Управлении условиями труда на предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – дать основные сведения об управлении условиями труда на предприятиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
дать определение понятия условий труда;
охарактеризовать факторы, определяющие условия труда;
рассмотреть социально-психологические и организационно- экономические методы управления условий труда.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Условия труда: понятие, определяющие факторы. Оценка условий труда………………………………………………………………………………5

2. Социально-психологические методы управления условиями труда….......11
3. Организационно-экономические методы управления условиями труда….22
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованной литературы…………………………………..............32

Файлы: 1 файл

курсовая по ОТП.docx

— 62.80 Кб (Скачать файл)

 

 
   




Комфортными считаются условия  труда, при которых выполняемая  работа по психофизиологическим критериям  относится к первой категории  тяжести, по санитарно-гигиеническим  критериям производственная среда  не содержит отклонений от установленных  ПДК и ПДУ, по эстетическим критериям  отвечает современным требованиям  и рекомендациям, по социально-психологическим  критериям создана благоприятная  атмосфера среди работающих, обеспечивающая соблюдение техники безопасности и  охраны труда.

  • Благоприятные -  к ним относится работа, при которой нормальное функциональное состояние не уменьшается на протяжении рабочей смены. ПДК и ПДУ не превышает требований нормативно-технических документов. Работоспособность не нарушается, профзаболеваний нет.
  • Для третьей категории характерно то, что у практически здоровых людей формируются реакции, характерные для пограничного состояния организма человека. Всего существует три вида состояния организма под воздействием условий труда: нормальное, пограничное и патологическое.
  • На четвертой категории тяжести труда выполнение работ приводит к глубоким пограничным, предпатологическим реакциям в организме практически здоровых людей, возрастает количество травм, могут возникнуть профессиональные заболевания.
  • Еще ближе к риску пятая категория.
  • Рискованными являются условия труда, при которых выполняемая работа по психофизиологическим критериям относится к шестой категории тяжести, по санитарно-гигиеническим критериям производственная среда имеет значительные отклонения от установленных ПДК и ПДУ (например, шум, достигающий 70-120 дБ) по многим элементам, не уделяется внимание использованию эстетических факторов, не соблюдаются требования охраны труда и техники безопасности, люди работают в условиях постоянного риска утраты трудоспособности и здоровья.

Таким образом, интегральная оценка условий  труда в каждом конкретном случае основана на определении реального  соотношения содержащихся в них  элементов комфорта и риска.

 

2.3.Аттестация рабочих мест как комплексная оценка условий труда.

 

Комплексная оценка условий труда  на основе специальных исследований факторов производственной среды проводится при аттестации рабочих мест. Результаты этой работы используются предприятиями  и организациями для проведения мероприятий для улучшения условий  труда, установления доплат, льгот и  компенсаций за работу в неблагоприятных  условиях труда, в том числе за счет собственных средств предприятий  и организаций, а также для  определения дифференцированных тарифов (взносов) на государственное социальное страхование в зависимости от условий труда. Аттестация рабочих  мест по условиям труда проводится один раз в 5 лет специальной комиссией, в состав которой включаются главные  специалисты предприятия, работники  отделов кадров, труда и заработной платы, охраны труда, медицинские работники, представители профсоюзного комитета. Исследования санитарно-гигиенических  факторов производственной среды, тяжести  и напряженности трудового процесса проводятся на конкретных рабочих местах путем лабораторных исследований, инструментальных замеров и расчетов. Результаты инструментальных замеров параметров вредных и  опасных производственных факторов оформляются протоколами и заносятся  в Карту условий труда на рабочем месте.

Обязательным приложением к  Карте являются данные хронометражных наблюдений, используемые в качестве методик измерения при оценке фактических величин психофизиологических факторов условий труда. Оценка результатов исследования и инструментальных замеров санитарно-гигиенических факторов проводится путем сопоставления их фактических значений с нормативными. Общая оценка условий труда в баллах рассчитывается путем суммирования оценок всех производственных факторов. На ее основании условия труда классифицируются на следующие группы:

  • допустимые (производственные факторы не превышающие ПДК и ПДУ);
  • вредные и тяжелые 1-й степени (общая оценка менее 6 баллов);
  • вредные и тяжелые 2-й степени (общая оценка от 6 до 8 баллов включительно);
  • вредные и тяжелые 3-й степени (общая оценка свыше 8 баллов).

По результатам аттестации составляются:

  • перечни рабочих мест, производств, профессий и должностей, работники которых подтвердили право на пенсию в связи с особыми условиями труда;
  • перечни рабочих мест, производств, профессий и должностей, работниками которых устанавливаются оплаты за работу в неблагоприятных условиях труда;
  • организационно-технические мероприятия по рационализации рабочих мест в целях приведения их в соответствие с требованиями правил и норм охраны труда.

 

 

 

 

3. Организационно-экономические методы.

3.1.Правовые и нормативные основы безопасности труда. 
  Правовое поле управления, надзора и контроля за безопасностью и управлением условиями труда формируется многообразной и развитой системой законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих разнообразные вопросы и стороны сложной и комплексной проблемы обеспечения условий и безопасности труда. Для реализации законодательных и нормативных требований создана система управления охраной труда (СУОТ), за каждым из элементов и органов которой закреплены свои функции, обязанности и область деятельности, ее порядок и процедура.  
Все вопросы, связанные с организацией системы охраны труда на предприятиях и в организациях, требования по безопасности труда регулируются законами, законодательными и нормативными правовыми актами.  
  По правовому уровню документы, регулирующие вопросы безопасности труда можно подразделить на законодательные акты, нормативные правовые акты и иные нормативные документы по охране труда федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, а также ее субъектов. 
  Законодательный акт по управлению условиями труда — это акт, устанавливающий право работников на охрану труда в процессе трудовой деятельности, принятый или утвержденный законодательным органом.  
  Нормативный правовой акт по управлению условиями труда — это акт, устанавливающий комплекс правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических требований, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности работников в процессе труда, утвержденный уполномоченным компетентным органом.

Основными законодательными актами, регулирующими управление условиями труда в Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и Трудовой кодекс Российской Федерации.  
Законодательные акты, кроме законов, могут включать указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также постановления, письма, положения и другие документы министерств и ведомств.  
По общности и действию законодательные и нормативные правовые акты подразделяются на пять уровней.

1. Единые акты, действующие  на всей территории России  для всех предприятий, организаций,  учреждений и устанавливающие  основные принципы и правила  государства в области охраны  труда. К ним относятся федеральные  законы, указы Президента, постановления  Правительства и федеральных  министерств и ведомств. Такие  акты утверждаются Государственной  Думой, Президентом, Правительством, федеральными министерствами и  ведомствами (например, Министерством  труда и социального развития).

2. Межотраслевые акты, действующие  во всех отраслях экономики  без исключения. К ним относятся,  например, стандарты системы безопасности  труда, санитарные нормы и правила  работы с отдельными опасными  и вредными производственными  факторами, гигиенические нормативы  и др. Такие нормативные акты  разрабатываются и утверждаются  только специально уполномоченными федеральными органами.

3. Акты субъектов Федерации,  действующие только на территории  субъекта и регулирующие отдельные  вопросы охраны труда применительно  к субъекту. Они разрабатываются  и утверждаются законодательными  и исполнительными органами субъектов Федерации.

4. Отраслевые акты, действующие  только в той или иной отрасли  (металлургической, химической, текстильной)  и не имеющие юридической силы  в других отраслях. Они разрабатываются  и утверждаются отраслевыми министерствами и ведомствами или другими уполномоченными органами (например, Госгортехнадзором, Госсанэпиднадзором и др.) применительно к конкретной отрасли.

5. Нормативные правовые  акты предприятия, представляющие  собой документы по охране  труда, действующие только на  конкретном предприятии (приказы, решения, инструкции).

Законодательные и нормативные  правовые акты более низкого уровня не должны противоречить актам более  высокого уровня. Так, отраслевые акты не должны противоречить межотраслевым, региональные — единым и межотраслевым, предприятий — отраслевым.

  Основные законодательные акты по безопасности труда Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации»  определяет основные направления государственной политики в области управления условиями труда, которыми являются:

  • обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
  • принятие и реализация законодательных и нормативных правовых актов об охране труда, федеральных и территориальных программ улучшения условий и охраны труда;
  • государственное управление охраной труда;
  • государственный надзор и контроль за соблюдением требований по охране труда;
  • содействие общественному контролю в области охраны труда;
  • расследование несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и их анализ;
  • защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда;
  • координация деятельности в области охраны труда;
  • распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
  • государственное участие в финансировании мероприятий по охране труда;
  • подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;
  • организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональных заболеваниях и об их материальных последствиях;
  • обеспечение функционирование единой информационной системы охраны труда;
  • международное сотрудничество в области охраны труда;
  • проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда;
  • установления порядка обеспечения работников СИЗ и СКЗ, санитарно - бытовыми помещениями, лечебно - профилактическими средствами за счет средств работодателя.

Реализация перечисленных  направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается совместными согласованными действиями федеральных органов государственной  власти, органов власти субъектов  Федерации, органов местного самоуправления, работодателей, а также профессиональных союзов. Закон определяет единый на всей территории страны порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками независимо от форм собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности предприятий, организаций, учреждений.  
Основные положения установленного Законом порядка регулирования отношений в области управлению условиями труда заключаются в следующем:  
• определение управления охраной труда на государственном уровне и на уровне предприятия;

• установление обязанностей работодателей по обеспечению безопасных условий труда, а работников по выполнению требований безопасности;  
• проведение обучения и инструктажа работников по охране труда и проведение медицинских осмотров;

• определение ответственности работодателя за вред, причиненный работнику трудовым увечьем, ответственности за невыполнение нормативных правовых требований по охране труда;

• предоставление льгот  и компенсации работникам за тяжелые  работы и работы с вредными и опасными условиями труда;

• определение основных функций и ответственности органов  государственного надзора и контроля за соблюдением законодательных  и нормативных правовых актов по охране труда;

• приостановление или  закрытие производственной деятельности предприятий за нарушение законодательных  и нормативных правовых актов по охране труда.

 

3.2. Экономическое значение управления условиями труда. 
  Экономическое значение охраны труда определяется эффективностью мероприятий по улучшению условий и повышению безопасности труда и является экономическим выражением социального значения управления условиями труда.

Повышение производительности труда, а следовательно, и экономических  результатов деятельности предприятия  за счет создания комфортных условий  для трудовой деятельности, например, путем обеспечения оптимальных  параметров микроклимата, освещения  и световой среды, учета психофизиологических и эргономических особенностей труда, формирования оптимальных режимов  труда и отдыха, проведения лечебно - профилактических мероприятий.

Увеличение фонда рабочего времени за счет сокращения времени  неявки на работу из-за травм и заболеваний. Следует обратить внимание на то, что  условия труда существенно влияют не только на профессиональную заболеваемость, но и на возникновение и длительность общих заболеваний.  
Экономия расходов на льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда. Такие льготы и компенсации, как сокращенный рабочий день и дополнительный отпуск, связаны со значительными трудовыми потерями и сопровождаются выплатами больших денежных сумм за фактически не отработанное время. Такие разновидности льгот и компенсаций, как повышенные тарифные ставки, льготные пенсии, лечебно-профилактическое питание, бесплатная выдача молока, также требуют больших денежных средств. Создание условий, соответствующих допустимым нормативным требованиям, позволяет частично или полностью сократить эти расходы.

Тяжелый труд, неблагоприятные  санитарно - гигиенические условия  труда, монотонность работы и т. п. является немаловажной причиной увольнения работников по собственному желанию. Текучесть  рабочей силы наносит существенный экономический ущерб предприятию, т. к. требуются затраты денежных средств на процесс увольнения-найма, процесс обучения и стажировки вновь  поступившего на работу. При этом до приобретения необходимого опыта и  навыков производительность труда  вновь поступившего на работу невелика.

Информация о работе Управлении условиями труда на предприятиях