Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 21:07, курсовая работа
Цель: выявить особенности управления молодежной некоммерческой организацией посредством таких факторов как коллектив и личность.
Задачи:
1) изучить понятие коллектива и личности в теории менеджмента;
2) рассмотреть понятие молодежной некоммерческой организации;
3) выявить особенности управления молодежной некоммерческой организации;
Итак, рассматривая личность как объект управления, многие исследователи и практики признавали сложность и недостаточную изученность этого феномена. Здесь приведены лишь наиболее устоявшиеся представления о личности, о некоторых способах активизации ее поведения в процессе труда. Но нужно помнить, что личность зачастую не желает ощущать себя объектом чьего бы то ни было влияния, преднамеренного воздействия, что человек обычно стремится быть не пассивным участником совместной деятельности, а сознательным и активным существом, творящим и мир и самого себя [2].
Личность - феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структура личности - целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения. Личность - саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. В широком, традиционном смысле - личность, это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все морфофизиологические особенности его организма - вплоть до особенностей обмена веществ.
Личность молодого человека формируется и изменяется в постоянной связи с окружающим миром. Большое влияние на молодого человека оказывает социальная среда, в которой он выступает как объектом, так и субъектом деятельности, благодаря чему создает и изменяет социальную среду и самого себя. Окружение молодого человека оказывает неодинаковое влияние на различные элементы его личности. Что-то больше сказывается на ее проявлениях, что-то меньше.
Объектом управления в молодежной некоммерческой организации является не только отдельная личность. Любая организация состоит из личностей, которые формируют коллектив.
Коллектив - это группа людей, обычно работающая на одном предприятии или организации, объединенная совместной деятельностью, целями, интересами и потребностями.
В коллективе формируется особый тип отношений межличностных, для коих характерны:
1) высокая сплоченность
2) самоопределение коллективное - в противовес конформности или нонконформности, проявляемых в группах низкого уровня развития;
3) идентификация коллективная
4) социально ценный характер
мотивации выборов
5) высокая референтность членов коллектива по отношению друг к другу
6) объективность в возложении
и принятии ответственности за
результаты деятельности
Коллектив хорошо управляется тогда, когда его деловая и социально-психологическая подструктуры совпадают или очень близки. Это значит, что руководители одновременно должны быть лидерами, пользоваться наибольшим неформальным авторитетом. Если же основными лидерами в организации являются рядовые члены коллектива, это может затруднить деятельность руководителей. Для успешного управления, как минимум, необходима поддержка администрации со стороны лидеров. Если же администрация тянет коллектив в одну сторону, а неформальные лидеры - в другую, не может быть продуктивной работы.
Любая молодежная организация представляет собой группу людей, деятельность которых сознательно координируется и регулируется для достижения одной или нескольких общих целей, исходя из интересов, объединивших эту группу людей. Таким образом, молодежная организация представляет собой не простую совокупность составляющих ее частей, а систему. Молодежные организации относятся к некоммерческим организациям.
Молодежная некоммерческая организация (объединение) - это добровольные объединение граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных материальных потребностей.
Система управления молодежной организацией состоит из отдельных подсистем. Компоненты системы обладают определенными свойствами, или характеристиками, которые воздействуют на функционирование организации, ее динамичность, точность, надежность, гибкость и другие параметры, что предопределяет принцип альтернативности при создании и развитии организации.
Рассматривая личность как объект управления, многие исследователи и практики признавали сложность и недостаточную изученность этого феномена. Здесь приведены лишь наиболее устоявшиеся представления о личности, о некоторых способах активизации ее поведения в процессе труда. Но нужно помнить, что личность зачастую не желает ощущать себя объектом чьего бы то ни было влияния, преднамеренного воздействия, что человек обычно стремится быть не пассивным участником совместной деятельности, а сознательным и активным существом, творящим и мир и самого себя.
По данным различных источников коллектив и личность являются одним из самых эффективных средств привлечения и мотивации сотрудников, так как достойное положение в коллективе, признание, самореализация играют основную роль в оценки эффективности работника. В коллективе личность раскрывается, чувствует себя защищенной и нужной, показывает все свои таланты, что касается не только профессиональной компетентности, но и личностных характеристик.
При формировании коллектива в молодежной организации одним из первых следует учитывать авторитет руководителя, так как он является примером и важно, чтобы сначала именно он определил для себя цели и ценности организации. Также необходимо, чтобы сам руководитель был примером коллективной культуры, её носителем (см.Приложение 1).
Формирование коллективной культуры - длительный и сложный процесс. Основные шаги этого процесса должны быть: определение миссии организации; определение основных базовых ценностей. И уже, исходя из базовых ценностей, формулируются стандарты поведения членов организации, традиции и символика. Таким образом, формирование корпоративной культуры распадается на следующие четыре этапа:
определение миссии организации, базовых ценностей;
формулирование стандартов поведения членов организации;
формирование традиций организации;
разработка символики
Следует выделить основные элементы формирования коллективной культуры:
Но в каждой организации должны быть выделены дополнительные элементы формирования коллективной культуры, которые зависят от направления деятельности организации, от возрастного и социального состояния членов коллектива. При формировании коллективной культуры в молодежной некоммерческой организации стоит учитывать то, что объектом деятельности в таких организациях является сама молодежь, со своими специфическими особенностями (см. Приложение 2). Что необходимо учитывать:
Коллективная культура молодежной организации несет в себе множество факторов, которые присуще только ей:
1) психологическое состояние коллектива
2) влияние внешней среды на каждого молодого человека
3) неосознанное принятие
ценностей и приоритетов
4) чрезмерная активность молодых людей в коллективе и стремление достичь "невозможного"
5) высокая работоспособность и конкурентоспособность
6) ярко выраженная
7) отсутствие опыта работы в коллективе
Таким образом, можно сделать вывод, что коллективная культура несет в себе огромный потенциал в рамках управления молодежной некоммерческой организацией, где деятельность всех её членов не строится на получении прибыли и удовлетворении своих низших, физиологических потребностей. Каждая некоммерческая организация - это осознанный выбор каждого её члена в решении поставленных перед организацией проблем, достижения ее миссии и основной цели.
Хотелось бы отметить, что программы, существующие на базе некоммерческих организаций, не полностью отражают все проблемы, стоящие в молодом коллективе. Если такие программы и существуют, то они являются стандартными и не решают большинства проблем.
На современном этапе развития необходим комплексный, системный подход и программная форма по сплочению коллектива.
Системность подхода определяется выделением приоритетных аспектов деятельности, связанных единой целью, общими формами организации и управления.
Обозначим и кратко охарактеризуем семь основных аспектов программы по сплочению коллектива, разработанные и опробованные на практике (см. Приложение 3):
Психологические тренинги
Коллективный тренинг - это метод активного взаимодействия личности в коллективе для решения определенных проблем, психологическое раскрепощение и установление контактных связей
Коллективные игры
Данный метод сплочения помогает каждому члену коллектива почувствовать себя частью целого, частью команды
Организация "Ящика жалоб и предложений"
Данный метод является основным методом обратной связи между руководством и сотрудниками, дает возможность каждому члену коллектива выразить свое мнение и поучаствовать в процессе управления организации.
Организация спортивных мероприятий
Организация конкурса "Лучший сотрудник месяца"
Выполняется мотивационную функцию менеджмента, побуждает каждого члена коллектива выполнять работу в соответствии с планом.
Проведение такого мероприятия "Свечка"
Психологическая беседа, которая располагает к общению коллектива в неформальной обстановке, принимая характер беседы. Стимулирует социально - психологическую категорию менеджмента.
Таким образом, системный подход как организованная форма программного управления личностью и коллективом в молодежной некоммерческой организации. С этой целью разработана "Программа мероприятий по сплочения коллектива в молодежной некоммерческой организации".
По данным различных источников коллектив и личность являются одним из самых эффективных средств привлечения и мотивации сотрудников, так как достойное положение в коллективе, признание, самореализация играют основную роль в оценки эффективности работника. В коллективе личность раскрывается, чувствует себя защищенной и нужной, показывает все свои таланты, что касается не только профессиональной компетентности, но и личностных характеристик.
При формировании коллектива в молодежной организации одним из первых следует учитывать авторитет руководителя, так как он является примером и важно, чтобы сначала именно он определил для себя цели и ценности организации. Также необходимо, чтобы сам руководитель был примером коллективной культуры, её носителем.
Формирование коллективной культуры - длительный и сложный процесс. Основные шаги этого процесса должны быть: определение миссии организации; определение основных базовых ценностей. И уже, исходя из базовых ценностей, формулируются стандарты поведения членов организации, традиции и символика.
Коллективная культура несет в себе огромный потенциал в рамках управления молодежной некоммерческой организацией, где деятельность всех её членов не строится на получении прибыли и удовлетворении своих низших, физиологических потребностей. Каждая некоммерческая организация - это осознанный выбор каждого её члена в решении поставленных перед организацией проблем, достижения ее миссии и основной цели.
Программы, существующие на базе некоммерческих организаций, не полностью отражают все проблемы, стоящие в молодом коллективе. Если такие программы и существуют, то они являются стандартными и не решают большинства проблем.
На современном этапе развития необходим комплексный, системный подход и программная форма по сплочению коллектива.
Системность подхода определяется выделением приоритетных аспектов деятельности, связанных единой целью, общими формами организации и управления.
Для организации культуры управления молодежной некоммерческой организацией были разработаны и охарактеризованы семь основных аспектов программы по сплочению коллектива, опробованные на практике.
Информация о работе Управления молодежной некоммерческой организацией