Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 16:01, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть сущность содержания планирования на предприятии.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
дать понятие содержания планирования на предприятии;
рассмотреть границы планирования;
изложить, принципы планирования;
охарактеризовать структуру планов предприятия;
раскрыть организацию внутрипроизводственного планирования;
описать общие понятия стратегического планирования.
Введение…………………………………………………………………………………….…..5
Теоретическая часть………………………………………………………….……………..….10
Схема взаимодействия функций управления…....………………………….……8
Границы планирования……………………………….……………………..……10
Принципы планирования…………………………………………..……………..13
Структура планов предприятия…………………………….…………………….15
Организация внутрипроизводственного планирования……………………..…18
2. Практическая часть …………..…………………………………………………………..…23
2.1. Расчёт плана сбыта и графика поступления денежных средств…………….…23
2.2. График ожидаемых денежных средств…………………………...……………..23
2.3. Производственный план на год Б……………………………..…………………24
2.4. Смета прямых затрат на материалы …………………………………………….25
2.5. График выплат…………………………………………………………………….26
2.6. Смета планируемых затрат на оплату труда ……………………………………27
2.7. Смета общезаводских накладных расходов……………………………………..27
2.8. Смета ТМЦ на конец года ……………………………………..…………………28
2.9. Смета торговых и административных расходов……………………………..….29
2.10. Кассовый план …………………………..……………………………………….30
2.11. Балансовый отчёт за предыдущий год …………………………………………….32
2.12. Прогнозный баланс на 31 декабря планируемого года Б ………………….…….32
Прогнозный отчёт о прибылях и убытках
Заключение …………………………..…………………………………………………………35
Список используемой литературы……………………………...……………………………..37
В условиях рыночной экономики
предприятие работает как «открытая»
система, когда необходимо учитывать,
прежде всего, внешние факторы (действия
конкурентов, потребности потребителей,
спрос и т. д.). Отсюда переход экономики
к рыночным отношениям требует, чтобы
системы функционирования предприятий
обеспечивали конкурентоспособность
продукции, как на внутреннем, так
и на мировом рынке. Предприятия
в своей деятельности должны ориентироваться
на рынок, потребителя и по результатам
взаимодействия с ними обеспечивать
свою финансовую устойчивость. Время
потребовало изменения
Планирование, как уже отмечалось, - это задание целей системе, подсистеме. Это процесс проектирования желаемого будущего. Конечным результатом такого процесса являются плановые решения - основа последующей целенаправленной деятельности. Взаимосвязь плановых решений с последующими заданиями (то есть сам процесс перехода от решения к конкретному заданию) представляет основную трудность процесса планирования. Одно дело поставить цель, например, добиться лидирующего положения на рынке, и другое - спланировать и реализовать конкретные действия так, чтобы этого достигнуть. Как всякий процесс, планирование осуществляется непрерывно, путем итераций (перебора), приближающих плановое решение к реальным возможностям предприятия, то есть процесс планирования предполагает учет реальной ситуации. С точки зрения управления, плановое решение разрабатывается точно так же, как и любое другое, но с учетом специфики объекта.
1.2. Границы планирования.
Возможности планирования социально-экономических систем ограничены рядом объективных и субъективных причин. Основные из них:
1) Неопределенность рыночной
среды. Любое предприятие в
своей деятельности
Первый способ - вертикальная интеграция. Означает, что планирующая организация присоединяет или поглощает предприятия-поставщики или предприятия-клиенты, то есть объединяет предприятия одной технологической цепочки. В результате внешние сделки превращаются во внутренние. Вертикальная интеграция давно известна, в том числе и в нашей экономике. Она принудительно проводилась в советский период, проводится и в настоящее время: фирменная торговля, присоединение колхозов к связанным с ними технологически предприятиям и т. д. Но возможности вертикальной интеграции ограничены, поскольку вертикальная интеграция предполагает крупные (для данного рынка) размеры предприятия, а также, устраняя конкуренцию, ухудшает состояние дел на рынке и положение предприятия. Вертикальная интеграция имеет свои эффективные границы применения.
Второй способ контроля над рынком - контроль над спросом. Возможны варианты такого контроля. Например, через установление монопольного влияния предприятия на рынке. Однако самый результативный контроль над спросом - проведение эффективной маркетинговой деятельности.
Третий способ контроля над
рынком - использование контрактных
отношений. В странах с рыночной
экономикой этот способ развит очень
широко - более 2/3 всех товарных сделок
осуществляется по контракту. Смысл
контрактных отношений
Четвертый способ контроля
над рынком - создание предпринимательских
сетей. Предпринимательские сети объединяют
фирмы, которые экономически заинтересованы
в гибких взаимоотношениях и сотрудничестве,
построенном на доверии, то есть участники
таких сетей экономически независимы,
свободны, их отношения подкрепляются
не силами закона, а морально-этическими
нормами, отношениями доверия. Основой
образования сетей может быть
единая технологическая или
2) Издержки планирования.
Это затраты на оплату труда
персонала, плата за аренду
помещений (если помещение
Масштабы деятельности организации.
Крупные организации имеют
1.3 Принципы планирования
Определяющим содержание и результаты действия плановых служб является использование принципов планирования[ Ильин А.И., Синица Л.М. планирование на предприятии. Мн., 2002.]. К их числу из них относятся системность, участие, непрерывность, гибкость, эффективность.
Принцип системности предполагает,
что планирование на предприятии
должно носить системный характер.
Предприятие - это сложная, многоуровневая
социально-экономическая
Принцип участия тесно связан с принципом системности. Он предполагает, что каждый работник предприятия должен быть в той или иной мере участником плановой деятельности. Конечно, привлекать рабочего к составлению стратегического плана предприятия неразумно (конкретный процесс планирования должен охватывать тех, кого он непосредственно касается). Очень важно привлечь линейных руководителей высшего уровня к разработке стратегических планов. Работники плановых служб должны работать в тесном контакте с линейными руководителями. Рабочих же можно и нужно привлечь к планированию на уровне участника. Решающая роль при этом принадлежит мастеру. Какие проблемы здесь можно решать? Это увеличение (при необходимости) объемов выпуска продукции, рост производительности труда, снижение издержек, повышение качества. Реализация принципа участия дает следующие результаты:
Принцип непрерывности заключается в том, что процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно, а разработанные планы непрерывно приходить на смену друг другу, перекрывать друг друга. Это обусловлено неопределенностью внешней и внутренней среды, сменой условий существования, и как следствие происходит корректировка планов. Изменяются не только условия, но и представление об условиях и возможностях предприятия.
Принцип гибкости связан с принципом непрерывности. Состоит в придании планам способности менять свои параметры, поэтому в планах обычно предусматриваются резервы. Эти резервы должны быть оптимальными, иначе затраты могут оказаться настолько высокими, что гибкость плана и связанные с ней преимущества не окупятся. В условиях рыночной экономики резервы обычно создаются в мощностях. А вообще принцип гибкости реализуется в известном афоризме: «План не догма, а руководство к действию».
Принцип эффективности заключается в том, что затраты на планирование не должны превышать эффект от его применения, то есть планы должны быть конкретизированы и детализированы настолько, насколько это необходимо для управления при наличии соответствующей плановой службы, ведь ее содержание также требует средств.
1.4. Структура планов предприятия
Структуру планов предприятия следует рассматривать в трех аспектах: временном, производственно-структурном и содержательном[5].
Одним из недостатков существующей практики планирования на предприятиях является преобладающее внимание к текущим задачам. В результате перспективная деятельность предприятий остается без надлежащего внимания. Чтобы избежать такого положения, необходимо планирование разделить на стратегическое и тактическое, так как несмотря на взаимодействие, эти виды планирования относительно самостоятельные.
В зависимости от охваченного временного отрезка тактические планы делятся на три типа: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные.
Долгосрочное планирование обычно охватывает длительные периоды времени - до 10, а иногда и более лет.
Среднесрочное планирование конкретизирует ориентиры долгосрочных планов. Планы рассчитываются на более короткий период. До недавнего времени предел среднесрочного планирования равнялся пяти годам. Однако в связи с увеличением скорости развития внешней среды предел среднесрочного планирования сократился, и пятилетнее планирование перешло в разряд долгосрочных.
Краткосрочное (текущее) планирование - это разработка планов на один год с разбивкой по кварталам, а отдельных показателей и по месяцам. Иногда детализация, то есть разбивка по месяцам, происходит в процессе реализации планов Анискин Ю.П. Внутрифирменное планирование. М., 1994..
Наряду с технико - экономическим планированием (ТЭП), о котором до сих пор шла речь, следует учитывать и оперативно - производственное планирование (ОПП). Существуют следующие различия между ТЭП и ОПП.
1. Объекты планирования
В ТЭП - вся деятельность В ОПП - производственный процесс
предприятия и его, структурных как совокупность операций. Строгая
подразделений их увязка в пространстве и во
времени.
2. Измерители
В ТЭП - объемные, укрупнен- В ОПП - физически детализирован-
ные: штуки, рубли ные: детале-операции
3. Периоды планирования
В ТЭП - год, квартал, месяц В ОПП - квартал, месяц, декада
неделя, сутки, смена, час
4. Связь с ресурсами
В ТЭП - объемная, путем сопос- В ОПП - объемно-календарная, с
тавления ресурсов с потребнос- учетом запуска-выпуска
тями
5.Методы воздействия на ход производства
В ТЭП - путем доведения заданий В ОПП - путем доведения планов -
по выпуску продукции, норм рас- графиков хода процессов до ли-
хода, затрат. нейных руководителей - путем не-
Путем анализа состояния объекта посредственного приведения сис-
и разработки рекомендаций ли- темы в равновесие, к заданным
нейному руководству параметрам
Таким образом, с помощью ТЭП разрабатываются проекты деятельности предприятия, его структурных подразделений по всем технико - экономическим и социальным показателям. С помощью ОПП осуществляется задание параметров производственного процесса, наблюдение за ним и его регулирование. ТЭП может быть комплексным и функциональным, направленным на отдельные виды деятельности.
1.5. Организация внутрипроизводственного планирования
Организация как функция управления - понятие многозначное. Включает в себя: разработку организационной структуры управления, его информационное обеспечение, технологию обработки информации и принятия решения. Рассмотрим оргструктуру и организацию планирования на предприятиях[3].