Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 00:03, курсовая работа
Целью работы является изучение проблем, возникающих в организации при вхождении в нее нового сотрудника. В данной курсовой работе мы будем изучать вхождение работника в организацию ЗАО «АСКЕТ», и попробуем в конце данной работы дать конкретные рекомендации по выявленным несоответствиям. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть проблемы, пути их разрешения, методы, предпринимаемые руководителями для успешной интеграции человека в коллектив, деятельность организации, изучение адаптации новых сотрудников в коллективе.
Введение………………………………………………………………….3
1. Теоретическая часть…………………………………………………..5
1.1 Профессиональная ориентация и повышение квалификации работников ……………………………………..5
1.2 Программы профессиональной ориентации……………………...8
1.3 Взаимодействие работника и коллектива …………………………11
1.3.1 Вопросы, возникающие при изучении проблемы взаимодействия работника и коллектива ……………………………11
1.3.2 Проблема установления взаимодействия человека и организационного окружения ………………11
2. Аналитическая часть …………………………………………………16
2.1 Вхождение в организацию при приёме на работу в ЗАО «АСКЕТ»………………….16
2.1.1 Отбор кандидатов …………………………………………………16
2.1.2 Процедура приёма на работу ……………………………………..17
2.1.3 Оценка адаптации работника в коллективе через месяц ……….18
2.1.4 Работник после истечения испытательного срока………………19
3. Рекомендации по совершенствованию системы адаптации, мотивации и стимулирования труда новых сотрудников…26
Заключение………………………………………………………………..30
Список литературы………………………………………………………35
6. Работник и его отношения с профсоюзом: сроки и условия найма; назначения, перемещения, продвижения; испытательный срок; руководство работой; информирование о неудачах на работе и опозданиях на работу; права и обязанности работника; права менеджера и непосредственного руководителя; отношения с непосредственным руководством и управленцами; организации рабочих; постановления профсоюзов и политика компании; руководство и оценка исполнения работы; дисциплина и взыскания; оформление жалоб; содержание и проверка регистрации персонала; коммуникация: каналы коммуникации, почтовые материалы, распространение новых идей; санитария и гигиена; проверка безопасности оборудования и спецодежды; степень риска.
7. Служба быта: служба питания, кафетерии; специализированные места для приема пищи; наличие служебных входов; условия для парковки машин; первая помощь; комнаты отдыха.
8. Экономические факторы: прибыль; стоимость рабочей силы; стоимость оборудования; ущерб от прогулов, опозданий, несчастных случаев.
После общей ориентировки делается более специальная. Ниже перечисляются вопросы, которые могут быть использованы в специализированной программе.
Вопросы,
затрагиваемые
1. Функции подразделения: цели, приоритеты; организация и структура; практическая деятельность; взаимоотношения с другими подразделениями; взаимосвязь между различными родами деятельности внутри подразделения.
2. Рабочие обязанности и ответственность: детальное описание текущей работы и ожидаемых результатов; разъяснение того, почему эта конкретная работа важна, как она соотносится с другими в подразделении и на предприятии в целом; обсуждение общих проблем и способов их решения; нормативы качества выполнения работы и основы оценки исполнения; длительность рабочего дня и расписание; сверхурочные; дополнительные назначения (например, замена отсутствующего работника с другими обязанностями).
3. Требуемая отчетность: объяснение того, где и как получить инструменты, хранить и ремонтировать снаряжение; виды помощи, которая может быть оказана, когда и как просить о ней; отношения с местными и общегосударственными инспекциями.
4. Процедуры, правила, предписания: правила, характерные только для данного вида работы или данного подразделения; поведение в случае аварий; правила техники безопасности; информирование о несчастных случаях и опасности; гигиенические стандарты; охрана и проблемы, связанные с воровством; отношения с работниками, не принадлежащими к данному подразделению (например, водителями); еда, курение и т.п. на рабочем месте; вынос вещей из подразделения; контроль за нарушениями; оформление ведомостей; перекуры, перерывы; обед; телефонные переговоры личного характера в рабочее время; использование оборудования; контроль и оценка исполнения и т.д.
5. Осмотр
подразделения: комнаты отдыха
и душевые; кнопка пожарной
тревоги и пожарной станции;
часы работы; шкафчики (для переодевания);
выходы и входы; вода для
питья и умывальники;
6. Представление сотрудников подразделения.
1.3 Взаимодействие работника и коллектива
1.3.1 Вопросы, возникающие при изучении проблемы взаимодействия работника и коллектива
Проблема взаимодействия человека и организации имеет два равноправных полюса рассмотрения. Одна сторона этого взаимодействия - это стремление организации с максимальной эффективностью использовать потенциал своих работников, создавая все условия для наиболее полной отдачи и эффективного развития их потенциала; другая сторона взаимодействия - это восприятие человеком организации и той роли, которую она играет в его жизни, понимание того, что она дает ему, какой смысл он вкладывает в свое взаимодействие с ней.
Установление органичного сочетания двух этих сторон взаимодействия человека и организации является одной из важнейших задач менеджмента, так как оно обеспечивает основу эффективного управления организацией. Для того чтобы понять, как строится взаимодействие человека с организацией, мы должны уяснить:
1) в чем суть проблемы взаимодействия человека и организации;
2) какие
характеристики личности
3) какие
характеристики
1.3.2 Проблема установления взаимодействия человека и организационного окружения
Работа человека в организации представляет собой процесс постоянного его взаимодействия с организационным окружением. Зачастую этот процесс является болезненным для обеих сторон. Отладить его очень нелегко. Каждый человек, входя в новую организацию, сталкивается с множеством проблем взаимодействия с организационным окружением, которое, в свою очередь, обязательно претерпевает деформации и изменения с появлением нового члена. В самом общем виде организационное окружение - это та часть организации, с которой человек сталкивается во время своей работы в ней. В первую очередь это рабочее место и его непосредственное окружение.
Однако, для большинства людей, организационное окружение значительно шире их рабочего места и включает такие характеристики и составляющие организации, как производственный профиль, положение в отрасли, положение на рынке, размер организации, ее месторасположение, руководство, организационная структура, правила поведения и внутренний распорядок, условия труда, система оплаты, система социальных гарантий, философия организации, общение, трудовые отношения, коллеги и еще многое другое. Каждый член организации имеет свое собственное окружение.
Социализация, т.е. возможность включения человека в организационное окружение, зависит не только от характеристик этого окружения, но в равной мере и от человека. Каждый человек имеет многоплановую структуру личности и во взаимодействие с организацией вступает не как механизм, выполняющий конкретные действия и операции, а как разумное и сознательное существо, обладающее стремлениями, желаниями, эмоциями, настроением, имеющее воображение, разделяющее определенные верования и следующее определенной морали.
Как бы человек и организация не стремились свести свое взаимодействие только к выполнению определенных работ в определенном рабочем месте, у них этого никогда не получится.
Несмотря на ситуационность проблем взаимодействия человека и организационного окружения, можно указать на два основополагающих момента, лежащих в основе большинства причин, вызывающих непонимание, противодействия и конфликты во взаимодействии человека с организационным окружением:
- ожидания и представления индивида об организационном окружении и его месте в нем;
- ожидания организации в отношении индивида, его роли и места в ней.
Индивид
вступает во взаимодействие с организацией,
предполагая занять в ней определенное
место, выполнять определенную работу
и получать определенное вознаграждение.
Организация предполагает взять
работника, обладающего соответствующими
квалификационными и
Группу основных ожиданий индивида составляют ожидания по поводу:
- содержания, смысла и значимости работы;
- оригинальности и творческого характера работы;
- увлекательности и интенсивности работы;
- степени независимости, прав и власти на данной работе;
- степени ответственности и риска;
- престижности и статуса работы;
- степени включенности работы в более широкий трудовой процесс;
- безопасности и комфортности условий на работе;
- признания и поощрения хорошей работы;
- заработной платы и премий;
- социальной защищенности и других социальных благ, предоставляемых организацией;
- гарантий роста и развития;
- дисциплины и других нормативных аспектов, регламентирующих поведение на работе;
- отношений между членами организации;
- конкретных лиц, работающих в организации.
Для каждого индивида их комбинация, формирующая его обобщенное ожидание по отношению к организации, различна.
Организация ожидает от человека, что он проявит себя следующим образом:
- специалист в определенной области, обладающий определенными знаниями и квалификацией;
- член организации, способствующий успешному функционированию и развитию организации;
- человек, обладающий определенными личностными, и моральными качествами;
- член коллектива, способный коммутировать и поддерживать хорошие отношения с коллегами;
- член организации, разделяющий ее ценности;
- работник, стремящийся к улучшению своих исполнительских способностей;
- человек, преданный организации и готовый вне организации отстаивать ее интересы;
- исполнитель определенной работы, готовый осуществлять ее с должной отдачей и на должном качественном уровне;
- член организации, способный занять определенное место внутри организации и способный взять на себя соответствующие обязательства и ответственность;
- сотрудник, следующий принятым в организации нормам поведения, распорядку и распоряжениям руководства.
Комбинация этих ожиданий, а также степень значимости во всех организациях различны. Более того, в рамках одной и той же организации по отношению к различным индивидам могут складываться различные комбинации ожиданий.
Теперь необходимо рассмотреть два возможных подхода к установлению взаимодействия человека и организации.
- При первом подходе роль организации является основополагающей в установлении этого соответствия; при втором исходной точкой является место, на которое претендует человек, и его потенциал исполнения ролей.
- При первом подходе человек подбирается для выполнения определенной работы, осуществления определенной функции, т.е. для исполнения определенной роли в организации; при втором работа подбирается человеку таким образом, чтобы она лучше всего соответствовала его возможностям и соответствовала его претензиям на определенное место в организации.
- Первый подход является традиционным и наиболее распространен в современной практике американского и европейского менеджмента; второй также имеет практическую реализацию, но преимущественно в рамках модели японского управления.
2. Аналитическая часть
2.1 Вхождение в организацию при приёме на работу в ЗАО «АСКЕТ»
Рассмотрение вхождения человека в организацию ЗАО «АСКЕТ» я разбил на четыре этапа:
1 этап – отбор кандидатов;
2 этап – процедура приёма на работу;
3 этап – оценка адаптации работника в коллективе через месяц;
4 этап – работник после истечения испытательного срока.
В сложившейся на сегодняшний день экономической ситуации и высвобождении множества человек на рынке труда, работодатель получил большие преимущества при найме сотрудников, чем до кризиса 2009 года. Необходимые сотрудники набираются из числа подрядных организаций, осуществлявших работы на площадке данного цеха, поэтому имеющие представление и некоторый опыт работы в данном месте.
После обращения в дирекцию по кадрам организации, кандидаты направляются на собеседование к начальнику цеха, который в свою очередь, проводит с соискателями беседу, в ходе которой выясняется квалификация, опыт работы на конкретных местах. Критерии отбора кандидатов и результаты приводятся в таблице 1.
Критерии отбора |
Число соискателей |
Количество прошедших отбор |
Высокая квалификация, Отсутствие опыта работы |
9 |
7 |
Высокая квалификация, Опыт работы в цехе |
14 |
13 |
Низкая квалификация, Отсутствие опыта работы |
15 |
8 |
Низкая квалификация, Опыт работы в цехе |
18 |
16 |
Согласно моим исследованиям за шесть месяцев 2010 года работу пытались получить 56 человек, отбор прошли 44 человека. Из данной таблицы следует, что предпочтение отдавалось работникам, имеющим как высокую, так и низкую квалификацию, но с опытом работы в конкретных местах цеха. В дальнейшем, после визирования заявления о приёме на работу начальником цеха, соискатели отправляются обратно в дирекцию по кадрам, для прохождения стандартной, принятой в организации процедуры приёма на работу.