Виды, цели, функции и структура трудового коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать структуру трудового коллектива и разработать рекомендации по формированию трудового коллектива в книжном магазине «Живое слово».
Задачи курсовой работы заключаются в следующем:
Изучить виды, цели и функции трудового коллектива;
Проанализировать теоретические основы и пути формирования стабильного трудового коллектива;

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 58.36 Кб (Скачать файл)

   Выполняя  свои обязанности, работник вступает с  другими членами трудового коллектива в официальные или формальные отношения, которые отражают профессионально-трудовую сторону жизни трудового коллектива. Группы, созданные по воле руководителя для совершения производственного  процесса, являются подразделениями  фирмы и называются формальными  группами. Задачей формальных групп  по отношению к фирме является выполнение конкретных задач и достижение определенных целей. На характер формальных отношений большое влияние оказывают  индивидуальные особенности руководителя и членов трудового коллектива. Формальные группы и их отношения образуют структуру  фирмы. Формальная или функциональная структура отражает сложившееся  в трудовом коллективе разделение труда  между отдельными группами или лицами в зависимости от деловых их других качеств. [3;302]

   Формальная  структура безлична. Она определяется служебными положениями, инструкциями, приказами, в которых определены права и обязанности каждого  члена трудового коллектива, то есть определены должностные роли, которые должен выполнять каждый работник. Весьма важно, чтобы каждый член формальной группы четко знал свою должностную роль и стремился ее выполнить полностью, качественно и вовремя. На предприятии могут создаваться три типа формальных групп:

   1) группы  руководителей (командные группы). Группа руководителей -- это руководитель фирмы или ее подразделения и его штаб;

   2) группы  исполнителей (рабочие группы). Рабочая  группа -- подразделения или группы, работающие над одним и тем же заданием и имеющие определенную самостоятельность в своем труде;

   3) целевые  группы (целевые комитеты). Целевая  группа -- комитет, который временно создается для заполнения пробелов существующих в организационных структурах. [10;69]

   Взаимозависимые группы и их отношения образуют систему, которая эффективно должна работать как единый слаженный механизм. Чем  лучше понимает руководитель, что  же представляет собой группа, и  знает факторы ее эффективности, чем лучше он владеет искусством эффективного управления формальными  группами, тем больше вероятность  того, что он сможет повысить производительность труда своего подразделения и  фирмы в целом.

   Демографическая структура коллектива определяется составом его по возрасту, полу. Социологические  исследования подтверждают, что однополый  коллектив менее эффективен, чем  разнополый. Большое значение имеет  также сочетание возрастных групп. Преобладание людей старшего возраста характеризуется высокой трудовой дисциплиной, но при этом возрастают элементы консерватизма при внедрении  новшеств, повышается уровень потерь рабочего времени из-за повышенной заболеваемости работников и т.д. Преобладание молодежи также отличается специфическими проявлениями - повышенной текучестью кадров, более быстрой реакцией на нововведения и др. Национальная структура  коллектива еще сравнительно недавно  имела второстепенное значение. Однако с распадом СССР, ростом сепаратизма  и национального самосознания национальный состав коллектива становится заметным фактором стабильности или, наоборот, повышенной напряженности на предприятиях. [5;188]

   Социально-психологические  группы формируются по общности интересов, ценностных ориентаций, увлечений, в  их состав могут входить работники  разных целевых групп.

   Совокупность  указанных, а также других социальных групп формирует в коллективе определенный морально-психологический  климат, особенности отношения к  труду, состояние сплоченности или  разобщенности, большей или меньшей  заинтересованности в достижении общих  целей производства и т.д. Как только создан трудовой коллектив, он становиться также социальной средой, где люди взаимодействуют отнюдь не только по предписаниям руководителей. Социально-психологическая группа - это общность людей, как правило, в пределах до 7 человек, которые вступают в регулярные взаимодействия для достижения определенных целей. Социально-психологические группы возникают в результате более или менее длительного общения, основанного на взаимодействии работающих как личностей. [6;33]

   Причиной  существования социально-психологической  группы является общность целей, интересов  и склонностей людей, их взглядов, привычек, устремлений. Они образуются как на производстве, так и вне  производства. Но для образования  социально-психологических групп  особенно благоприятна трудовая среда, где люди обычно собираются каждый день многие годы. Группы в 3-5 человек  можно наблюдать "невооруженным" глазом. Например, перерыв в собрании. Люди группируются. Но группы больше 5 человек сохраняются 2-3 минуты. Потом  кто-то отойдет, группа разделится, но все это происходит незаметно  от самих людей (одному скучно, другого  вызвали и т.п.). А 2-4 человека могут  простоять долго. То же самое на вечеринках, в домах отдыха и т.д.

   Причина: эмоциональный ресурс и объем  внимания человека ограничены по величине и времени. Поэтому он не может  поддерживать длительные контакты более  чем с 5 людьми одновременно. Социально-психологическая  группа характеризуется определенной социально-психологической общностью: чувством солидарности, взаимного доверия, помощи, защиты и т.д. [17;13]

   В спонтанно  возникающих (эмерджентных) социально-психологических  группах имеется своя иерархия, свои лидеры и задачи. В них вырабатываются определенные правила, нормы поведения, которые создают порядок и  режим функционирования данных групп. Групповые нормы и правила являются своеобразным регулятором внутригруппового поведения. Они нередко диктуют характер взаимоотношений подчиненных с руководителем, отношение к труду, участие в разных формах внегруппового общения. Социально-психологическая группа может обладать огромным влиянием на своих членов (мнение, давление группы). Принадлежность к указанным группам может дать людям психологические выгоды, не менее важные для них, чем получаемая зарплата. Как правило, в такой группе выделяется лидер. Лидером является лицо, которое ведет членов группы за собой, потому что обладает благоприятными для них качествами. Лидер данной группы не наделен административной властью, то есть он не имеет формального права распоряжаться и требовать исполнения. Но его влияние на членов этой группы может быть очень значительным. Неформальная или социально-психологическая структура трудового коллектива объединяет в себе ряд неформальных групп, которые образуются в нем вне компетенции руководства. [8;45]

   Неформальные  отношения между отдельными группами складываются и существуют независимо от служебной субординации людей  на основе общности интересов, сходства характеров, психологической близости, симпатий и антипатий, общественного  признания, авторитета.

   Неформальная  структура трудового коллектива создается личными качествами его  членов. Часто неформальные объединения  оказывают сильное влияние на качество деятельности трудового коллектива и на его организационную эффективность. [22;93]

   Чтобы успешно управлять трудовым коллективом, руководителю необходимо не только уметь  анализировать межличностные отношения  внутри группы, но также знать характер межгрупповых отношений (функциональных и личностных). 

   II ГЛАВА Виды, цели и структура трудового коллектива книжного магазина «Живое Слово».

   2.1 Общая характеристика  трудового коллектива книжного магазина «Живое слово»

    Для  характеристики взят книжный  магазин «Живое слово», расположенный по ул. Родонитовая 9.

    Общая  площадь магазина – 200 кв.м.

      Торговая площадь – 120 кв.м.

    Товарооборот  за один день – примерно 200 тыс. рублей.

    Ассортимент  товара – книги, канцелярские  принадлежности.

    Структура  магазина – состоит из двух  залов (торговый зал для продажи  книжной продукции, торговый зал для продажи канцелярских товаров), двух подсобных помещений, кабинета директора.

    Кадры:  общая численность – 25 человек,  из них

    1 –  директор,

    1 –  заместитель директора,

    2 –  товароведы,

    5 –  старшие продавцы,

    10 –  продавцы кассиры, 

    3 –  рабочие-грузчики,

    3 –  технический персонал (уборщица, дворник). 
 

   

     

   

   

   

   

     

   

   

            

   Распределение по образованию: Всего   25 

         Высшее  образование Среднее специальное Среднее образование

                         9                                      8                                          8

В том числе:

- высшее специальное торговое образование имеют 3 человека;

- среднее специальное торговое образование – 5 человек;

- прочее высшее образование (педагогическое, библиотечное, техническое) – 6 человек;

- специальное книготорговое образование – 0 человек.

    Распределение  по стажу работы: Всего 25 

   От 1 до 2 лет                       От 2 до 3 лет                        От 3 лет и более

           14                                            7                                                     4

Режим работы: ежедневно  с 9.00 до 21.00 без перерыва и выходных дней.

  2.2 Анализ трудового коллектива книжного магазина «Живое слово»

    Книжный  магазин «Живое слово» расположен в Индустриальном районе города по ул. Родонитовая, 9. Торговая площадь магазина (120 кв.м.) позволяет в широком ассортименте представить книжную продукцию и канцелярские товары для свободного доступа покупателей.

    Структура  магазина (2 зала) позволяет расставлять  коллектив в двух отделах. Торговый  зал для продажи книжной продукции  полностью работает открытым  доступом покупателей к выставочным  книгам.

    Торговый  зал для продажи канцелярских  и школьных принадлежностей работает  частично открытым доступом (ранцы,  чертежные доски, альбомы и  др.), частично товар находится  за прилавком продавца (мелкие  школьно-письменные принадлежности).

    Первый  зал намного больше второго.  В первом зале работают продавцы-консультанты  и продавцы-кассиры в количестве 3 человек, во втором зале –  1 человек, 1 человек на контроле. Итого в день работает 5 продавцов.  Следующие 5 будут работать на  следующий день. Остальной персонал  работает ежедневно по 7 часов  в день.

    Анализирую  расстановку персонала, можно  сделать вывод, что пяти человек  на два зала явно недостаточно. Во втором зале работает всего  один продавец-кассир, в обязанности  которой входят продажа, консультации, пробивание чеков покупателям,  да еще в придачу присмотр  за открытой частью зала. В первом зале тоже трех человек, по-моему, недостаточно на 100 кв.м.

    Проанализируем  трудовой коллектив по образованию.  Из 25 членов трудового коллектива  высшее образование имеют 9 человек  (директор, замдиректора, товароведы, старшие  продавцы). 8 человек имеют среднее  специальное образование (это  продавцы-кассиры, продавцы-консультанты; в основном это колледжи и  техникумы). 8 человек имеют среднее  образование (это два продавца, а также грузчики и технический  персонал). Обращает на себя внимание  тот факт, что в коллективе  много специалистов разных областей. Например, у директора магазина  высшее библиотечное образование,  из старших продавцов имеются  педагоги, психолог, инженер и др. Специального книготоргового образования  не имеет никто.

    Распределение  по стажу работы. Из приведенной  выше таблицы видно, что люди  здесь надолго не задерживаются.  Если у рабочих, директора,  товароведов, дворника 7-часовой  рабочий день при хорошей оплате, то они и работают долго  (от 2 лет и более). Но основная  нагрузка в течение рабочего  дня (с 9 до 21 часа) ложится на  продавцов, работающих с покупателями. Это консультации, выкладка товара, работа у кассы, контроль и  другие функции. И все это  стоя в течение двенадцати  часов. По этой причине в  коллективе большая текучесть.  Продавцы выдерживают от одного  года до двух лет (таких в  коллективе 14 человек). На текучесть  кадров в коллективе влияет  также воровство товаров покупателями, т.к. недостача вычитывается из  заработной платы. 

   2.3 Предложения по изменению структуры трудового коллектива, улучшению взаимоотношений между его членами.

    Развитие трудового коллектива является одним из важнейших факторов успешной деятельности магазина. При этом инвестирование в развитие кадров играет бόльшую роль, чем инвестирование в развитие и улучшение производственных мощностей. Под развитием персонала понимается совокупность мероприятий, направленных на повышение квалификации работников. Это охватывает, прежде всего:

   - обучение, которое в форме общего и профессионального образования дает необходимые знания, навыки и опыт (это относится к двум продавцам, имеющим среднее образование)

   - повышение квалификации, задача которого – улучшение профессиональных знаний и навыков (это относится ко всем, имеющим высшее и среднее специальное образование, включая директора, которому необходимы, помимо библиотечных знаний, специальные знания в области торговли и товароведения);

Информация о работе Виды, цели, функции и структура трудового коллектива