Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 16:10, курсовая работа
Монополия – это рыночная структура, в которой одна фирма обладает абсолютной рыночной властью и не допускает в отрасль конкурентов. При анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова «моно»- один, «полио»- продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма - производитель товаров, не имеющих субститутов. Следовательно, в использовании термина монополия, а тем более «чистая» монополия всегда присутствует известная доля условности. Цель работы – дать развёрнутую характеристику видам монополий и выявить их положительные и отрицательные черты.
Введение
1. Анализ монополий
1.1. Монополия естественная и искусственная.
Монополистические союзы
1.2. «Плюсы и минусы» монополии и её регулирование
2. Особенности определения цены и объёма производства
2.1. Ценовая дискриминация
2.2. Монополия и эффективность
2.3. Цена и объём производства в условиях монополистической
конкуренции
3. Монополизм в экономике Украины
3.1Антимонопольная политика государства
Заключение
Список использованной литературы
МАКЕЕВСЬКИЙ ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»
по дисциплине «Микроэкономика»
на тему: «ВИДЫ МОНОПОЛИИ И ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕНЫ И ОБЪЁМА ПРОИЗВОДСТВА ПРИ ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ»
студентки 1 курса
экономического факультета
специальности «Финансы и кредит»
группы ФК-21А
Анпиловой Ольги
Руководитель:
Яковлева О.М.
г. Макеевка, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Анализ монополий
1.1. Монополия естественная и искусственная.
Монополистические союзы
1.2. «Плюсы и
минусы» монополии и её
2. Особенности определения цены и объёма производства
2.1. Ценовая дискриминация
2.2. Монополия и эффективность
2.3. Цена и объём производства в условиях монополистической
конкуренции
3. Монополизм в экономике Украины
3.1Антимонопольная
политика государства
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Монополия – это рыночная структура, в которой одна фирма обладает абсолютной рыночной властью и не допускает в отрасль конкурентов.
При анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова «моно»- один, «полио»- продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма - производитель товаров, не имеющих субститутов. Следовательно, в использовании термина монополия, а тем более «чистая» монополия всегда присутствует известная доля условности.
В данной курсовой работе описано четыре вида монополий. Также рассмотрим четыре формы монополистических союзов: картель, синдикат, трест и концерн, которые представляют собой искусственные монополии. Отдельным параграфом будут описаны положительные и отрицательные стороны монополий.
Цель работы – дать развёрнутую характеристику видам монополий и выявить их положительные и отрицательные черты.
Во второй главе
будет рассмотрена ценовая
Эффективность монополии будет представлена двумя противоположными точками зрения. Положительная точка зрения рассмотрена Дж. Гэлбрейтом и
Й. Шумпетером, а отрицательная современными экономистами.
В конце курсовой работы будет описано и графически изображено состояние фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде при выбранной цене и объёме производства.
1. Анализ монополий
Монополия в узком смысле – это рыночное господство одного продавца.
Однако в широком значении под ней подразумевают любое господствующее положение одного или группы лиц в какой-либо сфере деятельности. В экономике различают четыре варианта монопольного (господствующего) положения: 1) монополию, 2) олигополию , 3) монопсонию и 4) олигопсонию
Приложение 1.1 Формы рыночного господства
В монополии существует только один продавец, причём он производит товар, не имеющий близких заменителей. В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объём предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить максимальную прибыль. Поэтому выбор цены из возможных вариантов предопределён величиной прибыли, получаемой от продажи возможного количества товара по данной цене.
Стремление
монополиста к максимилизаци
прибыли путём установления контроля
над ценой и объёмом продаж
есть нарушение свободной
Искусственные барьеры для предотвращения проникновения на монополистический рынок конкурентов представлены юридическими ограничениями в форме «лицензий», «авторского права», «товарных знаков» или «патентной защиты».
Лицензия – это право фирмы на исключительное осуществление определённого вида деятельности на данном рынке.
Авторское право контролирует продажу и распространение оригинального произведения в интересах его автора (книги, музыкального произведения); оно действительно на протяжении всей жизни автора (и ещё в течение 25 лет после его смерти в интересах его наследников).
Товарные знаки – это специальные символы, позволяющие узнавать
(«идентифицировать»)
товар, услугу или фирму;
Патент – свидетельство, удостоверяющее исключительные права автора на распоряжение созданным им благом (технологией); если фирма имеет патент на технологию производства какого-либо продукта, то это делает невозможным производство данного продукта другими фирмами в течение срока действия патента. Патентовладелец вправе продать свою технологию или не использовать её вообще.
Монополистические союзы
По происхождению можно
Приложение 1.2 Основные виды монополий
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Естественная монополия это предприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (электрические и газовые предприятия, компании водоснабжения, линии связи). Как правило, подобные «естественные монополии» находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Существование естественных монополий объясняется особым эффектом, связанным с масштабом производства, - эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения производства. Известно, что крупное производство имеет преимущество перед мелким при сравнении величин издержек в однородном производстве. Вследствие лучшей оснащённости и большей мощности крупного предприятия происходит повышение производительности труда, а значит, понижение издержек на единицу продукции. Это означает более эффективное использование ресурсов. Поэтому данные монополии желаемое явление для общества, хотя монополистическая природа всё равно вынуждает регулировать их деятельность.
Искусственная монополия – это монополия “рукотворно”, специально созданная путём концентрации в чьих-то руках определённой деятельности. При этом для получения рыночной власти и сверхприбылей отдельные компании гигантски укрупняют своё производство, поглощают конкурентов или объединяются в различные монополистические союзы, чтобы не конкурировать, а владеть рынком совместно. Исторически сложились три главные формы союзов: картели, синдикаты и тресты (табл. 1.1.). Основные различия между ними – в широте соглашений участников и масштабах их объединения.
Таблица 1.1 Основные формы монополистических союзов
Формы союзов |
Происхождение их названия |
Главные пункты соглашений |
от итал. carta – документ |
о разделе рынков о квотах производства об уровнях цен | |
от греч. syndikos – действующий сообща |
о совместном сбыте продукции и закупках сырья о квотах производства и ценах | |
от англ. trust – доверие |
полное объединение предприятий |
Картель представляет собой соглашение нескольких предприятий о разделе рынков то есть устанавливающее для всех участников цены на товар, условия найма рабочей силы, обмена патентами, разграничение рынков сбыта и производные квоты (кто и сколько производит) каждого участника в общем объёме производства и сбыта. Его целью является повышение цен (сверх конкурентного уровня), но не ограничение производственной и снабженческо-сбытовой деятельности. Картель редко контролирует весь рынок, ибо вынужден учитывать политику некартелизованных предприятий. Кроме того, участники картеля имеют довольно мощный соблазн обмануть своих партнёров, снижая цены или активно рекламируя свой товар, что создаёт условия для захвата части рынка. Ещё один способ скрытого установления монопольных цен – так называемое «лидерство в ценах». Суть его в том, что, когда ведущая в данной отрасли фирма предпринимает нужное изменение цен, другие фирмы “молчаливо” следуют за ней.
Яркий пример картеля международного
масштаба – организация стран-
Чтобы получить дополнительные доходы, монополисты используют и другие ценовые “хитрости”. Так на сопряженные, дополняющие друг друга товары принтер и краска к нему) устанавливается “система связанных цен”. На принтер цена не велика, а на краску завышена.
Картельные соглашения, где они запрещены, часто заключаются путём «тайного сговора» (без существенного оформления). Но многие картели представляют собой временную структуру рынка и встречаются редко.
Синдикат организует совместный сбыт продукции и единые закупки сырья в определённых количествах и по определённым ценам. Эта форма характерна для фирм, договаривающихся о единой реализации своей продукции с крупными торговыми компаниями.
Трест – наиболее тесный монополистический союз. Входящие в него предприятия объединяются под единым управлением.. К примеру, знаменитый Аэрофлот, городские объединения (бытовых услуг, хлеб торги и т. п.). Все они господствовали над потребителями. Таким образом, тресты – самое сильное и антиобщественное проявление монополизма. Не случайно в большинстве стран мира они запрещены законом.
Иногда среди монополистов могут оказаться и так называемые концерны.
Концерн – это главная форма современных хозяйственных объединений. Он представляет собой крупный диверсифицированный (многоотраслевой) экономический комплекс, в который входят промышленные, торговые, банковские и другие предприятия, подчас разбросанные по многим странам. Их объединения вокруг себя обеспечивает
Холдинг –головная компания, сосредоточившая у себя акции участников концерна и благодаря этому влияющая на их деятельность. Многие концерны опираются густую сеть мелких и средних предприятий и добиваются высокой эффективности за счёт гибкого маневрирования капиталами и направления их в наиболее доходные отрасли экономики.
Помимо основных видов монополии естественной и искусственной, есть ещё два вида: административная и экономическая.
Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного вида деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, которые объединяются и подчиняются разным министерствам и ассоциациям. Как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего СССР принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.
Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идёт о предпринимателях, которые завоевали монопольное положение на рынке. Этого можно достичь двумя способами. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Используя один из способов или все два, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.