Виды, цели, функции и структура трудового коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 11:44, курсовая работа

Описание работы

Осуществляемые в России экономические реформы существенно изменили статус предприятия. Появились организации, наряду с базирующимися на государственной собственности, частные, смешанные, имеющие коллективную ответственность. Рынок ставит организацию в принципиально новые отношения с государственными организациями, с производственными и иными партнерами, работниками. Устанавливаются новые экономические и правовые регуляторы. В связи с этим меняются отношения между руководителями организаций, между руководителями и подчиненными, между всеми работниками внутри организации. Меняется и отношение к персоналу организаций, так как социальная направленность экономических реформ поворачивает их лицом к человеку, персоналу организаций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3

1. Трудовой коллектив и его роль в современных условиях………………… 5

1.1. Понятие трудового коллектива, его сущность и функции. ………5

1.2. Принципы и методы построения стабильного трудового коллектива .. 11

1.3. Место руководителя в трудовом коллективе…………………………… 17

2. Трудовой коллектив как главный ресурс организации…………………... 21

2.1. Конфликты в трудовом коллективе. ……………………………………...21

2.2. Коллектив как социально-психологическая характеристика групповой деятельности. ………………………………………………………………………27

3. Анализ трудового коллектива в ООО "АРТА"…………………………… 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. .41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….. .42

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 334.50 Кб (Скачать файл)

·     по подчиненности (основной, первичный, вторичный). [3]

Трудовые коллективы призваны выполнять следующие типичные функции.

1. Функция управления  производством – осуществляется  через различные формальные органы  коллективного управления, общественные  организации, специальные выборные  и назначаемые органы, непосредственное  участие работников в управлении.

2. Целевая –  производственная, экономическая: выпуск  определенной продукции, обеспечение  экономической эффективности деятельности  и т.д.

3. Воспитательная  – осуществляется методами социально-психологического  воздействия и через органы управления.

4. Функция стимулирования  эффективного трудового поведения  и ответственного отношения к  профессиональным обязанностям.

5. Функция развития  коллектива – формирование навыков  и умений коллективной работы, совершенствование методов деятельности.

6. Функция поддержки  рационализаторства и изобретательства.

С содержательной стороны трудовой коллектив определяют как такую общность, в которой  межличностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно  значимым содержанием совместной деятельности. При таком понимании трудового коллектива в его структуре всегда (в разной степени) присутствуют три главных элемента: лидерская группа, ядро, периферийная часть.

Лидерскую группу представляют члены трудового коллектива, на которых функционально возложена функция руководства, или член коллектива, который в силу своих личностных качеств пользуется авторитетом у большинства других его членов.

Ядро составляют те члены трудового коллектива, которые  уже утвердились в коллективе, идентифицировались с ним, то есть, являются носителями коллективного сознания, норм и ценностей.

Периферийную  часть структуры трудового коллектива образуют те его члены, которые либо недавно включились в систему  коллективных отношений и еще  не идентифицировались с ней, либо присутствуют в коллективе лишь функционально. Именно эта часть коллектива в первую очередь является объектом "манипулирования" со стороны лидера. [5] 

 

1.2. Принципы  и методы построения стабильного  трудового коллектива

Различают две  группы принципов построения системы управления персоналом в организации: принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом, и принципы, определяющие направления развития системы управления персоналом (табл.1).

Таблица 1. Принципы построения системы управления персоналом в организации

Наименование  принципа

Содержание  принципа

1

2

Принципы, характеризующие  требования к формированию системы  управления персоналом

Обусловленности функций управления персоналом целями производства

Функции управления персоналом формируются и изменяются не произвольно, а в соответствии с потребностями и целями производства.

Первичности функций  управления персоналом

Состав подсистем  системы управления персоналом, организационная  структура, требования к работникам и их численность зависят от содержания, количества и трудоемкости функций управления персоналом.

Оптимальности соотношения интра - и инфрафункций управления персоналом

Определяет  пропорции между функциями, направленными  на организацию системы управления персоналом (интрафункции), и функциями управления персоналом (инфрафункции).

Оптимального  соотношения управленческих ориентации

Диктует необходимость  опережения ориентации функций управления персоналом на развитие производства по сравнению с функциями, направленными  на обеспечение функционирования производства.

Потенциальных имитаций

Временное выбытие  отдельных работников не должно прерывать  процесс осуществления каких-либо функций управления. Для этого  каждый работник системы управления персоналом должен уметь имитировать функции вышестоящего, нижестоящего сотрудника и одного-двух работников своего уровня.

Экономичности

Предполагает  наиболее эффективную и экономичную  организацию системы управления персоналом, снижение доли затрат на систему  управления в общих затратах на единицу выпускаемой продукции, повышение эффективности производства. В случае если после проведения мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом увеличились затраты на управление, они должны перекрываться эффектом в производственной системе, полученным в результате их осуществления.

Прогрессивности

Соответствие  системы управления персоналом передовым  зарубежным и отечественным аналогам.

 

Перспективности

При формировании системы управления персоналом следует  учитывать перспективы развития организации.

 

Комплексности

При формировании системы управления персоналом необходимо учитывать все факторы, воздействующие на систему управления (связи с  вышестоящими органами, договорные связи, состояние объекта управления и  т.д.).

 

Оперативности

Своевременное принятие решений по анализу и совершенствованию системы управления персоналом, предупреждающих или оперативно устраняющих отклонения.

 
       

Оптимальности

Многовариантная проработка предложений по формированию системы управления персоналом и  выбор наиболее рационального варианта для конкретных условий производства.

 

Простоты

Чем проще система  управления персоналом, тем лучше  она работает. Безусловно, при этом исключается упрощение системы  управления персоналом в ущерб производству.

 

Научности

Разработка  мероприятий по формированию системы  управления персоналом должна основываться на достижениях науки в области  управления и учитывать изменения  законов развития общественного  производства в рыночных условиях.

 

Иерархичности

В любых вертикальных разрезах системы управления персоналом должно обеспечиваться иерархическое взаимодействие между звеньями управления (структурными подразделениями или отдельными руководителями), принципиальной характеристикой которого является несимметричная передача информации “вниз” (дезагрегирование, детализация) и “вверх” (агрегирование) по системе управления.

 

Автономности

В любых горизонтальных и вертикальных разрезах системы  управления персоналом должна обеспечиваться рациональная автономность структурных  подразделений или отдельных руководителей.

 

Согласованности

Взаимодействия  между иерархическими звеньями по вертикали, а также между относительно автономными  звеньями системы управления персоналом по горизонтали должны быть в целом  согласованы с основными целями организации и синхронизированы во времени.

 

Устойчивости

Для обеспечения  устойчивого функционирования системы  управления персоналом необходимо предусматривать  специальные “локальные регуляторы”, которые при отклонении от заданной цели организации ставят того или иного работника или подразделение в невыгодное положение и побуждают их к регулированию системы управления персоналом.

Многоаспект-ности

Управление  персоналом как по вертикали, так  по горизонтали может осуществляться по различным каналам: административно-хозяйственному, экономическому, правовому и т.п.

       



Прозрачности

Система управления персоналом должна обладать концептуальным единством, содержать единую доступную  терминологию; деятельность всех подразделений  и руководителей должна строиться на единых “несущих конструкциях” (этапах, фазах, функциях) для различных по экономическому содержанию процессов управления персоналом.

Комфортности

Система управления персоналом должна обеспечивать максимум удобств для творческих процессов  обоснования, выработки, принятия и реализации решений человеком. Например, выборочная печать данных, разнообразие обработки, специальное оформление документов с выделением существенной информации, их гармоничный внешний вид, исключение излишней работы при заполнении документов и т.д.

Принципы, определяющие направлений развития системы управления персоналом

Концентрации

Рассматривается в двух направлениях: (1) концентрация усилий работников отдельного подразделения  или всей системы управления персоналом на решение основных задач и (2) концентрация однородных функций в одном подразделении системы управлений персоналом, что устраняет дублирование.

Специализации

Разделение  труда в системе управления персоналом (выделяется труд руководителей, специалистов и других служащих). Формируются отдельные подразделения, специализирующиеся на выполнении однородных функций.

Параллельности

Предполагает  одновременное выполнение отдельных  управленческих решений, повышает оперативность  управления персоналом.

Адаптивности (гибкости)

Означает приспосабливаемость системы управления персоналом к изменяющимся целям объекта управления и условиям его работы.

Преемствен-ности

Предполагает  общую методическую основу проведения работ по совершенствованию системы  управления персоналом на разных ее уровнях и разными специалистами, стандартное их оформление.

 

Непрерывности

Отсутствие  перерывов в работе работников системы  управления персоналом или подразделении, уменьшение времени пролеживания документов, простоев технических средств управления и т.п.

 

Ритмичности

Выполнение  одинакового объема работ в равные промежутки времени и регулярность повторения функций управления персоналом.

 
       



Прямоточности

Упорядоченность и целенаправленность необходимой  информации по выработке определенного  решения. Она бывает горизонтальной и вертикальной (взаимосвязи между функциональными подразделениями и взаимосвязи между различными уровнями управления).




 

Все принципы построения системы управления персоналом реализуются  во взаимодействии. Их сочетание зависит  от конкретных условий функционирования системы управления персоналом организации. [4]

Наука и практика выработали инструментарий (методы) изучения состояния действующей системы  управления персоналом организации, построения, обоснования и реализации новой  системы (табл.2).

 

 

 

 

Таблица 2. Классификация  методов анализа и построения системы управления персоналом организации

Методы обследования (сбор данных)

Методы анализа

Методы формирования

Методы обоснования

Методы внедрения

Самообследо-вание

Системный анализ

Экономический анализ

Системный подход

Аналогий

Сравнений

Нормативный

Обучение, переподготовка

и повышение  квалификации

работников  аппарата

управления

Интервьюиро-вание, беседа

Декомпозиции

Аналогий

Экспертно-аналитический

 

Активное наблюдение в

течение рабочего дня

Последовательн

ой

подстановки

Сравнений

Экспертно-

аналитический

Параметрический

Блочный

Моделирование фактического и

желаемого состояния

исследуемого  объекта

Привлечение общественных организаций

Моментные наблюдения

Динамический

Структуризации целей

Моделирование

функционально-стоимостной  анализ

Расчет количественных и

качественных  показателей

оценки экономической

эффективности

предлагаемых  вариантов

Функционально-стоимостной  анализ

Фотография  рабочего дня

Экспертно-аналитический

нормативный

Структуризации целей

   

Информация о работе Виды, цели, функции и структура трудового коллектива