Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 16:10, курсовая работа
Монополия – это рыночная структура, в которой одна фирма обладает абсолютной рыночной властью и не допускает в отрасль конкурентов. При анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова «моно»- один, «полио»- продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма - производитель товаров, не имеющих субститутов. Следовательно, в использовании термина монополия, а тем более «чистая» монополия всегда присутствует известная доля условности. Цель работы – дать развёрнутую характеристику видам монополий и выявить их положительные и отрицательные черты.
Введение
1. Анализ монополий
1.1. Монополия естественная и искусственная.
Монополистические союзы
1.2. «Плюсы и минусы» монополии и её регулирование
2. Особенности определения цены и объёма производства
2.1. Ценовая дискриминация
2.2. Монополия и эффективность
2.3. Цена и объём производства в условиях монополистической
конкуренции
3. Монополизм в экономике Украины
3.1Антимонопольная политика государства
Заключение
Список использованной литературы
1.2. «Плюсы и минусы» монополий и её регулирование
Положительные стороны монополии проявляются в двух главных пунктах (прил. 3). Во-первых, в определённых отраслях она более эффективна и даёт «экономию затрат». Во-вторых, по сравнению с конкурентным сектором у моно- и олигополистов больше средств и стимулов для развития НТП.
Дело в том малые фирмы обычно стеснены в финансах и озабочены текущей доходностью, а не будущими возможными выгодами от нововведений. Так же, новые идеи быстро копируются конкурентами, и получается, что затраты на их осуществление несут одни, а выгода делится на всех. У крупных же монополистических фирм и финансовые возможности шире, и вся прибыль от новшеств достаётся их авторам.
Отрицательные черты:
1) Нерациональное распределение ресурсов: оно происходит, когда в погоне за сверхприбылями монополисты искусственно ограничивают производство и поднимают цены. Тем самым нарушается механизм рыночного регулирования эффективности экономики, действующей в условиях конкуренции.
2)Усилие неравенства доходов в обществе также связано с монопольно завышенными ценами и сверхприбылями, ибо получение последних означает относительное уменьшение доходов остальной части населения.
3) Экономический застой и торможение НТП. Монополисты не испытывают давления конкурентов и часто могут иметь высокие прибыли и без дополнительных усилий, благодаря своей рыночной власти. Это не подталкивает их к совершенствованию производства, повышению его эффективности, улучшению качества продукции. Кроме того, они заинтересованы в полном физическом использовании работающего оборудования, внедрение же новых машин угрожает ему быстрым моральным износом.
4) Опасность для политической демократии. Экономическая власть позволяет монополистам активно влиять на политику в своих интересах. Финансируя политические партии и предвыборные кампании, они проводят в парламенты и правительства своих людей, добиваются принятия нужных решений, получают выгодные контракты, налоговые льготы, субсидии и другие привилегии, ущемляя права и интересы других людей.
Необходимость сдерживания и регулирования монополизма передовые общества осознали ещё в конце XIX в., так в, соответствии с первым в истории антитрестовским законом Шермана, принятым в США в 1890 г., монополизация производства и торговли объявлялась незаконной и преступной. Современная антимонопольная политика направлена на
а) использование преимуществ
б) недопущение или ограничение искусственной монополии. В этих целях применяются меры против чрезмерной концентрации экономической мощи, искусственных дефицитов, ценовых злоупотреблений, стимулируется конкуренция в экономике и т. п.
Ценовая дискриминация является одним из способов расширения рынка сбыта в условиях монополии. Она проводится при следующих условиях:
Если фирма, производящая продукцию, которая может быть перепродана, например телевизоры, холодильники, сигареты и т. п., решила прибегнуть к ценовой дискриминации, то она столкнётся со следующей ситуацией. Снижение цены на эти товары для пенсионеров и сохранение для всех остальных приведёт к тому, что, покупая эти товары, пенсионеры тут же будут их перепродавать.
Иная ситуация складывается, если продукция не может перепродаваться; прежде всего услуги. В этом случае для групп потребителей, спрос со стороны которых является более эластичным, устанавливаются скидки. Иными словами, разные группы потребителей представляют собой разные рынки, эластичность спроса на которых различная.
Предположим, что какая-то авиакомпания Y продавала 100 тыс. авиабилетов по 3000 грн. за билет. Такая цена была установлена исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек. Ежемесячный валовой доход составляет около 300 млн. грн. Однако в результате произошедших изменений (выросли цены на топливо, работникам повышена зарплата) издержки возросли и цена билета была повышена вдвое. Количество проданных билетов тоже уменьшилось в два раза и составило 50 тыс. шт. Несмотря на то, что общий валовой доход сохранился на уровне 300 млн. грн., существуют возможности получить дополнительный доход, привлекая отказавшихся пассажиров скидками.
На рис. 2.1. графически изображена ситуация, когда рынок услуг авиакомпании разделён на два отдельных рынка. Первый (рис. 2.1. А) представлен состоятельными людьми, для которых важна быстрота передвижения, а не цена. Спрос с их стороны относительно неэластичен. На втором рынке действуют лица, для которых скорость не важна, они могут воспользоваться железной дорогой.
Рис. 2.1 А и Б Модель ценовой дискриминации
Р, грн.
6000
3000
D D1
где,
МС – предельные издержки; D и MR – спрос и предельный доход фирмы на первом; D1 и MR1– спрос и предельный доход фирмы на втором рынке
Из рис. 2.1. видно, что при цене билета 6000 грн. ни один потребитель со второго рынка не воспользуется услугами авиакомпании. Однако если этим потребителям предоставить 50%-ную скидку, то билеты будут проданы и доход компании увеличится на 150 млн. грн. ежемесячно.
С одной стороны, ценовая дискриминация позволяет увеличить доходы, а с другой стороны, большее количество потребителей получают возможность воспользоваться услугой данного вида. Такая политика в области ценообразования выгодна обеим сторонам. Однако в некоторых странах ценовая дискриминация рассматривается как препятствие конкуренции и усиление монопольной власти, и её отдельные проявления попадают под антимонопольное законодательство.
2.2. Монополия и эффективность
Одна точка зрения
на проблемы монополии и эффект
1. Имея высокую прибыль, монополии и олигополии располагают достаточными средствами для инвестиций в научно-технический прогресс.
2. Высокие барьеры, существующие для входа новых фирм, дают монополиям уверенность в том, что экономическая прибыль сохранится долгое время.
3. Получение монопольной
прибыли за счёт более высоких
цен является стимулом
4. Монополия стимулирует конкуренцию.
5. В отдельных случаях монополия способствует снижению издержек и реализации эффекта масштаба (естественная монополия). Конкуренция в таких отраслях привела бы к росту средних затрат и снижению эффективности.
А современные экономисты считают, что распространение монополии снижает экономическую эффективность по трём причинам.
Во-первых, объём производства монополиста ниже, а цена – выше. Это при-водит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объёме.
Во-вторых, являясь единственным
продавцом на рынке,
В-третьих, барьеры для вступления новых фирм в монополизированные отрасли, а также огромные силы и средства, которые монополисты тратят на сохранение и укрепление собственной рыночной власти, оказывают сдерживающее воздействие на экономическую эффективность.
Указанных недостатков монополии не существует при других видах конкуренции, например, в условиях монополистической конкуренции. Данный пример будет рассмотрен в следующем параграфе.
2.3. Цена и объём
производства в условиях
Как определяется цена и объём производства фирмы в условиях монополистической конкуренции? В краткосрочном периоде фирмы будут выбирать цену и объём выпуска, максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки.
На рис. 2.3 изображены кривые цены (спроса), предельного дохода, предельных и средних валовых издержек двух фирм, одна из которых максимизирует прибыль (рис.2.2, А), а другая минимизирует убытки
(рис.2.2, Б).
Рис. 2.2. Цена и объём производства фирмы в условиях монополистической конкуренции, максимизирующие прибыль (А) и минимизирующие убытки (Б);
P P
Прибыль MC Убытки MC
Р0 ATC
ATC
AVC P1 AVC
D
D
MR
MR
Q0 Q Q1 Q
А Б
где, D – спрос; MR – предельный доход; MC – предельные издержки; AVC – средние переменные издержки; ATC – средние валовые издержки
Спрос на продукцию фирм не является абсолютно эластичным, и поэтому график дохода проходит ниже графика спроса. Наибольшую прибыль фирма получит при цене P0 и объёме производства Q0, а минимальные убытки – при цене P1 и выпуске Q1.
Однако на рынках
монополистической конкуренции
экономическая прибыль и
Сокращение спроса снизит прибыль до нуля. Иными словами, долгосрочной целью фирм, является безубыточность.
Ситуация долгосрочного
Рис. 2.3. Долгосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции
P
MC
P0 ATC
D
MR
Q0 Q1 Q
где, D – спрос MR – предельный доход; MC – предельные издержки; ATC – средние валовые издержки
Отсутствие прибыли лишает новые фирмы стимула для вступления в отрасль, а старые – для выхода из неё. Однако в условиях монополистической конкуренции стремление к безубыточности скорее тенденция. В реальной жизни фирмы могут получать прибыли достаточно длительный период. Это связано с дифференциацией продукции. Некоторые виды продукции трудно воспроизвести. Например, чтобы открыть парикмахерскую или заняться част-ной медицинской практикой, надо иметь соответствующее образование, подтверждённое дипломом.
Является ли рыночный
механизм монополистической конкуренции
эффективным? С точки зрения использования
ресурсов – нет, так как производство
осуществляется не с минимальными издержками
(см. рис. 2.3.): производство Q0 не достигает величины, где
средние валовые издержки фирмы минимальны,
т. е. составляет величину Q1. Однако если оценить эффективность
с точки зрения потребителей, то многообразие
товаров предпочтительнее, нежели однообразная
продукция по более низким ценам и в большем
объёме.
3.Монополизм в экономике Украины
Монополии существуют во всем мире. Их
возникновение значительно