Условия и факторы качества управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 01:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данного курсового проекта – изучение условий и факторов качества управленческих решений.
В соответствии с данной темой я выявил следующие задачи:
Дать понятие и виды управленческих решений;
Изучить требования к качеству управленческих решений;
Изучить условия и факторы, которые влияют на качество управленческих решений;
Попытаться принять качественное управленческое решение.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1.Условия и факторы, влияющие на качество принятия решения 5
1.1. Понятие и Виды управленческих решений 5
1.2 Требования к качеству управленческих решений 13
1.3. Условия и факторы качества управленческих решений 16
Глава 2. Качественное управленческое решение 22
2.1 Установление приоритетов по частным критериям 23
2.2 Сравнение значимости частных критериев 29
2.3 Расчет комплексного критерия 31
Заключение 33
Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

курсовая ур.docx

— 318.49 Кб (Скачать файл)

      Цели и критерии  оценки управленческих решений.  Целью называют идеальный результат  деятельности в будущем. Целью  решения условимся называть те  конкретные результаты, которые  предполагается получить после  реализации этого решения в  определенных условиях и фиксированном  периоде времени. При этом цель  всегда лежит вне системы. Она  отражает реакцию среды на  систему. Качество цели определяет  успех или неудачу организационно-производственной  системы.

     Перечислим известные  требования к цели. Цель должна  быть:

  • недвусмысленно сформулирована и понятна исполнителям;
  • измеряема, для этого может быть использована обратная связь;
  • реальна и достижима в установленные сроки;
  • связана с системой вознаграждения, так как цель должна

мотивировать действия исполнителя  в необходимом для ее достижения направлении;

  • совместима с целями отдельных групп исполнителей;

      Формализация целей  — процесс очень сложный. Формальных  методов синтеза целей не существует, при этом следует помнить, что  формулировка целей носит эвристический  характер.

      Основная цель  для коммерческих организаций  — максимизация прибыли. При  этом могут формулироваться дополнительные  ограничивающие требования, например  обеспечение безопасности, недопущение  ущерба и т.п.

      Различают три  типа организационных целей:

      Официальные цели  — определяют общее назначение  организации, декларируются в  уставе или положении об организации,  а также заявляются публично  руководителем. Они объясняют  необходимость организации для  общества, имеют внешнюю направленность  и выполняют важную защитную  функцию, создавая организации  соответствующий имидж; 

      Оперативные цели  — определяют, чем на самом  деле в текущий период занимается  организация, и могут не полностью  совпадать на конкретный период  с официальными целями. Такие  цели имеют внутреннюю направленность  и призваны мобилизовать ресурсы  организации; формой их выражения  может быть план работы;

      Операционные цели  — направляют деятельность конкретных  работников и позволяют давать  оценку их работе. Они еще более  конкретны и измеряемы, чем  оперативные, такие цели формулируют  в виде конкретных заданий  отдельным группам и исполнителям.

     Возможна и другая  классификация целей:

  • стратегические цели;
  • цели конкретной бизнес-программы;
  • перспективные цели;
  • текущие цели;
  • оперативные цели.

         Цели становятся  инструментом управления, когда  они определены или сформулированы, известны персоналу, приняты работниками  к исполнению.

        Формализация  целей имеет место при формировании  критерия оценки эффективности  системы. Сложность систем породила  различные варианты определений  критерия. Критерий определяют как  количественное отражение степени  достижения системой поставленных  перед ней целей. Однако в  менеджменте удобней рассматривать  этот термин следующим образом:  критерий — правило выбора  предпочтительного варианта решения  из ряда альтернативных. В соответствии  с прогнозной эффективностью  можно выделить следующие варианты  решений:

  • неэффективные, не позволяющие решить проблему;
  • рациональные, позволяющие решить проблему;

       Оптимальные варианты  решения — это такие варианты, с помощью которых можно решить проблему более благоприятным образом в определенном критерием смысле или построить наилучшую систему в определенном критерием смысле.

       При сравнении вариантов управленческих решений в отсутствие заданного критерия для многопараметрической системы используют другие принципы:

  • принцип Парето, в соответствии с которым улучшение качества решения (операции или системы) производится до тех пор, пока улучшаются все параметры эффекта;
  • принцип фон Неймана-Моргенштерна, в соответствии с которым хорошим решением считается решение, обладающее внешней и внутренней устойчивостью параметров эффективности. Внутренняя устойчивость множества параметров эффективности достигается их несравнимостью, внешняя устойчивость достигается тогда, когда варианту, не вошедшему в множество хороших решений, соответствует более предпочтительный, вошедший в состав варианта, признанного хорошим.

Из  этого можно сделать вывод, что  множество качественных решений  – это совокупность таких несравнимых  решений, улучшить каждое из которых  невозможно. Можно только по тем или иным неформализуемым соображениям отдать предпочтение одному из вариантов.

Глава 2. Качественное управленческое решение

    Постановка задачи:

      Необходимо сделать выбор наиболее подходящего кандидата на замещение вакантной должности начальника проектно-конструкторского отдела крупного предприятия.

     На появившуюся вакантную должность в организации было подано четыре заявления. После того как отдел кадров проверил документы, стало понятно, что все кандидаты могут претендовать на эту должность и был объявлен конкурс.

Нужно выявить наиболее подходящего кандидата, которого в дальнейшем

конкурсная комиссия порекомендует  совету директоров.

        Задачу необходимо  систематизировать. Для этого  необходимо составить не большие  характеристики необходимые для  занимания конкретной должности  на каждого кандидата. В нашей  задаче такими требованиями являются:

1) теоретическая подготовленность;

2) знание специфики работы  отдела предприятия;

3) опыт руководства и  наличие управленческих способностей;

4) широта взглядов;

5) прочие признаки (возраст  и др.).

       По этим пяти  критериям в последующем будут  рассматриваться  все кандидаты  на должность.

       Следующим этапом  систематизации задачи является  построение «дерево целей» и  «дерево решений» (рис. 1 и рис. 2):

Рисунок 1. Граф «дерево целей» при решении кадровой задачи

Рисунок 2. Граф «дерево решений» кадровой задачи

      На рис. 2 изображен граф решения задачи  определения комплексного показателя  , по которому можно определить, насколько подходит кандидат на должность начальника отдела.

     У нас есть четыре объекта – кандидаты на должность (условно назовем их Иванов, Петров, Смирнов и Попов), которых необходимо расставить по степени меньшей выраженности каждого из пяти критериев, а потом комплексного критерия . В качестве исходных данных задачи даны матрицы смежности по каждому их критериев.

2.1 Установление приоритетов по  частным критериям

      Обозначим:

  • объекты – ;
  • частные критерии – ;
  • значимость каждого отдельного критерия в комплексном критерии .

У нас есть четыре объекта  – кандидаты на должность (условно назовем их Иванов, Петров, Смирнов и Попов), которых нужно расставить по степени убывания выраженности каждого их пяти критериев, а затем комплексного критерия .

Используя начальные данные, предоставленные для решения  задачи, мне нужно определить приоритеты объектов по каждому их критериев, используя  следующую последовательность действий:

  • определить значение для каждой строки матрицы;
  • для получения приоритетов каждую строку матрицы нужно

умножить на вектор-столбец  ;

  • нормируем значения путем деления их на – в результате

получаем нормированные значения .

Во всех остальных таблицах должна присутствовать такая же последовательность. Значения , которые получаются в дальнейшем, принимаются в качестве неизменных значений приоритетов при оценивании кандидатов по каждому из критериев. Далее описаны результаты расчетов:

1) Критерий T1 (теоретическая подготовленность)

Таблица сравнения данного критерия выглядит так:

Таблица 2. Таблица смежности для критерия

j

i

1,0

0,5

1,0

0,5

3,0

11,25

0,183

1,5

1,0

1,5

1,0

5,0

19,25

0,313

1,0

0,5

1,0

1,0

3,5

13,50

0,220

1,5

1,0

1,0

1,0

4,5

17,50

0,285

           

61,50

1,000


 

Ниже описаны расчеты приоритетов:

С точки зрения критерия кандидаты на должность распределяются следующим образом (в порядке убывания приоритета):

 – Петров ( );

 – Попов ( );

 – Смирнов ( );

 – Иванов ( ).

2) Критерий T2 (знание специфики работы проектно-конструкторского отдела предприятия)

Таблица сравнения данного критерия выглядит так:

Таблица 3. Таблица сравнения для критерия

j

i

1,0

0,5

1,0

1,5

4,0

16,25

0,256

1,5

1,0

0,5

0,5

3,5

13,75

0,217

1,0

1,5

1,0

1,0

4,5

17,75

0,280

0,5

1,5

1,0

1,0

4,0

15,75

0,248

           

63,50

1,000


 

Ниже описаны расчеты приоритетов:

С точки зрения критерия кандидаты на должность распределяются следующим образом (в порядке убывания приоритета):

Информация о работе Условия и факторы качества управленческих решений