиновский (в соавторстве): «Определение интеллектуального капитала носит достаточно общий характер и обычно подразумевает сумму тех знаний всех работников компании, которая обеспечивает ее конкурентоспособность» Друкер П. Энциклопедия менеджмента. М.: Вильямс, 2006
Красноречив подход Л. Эдвинссона, одного из ведущих специалистов в мире по интеллектуальному капиталу. В статье «Перспективы неосязаемых активов и интеллектуального капитала» в журнале «Интеллектуальный капитал», он отмечает, что новая сфера создания стоимости в новой экономике — это «так называемая неосязаемая сфера, или сфера интеллектуального капитала». Этот подход хорошо иллюстрируется и Ф. М'Ферсоном и С. Пайком, которые приводят схему типичного, по их мнению, представления интеллектуального капитала в литературе (рис. 1). Edvinsson L. Some perspectives on intangibles and intellectual capital 2000 // Journal of Intellectual Capital. 2000. Vol. 1. № 1. Р. 12–16. 7. Petty R., Guthrie J. Intellectual Capital Literatur
Аккумулируя различные подходы к данному понятию, интеллектуальным капиталом является интеллектуальное богатство организации, предопределяющее ее творческие возможности по созданию и реализации интеллектуальной и инновационной продукции.
При этом ИК включает две основные составляющие:
· кадровый капитал (КК);
· интеллектуальная собственность (ИС).
В свою очередь кадровый капитал включает:
· человеческие активы (ЧА);
· структурные активы (СА).
Интеллектуальная
· производительные интеллектуальные активы (ПИА);
· маркетинговые интеллектуальные активы (МИА).
Человеческие активы — это знания, опыт (навыки) и профессиональные качества сотрудников организации, специалистов, которые наделены природой определенными способностями и характером, получили то или иное воспитание и имеют соответствующий культурный уровень. Именно эта часть интеллектуального капитала является его базовой составляющей и представляет собой инструментарий, обеспечивающий создание интеллектуальной собственности (второй составляющей ИК).
Структурные активы предопределяют тот потенциал творческой активности коллектива сотрудников, который обеспечивает успешное и полное использование человеческих активов организации таким образом, что результат коллективной работы становится больше, чем просто сумма результатов отдельных специалистов. При этом чем выше уровень структурных активов, тем больше синергический эффект коллективной работы.
Эта составляющая кадрового капитала определяется прежде всего корпоративной культурой, общей культурой взаимодействий в коллективе и способствует накоплению знаний, приобретению новых навыков, обогащению опыта и совершенствованию профессиональных качеств специалистов. Корпоративная культура существенно влияет на все составляющие структурных активов:
· технологии коллективной работы;
· принципы руководства коллективом (мотивация, подбор специалистов, формирование команд для выполнения заданий и т.п.);
· систему обучения специалистов (переподготовка, повышение квалификации и т.п.);
· бизнес-технологии, определяющие поведение организации на рынке товаров и услуг.
Интеллектуальная собственность
Следует акцентировать внимание на трех объектах интеллектуальной собственности:
· объекты промышленной собственности;
· объекты авторского права;
· ноу-хау.
Объекты промышленной собственности подразделяют на две подгруппы: ОПС-1 и ОПС-2. При этом к объектам промышленной собственности первой подгруппы относятся:
· изобретения;
· полезные модели;
· промышленные образцы;
· селекционные достижения.
Объектами промышленной собственности второй подгруппы являются:
· фирменные наименования;
· товарные знаки;
· знаки обслуживания;
· наименования мест происхождения товаров.
Объектами авторского права являются:
· произведения науки, литературы, искусства;
· программы ЭВМ;
· базы данных;
· топологии интегральных схем;
· объекты защиты смежных прав (теле- и радиопостановки, исполнение художественных произведений и т.п.).
Все объекты промышленной собственности, авторского права и ноу-хау (в зависимости от того, как они овеществляются в инновации) делятся на две группы: производительные и маркетинговые активы.
Производительные
Маркетинговые интеллектуальные активы (МИА) овеществляются в процессе реализации инновационной продукции непосредственно в товарах. К МИА относятся, как показано на рис. 2, объекты промышленной собственности второй подгруппы (ОПС-2) и те объекты авторского права и ноу-хау, которые используются при исследовании рынка и в рекламных целях, предопределяя широкую известность новой продукции и ее успешную реализацию в соответствующих нишах рынка.
Целесообразно ИК, представленный кадровым капиталом и интеллектуальной собственностью организации, рассматривать как составную часть накопленных ею благ, и следовательно, как часть ее капитала. В этом случае в круговороте превращений капитала организации будет участвовать и ИК, проходя три стадии превращений.
На первой стадии происходит превращение денежной формы в интеллектуальные элементы производительного капитала:
· производится наем рабочей силы, занимающейся управленческой, инженерной, научной и другими видами интеллектуальной деятельности, со знаниями, опытом и навыками в применении этих знаний;
· разрабатываются инновационные идеи с использованием знаний и навыков специалистов и создаются продукты интеллектуального труда — объекты интеллектуальной собственности (на этой стадии может также осуществляться заимствование объектов интеллектуальной собственности сторонних организаций с приобретением частичных или полных прав на их использование).
Кроме того, деньги расходуются на увеличение интеллектуального потенциала организации по следующим направлениям:
· обучение и переподготовка специалистов, в результате чего увеличивается объем их знаний, повышается качество этих знаний, совершенствуются навыки;
· повышение корпоративной культуры организации, улучшение технологий коллективной работы;
· мотивация интеллектуального труда, повышения творческой активности, практической значимости создаваемой интеллектуальной продукции и т.п.
На второй стадии превращений интеллектуальные элементы производительного капитала (производительные интеллектуальные активы) обеспечивают создание интеллектуальной составляющей инновационной продукции. Овеществляемые в инновационной продукции предметы интеллектуального труда предопределяют совокупность свойств и качество этой продукции в целом, ее потребительскую ценность. Интеллектуальный капитал овеществляется в продукции на всех технологических этапах ее создания и производства: в материалах, из которых производится продукция, в станках и оснастке, которые используются в производственном цикле, в упаковке и т.д. Овеществленный на второй стадии превращений интеллектуальный капитал создает прибавочную стоимость, и чем выше уровень достигнутого при этом качества продукции, тем больше величина созданной прибавочной стоимости.
На третьей стадии кругооборота превращений интеллектуального капитала продукция становится товаром, в котором овеществляются маркетинговые интеллектуальные активы, еще более увеличивая потребительскую ценность товара. На этом завершается формирование рыночной стоимости инновационной продукции, которая определяется ее материальной и интеллектуальной составляющими [4]. Реализуемый товар превращается в деньги, часть которых, пропорциональная интеллектуальной составляющей рыночной стоимости продукции, является результатом завершения превращений интеллектуального капитала.