Виды, цели, функции и структура трудового коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать структуру трудового коллектива и разработать рекомендации по формированию трудового коллектива в книжном магазине «Живое слово».
Задачи курсовой работы заключаются в следующем:
Изучить виды, цели и функции трудового коллектива;
Проанализировать теоретические основы и пути формирования стабильного трудового коллектива;

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 58.36 Кб (Скачать файл)

Введение

   Коллектив - устойчивая во времени организационная  группа взаимодействующих людей  со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности и сложной динамикой  формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами  группы.

   Коллектив - это относительно самостоятельное  развивающееся явление, которое  подчиняется особым социально-психологическим  закономерностям. Коллектив, образно  говоря, социально-психологический  организм, требующий индивидуального  подхода. Очень важно руководителю ясно видеть структуру межличностных  взаимоотношений в коллективе, чтобы  уметь найти индивидуальный подход к членам коллектива и влиять на формирование и развитие сплоченного  коллектива. Настоящий сплоченный коллектив  не возникает сразу, а формируется  постепенно, проходя ряд этапов.

   Роль  и значение трудовых коллективов  в развитии общества огромны. От эффективности  и качества труда работников в конечном счете зависят процветание общества, уровень и качество жизни людей. Путь же к успеху каждого трудового коллектива - это снижение себестоимости и издержек производства, повышение его эффективности, технического и технологического уровня и уровня организации производства; повышение объемов и качества выпускаемой продукции и услуг; максимальный учет запросов потребителя и снижение цен с целью завоевания рынка сбыта, в итоге - улучшение всей экономики и уровня жизни населения в частности.

   Каждому трудовому коллективу присуща своя трудовая среда. Человеческий труд определяется как целенаправленная человеческая деятельность, в процессе которой  он (человек) создает материальные и  духовные ценности для удовлетворения существенных человеческих потребностей. Труд совершается всегда в определенном пространстве и времени определенными средствами труда в рамках конкретных общественных отношений, которые возникают между людьми в процессе их трудовой деятельности. В данном случае под средой можно понимать совокупность условий и воздействий, имеющихся в некотором окружении. Человеческая трудовая деятельность осуществляется в трудовой среде. Поэтому под трудовой средой понимаются средства, условия труда и взаимоотношения индивидов, участвующих в трудовом процессе.

   Трудовые  коллективы призваны приумножать материальные и духовные богатства страны, рационально  использовать имеющиеся ресурсы, проявлять  неустанную заботу о членах коллектива, об улучшении условий их труда, быта и отдыха.

Объект исследования – книжный магазин «Живое слово».

Предмет исследования - трудовой коллектив книжного магазина «Живое слово».

Цель курсовой работы – проанализировать структуру трудового коллектива и разработать рекомендации  по формированию трудового коллектива в книжном магазине «Живое слово».

Задачи курсовой работы заключаются в следующем:

Изучить виды, цели и функции трудового коллектива;

Проанализировать теоретические основы и пути формирования стабильного трудового коллектива;

Разработать рекомендации по формированию стабильного трудового  коллектива. 

I ГЛАВА Сущность и теоретические аспекты понятия «трудовой коллектив»

   1.1 Понятие и основные признаки коллектива

   Сегодня люди, как правило, работают не в  одиночку, а в составе группы, объединенной по какому-то принципу, например общности территории, профессии, социальных условий, случайных обстоятельств, в которых они оказались. Это  не означает, что они постоянно  должны находиться рядом и совместно  выполнять работу, главное здесь - включенность в определенную систему межличностных отношений. В рамках групп могут образовываться коалиции - подгруппы, стремящиеся оказать влияние на групповое поведение.

   Группа  может выступать в качестве управляющей, управляемой или самоуправляемой  структуры с различной степенью сплоченности ее членов -- от неорганизованной толпы до единого коллектива. Чтобы считаться коллективом, группа должна удовлетворять нескольким признакам, главным из которых можно считать наличие общей цели у всех ее членов. Последняя может формироваться в результате взаимного влияния их индивидуальных целей или задаваться извне в соответствии с миссией организации, но всегда будет совместной, единой для всех, а не просто одинаковой, схожей. [4;214]

   Другим  признаком коллектива является психологическое  признание членами группы друг друга  и отождествление себя с нею, в  основе чего лежат совместные интересы, идеалы, принципы, сходство или взаимная дополняемость характеров, темпераментов и т.п., хотя переоценивать эти моменты не следует.

   Такое психологическое признание делает возможным постоянное практическое взаимодействие людей, в результате чего потенциал коллектива оказывается  существенно большим, чем сумма потенциалов каждого из его членов.

   Во-первых, взаимодействие позволяет преодолеть ограниченность физических и интеллектуальных способностей каждого в отдельности. Во-вторых, на его основе удается  выполнить гораздо больший объем  обычной работы вследствие разделения и специализации труда и возникновения  помимо воли участников духа соревнования, мобилизующего скрытые резервы  и существенно повышающего интенсивность  деятельности. В-третьих, создаются  условия для успешного решения  проблем там, где по тем или  иным причинам невозможно распределить обязанности между отдельными членами  группы. [15;93]

   Четвертым признаком коллектива можно считать  наличие определенной культуры, выраженное в общих ценностях, символике, нормах и правилах поведения в коллективе, вступления или выхода из него, требованиях  к физическому и моральному облику его членов. У каждого коллектива существует склонность к идеализации  прошлого, представлению своей историю  в наиболее выгодном свете, поддержанию  традиций. Это формирует комплекс представлений о собственном  превосходстве даже в какой-то узкой  области, придает ему дополнительную силу, устойчивость, сплоченность, препятствует дезорганизации.

   Коллектив играет огромную роль в жизни каждого  человека. которую трудно переоценить. Прежде всего, в его рамках удовлетворяется естественная потребность людей в общении и деловом взаимодействии, в принадлежности к группе себе подобных; у коллектива человек в необходимых случаях обретает поддержку и защиту; в своем коллективе он в первую очередь находит признание успехов и достижений. В то же время, наряду с желанием быть в коллективе, люди хотят отличаться от других, оставаться какими они есть индивидуальностями, достойными уважения.

   Воздействуя на поведение людей, коллектив во многом способствует его изменению. Здесь человек имеет возможность  по-новому взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль в обществе. [25;98] Коллектив изменяет человека, так как ему приходится учиться жить и работать в окружении других людей, приспосабливать к ним свои желания, стремления, интересы. Коллектив в значительной мере стимулирует творческую активность большинства людей, пробуждает в них стремление к совершенствованию, к первенству в соревновании.

   В зависимости  от характера самого коллектива его  влияние на личность может быть как  позитивным, так и негативным. Сплоченный, но не настроенный на конструктивное поведение коллектив, может разлагающе влиять на нее, вынуждать к антисоциальному поведению. В свою очередь, человек также пытается воздействовать на коллектив, делать его более «удобным» для себя.

   Результативность  такого воздействия зависит от силы обеих сторон. Сильная личность может  подчинить себе коллектив, в том  числе и в результате конфликта  с ним; слабая, наоборот, сама ему  подчиняется и растворяется в  нем, а коллектив взамен берет  на себя заботу о ее благополучии. [12;254]

   Идеальная с управленческой точки зрения ситуация располагается где-то посредине  и характеризуется доверительными партнерскими отношениями между  трудовым коллективом и его участниками, не отказывающимися от собственных  позиций, но уважительно относящимися к общим целям и нуждам.

   1.2 Виды коллективов

   Рассмотрим  отдельные виды коллективов с  точки зрения практики управления.

   По  составу коллективы бывают гомогенные (однородные) и гетерогенные (разнородные). Эти различия могут касаться пола, возраста, профессии, статуса, уровня образования  и проч.

   Гетерогенные  коллективы более эффективны при  решении сложных проблем; они  эффективны также при интенсивной  творческой работе (мозговая атака). В  то же время гомогенные лучше решают простые задачи. Чем больше сходство между членами коллектива, тем  значительнее влияние, которое они  оказывают друг на друга, быстрее  вырабатывается чувство общности. Однако здесь острее внутренняя конкуренция  и поэтому гомогенные коллективы более конфликтны, особенно чисто  женские (поэтому желательно, чтобы  соотношение представителей разного  пола было примерно одинаковым). Но в  целом эффективный коллектив  должен состоять все же из непохожих  личностей. [19;108]

   По  статусу коллективы можно разделить  на официальные и неофициальные. Первые, например персонал организации или подразделения, оформлены юридически и действуют в рамках правового пространства. Вторые базируются на нигде не зафиксированном, а то и не объявленном желании людей сотрудничать друг с другом и реальной практике такого сотрудничества.

   По  характеру внутренних связей различаются  формальные и неформальные коллективы. Формальные связи предписываются заранее, в неформальных коллективах отношения  складываются спонтанно, сами собой. Границы  формального и неформального  коллективов чаще всего не совпадают, так как некоторые сотрудники в них могут не приниматься  или по собственной инициативе придерживаться нейтралитета. [1;231]Сила неформального коллектива состоит в том, что его невозможно юридически и организационно уловить и привязать к нормам и правилам. Знание его состава помогает руководителям, особенно новым, ориентироваться в истинном положении дел в коллективе.

   Исходя  из сроков существования коллективы подразделяются на временные, предназначенные  для решения разовой задачи, и  постоянные.

   Важным  признаком, в соответствии с которым  могут классифицироваться коллективы, является степень свободы, предоставляемая их участникам.

   Можно говорить также о свободе активного  участия в деятельности коллектива; в одном случае оно требуется постоянно, в другом - может быть эпизодическим или даже формальным. Это позволяет людям одновременно быть членами нескольких коллективов и проявлять активность прежде всего там, где это нужнее всего в данный момент. [14;276]

   В соответствии с их функциями выделяют коллективы, ориентированные на достижение определенной цели как официальной, так и неофициальной; на реализацию совместных интересов  и общение. В свою очередь, функциональная классификация может дополняться  и детализироваться классификацией по видам деятельности.

   Реализация  тех или иных функций предполагает определенную степень внутриколлективного  разделения труда, которое на деле может  быть самым разнообразным. В одних  коллективах оно существует только как количественное, создающее возможность  полной взаимозаменяемости работников. В других - имеет место специфика отдельных видов труда, что делает взаимозаменяемость ограниченной. В третьих - имеется глубокое качественное разделение труда, делающее какую бы то ни было взаимозаменяемость работников в принципе невозможной, так что нормальное функционирование коллектива в случаях болезни или ухода одного из его членов может быть затруднено, и это нужно учитывать руководителю.

   По  размерам коллективы подразделяются на малые и большие, причем исходя не из числа участников, а из возможности  или невозможности непосредственно  поддерживать постоянные связи между  членами, хотя потенциальный их круг невелик. [26;20] В больших коллективах это практически невозможно, и люди мало знают друг о друге, а в малых, где число участников не превышает 20, вполне реально, даже без объединяющего лидера. Это придает им дополнительную гибкость, в целом более высокую результативность работы и удовлетворение от нее.

   В большом  коллективе каждый выполняет широкий  круг обязанностей, понятнее связь  индивидуальных и общих задач, легче  удовлетворить свою потребность  в аудитории, получить необходимый  совет, но больше отдаленность исполнителя  от руководства и коллег и ниже заинтересованность. Большие группы экономичнее, особенно при выполнении простых повторяющихся операций, легче могут найти выход из тупика, и в них легче решаются вопросы о преемственности.

Информация о работе Виды, цели, функции и структура трудового коллектива