Виды конфликтов на организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:31, реферат

Описание работы

Конфликты существовали и будут существовать, они неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или патологичны. Они нормальное явление в нашей жизни. Возникают они из-за различий между людьми, из-за того, что поступки, представления, чувства у каждого из нас не одни и те же друг с другом. У каждого человека есть свои положительные и отрицательные черты, свои особые достоинства и недостатки.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..............3
1.ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА………………………………………………...................4
2.ПРОИСХОЖДЕНИЕ КОНФЛИКТА, ЕГО СУЩНОСТЬ………….....................5-8
3.ВИДЫ КОНФЛИКТА……………………………………………………..................9
3.1.Внутриличностный конфликт…………………………………....................9
3.2.Межличностный конфликт (противоречия) ……………………...........9-10
3.3.Конфликты между личностью и группой в организации………………..10
3.4.Межгрупповой конфликт…………………………………………………..11
4.ПРИЧИНЫ ПРОТИВОРЕЧИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ…………………………..12-13
5.МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ СТИЛИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА………...........14-15
6.РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА…………………………………………..................16
6.1.Анализ поведения людей в конфликтовой ситуации…………...........16-19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..................20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...........21

Файлы: 1 файл

Реферат по менеджменту.docx

— 41.29 Кб (Скачать файл)

 

 

                                       

Содержание

 

 

 

Введение……………………………………………………………………..............3

1.Понятие конфликта………………………………………………...................4

2.Происхождение конфликта,  его сущность………….....................5-8

3.Виды конфликта……………………………………………………..................9

3.1.Внутриличностный конфликт…………………………………....................9

3.2.Межличностный конфликт (противоречия) ……………………...........9-10

3.3.Конфликты между личностью  и группой в организации………………..10

3.4.Межгрупповой конфликт…………………………………………………..11

4.Причины противоречий в организации…………………………..12-13                                          

5.Межличностные стили разрешения конфликта………...........14-15

6.Разрешение конфликта…………………………………………..................16

6.1.Анализ поведения людей  в конфликтовой ситуации…………...........16-19

Заключение……………………………………………………………..................20

Список используемой литературы………………………………...........21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Жизнь - процесс решения  бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать  их. Он может только решить, участвовать  в выработке решений или оставить  это другим" (Б. Вул)

 

 

  Введение

Конфликты существуют ровно  столько, сколько существует человек, так как возникают они только в процессе общения людей. Большую  часть времени человек проводит на работе, взаимодействуя с начальством  и подчиненными, общаясь с сослуживцами, строя совместную деятельность с  партнерами компании. При таком плотном  графике общения возникает масса  причин, по которым люди не совсем правильно  понимают друг друга, что и приводит к спорам. Если создавшаяся ситуация представляет собой угрозу достижению поставленных целей хотя бы для одного из участников взаимодействия, то возникает  конфликт. Люди имеют разные представления, интересы, мотивы, потребности, цели, установки, действия, и нередко они противоречат друг другу. Создаётся конфликтная  ситуация.

Конфликты существовали и  будут существовать, они неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или патологичны. Они нормальное явление в нашей жизни. Возникают они из-за различий между людьми, из-за того, что поступки, представления, чувства у каждого из нас не одни и те же друг с другом. У каждого человека есть свои положительные и отрицательные черты, свои особые достоинства и недостатки. То, какой стороной положительной или отрицательной, он выступает во взаимоотношениях с людьми, зависит от этих людей и социального окружения, от особенностей коллектива, в который он включен в данный момент времени. Иначе говоря, поведение человека в группе определено не только личностью, но и особенностью группы.

                                      

 

1. Понятие конфликта

  Понятие "конфликт" характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях. Это – столкновение противоположных тенденций на почве соперничества, отсутствие взаимопонимания по различным вопросам, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Психологи подчеркивают, что трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоциональными переживаниями. В специальной литературе конфликты рассматриваются на социальном, социально-психологическом или психологическом уровнях, которые диалектически связаны друг с другом. Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Например, человек, который на заседании комитета спорит только потому, что не спорить он не может, вероятно, снизит степень удовлетворения потребности в принадлежности и уважении и, возможно, уменьшит способность группы принимать эффективные решения. Члены группы могут принять точку зрения спорщика только для того, чтобы избежать конфликта и всех связанных с ним неприятностей, даже не будучи уверенными, что поступают правильно. Но во многих случаях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли  и, тем самым, удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения на них происходит до их фактического исполнения.

2.Происхождение конфликта, его сущность

Конфликт как социальное явление впервые был сформулирован  в работе Адама Смита “Исследования  о природе и причинах богатства  народов”   (1776 г). В ней была высказана мысль, что в основе конфликта лежит деление общества на классы и экономическое соперничество. Это деление и является движущей силой развития общества, выполняющей полезные функции.

Проблема социального  конфликта также получила обоснование  в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Этот факт послужил основанием для западных ученых причислить марксистскую концепцию к числу “конфликтных теорий”. Нельзя не отметить, что в  марксизме проблема конфликта получила упрощенное толкование. По сути, он сводился к столкновению между антагонистическими классами.

Свое теоретическое обоснование  проблема конфликта получила в конце   XIX - начале ХХ в. Английский социолог Герберт  Спенсер (1820-1903 гг.), рассматривая социальный конфликт с позиций социал-дарвинизма, считал его неизбежным явлением в  истории общества и стимулом общественного  развития. Такой же позиции придерживался  немецкий социолог (основоположник понимающей социологии и теории социального  действия) Макс Вебер (1864-1920 гг.). Его  соотечественник Георг Зиммель (1858-1918 гг.) впервые ввел термин “социология  конфликта”. На основе его теории “социальных  конфликтов” позже возникла так  называемая “формальная школа”, представители  которой придают противоречиям  и конфликтам значение стимуляторов прогресса.

В современной теории конфликта  существует много точек зрения на природу этого явления, неодномерны  и практические рекомендации различных  авторов.

 Одна из них, условно называемая социально-биологической, утверждает, что конфликт присущ человеку, как и всем животным. Исследователи этого направления опираются на открытую английским естествоиспытателем Чарльзом Дарвином (1809-1882) теорию естественного отбора и из нее выводят идею естественной агрессивности человека вообще. Основное содержание его теории биологической эволюции изложено в книге «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», изданной в 1859 году. Главная идея работы: развитие живой природы осуществляется в условиях постоянной борьбы за выживание, что и составляет естественный механизм отбора наиболее приспособленных видов. Вслед за Ч. Дарвином появился «социальный дарвинизм» как направление, сторонники которого стали объяснять эволюцию общественной жизни биологическими законами естественного отбора. Также основанную на принципе борьбы за существование, но уже чисто социологическую концепцию разрабатывал Герберт Спенсер (1820-1903). Он считал, что состояние противоборства универсально и обеспечивает равновесие не только в рамках общества, но также между обществом и окружающей природой. Закон конфликта рассматривался Г. Спенсером как всеобщий закон, но проявления его должны наблюдаться до тех пор, пока в процессе развития общества не будет достигнуто полное равновесие между народами и расами.

Близкой точки зрения придерживался  и американский социальный дарвинист  Уильям Самнер (1840-1910), утверждавший, что в борьбе за существование гибнут слабые, худшие представители человеческого рода. Победители (преуспевающие американские промышленники, банкиры) являются истинными творцами человеческих ценностей, лучшими людьми.

В настоящее время идеи социального дарвинизма имеют немного  последователей, но отдельные идеи этой теории оказываются полезными  при разрешении нынешних конфликтов. Представители социального дарвинизма дали описание разнообразных конфликтов, выявив различные типы агрессивного поведения людей:

    • территориальная агрессия;
    • агрессия доминирования;
    • сексуальная агрессия;
    • агрессия родителей;
    • агрессия ребенка;
    • моралистическая агрессия;
    • агрессия грабителя;
    • агрессия жертвы по отношению к грабителю.

Безусловно, в реальной жизни  существует немало проявлений подобных типов агрессии, однако они, к счастью, не носят всеобщего характера.

Другая точка зрения на конфликт принадлежит функционалистам: конфликт рассматривается как искажение, дисфункциональный процесс в общественных системах.

Ведущий представитель этого  направления – американский социолог Толкотт Парсонс (1902-1979) трактовал конфликт как социальную аномалию, «бедствие», которое необходимо преодолевать. Он сформулировал ряд социальных предпосылок, обеспечивающих стабильность общества:

    • удовлетворение основных биологических и психологических потребностей большей части общества;
    • эффективная деятельность органов социального контроля, воспитывающих граждан в соответствии с принятыми в данном обществе нормами;
    • совпадение индивидуальных мотиваций с общественными установками.

В Европе в 60-е годы также  возродился интерес к конфликту. В 1965 году немецкий социолог Ральф Дарендорф опубликовал работу «Классовая структура и классовый конфликт», а через два года эссе под названием «Вне утопии». Его концепция «конфликтной модели общества» построена на анти утопическом, реальном видении мира – мира власти, конфликта и динамики.

«Вся общественная жизнь  является конфликтом, поскольку она  изменчива. В человеческих обществах  не существует постоянства, поскольку  нет в них ничего устойчивого. Поэтому именно в конфликте находится  творческое ядро всяких сообществ и  возможность свободы, а также  вызов рациональному овладению  и контролю над социальными проблемами».

Конфликтология в России начинает развиваться по-настоящему только сейчас, когда мы столкнулись  с рядом острейших трудовых и  межнациональных конфликтов.

          

                          

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 3.Виды конфликтов

В науке менеджмента различают  виды конфликтов:  
1) Внутриличностный;  
2) межличностный;  
3) конфликт между личностью и группой;  
4) конфликт между группами людей, или межгрупповой конфликт.           

 3.1  Внутриличностный конфликт

Этот вид конфликта  возникает как следствие разных условий: 

    • человек, стремящийся к разным целям, должен выбрать вариант поведения, ощущая при этом внутренний разлад, который влияет на его поведение; 
    • ролевой конфликт возникает тогда, когда к работнику администрация предъявляет разные требования; 
    • конфликт может возникнуть и тогда, когда требования по службе противоречат взглядам, ценностям человека. 

Помогая человеку справиться с его внутри личностными конфликтами, можно значительно поднять производительность труда данного работника. 

Присутствие внутриличностных конфликтов можно обнаружить разными  методами: анализируя поведение человека, проводя опросы, интервью и т. д.

3.2  Межличностные конфликты (противоречия)

Это такой вид конфликта, который, возможно, оказывает самое сильное влияние на производственный процесс. Типичные виды таких конфликтов: 

    • конфликт между работодателем и наемным работником;   
    • конфликт между руководителями структурных подразделений за усиление роли своего отдела, за ресурсы организации, за определение производственной, маркетинговой политики организации и т. д.;  
    • конфликт, в основе которого лежат симпатии и антипатии между администратором и работником; 
    • конфликты из-за получения более выгодной работы;  
    • конфликт из-за влияния в организации, фактически из-за власти и т. д.  

  В организациях такую борьбу вынуждены вести многие отделы персонала.  
Цель борьбы – усилить свое влияние на политику организации для того, чтобы решение организации было более эффективным. 

3.3 Конфликты между  личностью и группой в организации

На поведение человека в организации активное влияние  оказывает окружение, в котором  он работает. В нем разрабатываются  групповые нормы поведения и нормы труда.  
           Если человек строит свое поведение на основе норм, отличных от норм группы, то в его отношениях с группой возникает конфликт. Это может быть: 

Информация о работе Виды конфликтов на организации