Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 12:21, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является анализ морально-психологического климата, выработка определенных мероприятий по регулированию стрессов, конфликтов и улучшения морально - психологической атмосферы коллектива.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 СУЩНОСТЬ МОРАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ…………………………………...4 1.1 Морально - психологический климат и структура коллектива………………4 1.2 Факторы влияющие на психологический климат коллектива………..............7 1.3 Структура и модели морально - психологического климата………………..10 2 МОРАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РУКОВОДСТВО…….13 2.1 Стиль руководства…….......................................................................................13 2.2 Влияние стиля руководства на психологический климат…….......................15 2.3 Психологические проблемы руководства и лидерство……………………...18 3 ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ КОНФЛИКТОВ………………………….22 3.1 Типы конфликтов. Природа и причины конфликтов………………………...22 3.2 Управление конфликтами и стрессами в коллективе ……………………….24 3.3 Методы разрешения конфликтов………………………………………….......28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………......30СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………
В социально - психологической структуре личности выделяют темперамент, характер и способности. Их рассматривают как сложные структуры свойств, составляющие в совокупности общую систему, которая характеризует целостную личность.
Темперамент - характеризует степень возбудимости и его отношение к окружающей действительности, в целом совокупность психических и душевных свойств человеческой личности. Темперамент человека характеризует его индивидуальные особенности, определяющие динамику его психической деятельности и поведения. Существует 4 типа темперамента: Флегматический, Сангвинистический, Меланхолический и Холерический темперамент. Знание типа темперамента и умение определить тип у группы людей или конкретного человека помогает личности найти подход к конкретному человеку и лучше построить с ним отношения и отношения в коллективе. Но понятно, что не всех людей можно распределить по четырем типам. В науке вопрос о разнообразии темпераментов еще не является окончательно решенным. Основными принято считать названные типы. В жизни достаточно часто встречаются люди, которых можно отнести к тому или другому из этих типов.
Способности - это такие психологические особенности человека, от которых во многом зависит успешность приобретения каких то умений, знаний, навыков, которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся. Например, человек, первоначально что-то не умевший и тем невыгодно отличавшийся от окружающих, в результате обучения начинает чрезвычайно быстро овладевать навыками и умениями, и вскоре обгоняет всех на пути к мастерству. У него проявляются большие, чем у других, способности. Проявляясь в овладении знаниями, умениями и навыками, способности в то же время к знаниям и умениям не сводятся, они являются лишь возможностью приобретения навыков и умений.
Итак, способности - это индивидуально - психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления данной деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями навыками. Если человек справляется за установленное время с поставленными ему требованиями или делает их раньше срока, то это говорит о наличии у него определённых способностей. И если человек при прочих равных условиях не справляется с требованиями, которые предъявляет ему деятельность, то это дает основание предполагать у него отсутствие соответствующих психологических качеств, другими словами, отсутствие способностей.
Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и, проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения. Личность человека характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, как он это делает. Действуя на основе общих интересов и разделяемых всеми убеждений, стремясь в жизни к общим целям, люди могут обнаруживать в своем общественном поведении, в своих поступках и деяниях не одинаковые, порой противоположные индивидуальные особенности. Можно наряду с другими людьми испытывать те же трудности, выполнять с равным успехом свои обязанности. Формирование характера происходит в условиях включения личности в различные по уровню развития социальные группы. В зависимости от того, как осуществляется индивидуализация личности и каков уровень развития межличностных отношений в ней, у подростка, к примеру, могут формироваться в одном случае открытость, прямота, смелость, принципиальность и твердость характера, в другом случае - скрытность, лживость, трусость, слабохарактерность. В коллективе, как группе высокого уровня развития, создаются наиболее благоприятные возможности развития и закрепления лучших черт характера. Этот процесс способствует оптимальной интеграции личности в коллективе и дальнейшему развитию самого коллектива.
Общение в трудовом коллективе - это сложный процесс, протекающий от установления контактов до развития взаимодействия и складывания взаимоотношений. Несомненно, важную роль в формировании климата коллектива играют взаимоотношения его участников. Взаимоотношения - это система взаимосвязей людей между собой в различных группах. Взаимоотношения могут быть официальными и неофициальными, деловыми и личными.
Главная функция общения в рабочем коллективе - это, в первую очередь, организация совместной деятельности людей, которая предполагает выработку единой стратегии взаимодействия, что возможно только на основе согласования их позиций. Другая функция общения - это познание людьми друг друга, а также формирование и развитие межличностных отношений.
Можно выделить несколько важнейших показателей, которые способствуют созданию благоприятных взаимоотношений в коллективе:
психологическая совместимость особенности личности, психомоторные, эмоционально - волевые, различия восприятия, внимания и мышления.
Организованность коллектива - способность коллектива к самостоятельному принятию и реализации решений, направленных на достижение коллективных целей и защиту интересов коллектива. Однако не редко в коллективе бывают лица с высоким уровнем эгоцентризма, которые часто бывают конфликтными, так как недостаточно учитывают, а порой и искажают смысловое содержание сообщения собеседника, что ведет к недопониманию и межличностным проблемам, тем самым подрывается и сплоченность, и организованность, и сработанность коллектива.
В повседневной работе каждый руководитель оказывает влияние на подчиненных с помощью определенных методик хозяйствования. Роль руководителя предприятия огромна в создании благоприятного морально -психологического климата. Для психологии управления руководитель представляет наибольший интерес как деятель, вносящий личный вклад в создание материальных и духовных благ.
1.3 Структура и модели морально - психологического климата
В коллективе складывается особый, специфический характер межличностных отношений. Количественные и качественные показатели этих отношений соединяются понятием «морально - психологический климат коллектива». Понятие морально - психологический климат коллектива отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения в коллективе, связанный с удовлетворением условиями жизнедеятельности, стилем и уровнем управления и другими факторами.
Морально - психологический климат коллектива связан с определенной эмоциональной окраской психологических связей коллектива, возникающих на основе их близости, симпатий, совпадения характеров, интересов и склонностей.
Ученые отмечают двойственную природу морально - психологического климата коллектива. С одной стороны, он представляет собой некоторое субъективное отражение в групповом сознании всей совокупности элементов социальной обстановки, всей окружающей среды. С другой - возникнув как результат непосредственного и опосредованного воздействия на групповое сознание объективных и субъективных факторов, морально - психологический климат приобретает относительную самостоятельность, становится объективной характеристикой коллектива и начинает оказывать обратное влияние на коллективную деятельность и отдельные личности.
Морально - психологический климат - это не статичное, а весьма динамичное образование. Эта динамика проявляется как в процессе коллективообразования, так и в условиях функционирования коллектива. Ученые зафиксировали два основных этапа процесса коллективообразования. На первом этапе главную роль играет эмоциональный фактор. На втором этапе все большее значение приобретают когнитивные процессы.
Другой стороной, характеризующей динамику морально -психологического климата коллектива, являются так называемые «климатические возмущения». К «климатическим возмущениям» относят естественные колебания эмоционального состояния в коллективе, периодически возникающие подъемы и спады настроения у большинства его членов, которые могут происходить как в течение одного дня, так и на протяжении более длительного периода. Они связаны с изменением условий взаимодействия внутри группы или изменением окружающей среды. Термин «климатические возмущения» несет в себе как негативную, так и позитивную окраску, поскольку эти возмущения могут мешать, а могут и благоприятствовать жизнедеятельности коллектива.
Психологический климат коллектива, обнаруживающий себя, прежде всего в отношениях людей друг к другу и к общему делу, этим все же не исчерпывается. Он неизбежно сказывается и на отношениях людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии. А это в свою очередь может проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности, являющейся членом данного коллектива. Таким образом, климат проявляется определенным образом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе. Последнее из отношений кристаллизуется в определенную ситуацию общественную форму само отношения и самосознания личности.
Самосознание человека складывается в течение всей его жизни, а самочувствие находится в существенной зависимости не только от его статуса в трудовом коллективе, но нередко в еще большей мере от бытового положения и физического здоровья индивида. Это, разумеется, не снимает возможности рассмотрения самооценки и самочувствия индивида в данном конкретном коллективе и в зависимости от него.
На самочувствие личности в коллективе отражаются отношения личности к определенной группе в целом, степень удовлетворенности своей позицией и межличностными отношениями в группе.
Выделение моделей морально - психологического климата основывается на оценке трех сторон:
1) уровень развернутости психологического потенциала коллектива;
2) степень реализации его в данный момент;
3) тенденция дальнейших изменений психологического потенциала коллектива.
В первом случаи высокий уровень развернутости морально -психологического потенциала коллектива, которому соответствует и степень его реализации. При работе с полной отдачей сохраняется необходимый резерв сил для дальнейшего совершенствования условий и организации труда. Четкая организация труда и управления в коллективе в сочетании с необходимым резервом сил и удовлетворенностью от ощутимой отдачи открывают перспективу дальнейшего развертывания социально - психологического потенциала коллектива.
Во вторых, высокий уровень развернутости психологического потенциала коллектива при крайне низкой степени его реализации в данный момент, что связано с несовершенством сложившейся в рамках системы, выходящей за пределы данного коллектива, организации труда и управления. Отсюда - наметившаяся тенденция свертывания социально психологического потенциала коллектива и снижения в целом уровня его профессиональной социально-экономической эффективности и тенденции роста неудовлетворенности системой организации и управления, выходящей за рамки данного коллектива, и перерастание этой неудовлетворенности в конфликт.
В третьих, невысокий уровень развернутости морально - психологического потенциала коллектива компенсируется работой. Данный случай в перспективе обеспечить срыв в работе и резкое падение социально - экономической эффективности.
Одним из важных показателей морально - психологического климата в коллективе являются конфликтные ситуации. Конфликтность и социально-психологическая напряженность в коллективе негативно отражаются на всех сторонах его жизнедеятельности. В основе конфликта лежат столкновения людей, их мнений, позиций, взглядов, характеров, интересов. С точки зрения психического состояния противоборствующих сторон конфликт выступает единовременно и как защитная реакция, и как ответная, эмоционально окрашенная реакция.
Современная конфликтология достаточно подробно описала динамику протекания конфликтов. Большинство конфликтов назревают постепенно и вначале находятся в так называемом инкубационном, скрытом (латентном) состоянии, при котором конфликтующие стороны выражают, скрыто свои претензии. Это не может длиться вечно, и в конце концов конфликтующие стороны должны будут выбрать одну из двух программ поведения:
1) снизить уровень напряженности, но сохранять саму конфликтную ситуацию, переводя ее в скрытую форму за счет частичных уступок противоположной стороне;
2) искать способы полного разрешения конфликта.
Если выбрана вторая программа, то наступает стадия разрешения конфликта. Разрешение конфликта осуществляется как через изменение объективной ситуации, так и через субъективную, психологическую перестройку, то есть изменение субъективного образа ситуации, который сложился у враждующих сторон. «Образ врага» постепенно трансформируется в «образ партнера», а психологическая установка на борьбу сменяется ориентацией на сотрудничество. Ориентация на сотрудничество предполагает стремление индивидов в конфликтном споре учитывать интересы соперника, искать компромисс, устраивающий обе стороны.
Таким образом, морально - психологический климат коллектива отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения в коллективе, связанный с удовлетворением условий жизнедеятельности, стилем и уровнем управления и другими факторами. Факторами, определяющие морально - психологический климат коллектива являются: индивидуальная психология, стиль руководства, психологическая совместимость, удовлетворенность трудом в организации. Каждый член коллектива влияет на морально - психологический климат коллектива, создавая и изменяя его. Но и сам морально - психологический климат коллектива оказывает воздействие на каждого отдельного члена коллектива, заставляя его мыслить и поступать адекватно общим настроениям.
2 МОРАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РУКОВОДСТВО
2.1 Стили руководства
Важное значение для морально - психологического климата коллектива имеют также особенности стиля руководства коллективом. Под стилем руководства понимается комплекс приемов, методов и способов воздействия руководителя на коллектив с целью эффективного и качественного выполнения управленческих функций. Определение стиля руководства коллективами осуществляется по основным функциям управления: принятие решений, организация выполнения решений, осуществление контроля исполнения, способы побуждения исполнителей к деятельности, использование системы стимулирования деятельности исполнителей.
Под стилем руководства понимается совокупность принципов и методов, используемых руководителем в своей деятельности.
Стиль характеризует индивидуальный способ деятельности руководителя, который определяется его интеллектуальными и психологическими особенностями. Поэтому можно сказать, что стиль - это типичный для руководителя образ мыслей, поведения и деятельности при решении им управленческих задач, эффективном управлении персоналом.
В зависимости от используемых приемов и методов выделяют 3 типа руководства:
а) Авторитарный;
Информация о работе Управления морально-психологическим климатом в коллективе