Уровень качества как критерий конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 16:04, контрольная работа

Описание работы

Критерий конкурентоспособности – это качественная и количественная характеристика продукции, служащая основанием для оценки её конкурентоспособности.
По отношению к количеству характеристик, учитываемых при оценке конкурентоспособности, следует различать единичный и комплексный критерии.

Содержание работы

1. Уровень качества как критерий конкурентоспособности. Выбор технических характеристик, определяющих конкурентные преимущества товаров.
2. Факторы, формирующие конкурентоспособность меховых изделий на рынке России. Особенности оценки конкурентоспособности.
3. Критически проанализировать два руководства по эксплуатации (РЭ) к сложнотехническим товарам по критериям информативности и ГОСТ 2.601-95. Отметить положения РЭ, которые содержат сведения о конкурентных преимуществах.
4. Список литературы.

Файлы: 1 файл

теорит и практ.docx

— 81.56 Кб (Скачать файл)

Содержание.

  1. Уровень качества как критерий конкурентоспособности. Выбор технических характеристик, определяющих конкурентные преимущества товаров.
  2. Факторы, формирующие конкурентоспособность меховых изделий на рынке России. Особенности оценки конкурентоспособности.
  3. Критически проанализировать два руководства по эксплуатации (РЭ) к сложнотехническим товарам по критериям информативности и ГОСТ 2.601-95. Отметить положения РЭ, которые содержат сведения о конкурентных преимуществах.
  4. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Уровень качества как критерий конкурентоспособности. Выбор технических характеристик, определяющих конкурентные преимущества товаров.

 Критерий конкурентоспособности – это качественная и количественная характеристика продукции, служащая основанием для оценки её конкурентоспособности.

По отношению к количеству характеристик, учитываемых при оценке конкурентоспособности, следует различать единичный и комплексный критерии.

Единичный критерий конкурентоспособности относится к одной из простых характеристик, определяющих конкурентоспособность. Примерами являются продажная цена, степень автоматизации прибора.

Комплексный критерий конкурентоспособности относится к совокупности характеристик, определяющих конкурентоспособность. Разновидностями комплексного критерия являются групповой и обобщенный критерий.

Групповой критерий конкурентоспособности – это комплексный критерий, который относится к группе характеристик, определяющих конкурентоспособность товара с той или иной стороны.

Обобщенный критерий конкурентоспособности – это комплексный критерий конкурентоспособности, по которому принимают решение о результатах оценки конкурентоспособности продукции. Примером являются уровень конкурентоспособности продукции, рейтинг товара.

Уровень качества как критерий конкурентоспособности представляет собой относительную характеристику, основанную на сравнении показателей качества оцениваемой продукции и аналога.

Качество продукции – это совокупность свойств и характеристик продукции, обусловливающих её способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. Оценка качества продукции состоит в проверке соответствия продукции требованиям к качеству – перечню количественных характеристик и качественных признаков.

Законодательной основой требований к качеству служат:

1. Законы Российской Федерации  «О стандартизации», «О защите  прав потребителей», «Об охране  природной окружающей среды», «О  пожарной безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом  благополучии населения», «Об энергосбережении»  и пр.;

2. Государственные стандарты Российской  Федерации (ГОСТ), Санитарные правила  и нормы (СанПиН) и пр.;

3. Стандарты отраслей, стандарты научно-технических, инженерных и других общественных  объединений (СТО), стандарты предприятий (СТП);

4. Технические условия (ТУ).

Показатель качества продукции – это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих её качество.

В зависимости от характера решаемых задач по оценке уровня качества показатели качества можно классифицировать по ряду признаков.

Таблица 1.

Признак классификации

Группы потребительских показателей качества

1. По количеству характеризуемых  свойств

1. Единичные

2. Комплексные

2. По форме представления

1. Абсолютные

2. Относительные

3. По виду характеризуемых свойств

1. Показатели назначения

2. Эргономические показатели

3. Показатели надежности

4. Показатели безопасности

5. Экологические показатели

6. Эстетические показатели


Показатели назначения характеризуют свойства товара, определяющие его основные функции. Значимость этих показателей определяется ст. 4 Законом РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей», которая обязывает продавца передавать товар, качество которого соответствует обычно предъявляемым требованиям к такого рода товарам. При этом переданный товар должен быть пригодным для использования по назначению.

Стабильность уровня качества товаров определяется нестабильностью значений показателей качества. Следует различать два вида нестабильности качества:

1) нестабильность значений показателей  качества в пределах выпускаемой  партии и колебания значений  показателей от партии к партии - «стабильность в объеме»;

2) нестабильность значений показателей  качества в период использования (эксплуатации) - «стабильность во  времени».

Отклонение показателей качества от нормативных значений возникают на всех этапах жизненного цикла продукции. Эти отклонения (несоответствия, или дефекты) могут быть выявлены на стадии изготовления либо на последующих стадиях — обращения и потребления (эксплуатации). Дефекты в конечном счете ведут к потерям (экономическим, материальным, трудовым), которые не могут не отразиться на себестоимости и продажной цене.

Обеспечение стабильности качества требует системного подхода, в частности определенной системы контроля качества. Эпизодический контроль в торговых предприятиях не дает эффекта.

Нестабильность во времени определяется надежностью, то есть способностью товара сохранять значения потребительских показателей качества при длительном использовании товара.

Наиболее эффективным способом упреждения нестабильности товара в условиях его эксплуатации является проверка надежности конструкции нового товара экспериментальным методом. Он заключается в проверке функционирования товара в реальных условиях эксплуатации. Этот метод очень трудоемок, но позволяет дать точный прогноз надежности.

Формирование потребительской новизны товара начинается на этапе научного анализа задела – патентных документов, научных статей, то есть информации о завтрашних товарах.

Главное условие эффективного обновления ассортимента – инвестиции в разрабатываемые новинки. Но вложение средств – половина дела. Главное, чтобы в результате внедрения новшества был получен эффект – инновация.

Информативность товара как критерий конкурентоспособности характеризует качество информации о конкурентных преимуществах товара.

Информация для потребителя в зависимости от вида и технической сложности товара может быть представлена:

- текстом и (или) маркировкой на  потребительской таре;

- эксплуатационным документом (паспортом, руководством по эксплуатации, этикеткой).

Общими требованиями к товарной информации являются достоверность, доступность, достаточность, обозначаемые как «три Д».

Такой неформальный подход к составлению текста маркировки вносит элемент доверительности. Поэтому можно дополнить правило «трех Д» четвертым «Д» - доверительность.

К факторам конкурентоспособности товаров и услуг относятся:

- производственные;

- рыночные;

- сбытовые;

- сервисные.

Производственные факторы.

Во многих странах мира, в том числе и в России, используется система показателей оценки организации любой сферы деятельности, именуемая «критерии премии по качеству». Эта модель позволяет оценить деятельность организации по повышению качества и конкурентоспособности товаров и услуг.

Модель премии включает две группы критериев:

- первая группа характеризует, как  организация добивается результатов  в области качества и конкурентоспособности, что делается для этого («возможности»);

- вторая группа критериев характеризует, что достигнуто («результаты»).

Рыночные факторы.

Оценка по характеристикам, лежащим в основе рыночных факторов, позволяет получить ответ на вопрос: как рынок примет конкретный товар?

Острота конкуренции возрастает при отсутствии на рынке лидеров и аутсайдеров и при наличии конкурентов, владеющих примерно равными долями.

Существенным фактором является рыночная новизна. В отличии от потребительской новизны, определяемой относительно потребностей человека, рыночная новизна определяется относительно потребностей региона, на рынок которого продвигается товар.

Сбытовые и сервисные факторы.

Сбытовые факторы непосредственно влияют на конкурентоспособность услуги и опосредованно, через сервисные факторы, – на конкурентоспособность товаров. Если специалисты фирмы-изготовителя сумели создать удачную конструкцию и технологию нового товара, но менеджеры фирмы не смогли обеспечить его эффективный сбыт или найти квалифицированных торговцев, то фирму ждет неудача.

Создание разветвленной дилерской сети – весомый фактор конкурентоспособности. Предприниматели стремятся обезопасить свой бизнес созданием разветвленной сети реализации продукции. Этот фактор будет способствовать повышению конкурентоспособности в том случае, если сбыт обеспечивается существующей сетью и имеющимся штатом специалистов по сбыту.

Рекламное обеспечение получает высокую оценку, если улучшенные свойства нового товара предполагают хорошие возможности для проведения эффективной рекламы.

Сервисные факторы действуют на стадии обращения и учитываются в деятельности как предприятия-изготовителя, оказывающих сервисные услуги, так и предприятий сферы бытовых услуг.

Сбытовые и сервисные факторы как услуги тесно корреспондируют между собой, так как преследуют одни и те же цели: обеспечение надлежащего качества товаров; доступность товара для потребителя по цене и другим параметрам; обеспечение рационального ассортимента, соответствующего спросу различных категорий покупателей по разным параметрам.

При оценке конкурентоспособности следует опираться на определенные исходные положения – принципы. Следование принципам позволяет повысить точность оценки, учесть интересы субъектов рынка, унифицировать порядок действий, составляющих содержание процедуры оценки.[3]

1. Оценка с позиции определенного  субъекта – изготовителя, продавца, потребителя. В зависимости от  субъекта рынка выбирается номенклатура  групповых и единичных критериев.

2. Ориентация на определенный сегмент  рынка. При производстве товаров  следует руководствоваться универсальным  критерием – выпуском на рынок  товара, который нужен потребителю  и за который он захочет  и сможет заплатить.

3. Соответствие требованиям нормативных  и юридических документов. Отечественные  товара, предназначенные для внутреннего  рынка, должны в первую очередь  соответствовать обязательным требованиям  государственных стандартов, санитарных  правил и норм и других нормативных  документов, содержащих обязательные  нормы.

Для экспортной продукции важнейшим условием является соответствие товара международным стандартам (ИСО, МЭК и др.), а также зарубежным стандартам той страны, куда намечается экспортировать товар.

4. Ориентация на определенный тип  рынка (внешний, внутренний). Внешний  рынок диктует требования, которые  предъявляются к любой экспортной  продукции и являются специфичными  для каждой страны-покупателя.

5. Упреждение двойного счета. Изменения  ряда критериев отражается как  на полезности, так и на стоимости  товара или услуги.

6. Формирование номенклатуры критериев  конкурентоспособности с учетом  рекомендуемых требований и превышения  обязательных требований. По большинству  товаров объектам требований  являются требования к назначению, надежности и эстетичности товара. Превышение этих требований обеспечивает  товару конкурентные преимущества.

Непосредственной оценке предшествует ряд дополнительных исследований.

1 стадия. Проводится экспериментальное  определение или расчет всех  характеристик собственного продукта, включая и те которые можно  выявить только в процессе  эксплуатации.

2 стадия. Определяются цели оценки  конкурентоспособности, которые зависят  от стадии жизненного цикла  продукта, от стратегии и планов  развития фирмы и т. д.

3 стадия. Методами маркетинга проводится  сегментация рынка и обоснование  целевого сегмента. Если таковых  окажется несколько, то оценку  конкурентоспособности продукта  необходимо проводить для каждого  сегмента отдельно.

Существует определенная последовательность действий при проведение оценки конкурентоспособности продуктов.

Выделение базовых образцов на основе метода по парного сопоставления аналогов осуществляется следующим образом:

- аналог не может быть признан  базовым образцом и исключается  из последующих сопоставлений, если  он уступает другому аналогу  хотя бы по одному показателю, не превосходя его ни по  каким из остальных;

- оба аналога остаются для дальнейшего  сопоставления с другими, если  по одним показателям лучше  первый аналог, а по другими — второй, при этом значения некоторых показателей у аналогов могут совпадать.[2]

В результате по парного сопоставления аналогов остаются аналоги, каждый из которых не уступает ни одному из остальных по совокупности оценочных показателей. Оставшиеся аналоги и являются базовыми.

Оценка конкурентоспособности различными методами.

В таблице 2 представлена классификация методов оценки.

Таблица 2

Информация о работе Уровень качества как критерий конкурентоспособности