Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 15:06, реферат
Экономический рост и благополучная жизнь населения основаны на экономике, построенной на знаниях. Сегодня интеллектуальные ресурсы, информация и знания являются основной ценностью и решающим фактором в конкурентной борьбе. В настоящий момент это одно из самых перспективных и бурно развивающихся направлений менеджмента, как науки, так и практики.
Понятие «управление знаниями» родилось в середине 90-х годов в крупных корпорациях, где проблемы обработки информации приобрели особую остроту, став критическими. Выяснилось, что основное узкое место - это обработка знаний, накопленных специалистами компании (именно такие знания обеспечивают ей преимущество перед конкурентами). [2 .Менеджмент знаний: подходы к внедрению, Савельев А.В. // Стандарты и качество -2005]
Управление знаниями (knowledge management) - это формальный процесс, который состоит в оценке организационных процедур, людей и технологий и в создании системы, использующей взаимосвязи между этими компонентами с целью предоставления нужной информации нужным людям в нужное время, что приводит к повышению продуктивности. Знание, которое не используется и не возрастает, в конечном счете, устаревает и становится бесполезным, точно так же, как деньги, которые хранятся, не превращаясь в оборотный капитал, в конечном счете, обесцениваются. Знание же, которое распространяется, приобретается и обменивается, наоборот, генерирует новое знание.
Компании, которые осознали ценность «знания» и поставили управление им, способны координировать использование своих традиционных ресурсов или комбинировать их новыми и особыми способами, обеспечивая большую выгоду для потребителей, чем конкуренты. Знания, особенно полученные в результате специфического опыта фирмы, имеют тенденцию к уникальности и трудны для имитации. Поэтому , в отличии от многих традиционных ресурсов нелегко выйти на рынок со знаниями в «готовой для использования» форме. Для того, чтобы получить аналогичные знания конкуренты должны обладать аналогичным опытом и они ограничены в возможностях ускорить свое обучение даже при больших инвестициях.
В данной курсовой работе управление знаниями рассматривается как инструмент повышения эффективности деятельности организации
Введение
Глава 1 Основы управленииязнаниями
1.1интеллектуальный капитал как объект управления
1.2 Организация управления знания
4 Зарубежный опыт менеджмента знаний
Заключение
На вырученные таким образом деньги при правильной организации бизнеса производится приумножение интеллектуального капитала с переходом вновь на первую стадию превращений капитала.
Управление интеллектуальным капиталом должно обеспечить его постоянное непрерывающееся движение через три стадии его превращений. Отсутствие одной из составляющих этого цикла приводит к прекращению развития интеллектуального потенциала любой организации. Созданный однажды и не овеществленный в дальнейшем в материальной продукции интеллектуальный капитал становится мертвым грузом, балластом неоправданных расходов и неокупившихся инвестиций.
Для управления движением интеллектуального капитала через три стадии его превращений необходимо установить количественные показатели оценки эффективности создания, овеществления и реализации ИК в каждом цикле совместного круговорота с промышленным капиталом организации.
С этой целью будем рассматривать интеллектуальный капитал как объект совместного с промышленным капиталом управления.
На входе объекта управления — вектор управляющих воздействий Х, на выходе — определяющий результат функционирования объекта вектор Y и обратные связи Y1 и Y2. Внутренними элементами объекта управления являются:
· интеллектуальный капитал, состоящий из кадрового капитала и создаваемой в процессе функционирования объекта интеллектуальной собственности;
· производительный капитал, состоящий из основного и оборотного капитала;
· материальная и интеллектуальная продукция;
· товар, реализация которого определяет результат функционирования объекта управления — Y.
Внутренние связи показывают последовательные превращения элементов объекта управления и формирование результирующего вектора Y. Интеллектуальная собственность овеществляется дважды: первый раз — участвуя в создании и производстве материальной продукции совместно с основным и оборотным капиталом, второй — при превращении продукции в товар. Кроме того, ИК реализуется как товар, будучи интеллектуальной продукцией.
В качестве входного управляющего воздействия Х в данной модели рассматривались инвестиции, а обратная связь — отчисления от выручки, получаемой в результате реализации товара. Часть этих отчислений в размере Y1 используется для поддержания производственного процесса, погашения постоянных и переменных затрат. Другая часть отчислений Y2 тратится на создание интеллектуальной собственности, поддержание и повышение интеллектуального потенциала организации, чтобы обеспечить непрерывность циклов превращений интеллектуального капитала.
Остающаяся часть выручки Y3 должна покрывать возврат произведенных финансовых заимствований на инвестиции Х, выплаты за использование заимствованного интеллектуального капитала, отчисления на налоги, штрафы и другие взыскания фискальных органов.
Проведенная формализация объекта управления учитывает все стадии превращений интеллектуального и промышленного капиталов: на входе в объект — денежные поступления Х, Y1, Y2, которые внутри объекта превращаются в материальную и интеллектуальную продукцию определенных объемов и рыночной стоимости. Далее эта продукция реализуется как товар по цене, соответствующей ее рыночной стоимости. Получаемая при этом выручка Y (деньги) расходуется по трем направлениям — Y1, Y2 и Y3. Круг превращений капитала завершен.
Задача управления кругооборотом капитала в данном случае формулируется следующим образом: необходимо обеспечить такие параметры {si} процесса интеллектуально-инновационной деятельности организации, чтобы получаемая выручка Y была бы не меньше суммы расходов Y1, Y2 и Y3 на обеспечение непрерывного кругооборота интеллектуального и промышленного капиталов организации.
Сформулированное правило управления запишется в виде следующего неравенства:
Y(s1, s2, … , sr) > Y1(s1, s2, …, sr) + Y2(s1, s2, …, sr) + Y3(s1, s2, …, sr). (1)
Практическую целесообразность
использования и
Некоторая организация предполагает путем диверсификации своего производства создать прибыльный бизнес. Руководство организации определило, что для разработки собственного бренда потребуется не менее nБ лет, а на научную проработку инновационной идеи, опытно-конструкторские работы, создание опытного образца, его доводку до рыночной кондиции и разработку технологии серийного производства новой продукции затраты составят СБ рублей на единицу производства.
В период разработки собственного бренда руководство организации предполагает начать выпуск продукции, близкой по технологии производства к той, которая выпускается известным производителем, имеет хороший спрос, реализуется по цене Ц и приносит высокие прибыли. При этом целесообразно заключить лицензионный договор с этим производителем с оплатой сделки на базе роялти (R).
Предварительные расчеты позволили определить постоянные затраты Fc и переменные затраты v, которые будут иметь место при производстве лицензионной продукции на предприятиях организации.
Начало переговоров с
лицензиаром позволило
X = co Qm, (2)
где со — затраты на новую продукцию.
Бухгалтерия организации установила, что величина SВ суммы возврата заимствованного капитала на инвестиции Х (при прямолинейном принципе возврата) будет определяться по формуле:
SВ = Х [1 + 0,5 a (n + 1)], (3)
где а — банковская процентная ставка;
n — срок возврата капитала.
Выплаты лицензиару SЛ согласно лицензионному договору будут определяться как отчисления от будущей выручки Y в размере роялти:
SЛ = RY.
Организация выплачивает два вида налогов: Н1 — обусловленные ее имущественным состоянием; Н2 — связанные с производственно-хозяйственной деятельностью, главным образом, с получаемой выручкой. Эта часть налогов в случае выпуска лицензионной продукции, реализуемой по цене Ц, с годовым объемом выпуска Qm определится по формуле:
H2 = h2 Ц Qm. (5)
Для выработки управленческого решения необходимо определить все составляющие неравенства (1).
Выручка организации Y от реализации лицензионной продукции по цене Ц в объеме Qm в течение n лет действия лицензионного договора определится по формуле:
Y = Ц Qm n.
Расходы на обеспечение производственного процесса Y1 в течение n лет зависят от предварительно определенных значений постоянных (Fc) и переменных ( ) затрат и с учетом годового объема Qm выпуска лицензионной продукции вычисляются по формуле:
Y1 = (Fc + Qm) n.
Затраты Y2 на разработку собственного бренда определены и составляют:
Y2 = CБ.
Третья статья расходов Y3 представляет собой сумму затрат на покрытие произведенных финансовых заимствований Х, выплаты лицензиару по лицензионному договору (за заимствованный интеллектуальный капитал) и налоговые отчисления (Н1 + Н2). С учетом формул (2)–(6) сумму этих расходов будем определять следующим образом:
Y3 = cо Qm [1 + 0,5a (n + 1)] + R Ц Qm n + (H1 + h2 Ц Qm) n. (9)
На основании полученных зависимостей (6)–(9) неравенство (1) запишется в следующем виде:
Qm Ц n > (Fc + Qm) n + CБ + со Qm[1 + 0,5а (1 + n)] + R Ц Qm n + ( H1 + h2 Ц Qm) n. (10)
В неравенстве (10) неизвестными являются два параметра управления s1 = Qm и s2 = n, определяющие главные условия лицензионного договора. На основании неравенства (10) между этими параметрами устанавливается следующая зависимость:
n = A (Qm) / B (Qm).
При этом:
A (Qm) = CБ + со Qm (1 + 0,5a),
B (Qm) = Ц [1 – (R + h2)] Qm – Qm – (Fc + H1) – 0,5a co Qm. (13)
По полученным формулам проведены расчеты для следующих исходных данных:
СБ = 10 000 000 руб., nБ = 3, 75 года, Ц = 500 руб., со = 200 руб./шт., = 100 руб./шт., R = 0,05, a = 0,10, h2 = 0,05, H1 = 300 000 руб., Fс = 150 000 руб.
На основании проведенных расчетов построена графическая зависимость (рис. 5) между двумя параметрами управления Qm и n, определяющими условия лицензионного договора. Так как продолжительность разработки собственного бренда nБ = 3,75 года, то срок, на который целесообразно заключать лицензионный договор, — n = 4 года. В этом случае, исходя из рис. 5 и на основании расчета, годовой объем выпуска лицензионной продукции должен быть больше 10 260 единиц и реализоваться по цене Ц = 500 руб./шт.
Финансовые заимствования на инвестиции определяются по формуле (2) и составят Х = 2 052 000 руб. При этом сумма возврата заимствованного капитала SB, определенная по формуле (3), будет составлять 2 565 000 руб. и будет возвращена в течение 4 лет из получаемой от реализации лицензионной продукции выручки.
Изменение значений заданных параметров управления Ц, Fc, , a, R и других приведет к новой зависимости величины Qm от n, которые определяют условия лицензионного договора. Такие изменения могут произойти уже в процессе производства лицензионной продукции. При этом условие (1) может нарушиться так, что станет невозможно покрывать все расходы за счет получаемых доходов. В этом случае необходимо заново решать задачу управления, используя формулы (11)–(13), чтобы найти такие оперативные воздействия, посредством которых можно было бы изменить постоянные и переменные расходы на производство продукции, сроки разработки и затраты на создание собственного бренда, осуществить дополнительные инвестиции в интеллектуально-инновационную деятельность организации.
Выводы
1. ИК, состоящий из двух тесно взаимодействующих частей — кадрового капитала и интеллектуальной собственности, — находится в постоянном движении и проходит три стадии превращений, такие же, как и промышленный капитал, принимая при этом соответствующие формы: денежную, производительную и товарную.
2. Главной целью управления
интеллектуальным капиталом является
обеспечениенеразрывности круго
3. ИК как объект управления должен рассматриваться в тесном функциональном взаимодействии с промышленным капиталом, так как в процессе превращений ИКовеществляется в материальной продукции, создавая интеллектуальную составляющую рыночной ее стоимости, что предопределяет переход ИК в денежную форму.
4. Разработанная концептуальная
модель интеллектуального капитала как
объекта управления и формализованное
неравенством (1) правило управления ИК
позволяют решать практические задачи
по обеспечению неразрывности круг
Организация управления знаниями
Для того чтобы постоянно сокращать дефицит знаний, организации должны решать такие важнейшие задачи, как:
В условиях революционных изменений в производственных и информационных технологиях формируется новая функция управления, в задачу которой входит аккумулирование интеллектуального капитала, выявление и распространение имеющейся информации и опыта, создание предпосылок для распространения и передачи знаний. Использование интеллектуального капитала и связанная с этим профессиональная компетенция кадров обеспечивают выживание и экономический успех компаний. Именно знания становятся источником высокой производительности, инноваций и конкурентных преимуществ,как это показано на рис. 2. В конкретном приложении управлениезнаниями как функция и как вид
управленческой деятельности охватывает:
На рисунке 1 приведена упрощенная схема основных циклов процессов управления знаниями.
Рисунок 1. Основные циклы процессов управления знаниями
Внедрению обычно предшествует процедура
формализации деятельности предприятия
методом онтологического
Система управления знаниями автоматически направляет действия пользователей в соответствии с онтологией, которая была получена на этапе формализации. Это выражается в том, например, что при наполнении системы не создается бессмысленных структур, поскольку в онтологии описаны правила связывания объектов.